1750 - Карло Гольдони. "Лунный мир" (Италия)
Карло Гольдони
Из оперы Бальдассаре ГалуппиБальдассаре Галуппи (итал. Baldassarre Galuppi) родился 18 октября 1706 в Венеции. В Венеции он получил образование в консерватории, впоследствии стал её директором и руководителем хора, а позже получил должность капельмейстера собора Св. Марка - высший музыкальный пост в Венеции. С 1741 много путешествовал по Европе, в 1741-1743 работал в Лондоне. В 1750 написал оперу «Лунный мир» (Il mondo della Luna) на либретто Гольдони. В 1765-1768, в период царствования Екатерины II, Галуппи был приглашен работать придворным капельмейстером и сочинителем музыки в Петербурге. Здесь он поставил оперы «Король-пастух», «Покинутая Дидона», «Ифигения в Тавриде», которая была написана специально для императорского двора. Галуппи стал первым иностранцем, написавшим музыку на текст православного богослужения, и ввёл в него неизвестную ранее форму «концерта». За время службы в России композитор написал несколько кантат, духовных концертов и серенад. Затем вернулся в Венецию, где свои последние годы посвятил клавесинной музыке. Двадцать опер Буранелло написал на тексты знаменитого драматурга Карло Гольдони, который сказал как-то, что Галуппи «среди музыкантов то же, что Рафаэль среди художников».
Умер 3 января 1785 в Венеции в возрасте 78 лет.
Космонавтика/астрономия не приминула заглянуть на театральные подмостки. Афра Бен (см. 1687 г) еще в прошлом веке создала пьесу-фарс "Император Луны". Однако она высмеивала межпланетчиков-мечтателей. На примере доктора Бальярдо, свихнувшегося после прочтения фантастики космического направления, она показывает, что неземные грёзы - опасное заболевание. Ей прощается, она первая женщина, вообще заметившая проблему космических путешествий и этим интересна. Но фарс Афры быстро стал комедией. Ярмарочный театр в Париже еще в начале XVIII века играл постановку «Арлекин, император Луны», одну из "комедии масок". Напомню, что комедика масок - это бессмертный набор персонажей - Арлекин, непременно в пёстрой одежде, что символизирует заплатки, Коломбина - разбитная служанка, грустный влюблённый Пьеро, придурковато-умный Панталоне, ещё парочка персонажей и всё, далее почти импровизация на заданную тему.
Карло Гольдони в 1750 г написал либретто для оперы "Лунный мир" и этому либретто была суждена долгая жизнь.
Напоминаю, что либретто (с итальянского - маленькая книжечка) - это словесный текст музыкально-драматического произведения - оперы, оперетты, кантаты, оратории, сценарий балетного спектакля. Название связано с тем, что оперные либретто с конца XVII в. часто выпускались для посетителей театров в виде маленьких книжечек.
Либретто Гальдони послужило основой для опер Б. Галуппи, Н. Пиччинни, Дж. Паизиелло, Дж. Астариты, Й.Гайдна, М. Португала и других.
Вкратце:
У богатого и скупого купца Буонафеде две дочери - Клариче и Фламиния. Старик охраняет невинных девушек от их возлюбленных. Мешает создать сразу две семьи, наверно, опасаясь, что зятья пустят его по миру (и у подозрений есть основания - оба жениха рифмоплёты и баламуты). Один из них, Экклитико, решает прибегнуть к обману, в чем ему помогает служанка Лизетта, хитрая, но добродетельная. Невежественный Буонафеде верит в астрологию и это очень кстати: Экклитико сообщает старику, что он получил от императора Луны волшебные капли, переносящие человека на эту планету. Буонафеде принимает капли (снотворное), в то время как Экклитико устраивает в саду искусственную Луну. Роль императора Луны исполняет слуга Эрнесто, императрицы - Лизетта. Одураченного купца заставляют дать согласие на брак дочерей с их возлюбленными. Потом обман раскрывается, купец вынужден сдержать слово. Хеппи-энд.
Издание Гольдони на итальянском языке читать тут - в djvu - 13,4 Мб



Постер довольно современной постановки оперы Й.Гайдна
Пьеса Бальдассаре Галуппи Карло Гольдони (итал. Carlo Goldoni) родился 25 февраля 1707 в Венеции.
Его дед был любителем театра, а отец заставлял учить медицину. Карло же увлекался древнегреческими авторами, постоянно пребывал а компаниях актёров и актрис. Отец разрешил ему переменить профессию и стать юристом. Карло учится в Венеции, потом в Павии, но тяга к театру не ослабевает. Ему всего 16 лет, когда он задумывает реформу в драматургии. За сатиру «Колосс» его выгнали из Павии, после чего он учился некоторое время в Удине, а затем в Моденском университете, где и окончил курс. Он стал успешным адвокатом и одновременно сочинял пьесы. В 1738 году появляется его пьеса "Momolo cortesan", которую можно считать началом его настоящей драматургической деятельности. В 1748 году он стал присяжным драматургом труппы Медебака. Вместе с последним Гольдони скоро устроился в Венеции. Гольдони сочинял трагедии и всё время выходило очень неудачно, без успеха. Потом он написал либретто к комедии «Светский человек» (L'Uomo di Mondo), за которою последовали другие и быстро стал знаменитым. В течение одного года (1750) им было написано для венецианской публики шестнадцать трёхактных пьес. В том числе и "Лунный мир". В том же году пьеса была поставлена, композитор Бальдассаре Галуппи
В 1761 году Гольдони навсегда эмигрировал в Париж, куда его вызвала дирекция итальянского театра. В два года он написал там 24 пьесы, из которых удержались в репертуаре 8, Гольдони не придавал им значения, почти не бывал на представлениях, зато часто посещал театр французский, где восторгался Мольером. Был учителем итальянского языка. Затем приглашен в Лондон писать пьесы для лондонского итальянского театра. Писал пьесы на итальянском и французском.
Умер в Париже в 1793 году. Конвент назначил ему пенсию, но Гольдони умер раньше, чем пенсия начала ему выплачиваться.
Гольдони написал более 200 пьес. "Лунный мир" не самая знаменитая, пожалуй, сейчас она интересует только историков космонавтики. А самая известная - «Слуга двух господ» (еще более известная как «Труффальдино из Бергамо»).