Во время расстыковки корабля экспедиции посещения со станцией основной экипаж обычно лишь наблюдает за ее ходом. Но Коваленку и Савиных на этот раз пришлось прийти на помощь своим товарищам. Команда на расстыковку в расчетное время не прошла - была нарушена очередность выдачи команд. Ситуация сразу же осложнилась.
- Режим не прошел и второй раз, - доложили «Памиры».
На связи Алексей Елисеев.
- Мы просмотрели ленты, и нам все ясно. Вы можете оценить ориентацию?... Будем работать по порядку. Сначала «Памиры»...
Джанибеков сообщил данные по тангажу, курсу, крену корабля.
- «Фотоны», теперь ваша оценка, - сказал Елисеев. - Где находится центр Земли относительно центра экрана?
Коваленок сразу четко охарактеризовал состояние комплекса, его положение в пространстве.
- Подождите немного, - передал Елисеев, - будьте на связи...
Впервые возникла такая ситуация на орбите. И надо быть предельно осторожным. В космосе - тишина.
В такие минуты особая ответственность ложится на руководителей полета.
- «Памиры», «Фотоны»! - звучит голос Елисеева. - Мы сейчас выдадим команду на расстыковку со стороны станции. Условия для нее благоприятные. Сообщите нам о прохождении команды. «Фотоны», постоянно передавайте курс, крен, тангаж.
- Есть!
- «Памиры»! Сразу после расстыковки ориентируйте корабль, - распоряжается Елисеев. - Идем на спуск без промежуточного витка.
- Мы готовы!
И вновь голос Елисеева:
- 17 минут 55 секунд выдана команда на расстыковку!
И сразу же доклады с орбиты:
- Есть разгерметизация стыка!
- Наблюдаем отход корабля!
- Дальше по программе, - голос Елисеева стал мягче, - работаем спокойно...
Много приходилось видеть стартов, посадок, стыковок и расстыковок. Привыкли мы уже к тому, что проходят они четко, гладко, «штатно», как говорят специалисты. Но за этими буднями готовность к любым неожиданностям, умение собраться в трудную минуту, принять верное решение. Готовность самих космонавтов и тех, кто работает вместе с ними, находясь на Земле...
«СоюзТ-10»
«Огонёк» 1984 г. №8, с.23
Ведь полет в космос, стыковка — настоящий поединок с нервами, со слабостью человеческой. Последнюю сотню метров шли не на автоматике, а вручную, и когда уже были совсем-совсем рядом, освещенность вдруг стала такова, что креста для опознавания при сближении не увидели. Но не засуетились, трезво оценили обстановку. Погасили скорость корабля, переждали, а когда изменилось освещение — точно сработали пружины захвата.
— Тяжело было? — после стыковки спросила Земля.
— Да, командир за несколько минут, пока стыковались, килограмма два, наверное, потерял, — ответил Владимир Соловьев. А ведь командир «Союза Т-10» — человек хладнокровный. Он по возрасту старше всех в экипаже, ему 42 года. И в отряде давно. Целых 15 лет ждал первого полета.
«СоюзТМ-25»
"НК" 1998 №15-16
Состыковались не без приключений. Василий молодец - чувствуется опыт, мастерство. Я сначала даже и не понял, что произошло. Вот-вот должен загореться транспарант «Механ. Соедин.», т.е. должна произойти стыковка, а вместо нее - авария сближения. Я недоуменно смотрю на удаляющуюся станцию. Что случилось? Почему эта авария, а не другая? Я же ждал совсем другой отказ, другую НШС (нештатная ситуация). Василий четко, без дрожи в голосе называет команды, которые надо выдать. Глазами бегаю от экрана ВКУ до моего КСП. Маленькое замешательство. Руки выдают нужные команды. Одновременно в голове рождается, я бы сказал проявляется, картина сближения. Взгляд со стороны. Вижу станцию, отходящий корабль. Вижу контур управления, который надо отключить. Вижу контур управления, который надо включить. Они разные по цвету. Выданные команды меняют их цвета.
Василий берет управление кораблем в свои руки. Чувство, словно корабль обхватывают крепкими руками и плавно и уверенно подводят к станции.
Есть касание! Стыковка!
Все. Приехали. Проверка на герметичность стыка и командир открывает люк.