«Космос-154»

Маров:
Второй испытательный полет 8 апреля 1967 года не состоялся из-за неполадок с «Блоком Д». Хуже того, 23 апреля первый пилотируемый полет «Союза» по околоземной орбите завершился катастрофой, унеся жизнь космонавта Владимира Комарова. Его короткий орбитальный полет столкнулся с рядом серьезных проблем, а в ходе аварийной посадки запутались стропы парашюта. Программы «Зонд» и «Союз» были приостановлены до выяснения причин отказов. Запуски по программе «Зонд» возобновились, однако, в сентябре того же года.

Каманин:
8 апреля.
По дороге на 92-ю площадку встретил на обочине Тюлина и Лобова: у них испортилась автомашина — пришлось взять их в мою машину. Вместе с ними приехал на командный пункт. Заправка УР-500К полностью автоматизирована. Во время заправки у ракеты нет ни одного человека, а по 20-минутной готовности все эвакуируются из зоны радиусом до одного километра, управление пуском ведется с подземного КП, все работают с противогазами. Тюлин, Мрыкин, Глушко, Курушин, я и космонавты наблюдали пуск с ИП 92-й площадки (удаление от старта — 1,6 километров). В отличие от «семерки», на УР-500К очень простая и хорошо продуманная ферма обслуживания (основа фермы, расположенная с одной стороны ракеты, «обхватывает» ее пятью площадками обслуживания, есть два лифта).
После отхода фермы обслуживания ракета смотрится как красивая белая церковь.
В 12:00:08 мы услышали последнюю команду — «Пуск!», а в 12:00:28 начался подъем ракеты. Отдельные порывы ветра доходили до 17—18 метров в секунду, но ракета поднималась очень устойчиво. В чистом голубом небе хорошо было видно отделение первой ступени. Все три ступени ракеты и блок «Д» сработали нормально, и в целом пуск прошел отлично: лунный корабль был успешно выведен на орбиту ИСЗ.
Этот пуск будет объявлен как вывод на орбиту «Космоса-154».
Через 40 минут все члены Госкомиссии и главные конструкторы собрались на второй площадке в кабинете Кириллова. Все поздравили Челомея с успехом. Но вывод на орбиту — это еще лишь часть дела: через сутки нужно будет включить повторно блок «Д» и направить корабль к Луне (эта операция осуществлялась нами уже более десяти раз). Ответственен за блок «Д» Мишин, и ему пока рано радоваться. Мишин улетел в Евпаторию, а Челомей, Глушко, Лобов и другие — в Москву. На полигоне остались Тюлин и я: Тюлин будет проверять ход работ на Н-1, а я буду продолжать подготовку для полета на «Союзах» космонавтов, прилетевших сегодня на полигон вместе с генералом Кузнецовым.

9 апреля.
Вчера была большая победа — отлично сработала УР-500К и вывела на орбиту ИСЗ лунный корабль Л-1. Но сегодня нам пришлось по вине ЦКБЭМ пережить горечь двух поражений. Сегодня не включился повторно блок «Д», и мы не можем послать Л-1 к Луне. На этом корабле есть автомат, который после включения двигателя разгона (блок «Д») отстреливает стабилизирующее устройство. При пуске второго корабля Л-1 было решено отключить этот автомат и использовать блок «Д» два раза: при выведении на орбиту и для разгона к Луне. Распоряжение об отключении автомата было дано лично Тюлиным, но по халатности Мишина не было выполнено: корабль ушел в космос с включенным автоматом и он, естественно, сработал после включения блока «Д» при выведении на орбиту.
Причиной срыва этого полета к Луне стала грубейшая ошибка Мишина и его помощников. Тюлин был в бешенстве и при разговоре с Мишиным по телефону (Мишин в Евпатории) нагрубил ему, обозвав м....ом. Вечером Тюлин еще «кипел» и, рассказывая мне о неприятных разговорах с начальством (Устинов, Смирнов), дал Мишину убийственную, но верную характеристику: «Глупый индюк. Гонору у него в пять раз больше, чем было у Королева, а уменья — в десять раз меньше». Мне с первых шагов Мишина как Главного конструктора было ясно, что он — не тот «конь», который сможет вывезти наш «космический воз». Непрерывная цепь промахов и ошибок, неорганизованность, легкомыслие и неуменье заставить людей планово работать — вот неполный перечень итогов работы Мишина.
Черток:
По информации с полигона, пуск УР-500К с кораблем Л1 № 3П 8 апреля в 12.00 с секундами прошел отлично. Корабль вышел на опорную орбиту, и теперь нам из Евпатории положено было через сутки дать команду на второе включение блока "Д" для разгона к Луне. Для руководства экспериментом Мишин из Тюратама перелетел к нам в Евпаторию.
Второе включение блока "Д" на разгон не прошло, и виноваты в этом были не блок "Д", не система управления и не двигатель, а люди, которым было поручено изменить схему прибора автоматики обеспечивающую второе включение. По чьей-то вине это не было выполнено. Мне было жалко смотреть на Мишина, которого по ВЧ-связи Тюлин с полигона нещадно ругал. Мы только догадывались, что сам Тюлин как председатель Госкомиссии получил весь необходимый "джентльменский набор комплиментов" от Устинова за очередной "Космос-154". Запас упрощенных кораблей был исчерпан. Теперь предстоял пуск штатных кораблей Л1, укомплектованных всеми системами.