вернёмся к началу?


версия от 13.04.2006
Е-6

Сразу после первых лунников, даже точнее — одновременно с ними — Королёв главнейшей задачей считал посадку на Луну. Причём посадку нормальную, с последующей фотосъёмкой. Собственно, термин "мягкая посадка" и возник лишь потому, что американцы начали с посадки "жесткой", не имея мощных РН. Как известно, и жесткой посадки на Луну у американцев не получилось. Но и у нас не ладилось долго. Разработка над Е-6 шла уже в 1958 г. В 1959 г старт намечался на 1961 г.

Станцию Е-6 выводила на низкую геоц. орбиту (опорная орбита) РН "Молния" (она же 8К78). Три ступени отбрасывались последовательно. Затем 4-я ступень РН совершала нужное число витков (~1,5) и стартовала к Луне. Сразу после набора скорости КА отделялся от РН. Масса пустой РН была около тонны: 1076 кг (Луна-4), ~1 085 (Луна-9). Судьба удачно отработавших РН неизвестна. Не было на них никаких приборов и АКБ скоро истощились. Вероятно, они достигали своего апогея ~ в 1 млн. км, а затем возвращались к Земле и сгорали, не завершив витка.

Сразу после отделения КА ориентировался на Солнце (у него было 5 групп датчиков: 2 — Солнца, 2 — Луны, 1 — Земли) и закручивался с единственной целью — чтоб был равномерный нагрев. Никаких сонечных батарей на нем не было — только химические.

ДУ (КТДУ-5А КБ Исаева) была рассчитана на 2 включения: коррекцию и торможение. Тяга 45,5 кН (4500 ±500 кг - регулир.), уд.имп - 2725 м/с, суммарное время работы - 43 с. Вытеснительная подача. Вес ДУ - 140 кг.

На пути к Луне предусмотрено 9 сеансов радиосвязи. Во время 4-го сеанса производилась ориентация на на Солнце, Луну и Землю. Результаты обрабатывались на Земле и на борт КА передавались уставки для коррекции. На расстоянии ~250 тыс км от Земли КА осуществлял коррекцию траектории. (У "Луны-9" изменение скорости - 71,2 м/с.).

В сеансе коррекции осуществляется ориентация объекта на Солнце и Луну для обеспечения необходимого направления выдачи корректирующего импульса. По команде временного устройства объект ориентируется на Солнце с помощью оптических датчиков. Затем осуществляется ориентация объекта на Луну с помощью лунного датчика. После этого выдается команда на разворот объекта на задаваемый с Земли угол, в результате чего он занимает положение, необходимое для проведения коррекции. Максимальная величина корректирующего импульса составляет 130 м/сек. (Тв.насл.)

При потере Луны или Солнца включение ДУ блокируется и сеанс коррекции повторяется.

Посадка изначально планировалась в Океане Бурь, на линии терминатора. После коррекции ошибка при приземлении не должна была превышать 150 км.

За 2 часа до посадки вновь производится ориентация объекта по Солнцу, Луне и Земле. На высоте 8700 км над поверхностью Луны продольная ось объекта направляется по лунной вертикали, которая соответствует направлению вектора скорости при посадке. (Тв.насл.)

Радиовысотомер сообщал данные в бортовую ЭВМ. На высоте 75 км над Луной (за 48 с до посадки) сбрасывались ставшие ненужными 2 блока астроориентации . На высоте 260-265 м скорость гасилась с 2630 м/с до нескольких м/с и ДУ переключался на режим малой тяги (245 н, рулевые сопла). Здесь выдвигался контактный щуп длиной 5 м. При его контакте с грунтом происходил отстрел АЛС - лунной станции. Старались отбросить её подальше от упавшей тормозной установки. Скорость посадки 4-24 м/сек. Перегрузка не более 200 g.

АЛС, имеющая форму яйца, падала достаточно далеко (насколько?) от места падения основной части КА (в кадр он не попадал) и некоторое время прыгала, как мяч в своей надутой амортизационной оболочке. Посколько центр тяжести у неё был смещён, АЛС непременно устанавливалась в нужное положение. После чего (через 4 мин после посадки) амортизационные баллоны отбрасывались и раскрывались 4 защитные лепестка. Они же служили антеннами. Они же и вырвнивали АЛС на поверхности, нацеливая на Землю, которая была в зените. И ещё 4 штыревые антенны были, с них свисали на ниточках такие грузики. Это эталоны яркости, чтоб оценить альбедо лунного грунта.

После этого включалась телекамера кругового обзора, приборы и радиокомплекс. Во избежание перегрева посадка "Луны-9" была выполнена на терминаторе. Солнце поднялось лишь на 3° и первые снимки были очень плохие. Но затем было проведено еще 3 сеанса и качество оказалось вполне хорошим. А первые снимки с Луны напечатали англичане. Они тоже вели приём сигналов и правильно разобрались, что они означают. Правда, они ошиблись в масштабе и все кратеры на Луне стали вытянутыми. Добиться разрешения из Москвы сразу не удалось и англичане поступили, как настоящие пираты. И я их понимаю.

Теперь о названиях. В открытой печати серия называлась "Луна-Е", причем зачастую путали с индексом "Е" и тогда появлялись вообще странные названия.

"Луна-9" из-за своего переезда в другую фирму имела двойной номер: №13 в ОКБ-1 и №202 в КБ Лавочкина. Под командой Бабакина в конструкцию было внесено множество изменений, поэтому 3 бабакинские Е-6 идут под индексои Е-6М (№201 служил для наземной отработки и никуда не летал). Вероятно КА "Луна-13" не очень отличался от КА "Луна-9" в целом, но на СА были добавлены приборы: плотномер и грунтомер. "Луна-9" подтвердила утверждение Королёва "Луна - твёрдая!", а "тринадцатая" определяла, насколько твёрдая.

Во всех видах СМИ "Луной-9" называли и сам КА весом 1,5 т и АЛС весом 100 кг. Ничего уж тут не поделать. Уже привыкли, что "Луна-9" - это такой цветочек в лунной пыли. Хотя, если, разобраться, это хоть и главная часть, но всего только СА, зонд, просто контейнер с аппаратурой, куда его положили, там он и будет лежать. Чтоб как-то различать, называли его и АЛС (автоматическая лунная станция). Короче, путаницы много.

Масса КА примерно 1470 кг (1442-1620 кг.) Масса АЛС - 100 ("Луна-9") -112 ("Луна-13") кг. А иногда всплывают другие цифры: 79,5 кг, например. Откуда? Без амортизаторов? На АЛС телекамера - 3,4 кг, науч. приборы - 5 кг.

Вес сбрасываемых астроотсеков - 312 кг. Вес перед посадкой - 430 кг. Вес топлива - 773 кг.

Какая масса топлива на КА? Сколько его тратилось на коррекцию, сколько на торможение? Какова масса сброшенных блоков астроориентации? А амортизаторов? Как это их отбрасывали, чтоб в кадр не попали? Может быть сдували? Как? Каков запас газа в системе ориентации?

Возможная характерестическая скорость, сообщаемая КТДУ? Тяга двигателей ориентации?

Ресурс АКБ на КА и на СА? рассчитан на 5 радиосеансов. 1 раз в сутки по 1 часу. Почему у "Луны-9" 3 сеанса телесъемки (а всего - 7?Тв.нас-03). Сколько у "Луны-13"?