Ежегодник 1970 г «Аполлон IX». Запуск на геоцентрическую орбиту пилотируемого корабля «Аполлон» с экипажем в составе: Джеймс Мак-Дивитт - командир корабля, Дейвид Скотт-пилот основного блока корабля (ОБК), Рассел Швейкарт - пилот лунного отсека (ЛО). Основные задачи полета: испытания пилотируемого2 ЛО с имитацией условий полета, предусматривающего высадку космонавтов на Луну; проведение эксперимента по переходу пилота из ЛО через открытый космос в ОБК и обратно; испытания системы разгерметизации кабин космонавтов во взлетной ступени (ВС) и отсеке экипажа (ОЭ), а также автономной ранцевой системы жизнеобеспечения PLSS3; испытания модифицированной ракеты-носителя «Сатурн V»; проведение сеансов телевидения с борта при помощи переносной камеры, которая в дальнейшем должна использоваться на поверхности Луны; съемка с помощью двух стандартных и одной широкоугольной фотокамер и двух кинокамер. Выведенный на орбиту корабль (рис. 3) состоял из ОБК и ЛО (образец LM-3), снабженных стыковочным узлом, который перед переходом космонавтов через туннель из ОЭ в ЛО и обратно демонтируется, чтобы освободить проход, и устанавливается вновь, если предстоит стыковка на орбите. Сближение и причаливание обеспечивается бортовым радиолокатором и радиолокационным приемоответчиком. Графиком полета предусмотрен одновременный отдых всех трех космонавтов, прием пищи три раза в сутки. Пилот ОБК имел скафандр типа IV4, командир корабля и пилот ЛО - скафандры типа EV 5 (рис. 4). Пилот ЛО и командир корабля были снабжены ранцевой системой жизнеобеспечения PLSS (рис. 5), рассчитанной на 4 часа. На случай возникновения аварийной ситуации на участке выведения на орбиту предусматривались четыре способа спасения космонавтов. На случай неполадок, не требующих аварийного спасения, предусматривались семь запасных программ. Стартовый вес ракеты-носителя с полезной нагрузкой составлял 2935,93 от, общий вес полезной нагрузки - 42 430 кг, в т. ч. корабль-36 550 кг. Запуск был проведен в расчетное время в 16 час 00 мин6 3 марта. Последняя ступень с кораблем вышла на орбиту, близкую к расчетной (круговая высотой 191 км)7. Космонавты провели проверку бортовых систем и начали перестроение отсеков. ОБК отделился от ступени, отошел на 15 м и развернулся на 180°. Космонавты в течение ~15 мин совершали групповой полет, а затем произвели стыковку ОБК и ЛО. Потом корабль отделили от ступени, которая после второго включения двигателя вышла на гелиоцентрическую орбиту. 2 Испытания непилотируемого ЛО проводились при запуске «Аполлона V».
3 Portable Life Support System - портативная система жизнеобеспечения.
4 Intra Vehicular - внутрикорабельный.
5Extra Vehicular - внекорабельный.
6 Здесь и далее время по Гринвичу.
7 Здесь и далее в скобках приводятся расчетные данные. В первые два дня полета космонавты четыре раза включали маршевый двигатель корабля, последовательно увеличивая (до 503 км) апогей его орбиты. 5 марта Скотт провел демонтаж стыковочного узла, Швейкарт и Мак-Дивитт перешли через туннель из ОЭ в ЛО, включили бортовые источники питания, проверили бортовое оборудование и провели сеанс телевидения. Затем космонавты в соответствии с программой включили и выключили двигатель посадочной ступени (ПС), обесточили бортовые системы ЛО и вернулись в ОЭ. В пятый раз был включен маршевый двигатель и корабль перешел на орбиту с перигеем 229 км и апогеем 239 км (круговая высотой 246 км), которая является исходной для проведения экспериментов по переходу Швейкарта из ОЭ в ЛО и обратно через открытый космос (6 марта) и автономному полету ЛО (7 марта). В связи с недомоганием Швейкарта было решено первый эксперимент ограничить только выходом в открытый космос. Швейкарт и Мак-Дивитт перешли из ОЭ в ЛО, Швейкарт надел ранцевую систему PLSS и перевел скафандр на питание от этой системы. Были разгерметизированы кабины и открыты люки, Швейкарт вышел на площадку перед передним люком ЛО и укрепил ноги в специальных фиксаторах («золотые башмаки»), Скотт высунулся из люка, и космонавты фотографировали друг друга. Затем Швейкарт вернулся в ЛО. Космонавты провели телевизионный сеанс и перешли в ОЭ. 7 марта был проведен самый ответственный эксперимент- автономный полет ЛО. Швейкарт и Мак-Дивитт перешли в ЛО, а оставшийся в ОЭ Скотт установил в туннеле стыковочный узел, осуществил отделение ЛО и перевел ОБК на другую орбиту. 7 марта космонавты дважды включали двигатель ПС, и ЛО перешел на круговую орбиту, примерно на 20 км выше орбиты ОБК. После разделения ВС и ПС был включен основной двигатель ВС для перевода ее на орбиту ниже орбиты ОБК. Затем Мак-Дивитт приступил к стыковке ВС с ОБК. После стыковки космонавты демонтировали стыковочный узел, перешли в ОЭ и отделили ВС, которая после включения ее основного двигателя перешла на орбиту с апогеем -7000 км. В течение последних пяти дней полета (8-13 марта) космонавты продолжали испытания бортовых систем, фотографировали Землю и проводили эксперименты по связи. 8 и 10 марта в шестой и седьмой раз включался маршевый двигатель, переводя ОБК на другие орбиты. В связи с неблагоприятными метеорологическими условиями в расчетном районе посадки (30°,1 с. ш. и 59°,9 з. д.) было принято решение произвести посадку в другом районе Атлантического океана (14° с. ш. и 68° з. д.), где условия были более благоприятны. После включения маршевого двигателя ОБК сошел с орбиты; ОЭ отделился от ДО, вошел в атмосферу и в 17 час 00 мин 53 сек 13 марта приводнился в Атлантическом океане примерно в 1,5 км от расчетной точки. Полет продолжался 241 час 00 мин 53 сек (241 час 00 мин 43 сек). Приводнение прошло нормально, космонавты были доставлены вертолетом на авианосец «Гвадалканал». Средства командно-измерительного комплекса (КИК) были те же, что и обслуживавшие полет «Аполлона VIII». Средства поисково-спасательного комплекса (ПСК) были дислоцированы в районе стартовой площадки, по трассе полета ракеты-носителя, в основном районе и в резервных районах посадки. Согласно заявлению руководителей программы «Аполлон», полет прошел очень успешно: проведены летные испытания ОБК, ЛО, стыковочного узла, скафандра EV и системы жизнеобеспечения PLSS; продемонстрирована возможность управления ОБК одним космонавтом; получены ценная информация о возможности исследования с орбиты природных ресурсов Земли и большое количество фото- и кинокадров.
|
Ракетостроение т3 Apollo-9. 3 марта 1969 г. в 16 ч по Гринвичу стартовала ракета-носитель Saturn V и корабль Apollo-9 с экипажем в составе Джеймс Макдивитт (командир корабля), Дэвид Скотт (пилот командного отсека), Рассел Швейкарт (пилот лунного корабля). Цель полета - вывод на орбиту ИСЗ полезной нагрузки 135 т, комплексные испытания корабля Apollo на орбите ИСЗ, летные испытания лунного корабля, отработка встречи и стыковки лунного корабля с командным отсеком на орбите ИСЗ. Программа полета предусматривала квалификационные испытания всех систем лунного корабля на орбите ИСЗ; маневрирование и перестроение отсеков корабля Apollo; отработку навигации и управления при встрече и стыковке лунного корабля с основным блоком; испытания радиолокатора встречи лунного корабля на расстоянии 175 км от основного блока; тренировка экипажа по управлению лунным кораблем в автономном полете, переход Р. Швейкарта из лунного корабля в кабину экипажа и обратно через открытый космос; испытания в открытом космосе скафандра и системы жизнеобеспечения, предназначенных для выхода на поверхность Луны; испытания маршевого ЖРД служебного отсека, оценка способности ЦАП демпфировать колебания Apollo при работе ЖРД служебного отсека; испытания ЖРД лунного корабля. Общая расчетная продолжительность полета 9 сут 22 ч 44 мин. корабля Apollo-9 (кг)
Стартовый вес космической системы Saturn V Apollo-9 (2950 г) был больше на 118 т, чем в предыдущем полете Apollo-8. Первая ступень S-IC пустая была легче на 4080 кги имела новую антикавитационную систему. Вторая ступень S-II была тяжелее номинального веса на 15 400 кг и имела форсированные ЖРД J-2S, развивавшие тягу по 104,6 г. ЖРД первой ступени имели суммарную тягу у Земли 3510 т и на высоте 60 км 4170 т, проработали 2 мин 30 сек;в момент отделения первой ступени ракета находилась на высоте 67,14 км на расстоянии 93,1 км от м. Кеннеди и имела скорость 2774 м/сек. ЖРД второй ступени суммарной тягой 523 т проработали 6 мин 11 сек, высота увеличилась до 191,1 км, дальность 1550 км и скорость полета возросла до 7027,2 м/сек. ЖРД третьей ступени проработал 112 сек и корабль Apollo-9 через 10 мин 59 сек после старта вышел на орбиту с высотой в апогее 193 км и в перигее 190 км, периодом обращения 88,19 мин и наклоном к экватору 32,58°. После выхода на орбиту ИСЗ при проверке систем корабля был обнаружен ряд неисправностей: бортовая ЭЦВМ неправильно определяла параметры орбиты; плохо действовала радиосвязь; индикатор давления в баллоне с гелием системы подачи топлива в маршевый ЖРД служебного отсека показывал нулевое давление, но в Центре управления полетом установили, что давление в баке нормальное. На втором витке экипаж начал перестроение отсеков Apollo. В момент времени Т0+1 ч 43 мин (Т0-время старта) основной блок отделился со скоростью 0,3 м/сек и отошел от ступени S-IVB на 15 м. Д. Макдивитт повернул основной блок вокруг центра масс на 180°, осмотрел ступень S-IVB и убедившись, что створки переходника отделились, начал сближение со скоростью 0,22 м/сек. После стыковки с лунным кораблем корабль Apollo отделился от ступени S-IVB с помощью пружинных толкателей, и включением ЖРД РСУ на 3 сек Apollo был отведен от ступени S-IVB. Затем ступень S-IVB двумя последовательными включениями ЖРД J-2 на 62 и 241 сек вначале перешла на эллиптическую орбиту ИСЗ 200/300 км, а потом вышла на орбиту вокруг Солнца. В Т0+5 ч 59 мин, когда корабль был над Гавайскими о-вами, маршевый ЖРД служебного отсека проработал 5 сек, сообщил приращение скорости 10,6 м/сек и перевел корабль на орбиту 200,3/231,4 км. 4 марта проводились основные эксперименты и исследования. Включение маршевого ЖРД служебного отсека было произведено в Т0+22 ч 12 мин на 1 мин 05 сек. С целью проверки прочности стыковочного узла корабля Apollo и способности ЦАП демпфировать колебания они возбуждались отклонениями работающего ЖРД на 0,2° в разных направлениях. ЖРД возбуждал плавную раскачку с малой угловой скоростью по тангажу 0,1 град/сек; ЦАП демпфировал колебания менее, чем за 5 сек. Колебаний по углу рыскания не наблюдалось, не наблюдалось и изгибных колебаний основного блока и лунного корабля относительно стыковочного узла. В процессе этого эксперимента корабль перешел на орбиту 199,2/350,8 км. В Т0+25 ч 17 мин было произведено второе включение ЖРД служебного отсека на 4 мин. 22 сек, скорость увеличилась на 784,1 м/сек и корабль перешел на орбиту 202,4/ /502,8 км,плоскость которой наклонена на 10° в восточном направлении; расход топлива составил 8460 кг. В процессе работы ЖРД Д. Макдивитт с помощью ручного управления изменял направление вектора тяги и, по его заключению, на режиме ручного управления в дополнение к слабым колебаниям по тангажу и рысканию ощущались колебания и по крену. Третье включение маршевого ЖРД служебного отсека на 28,2 сек было произведено в Т0+28 ч 24 мин; приращение скорости, направленное на восток, составило 91,7 м/сек, плоскость орбиты сместилась на 1°, а ее параметры стали 202/502,5 км. Этот маневр был рассчитан на Земле и точно реализован экипажем. После проверки бортовых систем лунного корабля и телевизионной передачи с борта в Т0+45 ч 42 мин Д. Макдивитт выпустил посадочное шасси лунного корабля. В Т0+49 ч. 42 мин был включен ЖРД посадочной ступени на 367 секвектор тяги был направлен под углом к плоскости орбиты, приращение скорости составило 523 м/сек. Д. Макдивитг вручную дросселировал ЖРД и проверял способность ЦАП демпфировать колебания, новые параметры орбиты 209,5/483 км. Пробыв в лунном корабле 9 ч и закончив эксперименты, астронавты вернулись в командный отсек. В момент времени Т0+54 ч 24 мин было произведено пятое включение маршевого ЖРД служебного отсека на 43,2 сек; изменение скорости составило 175,5 м/сек и корабль перешел на орбиту 228/238,8 км. 6 марта Р. Швейкарт должен был выполнить эксперимент по переходу через открытый космос из лунного корабля в командный отсек и обратно. Эксперимент предназначался для проверки возможности аварийного возвращения в командный отсек после взлета с Луны, если не удастся состыковать лунный корабль и основной блок или после стыковки не удастся открыть внутренний люк в туннеле перехода. Кроме этого, необходимо было испытать автономную систему жизнеобеспечения в открытом космосе. Весь эксперимент был рассчитан на 2 ч. По настойчивой просьбе командира корабля руководители полета заменили этот эксперимент испытанием скафандра в открытом космосе по сокращенной программе. В момент времени Т0+73 ч 20 мин все три астронавта были одеты в скафандры с автономной системой жизнеобеспечения, Д. Скотт оставался в командном отсеке, а Д. Макдивитт и Р. Швейкарт были в лунном корабле. Командный отсек и лунный корабль разгерметизировали, Р. Швейкарт открыл передний люк лунного корабля, вышел на площадку и в течение 37 мин вел наблюдения, фотографирование и телепередачу. Одновременно Д. Скотт через открытый люк командного отсека вел съемку Земли и Р. Швейкарта на фоне Земли. Окончив эксперимент, Д. Макдивитт и Р. Швейкарт вернулись в командный отсек. 7 марта был произведен самый ответственный эксперимент программы Apollo-9. Было осуществлено отделение лунного корабля от основного блока, лунный корабль с двумя астронавтами осуществил самостоятельный полет, была сброшена посадочная ступень, а взлетная ступень, управляемая астронавтами с помощью автономной системы управления и навигации, осуществила встречу и стыковку с основным блоком. Порядок операций был следующим. 1. В Т0+92 ч 39 мин на исходной орбите корабля Apollo (232/239 км) произведена расстыковка лунного корабля и основного блока; ЖРД РСУ включились на 10,9 сек, приращение скорости составило 1,53 м/сек. 2. В Т0+93 ч 47 мин 34 сек включился ЖРД посадочной ступени лунного корабля на 24,9 сек, приращение скорости составило 27,7 м/сек,корабль вышел на фазирующую орбиту с параметрами 220/252км. 3. В То+95 ч 39 мин 07 сек в апогее орбиты был включен ЖРД посадочной ступени лунного корабля на 24 сек (приращение скорости 24,8 м/сек), обеспечивший выход лунного корабля на орбиту, близкую к круговой (262,4/267 км); лунный корабль отстает от основного блока, двигаясь по орбите с большим периодом. 4. В Т0+96 ч 16 мин 04 сек произведено отделение взлетной ступени лунного корабля. 5. В Т0+96 ч 22 мин (первый маневр сближения) включен ЖРД РСУ взлетной ступени на 31 сек, торможение скорости 12,2 м/сек, переход на орбиту 209/255 км. В перигее орбиты взлетная ступень ниже основного блока на 18,5 км и догоняет основной блок. 6. В Т0+96 ч 58 мин 14 сек был включен ЖРД взлетной ступени на 3,1 сек, приращение скорости составило 11,6 м/сек.По данным радиолокатора встречи расстояние до основного блока было 139 км, а скорость сближения 32,6 м/сек;Д. Скотт секстантом определил расстояние в 124 км и сближение со скоростью 34,2м/сек. В результате этого маневра взлетная ступень перешла на почти круговую орбиту (220,5/224 км). 7. В Т0+97 ч 57 мин 45 сек, постепенно сближаясь с основным блоком, взлетная ступень оказалась на 18,5 км ниже и в 37 км позади основного блока; на 18 сек были включены ЖРД РСУ и вектор тяги был направлен по линии визирования основного блока, в результате чего приращение скоростисоставило 6,8 м/сек. 8. В Т0+98 ч 27 мин с помощью ЖРД РСУ было произведено торможение взлетной ступени и уравнивание ее скорости со скоростью основного блока. На расстоянии 1800 м от основного блока Д. Макдивитт развернул взлетную ступень по тангажу на 180°. Взлетная ступень и основной блок медленно сближались в течение 35 мин до расстояния 30 м, Макдивитт затормозил взлетную ступень и перевел ее на режим автоматического разворота по тангажу со скоростью 2 град/сек. После визуального осмотра взлетной ступени Д. Скотт, вручную управляя основным блоком, осуществил причаливание и стыковку со взлетной ступенью лунного корабля в Т0+98 ч 59 мин 38 сек. Таким образом, лунный корабль находился в самостоятельном полете 6 ч 20,5 мин. После стыковки Д. Макдивитт и Р. Швейкарт вернулись в командный отсек. Взлетная ступень с помощью пиротолкателей была отделена от основного блока; Д. Скотт отвел основной блок от взлетной ступени на 900 м. В Т0+101 ч 52 мин 44 сек по команде с Земли был включен ЖРД взлетной ступени на 5 мин 42 сек до полного израсходования топлива, при, этом имитировался взлет с Луны; приращение скорости составило 2265 м/сек, ступень вышла на орбиту 240/6954 км с периодом существования на орбите около 19 лет. После завершения трудной и важной программы астронавтам был предоставлен длительный отдых. В дальнейшем программа экспериментов в полете Apollo-9 была менее напряженной; экипаж продолжил испытания бортового оборудования основного блока и проверку функционирования ряда систем командного отсека, осуществлял слежение за пятью указанными ориентирами на территории США и в Южной Америке, проводил навигационные эксперименты, фотографировал участки земной поверхности. По программе командный отсек должен был произвести посадку в Атлантическом океане на 370 кмюго-западнее Бермудских о-вов, но поскольку погодные условия в этом районе были неблагоприятными, руководители полетом приняли решение посадить корабль в 1000 км юго-восточнее м. Кеннеди. Вследствие изменения района посадки Apollo-9 должен был совершить один дополнительный виток. 13 марта в конце 138-го витка- командный отсек Apollo-9-совершил посадку в Атлантическом океане в 545 км севернее-Пуэрто-Рико и в 290 км восточнее Багамских о-вов. Полная продолжительность полета Apollo-9 составила 241 ч 0 мин53 сек. Руководство NASA оценило полет Apollo-9 вполне успешным. Испытание оборудования систем корабля Apollo показало его готовность к выполнению операций по полной программе с посадкой на поверхности Луны; впервые успешно осуществлена на орбите встреча и стыковка лунного корабля и основного блока; успешно прошел испытания скафандр с ранцевой автономной системой жизнеобепечения; ЦАП успешно демпфировал колебания корабля при работе маршевого ЖРД. |