ский способ производства — когда работают «за доллары», «на себя», а не на общество, не для общего блага. Вот та основная, та главная причина, которая привела и которая не могла не привести Соединенные Штаты к отставанию в их научно-техническом соревновании со страной социализма.
Капиталист, предприниматель самой природой своей обречен на узость взгляда. Он не способен видеть вещи во всей их широте. Прибыль закрывает от него все на свете. Говоря о причинах того, почему первым в космосе оказался гражданин СССР Юрий Гагарин, а не какой-нибудь американец, херстовская газета «Нью-Йорк уорлд телеграмм энд Сан» в порыве досады обронила признание, обычно несвойственное буржуазной печати.
«Слишком многие американцы, — с явным раздражением заявила газета, — включая и некоторые официальные круги, относятся к космосу с безразличием главным образом потому, что не представляют себе, какие дивиденды он может принести».
О том, что газета не преувеличивает, не наговаривает в запале, свидетельствует случай, рассказанный корреспондентом агентства Юнайтед Пресс Интернешнл. С тем же самым вопросом, с которым корреспондент этого агентства обратился к санфранцисскому шоферу Новаку, он обратился и к предпринимателю Р. Б. Льюису из «Саут Уэстерн Белл телефон компани». В ответ на вопрос о его отношении к полету в космос этот американский бизнесмен ответил вопросом: «А что можно сделать в космосе? Ведь там нельзя открыть дело или выстроить дом».
Трудно, пожалуй, яснее выразить всю ограниченность капиталистического образа мышления. Только то, что несет прибыль, и притом немедленную, прибыль максимально высокую, может заинтересовать капиталиста. Такова «логика жизни» на Западе.
Быть может, воротилы американского большого бизнеса рассуждают не так просто и примитивно. Наверное, они формулируют свои мысли более витиевато и высокопарно. Но суть дела от этого не меняется. Рассуждают и господа Рокфеллеры, Морганы, Дюпоны, и мистер Льюис из «Саут Уэстерн Белл телефон компани», в конце концов, одинаково, движет ими одна и та же логика, один и тот же интерес.
19
|