Л., М., «Машиностроение», 1972, стр. 120. советских аппаратов на Луну и результатам верхности. Описаны работы, выполненные эвленных на Землю «Луной-16» образцов ге станции «Луна-20», доставившей на Зем- За лунным камнем
ЗАГАДКА ЛУНЫ

Человек всегда стремился к познанию нового, неизвестного в окружающем его мире. С незапамятных времен его взоры были обращены на небосвод, на котором он видел Солнце, Луну, планеты, мириады звезд. Человек хотел понять основные закономерности, управляющие окружающим нас миром и его эволюцией.

О Луне многое знали уже древние греки. Демокрит полагал, что пятна на Луне — это огромные горы и долины. Аристотель показал шарообразность формы Луны. Греки понимали, что Луна обращается вокруг Земли и одновременно вращается вокруг своей оси, причем период орбитального обращения равен периоду вращения Луны вокруг своей оси. Примерно за 1900 лет до Коперника греческий ученый Аристарх предложил гелиоцентрическую модель солнечной системы. Он вычислил расстояние до Луны и определил его превосходящим в 56 раз радиус земного шара. Гиппарх нашел, что орбита Луны имеет овальную форму и расположена в плоскости, отклоненной на 5 градусов от плоскости орбиты Земли, т. е. от плоскости эклиптики. Он показал, что плоскость орбиты Луны вращается относительно небесной сферы и совершает один оборот за 18⅔ года. Гиппарх сумел оценить диаметр Луны в 31 угловую минуту и уточнил относительное расстояние до Луны, определив его в 59 земных радиусов. Во II веке нашей эры Птоломей уточнил параметры лунной орбиты.

Таким образом, около 2000 лет назад древние философы-ученые, наблюдавшие Луну лишь невооруженным глазом, знали о шарообразности формы Луны, предполагали, что ее породы подобны земным, что ее поверхность состоит из больших долин и гор, знали характер вращения ее вокруг Земли по овальной орбите и примерные размеры орбиты.

Им было известно равенство угловых скоростей вращения Луны вокруг Земли и вращения Луны вокруг своей оси, что определяет постоянную ориентацию Луны относительно Земли. Они правильно объяснили последовательность смены фаз Луны, вызванную изменением относительного положения трех тел — Луны, Земли и Солнца.

В период средневековья, когда господствовали церковь и инквизиция, многие работы древних астрономов были уничтожены. Эпоха Возрождения вновь пробудила научную мысль. Астроном Тихо Браге (1546—1601 годы) значительно уточнил сведения о движении Луны и собрал огромное количество данных, которые имели большое значение для дальнейших исследований.

Существенно наука о Луне пополнилась на базе трудов Кеплера (1571—1630 годы), сформулировавшего законы движения планет, Ньютона (1642—1727 годы), создавшего фундамент современной механики и сформулировавшего закон всемирного тяготения, Галилея (1564— 1642 годы), применившего телескоп для изучения небесных тел.

Великие идеи и открытия науки эпохи Возрождения определили возможность интенсивного изучения Вселенной, значительно изменили мировоззрение и методы исследований научных и технических проблем. Основа многих современных знаний о Вселенной лежит в достижениях той эпохи. Значительно уточнились сведения о характеристиках движения Луны, ее массе и размерах.

Наблюдения Луны с помощью оптических инструментов позволили получить достаточно обстоятельные сведения об основных образованиях на ее поверхности. Так, уже Галилей, используя весьма простую зрительную трубу — дальний прообраз современных телескопов, открыл лунные горы и оценил их высоту по величине отбрасываемой тени. Он вместе с Гевелием составил весьма точную и детальную карту видимого лунного полушария.

Начиная с этого времени, знания о Луне непрерывно обогащались. Многолетние наблюдения с поверхности Земли дали много сведений о Луне.

Применение для наблюдения за Луной современных средств, основанных на новейших достижениях науки и техники, позволило уточнить размеры Луны и параметры ее орбиты, форму и расположение деталей рельефа, получить сведения о тепловом режиме лунной поверхности, цвете лунного грунта, законах рассеивания света, радиоволн и т. д.

Теперь известно, например, что расстояние от Земли до Луны изменяется от 406 697 до 356 410 километров, а среднее расстояние равно 384 400 километрам, или 60,2673 экваториальных радиусов Земли. Наклон орбиты Луны к плоскости эклиптики составляет 5 градусов 8 минут 43 секунды, а по отношению к земному экватору изменяется в пределах 23 градуса 27 минут ±5 градусов 9 минут. Период обращения Луны вокруг Земли равен 27,3217 суток, что совпадает с периодом вращения Луны вокруг ее оси. Угловой диаметр Луны, видимый при среднем расстоянии от Земли, равен 31 минуте 5,6 секунды, а диаметр — 3476 километрам. Отношение массы Луны к массе Земли составляет 1 : 81,3030, а ускорение силы тяжести на лунной поверхности — 0,166 земного ускорения. Оказалось, что средняя плотность Луны по отношению к плотности воды равна всего лишь 3,34, тогда как Земли — 5,52. Это свидетельствует об отсутствии в недрах нашего спутника сколь-нибудь существенных тяжелых масс — металлов. Луна, видимо, целиком состоит из каменистых пород, что согласуется с современными сведениями об отсутствии у Луны магнитного поля.

До недавнего времени с Земли не удавалось различать на поверхности Луны детали размером меньше 300 метров, в связи с этим многие данные о деталях рельефа отсутствовали.

Весьма ограниченными были и сведения о различных физических характеристиках нашего спутника и его поверхности. Такие характеристики Луны, как химический и минералогический состав поверхности, структура лунных недр, сейсмичность Луны носили характер гипотез. Совершенно необычные по земным представлениям физические условия на Луне — глубокий вакуум, значительные колебания температуры от плюс 130 градусов в период лунного дня до минус 160 градусов Цельсия е период лунной ночи, воздействие корпускулярного, рентгеновского и ультрафиолетового излучений Солнца в течение миллиардов лет непрерывное падение метеоритов, малая силе тяжести должны были, по мнению ученых, создать особые, неизвестные на Земле структуры лунной поверхности. Поэтому на основание сведений, полученных в результате наземны) наблюдений, выдвигались различные предположения о пылевом покрове Луны, пемзовой или шлаковой структуре ее поверхности, об особых, не существующих на Земле ажурных минеральных структурах, образовавшихся за счет слипания малых частиц лунного грунта, о лавовых потоках базальтового типа.

Характерная особенность лунного рельефа — многочисленные кратеры. Предполагалось, что они образовались в результате падения метеоритов на лунную поверхность. Крупные кратеры достигают в поперечнике 250 километров. Их глубина по сравнению с диаметром мала. Дно кратеров расположено ниже окружающей поверхности. У кратера имеется вал, высота которого над поверхностью меньше глубины кратера. Подсчитано, что объем вещества, образующего вал, практически равен объему подповерхностной части кратера. Это, казалось бы, подтверждает и «метеоритную гипотезу».

Однако падение крупных метеоритов — очень редкое явление. Поэтому многие ученые считали, что формирование лунного рельефа произошло в результате вулканической деятельности. В 1958 году советский астроном Н. Козырев предложил весьма веское подтверждение этой гипотезы, обнаружив истечение большой массы газа из центральной части кратера Альфонс. Затем были зарегистрированы и другие проявления внутренней активности Луны. Спор сторонников вулканического и метеоритного происхождения кратеров не закончился и в настоящее время. Возможно, что большие лунные кратеры имеют вулканическое происхождение, а падение метеоритов влекло за собой образование множества мелких кратеров.

Существовали теории, по разному трактующие происхождение и историю Луны. Старейшая из них утверждает, что Земля и Луна это двойная планета и обе они возникли как отдельные тела, связанные в пространстве друг с другом, из одного пылевого или газового космического облака. Однако механизм образования такой двойной планеты не удалось разработать, и эта теория в настоящее время разделяется немногими учеными.

В начале нашего века весьма популярной была теория английского ученого Дж. Дарвина. В то время считали, что Земля начала существование в виде горячей жидкой массы, а Луна образовалась в результате отделения части массы Земли. В настоящее время имеются серьезные основания считать, что как Земля, так, вероятно, и Луна образовались как холодные тела, и поэтому раздельно.

В последние годы возникла еще одна теория, разработанная шведским физиком X. Альвеном, согласно которой Луна первоначально была самостоятельной планетой, попавшей в сферу притяжения Земли при их сближении.

Изучение Луны и планет солнечной системы является чрезвычайно важным инструментом для построения общей теории происхождения Земли и ее полезных ископаемых, для получения сведений о самых ранних этапах существования Земли, тех этапах, когда закладывались основные структурные элементы земной коры. Автоматические космические аппараты принесут важные данные о небесных телах, сравнительное изучение которых позволяет судить об общих законах строения и истории планет, сопоставить течение геологических процессов на разных телах солнечной системы.

Наш естественный спутник, своего рода заповедник Вселенной, сохранивший свой рельеф почти в первозданном виде. Из-за отсутствия на Луне воды и атмосферы изменение ее поверхности протекает гораздо медленнее, чем на Земле. В результате действия различных видов эрозии все сколько-нибудь заметные следы начальной структуры Земли оказались уничтоженными. Сейчас мы еще очень мало знаем о ранних стадиях ее эволюции. Исследуя лунный рельеф, по-видимому, можно будет уточнить характер ряда прошлых земных геологических процессов.

Ученым пока еще недостаточно понятна химическая эволюция земной коры. Луна может служить примером незавершенной эволюции и, возможно, она представляет собой наилучший объект, позволяющий увидеть, как выглядела ранее кора Земли.

Применение космических аппаратов для исследования Луны и планет солнечной системы приблизит решение многих проблем, которые на протяжении всей истории астрономии оставались в той или иной степени загадочными.

НА ПУТИ К РАСКРЫТИЮ ТАЙН ЛУНЫ

Запуском первого в мире искусственного спутника Земли 4 октября 1957 года Советский Союз открыл новую эру в истории человечества — эру завоевания космоса. Прошло немногим более года и в январе 1959 года был запущен первый космический аппарат для изучения ближайшего к Земле небесного тела — автоматическая станция «Луна-1».

В течение последующих двенадцати лет были осуществлены значительные исследования Луны и окололунного пространства. Автоматические станции серий «Луна» и «Зонд» выполнили широкую, последовательную программу изучения нашего естественного спутника.

Первый старт к Луне позволил преодолеть рубеж второй космической скорости и выйти за пределы околоземного космического пространства. Пролетев в непосредственной близости от Луны, на расстоянии 5—6 тысяч километров от ее поверхности, автоматическая станция «Луна-1» превратилась затем в первую искусственную планету солнечной системы. Эксперименты, проведенные станцией «Луна-1», установили отсутствие существенного магнитного поля вблизи Луны и зарегистрировали в межпланетном пространстве потоки ионизированной плазмы — «солнечный ветер». Эти результаты уточнили представления о свойствах межпланетной среды.

«Луна-2» в сентябре 1959 года достигла лунной поверхности в восточной части Моря Дождей, в районе кратеров Архимед и Автолик.

Приборы станции провели измерения в непосредственной близости от поверхности и передали на Землю комплекс первых прямых экспериментальных данных о физических свойствах Луны. Они свидетельствовали об отсутствии у Луны сколь-нибудь значительного магнитного поля и радиационного пояса.

4 октября 1959 года, во вторую годовщину запуска первого искусственного спутника Земли, стартовала станция «Луна-3», которая совершила облет Луны и сфотографировала ее невидимую с Земли сторону. Первые советские фотографии обратной стороны Луны позволили увидеть то, что было скрыто от глаз человека, принесли астрономам сведения о важнейших особенностях строения невидимого с Земли полушария. Фотографическое обследование обратной стороны Луны практически завершила станция «Зонд-3» в июле 1965 года. Глобальный обзор всей лунной поверхности позволил выявить основные закономерности распределения морских и материковых областей, были составлены полная карта Луны и лунный глобус. Оказалось, что невидимая сторона нашего спутника по характеру ландшафта совершенно непохожа на ту, которую видели и изучали астрономы. На ней мало морей, все пространство занято кольцевыми образованиями. Это различие в строении двух полушарий Луны еще не нашло исчерпывающего объяснения и стоит перед учеными очередной, ждущей решения, задачей.Дальнейшее изучение свойств естественного спутника Земли и окружающей его среды требовало более длительного пребывания научных приборов вблизи Луны. Качественно новый этап в изучении ее природы начался в феврале 1966 года, когда станция «Луна-9» совершила мягкую посадку в восточной части Океана Бурь. Время активного существования лунного автомата на поверхности исчислялось уже несколькими сутками. Переданные на Землю панорамы лунной поверхности позволили впервые увидеть мельчайшие детали поверхности и оценить характер рельефа в том месте, где прилунилась станция. Из фотографий видно, что «Луна-9» заметно не погрузилась в грунт. Не погрузились при падении, пролежали длительное время и не занесены пылью камни, которые видны во многих местах панорамы. Все это свидетельствовало о достаточной прочности пород поверхностного слоя Луны, об отсутствии глубокого слоя пыли. В месте посадки станции поверхность покрыта кратерами различных размеров — от крохотных лунок до достаточно больших образований, а также камнями. Они вероятно были выброшены из подповерхностных слоев при метеоритных ударах. Гипотеза о мощном пылевом покрове была отвергнута. Изучив панорамные снимки, ученые пришли к выводу, что лунная поверхность в районе посадки «Луны-9» вероятнее всего представляет собой излияния базальтовой лавы. Проведенные дозиметрические измерения впервые дали сведения о наличии радиоактивных процессов в лунных породах и позволили определить коэффициент отражения лунной поверхности для космических лучей.

Одной из важных задач по изучению Луны является определение химического состава лунных пород. Большой интерес представляет сравнительное изучение характера породы или верхних слоев Луны в масштабе всего лунного шара. Эта частная задача в общем комплексе лунных исследований требовала длительного пребывания научных приборов вблизи Луны и охвата измерениями значительных пространств. Подобные требования вытекали и из ряда других проблем науки о Луне.

Решение этого круга вопросов стало возможным лишь на основе создания искусственных спутников Луны. С их помощью были получены исключительно ценные сведения о природе Луны. Научные приборы первого спутника — станции «Луна-10», выведенного на селеноцентрическую орбиту 3 апреля 1966 года, позволили определить характер лунной породы по содержанию в ней естественных радиоактивных элементов. На Луне были обнаружены породы, близкие по составу к широко распространенным на Земле базальтам.

Изучение вариаций орбиты станции «Луна-10» легло в основу определения характеристик гравитационного поля Луны. Обработка результатов радиотехнических измерений параметров орбиты станции «Луна-10» выявила грушевидную форму эквипотенциальной поверхности Луны (поверхность, во всех точках которой ускорение силы тяжести нормально к ней) с вытянутостью на обратной стороне, т. е. в направлении от Земли. Как известно, форма поверхности постоянней силы тяжести небесного тела определяется не только его геометрической формой, но и внутренним распределением масс. Полученные результаты имеют практическое значение для определения строения гравитационного поля Луны и являются первым шагом на пути изучения строения недр естественного спутника Земли.

В результате магнитометрических измерений, выполненных «Луной-10», установлено, что поле в обследованном окололунном пространстве имеет достаточно однородную структуру. В период измерений наблюдалась изменчивость напряженности магнитного поля в пределах от 24 до 38 гамм, в то время как на Земле она меняется от 30 000 до 74 000 гамм.

По-видимому, на Луне нет магнитных полюсов, а по своей природе лунное магнитное поле является межпланетным полем, деформированным Луной.

Исследования Луны и окололунного пространства были продолжены станцией «Луна-11» — вторым искусственным спутником Луны, выведенным на орбиту 27 августа 1966 года. Научная программа была дополнена изучением длинноволнового космического радиоизлучения. Полученная информация позволила подтвердить и расширить основные выводы, сделанные на основании результатов исследований, проведенных станцией «Луна-10».

Перед третьим советским искусственным спутником Луны — станцией «Луна-12», выведенным на окололунную орбиту 25 октября 1966 года, помимо проведения начатых двумя запущенными ранее спутниками Луны исследований, стояла новая задача: фотографирование отдельных участков Моря Дождей с высот от 100 до 340 километров. Это было необходимо как для детального изучения лунной поверхности и природы образований на ней, так и для составления более точных карт.

Особенно интересными оказались снимки района светлых лучей, исходящих из кратера Аристарх. Они показали повышенную концентрацию мелких кратеров на участках, которые согласно наземным наблюдениям характеризуются повышенной яркостью. На снимках можно различать детали рельефа в 15—20 метров в поперечнике. Кратеры, по-видимому, образовались вследствие выброса фрагментов породы из очага вулканической деятельности или при падении на лунную поверхность метеорного тела. Возможно, что источником подобных выбросов в данном районе является кратер Аристарх.

Важный вклад в исследование Луны внесла и автоматическая станция «Луна-13», совершившая мягкую посадку в районе Океана Бурь в декабре 1966 года.

Помимо переданной на Землю панорамы лунной поверхности, «Луна-13» провела цикл научных экспериментов. Впервые в мире были выполнены прямые измерения плотности лунного грунта и его механических свойств с помощью грунтомера-пенетрометра и радиационного плотномера. Эти приборы были вынесены специальным механизмом на 150 сантиметров от корпуса станции на участок, не поврежденный при посадке. Расшифровка показаний приборов свидетельствовала, что в месте посадки станции «Луна-13» на поверхности находится слой материала с объемным весом γ ≈ 0/8 г/см3, состоящий из зерен и гранул пористого минерального вещества, слабо связанных между собой. Данные, переданные со станции «Луна-13», подтвердили вывод о достаточной прочности грунта, сделанный во время эксперимента с «Луной-9». Результаты измерений значительно расширили представления о свойствах лунных грунтов. Эта информация позволила советским ученым и конструкторам уверенно приступить к проектированию автоматических станций нового типа. Предстояло решить проблему создания новых, более совершенных средств для дальнейших исследований Луны.

В круг перспективных задач, подлежащих решению с помощью искусственных спутников Луны, входили не только вопросы, относящиеся непосредственно к Луне, но и проблемы системы Земля — Луна. Программа научных исследований четвертого советского искусственного спутника Луны — станции «Луна-14», запущенного в апреле 1968 года, предусматривала решение некоторых задач этой проблемы. В частности, проводилось уточнение соотношения массы Земли и массы Луны. Это отношение имеет большое значение для астрономии, и его определению были посвящены многолетние наблюдения с наземных обсерваторий. Программа экспериментов включада также систематические наблюдения за параметрами орбиты спутника с целью выявления особенностей гравитационного поля Луны, исследования условий прохождения радиосигналов между Землей и автоматической станцией при различных положениях ее относительно лунной поверхности, а также при заходах станции за Луну. Продолжалось исследование потоков заряженных частиц, идущих от Солнца, космических лучей и другие исследования, начатые первыми спутниками Луны.

Задача возвращения из космоса на Землю научных лабораторий была решена в ходе полетов автоматических станций «Зонд-5» (сентябрь 1968 года) и «Зонд-6» (ноябрь 1968 года). Эти аппараты, совершив облет Луны и успешно выполнив программу намеченных научных экспериментов, вошли в атмосферу Земли со второй космической скоростью и после баллистического спуска (станция «Зонд-5») и снижения с использованием аэродинамического качества (станция «Зонд-6») благополучно возвратились на Землю, совершив посадку в заданных районах земного шара. Во время полета станции «Зонд-5» проводились научные измерения, а также фотографирование Земли с расстояния около 90 000 километров. Станция «Зонд-6» помимо проведения научных исследований в окололунном пространстве провела два сеанса фотографирования Луны с расстояния около 11 000 километров и с расстояния около 2500 километров.

В августе 1969 года и в октябре 1970 года состоялись полеты автоматических станций «Зонд-7» и «Зонд-8». В процессе этих экспериментов продолжались физические исследования на трассе полета и в окололунном пространстве, были получены цветные фотографии Земли и Луны на различных удалениях от объекта фотосъемки.

Какие же научные задачи решались с помощью станций серии «Зонд»? Это прежде всего наблюдения Луны с близкого расстояния и с направлений, не доступных для наблюдений с Земли. До недавнего времени фигура Луны, как уже отмечалось, изучалась только по данным наземных наблюдений ее видимой с Земли стороны. Искусственные спутники Луны позволяют изучать лунное гравитационное поле, которое связано с динамической фигурой Луны. Для привязки гравитационного поля к ориентирам лунной поверхности, изучения ее физической природы, геологических структур, необходимо знать форму именно физической поверхности. Фотографии Луны, снятые с помощью станций «Зонд» с близкого расстояния и в различных направлениях, позволили получить изображение как видимой, так и невидимой части лунной поверхности. Точные стереоскопические измерения дают возможность построить пространственную модель Луны и определить ее фигуру.

Другой научной задачей «Зондов» является детальное изучение лунной поверхности и природы образований на ней в местах, недоступных или неудобных для наблюдений с Земли. В частности, представляет интерес выяснение особенностей и топографии обратной стороны Луны. Не менее важно изучение физико-оптических свойств лунных пород и геологических структур с помощью точного фотометрирова-ния снимков.

К числу научно-прикладных задач экспериментов принадлежит уточнение системы координат на лунной поверхности в краевых зонах видимого с Земли диска и распространения ее на обратную сторону Луны, а также составление более точных карт, необходимых для научных исследований, ориентировки во время полетов в окололунном пространстве и привязки орбит космических аппаратов к физической поверхности Луны.

Важные сведения о Луне были получены и с помощью американских' автоматических аппаратов. Экспедиции на Луну американских космонавтов на кораблях «Аполлон» потребовали решения многих сложных задач, связанных с высадкой человека на лунную поверхность. Это явилось новым этапом в изучении Луны.

Успешные полеты автоматических станций серий «Луна», «Зонд», а также станций «Венера» со всей убедительностью показали, что на современном этапе многие научные проблемы изучения Луны и планет могут быть успешно решены с помощью автоматических устройств, многократно доказавших свою эффективность.

Перед советскими учеными и конструкторами была поставлена задача дальнейшего совершенствования космических автоматов, решения с их помощью новых принципиальных проблем. Передовые позиции советской науки,

11высокий уровень социалистической индустрии дали возможность создать автоматические аппараты нового типа, открывающие широкие перспективы при проведении систематических научных исследований небесных тел с помощью автоматических устройств.

ЗА ЛУННЫМ КАМНЕМ

Прошло всего 13 лет с тех пор, как во всем мире прозвучало и навечно вошло во все языки русское слово «Спутник», открывшее для мира новую эру — эру космических полетов.

И вот год 1970, 12 сентября. Казахская осенняя степь. Космодром. Вечер. На стартовом столе застыла устремленная ввысь ракета нового поколения, более мощная, чем ракеты, отправлявшие в полет станции «Луна-9», «Луна-13».

Отведена ферма обслуживания. Безлюдно. На командном пункте — в подземном бункере— напряженная тишина, прерываемая лишь словами четких команд. Застыли за пультами операторы. Мигают лампы контрольных приборов, извещающие о готовности бортовых систем ракеты и стартового комплекса.

Автоматические устройства согласно заданной программе проводят операцию за операцией по подготовке ракеты к старту, проверяя одновременно в последний раз работу всех систем ракеты.

16 часов 26 минут по московскому времени. Светящееся табло отсчитывает последние секунды перед стартом: три-два-один-ноль.

Короткое, как выстрел, слово: «Пуск!»

Ослепительный свет озарил окрестность. Вздрогнула земля. Громоподобный гул обрушился на степь. На несколько мгновений ракета скрылась в клубах дыма. И вот вначале медленно, затем все быстрее и быстрее, как бы опираясь на огненный шлейф, ракета устремилась ввысь, унося с собой под головным обтекателем автоматическую станцию «Луна-16».

Прошло несколько десятков секунд, и только гул, приглушенный расстоянием, да яркая, движущаяся на вечернем небосклоне звездочка говорят о свершившемся событии.

Из репродукторов сквозь легкий шорох доносятся слова докладов с наземных измерительных пунктов и кораблей о ходе полета ракеты. Наконец первый этап полета ракеты-носителя завершен, звучат четкие слова рапорта. «Станция «Луна-16» с последней ступенью ракеты-носителя выведена на орбиту искусственного спутника Земли с параметрами орбиты, близкими к расчетным! Максимальное удаление станции от поверхности Земли — 212,2 километров, наклонение к плоскости экватора — 51 градус 36 минут».

Через 70 минут полета, когда станция находилась над южными просторами Атлантического океана, по команде от бортового программно-временного устройства, в расчетное время включилась, а затем выключилась двигательная установка последней ступени ракеты, сообщив станции строго дозированную дополнительную

скорость, контролируемую системой управле-нияГ необходимую для выведения станции на

траекторию полета к Луне.

Автоматическая межпланетная станция «Луна-16»перспективы при проведении систематических научных исследований небесных тел с помощью автоматических устройств.

Ш КАМНЕМ

та скрылась в клубах дыма. И вот вначале медленно, затем все быстрее и быстрее, как бы опираясь на огненный шлейф, ракета устремилась ввысь, унося с собой под головным обтекателем автоматическую станцию «Луна-16».

Прошло несколько десятков секунд, и только гул, приглушенный расстоянием, да яркая, движущаяся на вечернем небосклоне звездочка говорят о свершившемся событии.

Из репродукторов сквозь легкий шорох доносятся слова докладов с наземных измерительных пунктов и кораблей о ходе полета ракеты. Наконец первый этап полета ракеты-носителя завершен, звучат четкие слова рапорта. «Станция «Луна-16» с последней ступенью ракеты-носителя выведена на орбиту искусственного спутника Земли с параметрами орбиты, близкими к расчетным! Максимальное удаление станции от поверхности Земли — 212,2 километров, наклонение к плоскости экватора — 51 градус 36 минут».

Через 70 минут полета, когда станция находилась над южными просторами Атлантического океана, по команде от бортового программно-временного устройства, в расчетное время включилась, а затем выключилась двигательная установка последней ступени ракеты, сообщив станции строго дозированную дополнительную

скорость, контролируемую системой управления, необходимую для выведения станции на траекторию полета к Луне.

Автоматическая межпланетная станция «Луна-16»

Короткие лаконичные слова сообщения ТАСС:

«В соответствии с программой исследований космического пространства, 12 сентября 1970 года, в 16 часов 26 минут по московскому времени, в Советском Союзе произведен запуск автоматической станции «Луна-16».

Цель полета станции — проведение научных исследований Луны и окололунного пространства...»

В далекий и нелегкий путь — за лунным камнем— отправилась автоматическая станция «Луна-16».

Советские инженеры и конструкторы, последовательно воплощающие в жизнь программу исследований космического пространства, взялись за решение принципиально новой задачи космонавтики — доставку на Землю с помощью автоматического космического аппарата лунного грунта.

При этом предстояло решить ряд сложных инженерно-технических задач.

Первая — обеспечить старт и перелет станции по космической трассе Земля — Луна и выход станции на круговую орбиту искусственного спутника Луны с заданными параметрами орбиты.

Вторая — осуществить автоматическую мягкую посадку станции с орбиты искусственного спутника в заданный район лунной поверхности.

Третья — взять с помощью автоматического устройства и герметически упаковать в контейнер образцы лунной породы,

13Четвертая — обеспечить старт с лунной поверхности автоматической ракеты Луна — Земля и ее попадание в заданный район территории Советского Союза.

Пятая — решить вопрос возвращения на Землю спускаемого аппарата с образцами лунного грунта и его поиск после снижения на парашюте.

Если первая из перечисленных задач практически уже была успешно решена советской космонавтикой, то последующие ждали своего решения.

При этом следует помнить, что мало найти решение каждой из этих задач в отдельности, их нужно было объединить в одно целое, скомпоновать, провести их взаимную увязку, заставить бок о бок трудиться с большой точностью и надежностью различные системы, аппаратуру и механизмы.

Началось создание станции «Луна-16» — за чертежной доской, в расчетных бюро, на различных экспериментальных установках, в огне и холоде, в барокамере и на вибростенде, в аэродинамической трубе и на динамических и статических испытаниях, в лучах Солнца и на антенном полигоне, на самолетных и вертолетных испытаниях, на испытательном полигоне, на центрифуге и в воде. И наконец — электрические и радиотехнические наземные испытания полностью собранной станции по полной программе полета.

Подобным испытаниям подвергались все системы станции, вся аппаратура, каждый механизм и узел, каждая деталь.

Труд многих десятков тысяч людей вложен в этот удивительный космический автоматический аппарат, решивший принципиально новую задачу — задачу доставки на Землю автоматическими средствами лунного грунта без непосредственного участия человека.

«Задача, выполненная «Луной-16»,— это настоящая революция в деле освоения космоса. Вы доказали, что с помощью новейших автоматических систем можно, не ставя под угрозу человеческие жизни, проводить самые дерзновенные опыты. И я не удивлюсь, услышав через несколько лет, что управляемый советский космический корабль высадился теперь уже на одной из планет и провел там такой же эксперимент. Я уверен, что «ЛунаИб» открывает возможность уже в этом десятилетии, опять с помощью автоматики, взять пробу породы, в частности, на Марсе. Словом, в деле межпланетных сообщений и исследований открывается новая страница».

Так оценил эксперимент, выполненный станцией «Луна-16», директор радиофизической обсерватории Джодрелл-Бэнк (Англия) профессор Бернард Ловелл.

«ЛУН

Перед нами автоматическая космическая! станция «Луна-16». Она состоит из посадочной ступени с грунтозаборным устройством и кос-! мической ракеты «Луна — Земля» с возвращаемым аппаратом.

Посадочная ступень и ракета «Луна — Земля» — это два самостоятельных ракетных блока, решающих диаметрально противоположные задачи. Первый — обеспечивает мягкую посадку станции на поверхность Луны и взятие лунного грунта, второй — старт с Луны и доставку этого грунта на Землю.

Посадочная ступень — конструкция, состоящая из следующих элементов:

двигательной установки, включающей в себя основной жидкостной реактивный двигатель с регулируемой тягой многократного включения, системы баков с компонентами топлива, трубопроводов и двух двигателей малой тяги;

приборных отсеков;

четырех амортизационно-посадочных опор.

В герметичных приборных отсеках посадочной ступени размещены:

счетно-решающие и гироскопические приборы системы управления и стабилизации станции;

электронные приборы системы ориентации;

бортовой приемо-передающий радиоизме рительный комплекс, работающий в несколь ких диапазонах радиоволн;

программно-временное устройство, автомаполностью собранной станции по полной программе полета.

Подобным испытаниям подвергались все системы станции, вся аппаратура, каждый механизм и узел, каждая деталь.

Труд многих десятков тысяч людей вложен в этот удивительный космический автоматический аппарат, решивший принципиально новую задачу — задачу доставки на Землю автоматическими средствами лунного грунта без непосредственного участия человека.

«Задача, выполненная «Луной-16»,— это настоящая революция в деле освоения космоса. Вы доказали, что с помощью новейших автоматических систем можно, не ставя под угрозу человеческие жизни, проводить самые дерзновенные опыты. И я не удивлюсь, услышав через несколько лет, что управляемый советский космический корабль высадился теперь уже на одной из планет и провел там такой же эксперимент. Я уверен, что «Луна-16» открывает возможность уже в этом десятилетии, опять с помощью автоматики, взять пробу породы, в частности, на Марсе. Словом, в деле межпланетных сообщений и исследований открывается новая страница».

Так оценил эксперимент, выполненный станцией «Луна-16», директор радиофизической обсерватории Джодрелл-Бэнк (Англия) профессор Бернард Ловелл.

Перед нами автоматическая космическая станция «Луна-16». Она состоит из посадочной ступени с грунтозаборным устройством и космической ракеты «Луна — Земля» с возвращаемым аппаратом.

Посадочная ступень и ракета «Луна — Земля» — это два самостоятельных ракетных блока, решающих диаметрально противоположные задачи. Первый — обеспечивает мягкую посадку станции на поверхность Луны и взятие лунного грунта, второй — старт с Луны и доставку этого грунта на Землю.

Посадочная ступень — конструкция, состоящая из следующих элементов:

двигательной установки, включающей в себя основной жидкостной реактивный двигатель с регулируемой тягой многократного включения, системы баков с компонентами топлива, трубопроводов и двух двигателей малой тяги;

приборных отсеков;

четырех амортизационно-посадочных опор.

В герметичных приборных отсеках посадочной ступени размещены:

счетно-решающие и гироскопические приборы системы управления и стабилизации станции;

электронные приборы системы ориентации;

бортовой приемо-передающий радиоизмерительный комплекс, работающий в нескольких диапазонах радиоволн;

программно-временное устройство, автоматически управляющее работой всех систем, приборов и агрегатов станции;

химические аккумуляторные батареи с регуляторами и преобразователями тока;

автономный радиовысотомер, измеряющий не только высоту над поверхностью Луны, но и горизонтальную и вертикальную составляющие скорости снижения станции при посадке;

элементы системы терморегулирования;

телефотометры для передачи служебной информации о выбранном месте для забора грунта;

научная аппаратура, с помощью которой определяются температурные и радиационные условия, как при полете станции, так и после ее посадки на поверхность Луны.

На внешних поверхностях посадочной ступени установлены грунтозаборное устройство, оптические датчики системы ориентации, исполнительные органы этой системы — газовые реактивные микродвигатели с запасом рабочего тела (газа) в шаровых баллонах.

Грунтозаборное устройство станции «Луна-16», обеспечившее бурение и транспортировку образца лунного грунта с поверхности Луны внутрь контейнера возвращаемого аппарата, состоит из трех основных частей:

бурового устройства с системой электрических приводов и бурового снаряда;

штанги, на которой укреплено буровое устройство;

15привода, обеспечивающего перемещение штанги как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях.

В верхней части конструкции посадочной ступени с помощью пирозамков закреплена возвратная космическая ракета «Луна — Земля».

Посадочная ступень выполняет также роль стартовой платформы.

Ракета «Луна — Земля» состоит из: двигательной установки, включающей в себя жидкостной реактивный двигатель и группу шаровых баков с топливом;

цилиндрического приборного отсека, укрепленного на центральном баке;

возвращаемого аппарата, который с помощью четырех стяжных металлических лент установлен в верхней части приборного отсека. Внутри приборного отсека размещены: система управления ракеты, состоящая из электронных, счетно-решающих и гироскопических приборов;

бортовой радиокомплекс, включающий в себя приемо-передающие блоки, программно-временные и дешифрирующие устройства;

химические источники тока — аккумуляторы с преобразователями и электрические приборы бортовой автоматики.

Четыре штырьевых приемо-передающих антенны бортового радиокомплекса были установлены на внешней части приборного отсека ракеты «Луна — Земля» и обеспечили прием и передачу радиосигналов.

Возвращаемый аппарат конструктивно выполнен в виде металлического шара, на внеш-

16 ней поверхности которого нанесено специальное теплоизоляционное покрытие, предохраняющее внутренние отсеки аппарата от воздействия высоких температур при входе его в атмосферу Земли.

Ракета «Луна -— Земля»

Внутренний объем возвращаемого аппарата разделен на три изолированных отсека: приборный, парашютный и хранилище лунного грунта.

В приборном отсеке расположены: радиопе-ленгационные передатчики, предназначенные для обнаружения возвращаемого аппарата при его снижении на парашюте и после посадки, бортовое програ/лмное устройство и элементы автоматики, управляющие вводом в действие парашютной системы, а также аккумуляторная химическая батарея.

НА ЛУНЬ

Прошли первые сутки полета станции «Луна-16». Напряженно трудились операторы в центре дальней космической связи и специалисть координационно-вычислительного центра.

Телеметрическая и траекторная информация непрерывным потоком поступавшая с борт< станции во время сеансов радиосвязи, направлялась в электронные вычислительные машинь (ЭВМ), где по данным траекторных измерение уточнялась траектория полета станции, ее по ложение в данный момент времени и скорост! полета. Определилось время прибытия станцш к Луне и минимальное расстояние прохожде ния около Луны. На основе этих данных ЭВА проводила расчет коррекции траектории стан Ции для обеспечения прилета станции к Лун< в заданное время и на заданном расстоя нии.

По мере накопления в сеансах связи данны

2 № 2527ней поверхности которого нанесено специальное теплоизоляционное покрытие, предохраняющее внутренние отсеки аппарата от воздействия высоких температур при входе его в атмосферу Земли.

ч

ДШатеяьная,

Ракета «Луна — Земля»

Внутренний объем возвращаемого аппарата разделен на три изолированных отсека: приборный, парашютный и хранилище лунного грунта.

В приборном отсеке расположены: радиопе-ленгационные передатчики, предназначенные для обнаружения возвращаемого аппарата при его снижении на парашюте и после посадки, бортовое программное устройство и элементы автоматики, управляющие вводом в действие парашютной системы, а также аккумуляторная химическая батарея.

В парашютном отсеке находится двухкаскад-ная парашютная система, четыре упругие антенны пеле+нгационных передатчиков и два эластичных баллона, наполняемых газом из специального баллона после раскрытия парашюта.

Хранилище лунного грунта представляет собой цилиндрический металлический контейнер, с одной стороны которого имеется приемное отверстие, герметически закрываемое специальной крышкой после помещения в контейнер образца лунного грунта.

НА ЛУННОЙ ТРАССЕ

Прошли первые сутки полета станции «Луна-16». Напряженно трудились операторы в центре дальней космической связи и специалисты координационно-вычислительного центра.

Телеметрическая и траекторная информация, непрерывным потоком поступавшая с борта станции во время сеансов радиосвязи, направлялась в электронные вычислительные машины (ЭВМ), где по данным траекторных измерений уточнялась траектория полета станции, ее положение в данный момент времени и скорость полета. Определилось время прибытия станции к Луне и минимальное расстояние прохождения около Луны. На основе этих данных ЭВМ проводила расчет коррекции траектории станции для обеспечения прилета станции к Луне в заданное время и на заданном расстоянии.

По мере накопления в сеансах связи данных траекторных измерений о полете станции, уточнялись и данные о коррекции траектории.

Помимо решения баллистических задач ЭВМ на основе поступающей телеметрической информации практически мгновенно или, как говорят в координационно-вычислительном центре инженеры, в темпе приема, выдает данные о «самочувствии» станции и ее систем. О давлении и температуре в отсеках, шарах — баллонах с топливом и газом, температуре на двигательной установке и на различных поверхностях станции. О работе радиокомплекса систем управления, энергопитания и терморегулирования.

На ЭВМ возлагается также выдача на измерительные пункты целеуказаний, т. е. программы движения параболических чаш антенн по углу места и азимуту во время сеанса связи со станцией, так чтобы радиолуч был направлен в

2 № 2527

17Старт чДИ с поверхности \ ?

ЛУНЫ \ Тормошение

| и мягкая по с адна

Трасса перелета Луна - Земля

Полет по орбите ИСЗ

Выведение на орбиту ,

Манебрарование на онололуннои ор$и те

Отделение Возвращаемого

аппарата от ракеты

Корренци

Трасса перелета * Земля - Луна

Схема попета станции «Луна-16»

ту точку пространства, где в это время должна находиться станция.

Наряду с радиотехническими средствами определения траектории движения станции была использована и уникальная оптико-телевизионная система высокой разрешающей способности, установленная на высокогорной станции астрономического института имени П. К. Штернберга.

Закончены траекторные измерения. Установлено, что система управления ракеты-носителя обеспечила выведение станции на трассу полета к Луне с большой точностью. При этом ошибка выведения оказалась мала, и для обеспечения точного выхода станции в расчетный район окололунного пространства оказалось достаточно проведения лишь одной коррекц^ с малым импульсом из запланированных двух

Насколько высокие требования предъявляются к системам управления современных автоматических станций, наглядно видно из следующего примера.

Скорость станции в конце работы двигательной установки последней ступени ракеты-носителя составляет около 11000 метров в секунду При этом ошибка в скорости всего в 1 метр i секунду приводит к промаху у Луны до 300 ки лометров. Ошибка в направлении вектора ско рости на одну угловую минуту ведет к промаху У Луны до 100 километров. А необходимо обе спечить попадание станции в расчетную точк^ окололунного пространства, отстоящую от по верхности Луны на расстоянии, близком i 100 километрам.

и CM

Коррекция

ha * Земля - Луни

станции «Луна-16»

ту точку пространства, где в это время должна находиться станция.

Наряду с радиотехническими средствами определения траектории движения станции была использована и уникальная оптико-телевизионная система высокой разрешающей способности, установленная на высокогорной станции астрономического института имени П. К. Штернберга.

Закончены траекторные измерения. Установлено, что система управления ракеты-носителя обеспечила выведение станции на трассу полета к Луне с большой точностью. При этом ошибка выведения оказалась мала, и для обеспечения точного выхода станции в расчетный район окололунного пространства оказалось достаточно проведения лишь одной коррекции с малым импульсом из запланированных двух.

Насколько высокие требования предъявляются к системам управления современных автоматических станций, наглядно видно из следующего примера.

Скорость станции в конце работы двигательной установки последней ступени ракеты-носителя составляет около 11000 метров в секунду. При этом ошибка в скорости всего в 1 метр в секунду приводит к промаху у Луны до 300 километров. Ошибка в направлении вектора скорости на одну угловую минуту ведет к промаху У Луны до 100 километров. А необходимо обеспечить попадание станции в расчетную точку окололунного пространства, отстоящую от поверхности Луны на расстоянии, близком к 100 километрам.

В координационно-вычислительном центре по результатам траекторных измерений были вычислены исходные данные для проведения коррекции траектории — величина и направление корректирующего импульса и время включения двигательной установки. Эти данные в сеансах радиосвязи, в виде специальных кодограмм были переданы на борт станции и «заложены» в блок памяти программно-временного устройства системы управления.

Перед сеансом коррекции был проведен сеанс ориентации в пространстве. Вначале с помощью системы управления, оптического датчика и микродвигателей была произведена ориентация на Солнце, затем был осуществлен поиск Земли, после чего станция совершила ряд программных разворотов относительно базовой системы осей координат Солнце — станция — Земля и заняла исходное положение для коррекции.

13 сентября 1970 года в расчетное время, по команде бортовой системы управления была включена двигательная установка, которая сообщила «Луне-16» необходимый корректирующий импульс.

Гироскопические приборы системы управления с помощью исполнительных органов — двигателей стабилизации и основного двигателя, установленного в качающемся подвесе, обеспечили стабилизацию станции и сохранение заданного направления вектора тяги при работе двигательной установки во время коррекции траектории.

Траекторные измерения, проведенные после

2*

19сеанса коррекции, подтвердили высокую точность работы системы управления станции «Луна-16» и двигательной установки.

Отклонение прохождения станции у Луны от расчетной точки составило величину, меньшую 10 километров.

Приближался очередной ответственный маневр, который должна была выполнить станция «Луна-16» в космосе — маневр торможения и переход станции на орбиту искусственного спутника Луны. Зачем потребовался этот маневр? Ведь до сих пор автоматические станции «Луна», заканчивавшие свой рейс «мягким» прилунением, совершали «прямую» посадку непосредственно с траектории подлета к Луне.

Дополнительное усложнение траектории полета станции «Луна-16» было вызвано тем, что при осуществлении «прямой» посадки направление движения станции при подлете к Луне не совпадает с направлением на Землю и отличается от него примерно на 60 градусов.

В связи с этим, если бы станция «Луна-16» совершила прямую посадку, то она бы прилунилась где-то на 60 градусе западной долготы в Океане Бурь, там, где уже побывали станции «Луна-9» и «Луна-13». При этом непосредственный старт к Земле без коррекции был бы просто невозможным, так как станция пошла бы не к Земле, а в сторону от нее.

Перед конструкторами и баллистиками стояла задача возврата ракеты с Луны на Землю.

Ее можно было решить двумя способами.

Первый способ. Совершить «прямую» посадку, проверенную и испытанную... Затем стартовать с Луны и выйти на орбиту спутника Луны, а уже потом стартовать к Земле. Но при этом следует учесть, что прежде, чем стартовать с Луны, необходимо обеспечить ориентировку стартующей ракеты по крайней мере по двум астрономическим ориентирам. Найти их и удержать в поле зрения оптических приборов во время работы двигательной установки при взлете. Кроме того, надо определить величину и направление вектора тяги двигателя при старте с Луны.

По такой схеме летали американские пилотируемые корабли «Аполлон». Очевидно, что на трассе перелета Луна — Земля в этом случае придется прибегать к коррекции траектории, так как каждый из приведенных выше маневров несет в себе определенные ошибки, которые надо исправить.

Следовательно, в обратный рейс с Луны на Землю необходимо будет взять полный комплект тех же приборов, что использовались для перелета с Земли на Луну. А это значит, что данные приборы должны стоять на ракете Луна — Земля и обеспечивать как перелет по трассе Земля — Луна, так и возвратный старт и перелет ракеты на Землю.

Очевидно, что такое решение задачи является достаточно громоздким. Чем больше массы мы оставим на Луне, тем меньше энергетических затрат потребуется для возвращения ракеты на Землю. Следовательно, желательно наибольшее количество аппаратуры и приборов сосредоточить на посадочной ступени, остающейся на Луне.

Второй способ заключается в следующем, р ли осуществить посадку станции в таком рай-пне лунной поверхности, откуда при вертикальном старте (в сторону, противоположную лунному тяготению) обеспечивается попадание в Землю, то очевидно, что задача сводится к построению лунной вертикали, запоминанию это го направления, удержанию его во время ра боты двигательной установки при старте с Луны, т. е. к сохранению направления вектора тяги, точному определению времени старта для по падания в заданный район земной поверхности и сообщения ракете необходимого импульса для преодоления лунного тяготения. Далее движение ракеты происходит под действием преобладающего земного тяготения, и ракета возвращается в заданный район Земли.

Расчеты показывают, что при таком способе энергетическое обеспечение данного эксперимента является наивыгоднейшим, так как основная масса систем и приборов остается на Луне и только гироскопическая часть приборов уста навливается на ракете возврата.

Очевидно, что совершить с большой точно стью посадку в районе Луны, который пред ставляет интерес для ученых (а таких районов в зависимости от взаимного расположения Земля — Луна несколько) можно только с ор биты искусственного спутника Луны.

Вот почему траектория полета станции «Луна-16» отлична от траекторий, по которым летали «Луна-9» и «Луна-13».

Для посадки станции «Луна-16» было выбрано Море Изобилия, расположенное в восточтовать с Луны и выйти на орбиту спутника Луны, а уже потом стартовать к Земле. Но при этом следует учесть, что прежде, чем стартовать с Луны, необходимо обеспечить ориентировку стартующей ракеты по крайней мере по двум астрономическим ориентирам. Найти их и удержать в поле зрения оптических приборов во время работы двигательной установки при взлете. Кроме того, надо определить величину и направление вектора тяги двигателя при старте с Луны.

По такой схеме летали американские пилотируемые корабли «Аполлон». Очевидно, что на трассе перелета Луна — Земля в этом случае придется прибегать к коррекции траектории, так как каждый из приведенных выше маневров несет в себе определенные ошибки, которые надо исправить.

Следовательно, в обратный рейс с Луны на Землю необходимо будет взять полный комплект тех же приборов, что использовались для перелета с Земли на Луну. А это значит, что данные приборы должны стоять на ракете Луна — Земля и обеспечивать как перелет по трассе Земля — Луна, так и возвратный старт и перелет ракеты на Землю.

Очевидно, что такое решение задачи является достаточно громоздким. Чем больше массы мы оставим на Луне, тем меньше энергетических затрат потребуется для возвращения ракеты на Землю. Следовательно, желательно наибольшее количество аппаратуры и приборов сосредоточить на посадочной ступени, остающейся на Луне.

Второй способ заключается в следующем. Если осуществить посадку станции в таком районе лунной поверхности, откуда при вертикальном старте (в сторону, противоположную лунному тяготению) обеспечивается попадание в Землю, то очевидно, что задача сводится к построению лунной вертикали, запоминанию этого направления, удержанию его во время работы двигательной установки при старте с Луны, т. е. к сохранению направления вектора тяги, точному определению времени старта для попадания в заданный район земной поверхности и сообщения ракете необходимого импульса для преодоления лунного тяготения. Далее движение ракеты происходит под действием преобладающего земного тяготения, и ракета возвращается в заданный район Земли.

Расчеты показывают, что при таком способе энергетическое обеспечение данного эксперимента является наивыгоднейшим, так как основная масса систем и приборов остается на Луне и только гироскопическая часть приборов устанавливается на ракете возврата.

Очевидно, что совершить с большой точностью посадку в районе Луны, который представляет интерес для ученых (а таких районов в зависимости от взаимного расположения Земля — Луна несколько) можно только с орбиты искусственного спутника Луны.

Вот почему траектория полета станции «Луна-16» отлична от траекторий, по которым летали «Луна-9» и «Луна-13».

Для посадки станции «Луна-16» было выбрано Море Изобилия, расположенное в восточном полушарии видимого с Земли диска Луны,

В Море Изобилия еще не осуществлял посадку ни один космический аппарат. Этот район, окруженный со всех сторон горны/ли образованиями, особенно интересен для науки, так как, по мнению ученых, он представляет собой обособленное лавовое море, сравнительно недавнего происхождения.

«Луна-16» приближалась к Луне.

С помощью наземнызс и бортовых радиосредств в сеансах радиосвязи была уточнена траектория полета станции и рассчитаны исходные данные на проведение сеанса торможения: положение станции в пространстве, величина тормозного импульса и время включения двигательной установки. В кодированном виде эти данные были передать! по радиоканалам в запоминающие электронные устройства системы управления станции.

По команде с Земли, в расчетное время, при достижении станцией заданного района окололунного пространства, вступила в действие бортовая автоматика, и весь процесс сеанса торможения прошел в соответствии с запланированной программой.

Предварительно с помощью астросистемы и двигателей малой тяги сганция была сориентирована по Солнцу и Зелмле и заняла строго определенное положение в пространстве так, чтобы тяга двигательной установки при ее работе была направлена вг сторону, противоположную направлению полета станции. По завершении всех подготовительных операций, 17 сентября, в 2 часа 38 /минут по московскому

21