Если проследить этот процесс, то окажется, что мы имеем дело с двумя противоположными тенденциями. В Соединенных Штатах происходит сокращение выпуска специалистов. Так, выпуск инженеров в США с 1950 по 1959 год упал с 53 тыс. до 38 тыс. В то же время в Советском Союзе за этот же период он вырос в три раза — с 37 тыс. до 117 тыс.
Не жалея средств на гонку вооружений, бросая в жерла пушек миллиарды и миллиарды долларов, правящие круги Америки всячески экономят на народном образовании. Даже американская печать вынуждена бить тревогу, говоря о «кризисе американской системы просвещения». В стране не хватает тысяч школьных зданий, значительное количество детей школьного возраста оказывается за пределами школы, многие из имеющихся школьных зданий пришли в негодность, и в них невозможно осуществлять нормальный учебный процесс.
Высшее образование оказывается недоступным для многих сотен тысяч американских молодых людей. Получить высшее образование удается часто не тем, кто стремится к этому, а тем, у кого имеется папаша с тугой мошной. Сыну или дочери рабочего и фермера сплошь и рядом высшее образование оказывается не по карману. И кто знает, сколько талантов, сколько гениев, способных сказать новое слово в науке, засасывает нужда, заставляющая их бросать учебу в заботе о куске хлеба насущного!
Говоря о причинах отставания американской науки, некоторые ее деятели горько сетуют на то приниженное положение, в котором находятся в Америке ученые, конструкторы, люди интеллектуального труда.
«Есть много лиц, которых чествуем мы, американцы — замечает профессор экономики Колумбийского университета Л. Хакер.— Здесь и лауреаты голливудских премий, и наиболее удачливый бейсболист года, и отличившиеся молодые чиновники американской торговой палаты, и члены клуба миллионеров из страхового бизнеса, и торговец автомобилями, продавший наибольшее число «шевроле» или «фордов», и «мисс Америка» прошлого и настоящего, и множество чемпионов ледяного поля, игроков в кегли, стрелков по движущимся мишеням, любителей подводного спорта. Но где почести для интеллигента, ученого, мыслителя?».
21
|