вернёмся в библиотеку?

«Земля и Вселенная» 1994 №6




Готовится к печати

Пилотируемые полеты
к Марсу


С. П. УМАНСКИЙ


4 октября 1957 г. вышел на орбиту первый в мире искусственный спутник Земли. За прошедшие с тех пор годы (и уже первые десятилетия!) запуски спутников и автоматических межпланетных станций стали делом обычным. Привычными стали даже полеты людей в космос. На повестке дня осуществление новых дерзких , проектов — новые полеты автоматов на Марс, создание баз на Луне, пилотируемые полеты к Марсу...

Публикуем часть главы, посвященной будущим пилотируемым полетам к Марсу, из подготавливаемой к печати в издательстве «Просвещение» книги С. П. Уманского «Космические орбиты».

ЭНЕРГОДВИГАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАРСИАНСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

Переход проблемы пилотируемой экспедиции к Марсу из области идей близких к фантастике в область научно-инженерных разработок произошел в России в середине 60-х гг. Уже в то время наметились основные вопросы, которые необходимо было решить для ее успешного осуществления. Среди сложных проблем марсианской пилотируемой экспедиции одной из главных было (и осталось по сей день) ее энергодвигательное обеспечение. Понятно, что жидкостные реактивные двигатели (ЖРД), если и могут, в принципе, обеспечить марсианский полет, то только при неприемлемых значениях начальных масс межпланетного корабля и связанным с этим большим количеством стартов для сборки его на околоземной орбите. Еще первый анализ, проведенный в конце 50-х гг., показал, что значительное снижение стартовой массы может быть достигнуто, если использовать в энергодвигательных установках ядерную энергию. Здесь наметились три направления:

Ядерный реактивный двигатель (ЯРД) с твердофазовым реактором,

Ядерный реактивный двигатель (ЯРД) с газофазовым реактором,

Электроядерная ракетная двигательная установка (ЭРДУ).

Исследования и проектно-поисковые проработки начались в нескольких научно-исследовательских институтах: НИИ тепловых процессов (НИИ ТП), Институте атомной энергии, Физико-энергетическом институте, НПО «Энергия», КБ Химавтоматики, НПО «Энергомаш». Эти работы поддержали М. В. Келдыш, С. П. Королев, И. В. Курчатов. Удалось получить финансовую помощь от правительства. Был разработан экспериментальный твердофазный ядерный реактор (рабочее тело — жидкий водород с некоторой добавкой) с удельным импульсом тяги 9100— 9300 м/с.

Проведенные исследования ЯРД с газофазовым реактором показали, что удельный импульс тяги может достигать 20 000 м/с, но реализация такой схемы связана с большими техническими трудностями.

Одна из проблем на пути использования ЯРД — необходимость длительного (не менее года) хранения рабочего тела (жидкого водорода). Ведь требуются специальные холодильные установки, для питания которых нужна мощность порядка 100—150 кВт.

Работающий реактор представляет собой мощный источник нейтронного и гамма-излучения, которое без принятия специальных мер защиты может привести к недопустимому нагреву рабочего тела (в баках), разрушению конструкции корабля, лучевому поражению экипажа и пассажиров. Для обеспечения радиационной безопасности на летательных аппаратах с ЯРД нужны специальные экраны и перегородки из материалов, поглощающих излучения (свинец, кадмий, гадолиний). Но это неминуемо увеличивает массу космического корабля.

Электрические ракетные двигатели хотя и отличаются большим импульсом тяги (до 70—100 км/с), но это двигатели малой тяги (0,1—1 Н). Для создания тяги ЭРД используется электрическая энергия, создаваемая солнечной батареей или ядерной энергетической установкой. Применение ЭРД в качестве маршевых двигателей возможно при создании нескольких блоков (связок), объединяющих большое количество двигателей.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

За пределами земной атмосферы постоянно действующими факторами будут солнечное излучение (возмущенного Солнца!) и галактическое космическое излучение (ГКИ). Например, ГКИ обладает большой мощностью и проходит сквозь оболочку корабля. Полученная при этом доза облучения составляет около 0,2 бэр/сутки. Это сравнительно малая величина, но если экспедиция к Марсу продлится 2 года, то полученная доза облучения составит 140 бэр, что более чем в два раза превысит допустимую. Следовательно, требуется предельно сократить продолжительность полета и создать на корабле радиационное убежище (или электростатическую защиту).

Устройство радиационного убежища, в котором могли бы даже временно разместиться 3—5 человек, связано со значительным увеличением веса корабля. Электростатический способ защиты кажется сегодня фантастическим, но в принципе защитой такого рода могла бы стать положительно заряжённая оболочка. Такая защита будет ограждать от любых положительно заряженных частиц, но она бессильна против электронов, которые, притягиваясь к ней, станут непрерывно ускоряться. Можно поставить вторую оболочку, заряженную отрицательно. Получится нечто подобное двойной скорлупе, окружающей корабль. Наконец, можно попытаться использовать для защиты корабля не только электростатическое, но и магнитное поле.

Эффективными средствами обеспечения радиационной безопасности при полете к Марсу могут быть также фармакологическая профилактика, строгий учет и регламентирование доз облучения каждого члена экипажа, диагностика состояния космонавтов с помощью соответствующих систем обследования и, наконец, использование средств дополнительной локальной защиты.

КРУГООБОРОТ ВЕЩЕСТВ НА КОРАБЛЕ

Одной из главных проблем марсианской экспедиции неизбежно станет проблема полноценности среды обитания в корабле, ее адекватности долговременным биологическим потребностям человека. Переход от полетов по околоземным орбитам к межпланетным перелетам требует качественно нового подхода к пониманию условий длительного существования человека в искусственно создаваемой среде. Есть только один путь создания вне Земли аналога природной среды — использование физико-химических процессов и природных биологических механизмов. Тогда за счет совокупной деятельности растений, животных, микроорганизмов и физико-химических преобразований формируется искусственная природная среда. Речь идет о замкнутой эколого-технической системе, включающей человека.
Нагрузочный костюм «Пингвин-3» Под оболочкой костюма размещены резиновые жгуты (амортизаторы), которые нагружают костно-мышечный аппарат человекаПрофилактический вакуумный комплект «Чибис» - эффективное средство для предотвращения расстройств сердечно-сосудистой системы при возвращении к земным условиям после длительного пребывания в космосе

Уже разработаны и исследованы различные модели систем, основанных на физико-химических процессах, деятельности одноклеточных водорослей, высших растений и микроорганизмов. В таких моделях регенерируется до 90—98% потребляемых человеком веществ.

Для полетов к Марсу вряд ли целесообразно предлагать полномасштабную биологическую систему, способную обеспечить все потребности человека. При длительности полета 1—2 года нет необходимости в подобной системе, и она вряд ли будет рентабельной. Однако нельзя целиком полагаться на физико-химическую систему регенерации, для которой разработаны отдельные технологии по получению кислорода и воды из продуктов жизнедеятельности человека. Она в настоящее время выгодна по весовым, габаритным и энергетическим характеристикам, но не создаст биологически полноценную среду обитания человека. Наиболее перспективными здесь могут оказаться комбинированные системы, включающие как физико-химические, так и биологические процессы.

В 1967-68 гг. в СССР был испытан комплекс регенерационных систем жизнеобеспечения (СЖО). Три испытателя жили и работали в герметичном наземном макете космического корабля в течение года. Они использовали системы регенерации воды из конденсата атмосферной влаги, урины (мочи), санитарно-гигиенических и кухонных стоков, системы регенерации атмосферы, утилизацию углекислого газа и электролизное получение кислорода из воды. В комплекс СЖО входила витаминная оранжерея.

Установленная на станции «Мир» СЖО содержит установку для получения питьевой воды, извлекаемой из конденсата атмосферной влаги. С 1990 г., после пристыковки модуля «Квант-2», на борту станции функционирует система получения воды из урины. Электролиз разлагает воду на кислород и водород. Требуемый состав атмосферы станции обеспечивается системами поглощения углекислого газа и микропримесей. Суточный рацион питания рассчитан примерно на 3000 ккал/чел. Он при массе около 1500 г включает преимущественно сублимированные продукты.

На марсианском корабле представляется целесообразным использовать аналогичный комплекс СЖО, дополнив его системой утилизации углекислого газа (концентрирование и последующее восстановление до метана и воды или углерода и воды). Кроме того, желательно включить в комплекс СЖО оранжерею, основной функцией которой будет психологическая поддержка и частичное витаминное обеспечение экипажа (площадь оранжереи примерно 15 м2/чел.).

НЕВЕСОМОСТЬ ИЛИ ИСКУССТВЕННАЯ СИЛА ТЯЖЕСТИ?

Космической медициной накоплен немалый багаж знаний о влиянии невесомости на организм человека. Уже более 260 человек совершили полеты в космос разной продолжительности. Семь космонавтов более 200 суток несли космическую вахту, а у Юрия Романенко общее время пребывания в космосе составило 430 суток.

Созданная отечественными специалистами система профилактики неблагоприятного действия невесомости на организм позволяет космонавтам даже в самых продолжительных полетах довольно успешно жить и работать.

Космонавты и астронавты обычно высказываются за полет к Марсу в невесомости. Медики же — за создание искусственной силы тяжести на борту космического корабля. Наука должна еще накопить необходимый материал, чтобы сделать выбор.

Важен, конечно, вопрос и о численности экипажа. Он будет определяться главным образом конструктивными особенностями технических систем, обеспечивающих полет, и программой научной работы в полете и на поверхности Марса. По мнению некоторых психологов, экипаж лучше бы составить из одних мужчин (6—8 человек). В состав экипажа должны войти люди в возрасте 35— 45 лет, т. е. специалисты, имеющие профессиональный и жизненный опыт и, конечно, опыт полетов в космос. На корабле обязательно будет высококвалифицированный врач, имеющий хорошую подготовку в области терапии, хирургии, психотерапии и психологии.

ДЛИТЕЛЬНЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ ПОЛЕТ

Важную роль в обеспечении экспедиции на Марс сыграет и успешное решение психологических вопросов, прежде всего требуется психологическая готовность человека к совершению полета, неизбежно связанного с определенной степенью риска. Большое значение, конечно, будет иметь предшествующий опыт, а также знание тех обстоятельств, которые могут встретиться человеку в полете на Марс. Чрезвычайно ответственный момент — создание абсолютного доверия к технике, уверенности в безотказности всех ее систем или в возможности проведения любых ремонтных работ своими силами.

В течение всего полета перед взором космонавтов, вглядывающихся в бездны космоса, одна и та же картина. На иссиня-черном небе в одни иллюминаторы они видят лишь яркие немигающие звезды, а в другие — ослепительный огненный диск незаходящего Солнца. И несмотря на то, что корабль движется с огромной скоростью, все кажется космонавтам неподвижным, как будто застывшим.
Требования к двигателю и бортовой энергетике

ТребованияРоссияСША
1. Длительность экспедиции Земля-Марс-Земля
2. Надежность двигательно-энергетической установки
3. Параметры на двигательном режиме:
- тяга, кН
- удельный импульс тяги, км/с
- число включений в полете
4. Параметры на энергетическом режиме:
- электрическая мощность, кВт
- время работы в полете, лет
5. Отношение тяги к массе двигателя
до 1 года
свыше 0,995

200
до 9,5
свыше 11

50. . .100
до 1,0
3
до 1,3 г.
свыше 0,995

333
до 9,25
свыше 10

20
до 1,3
4

По предварительным разработкам тяга одиночного двигателя принята на уровне 68,6 кН (7 тонн), число двигателей в связке 3-4.


Для членов экипажа установлен своеобразный распорядок дня: 4 ч - оперативная работа, 4 ч - активный отдых и 4 ч - сон. Во время активного отдыха члены экипажа занимаются на специальных тренажерах, принимают пищу, читают, слушают музыку, смотрят кинофильмы, телевизионные передачи с Земли, анализируют научный материал и т. д. В распорядке дня предусмотрено, чтобы все бодрствующие космонавты (или большинство из них) одновременно садились за стол. Длительный космический полет — серьезнейшее испытание психики человека, и выдержат его лишь сильные духом, жизнерадостные, увлеченные своим делом, психологически совместимые люди.

МАРСИАНСКИЙ КОРАБЛЬ НА ОСНОВЕ ЯРД1


Схема двухрежимного ЯРД 1 - емкость, 2 - насос, 3, 11 - турбина, 4 - радиационная защита, 5 - твэлы, 6 - барабаны, 7 - замедлитель, 8 - холодильник-излучатель, 9 - компрессор, 10 - генератор, 12 - вентилятор, 13 - мотор

1Этот раздел В. Ф. Семеновым.

В НИИ тепловых процессов (НИИ ТП) по инициативе академика М. В. Келдыша в 60-х гг. провели предварительный анализ эффективности применения различных типов ракетных двигателей для марсианского корабля. Предпочтение было отдано энергодвигательному комплексу на основе твердофазного реактора. Тогда основное внимание уделялось созданию тепловыделяющего элемента, содержащего уран, который при делении выделяет тепло и нагревает протекающий водород. При температуре нагрева в 3000 К водород создает удельный импульс тяги 9,50 км/сек, что в два раза выше, чем у жидкостных ракетных двигателей. В нашей стране тепловыделяющие элементы изготовлялись из смеси карбида урана и тугоплавких карбидов (циркония, ниобия, и в перспективе возможно использование и карбидов тантала).

В 70-е гг. силы сконцентрировали на создании тепловыделяющей сборки, включающей комплект тепловыделяющих элементов, опорный узел и силовой корпус. Для наземной отработки тепловыделяющих сборок были созданы специальные испытательные реакторы.

В 80-е гг. создали прототипный реактор ЯРД на основе разработанных тепловыделяющих сборок.

Особенность выбранной схемы ЯРД — обеспечение двухрежимной работы (двигательный и энергетический). Последний снабжает электроэнергией различные бортовые потребители, включая систему длительного хранения криогенных компонентов на борту, и систему магнитной защиты экипажа от галактического излучения.

Из различных энергетических циклов преобразования тепловой энергии реактора в электричество выбран замкнутый газотурбинный цикл (цикл Брайтона). Он, работая на инертном газе (ксенон, или смесь ксенона и гелия), обладает повышенной надежностью и высокой эффективностью (КПД = 20—30%).

На третьем рисунке к этой статье видно, что выбрана двухконтурная схема энергетического режима: первый контур (реакторный) с рабочим телом водорода; а второй контур (газотурбинный) с инертным рабочим телом. Такая схема позволяет решить и проблему расхолаживания. Ведь после выключения ядерной установки в ней продолжается тепловыделение, обусловленное распадом продуктов деления (урана-235). Поэтому после выключения еще в течение нескольких часов ее нужно охлаждать (с помощью первого контура энергетического режима).

Данная отечественная разработка опирается на гетерогенную схему реактора, при которой материал замедлителя нейтронов и ураносодержащие материалы расположены в активной зоне раздельно. Такая схема обладает рядом достоинств. К их числу относится возможность использовать наиболее эффективный замедлитель на основе гидрида циркония (что уменьшает габариты ЯРД); удобство отработки элементов активной зоны и, главным образом, тепловыделяющей сборки, содержащей уран и нагревающей водород до температуры в 3000 К. В такой схеме тепловыделяющая сборка представляет автономный законченный узел, который может испытываться и отрабатываться в других, более дешевых, реакторах.
Основные характеристики ядерной силовой установки

Схема силовой установки
Ядерное топливо

Двигательный режим
Реактивная тяга, кН
Рабочее тело
Тепловая мощность, МВт
Суммарное время работы, часы
Удельный импульс тяги, км/с
Электрическая мощность, кВт
Расход рабочего тепа, кг/с
Температура рабочего тепа на выходе, °С

Энергетический режим
Рабочее тело
Система преобразования энергии
Электрическая мощность, кВт
Максимальная температура рабочего тела, °С
Площадь холодильника-излучателя, м
Суммарная масса ядерной силовой установки, т

Связка из 3-4 модулей
Твердый раствор карбидов урана, ниобия, циркония

200
Водород
1 200
5
8-9
200
22-25
2 400-2 700

Смесь Хе и Не (1-3%)
Цикл Брайтона
50-200
900
600
50-70

Применение больших количеств жидкого водорода требует специальных холодильных установок, для питания которых нужна электрическая мощность порядка 100—150 кВт. С учетом необходимой мощности (около 50 кВт) общий уровень энергопотребления составит 150—200 кВт.

Большое внимание уделяется созданию экранирования экипажа от ионизирующей радиации ЯРД, а также изучению нештатных и аварийных ситуаций при выполнении пилотируемой экспедиции.

МАРСИАНСКИЙ КОРАБЛЬ С ЭРДУ (ПРОЕКТ НПО «ЭНЕРГИЯ»)

Корабль состоит из следующих основных частей: марсианского орбитального аппарата, экспедиционного аппарата, аппарата возвращения на Землю, блока электрических ракетных двигателей и солнечных батарей.

Марсианский орбитальный аппарат — центральная часть экспедиционного комплекса. В нем живет и работает экипаж в течение всей экспедиции. Конструкция аппарата представляет цилиндр диаметром 4,1 м, разделенный на три отсека: жилой, шлюзовой и рабочий. В жилом отсеке предусмотрены каюты для каждого члена экипажа, общий салон, зона отдыха. Здесь же размещены оранжерея, средства приготовления пищи, радиационное убежище. Масса продуктов питания 5500 кг, аварийных запасов пищи — 1000 кг. В радиационном убежище в качестве материала защиты используется вода, различное оборудование. В рабочем отсеке размещено приборное оборудование, центральный пост управления.

Экспедиционный аппарат проработан в двух вариантах: в виде цилиндрического отсека с коническим носком и конической грушевидной формы. Оба варианта обеспечивают управляемый спуск в атмосфере Марса с аэродинамическим качеством 0,3—0,5. Имеющаяся двигательная установка позволяет производить посадку на поверхность Марса со скоростями до 2-х м/с. Экспедиционный аппарат секционирован и состоит из марсианского жилого отсека (переднего конуса), отсека посадочной двигательной установки, отсека возвращаемого блока и хвостового отсека с тормозной двигательной установкой.

Проект марсианского корабля с ЯРД.
Корабль представляет собой ферму, на одном конце (левом) расположена связка из 4 ЯРД, на другом конце фермы (правом), установлены два жилых блока для экипажа, посадочный корабль на поверхность Марса, корабль посадки на Землю. В первом жилом блоке установлено радиационное убежище. Это убежище предохраняет зкипаж (5 человек) от ионизирующей радиации, I—V — модули (блоки): энергодвигательный, сброса тепла, связи, жилой, рабочего тела, 1 — соленоид, 2 — радиационное убежище, 3 — манипулятор (приспособление для сборки), 4 — марсианский экспедиционный аппарат, 5 — аппарат, спускаемый на Землю, 6 — стыковочный узел, 7 — бак рабочего тела (водорода)

Ресурс систем рассчитан на недельную длительность пребывания на поверхности Марса и 24 ч на орбите спутника Марса.
Проект марсианского корабля (с ЭРДУ)

Солнечная батарея состоит из двух идентичных панелей размером 200 X 200 м, образованных диагональными фермами. Концы ферм соединены тросами, к которым крепятся фотопреобразователи. Предложение НПО «Энергия» по использованию тонкопленочных фотоэлектрических преобразователей солнечной энергии в электрическую представляет несомненный интерес. Возможно сворачивание солнечных батарей и замена их в полете. Сейчас разрабатываются ультратонкие (50 мкм и менее) и ультралегкие солнечные преобразователи (из высокоомного кремния), имеющие низкую удельную массу (0,2 кг/м2) и сравнительно высокий коэффициент преобразования солнечной энергии в электрическую (150—200 Вт/м2).

Система жизнеобеспечения включает комплекс физико-химических и биологических процессов. При определении параметров СЖО приняты следующие исходные данные (чел./сутки):

обеспечение О2 — 600 л, удаление СО2 — 480 л, обеспечение водой 2,5 кг, обеспечение пищей (из запасов) — 1,5 кг, растительная пища — 0,4—0,5 кг, вода, расходуемая из запасов — 0,5 кг. Площадь оранжереи — 15 м2/чел, масса 500 кг. Оранжерея необходима для обеспечения экипажа витаминами, частично продуктами растительного происхождения, создания психологического комфорта. Масса СЖО 26 т, в том числе продукты питания 5,5 т.

Схема полета предусматривает раскрутку в гравитационном поле Земли. На начальном участке полета, до высоты 40 000 км, двигатели работают с увеличенной в два раза тягой (при удельном импульсе тяги 35 000 м/с), что позволяет пройти этот опасный по уровню радиации участок всего за 29 сут. При общей длительности полета 716 сут., разгон у Земли занимает 100 сут., перелет Земля-Марс — 270 сут., торможение у Марса 38 сут., пребывание на рабочей орбите Марса 30 сут., разгон у Марса 28 сут., полет до Земли в течение 250 сут. Вход возвращаемого аппарата в атмосферу Земли производится со скоростью 13,5 км/с.
Основные характеристики марсианского корабля с ЭРДУ

Количество членов экипажа
Количество членов экипажа, совершающих посадку на Марс
Количество запусков РМ «Энергия» для организации экспедиции
Общая масса корабля, т
Масса марсианского орбитального аппарата, т
Масса экспедиционного аппарата, т
Масса аппарата возвращения на Землю, т
Масса конструкции ЭРДУ, т
Масса рабочего тела (ксенона), т
Суммарная электрическая мощность ЭРДУ, МВт (у Земли)
Общее время экспедиции, сут.
Время нахождения на Марсе, сут.
4
2
5
355
80
60
10
40
165
7,5x2
716
7

Первыми на орбиту спутника Земли выводятся орбитальный аппарат и корабль возвращения на Землю. Затем — марсианский посадочный аппарат и солнечные батареи, ЭРД, рабочее тело — всего 5 пусков.

АМЕРИКАНСКИЙ ПРОЕКТ МАРСИАНСКОГО ПИЛОТИРУЕМОГО КОРАБЛЯ С ЯРД

В 1989 г. президентом США была утверждена программа исследования Луны и Марса — SEI (Space Exploration

Initiative). «Возвращение на Луну» рассматривается в качестве первого этапа программы, обеспечивающей практическую проверку систем марсианского корабля. Уже сегодня ясно, что Луна может оказать существенную помощь Земле в решении многих ее проблем. Все идет к тому, что в недалеком будущем некоторые вредные процессы, губительным образом действующие на экологическую обстановку, будут вынесены за пределы планеты и, прежде всего, на Луну.

Американский проект марсианского пилотируемого корабля (с ЯРД)
1 — пилотируемый корабль для полета к Луне, 2 — лунный экспедиционный модуль, 3 — бак жидкого водорода (127,5 т), 4 — радиационная защита, 5 — ЯРД, 6 — сопло, 7 — марсианский пилотируемый корабль, 8 — марсианский экспедиционный модуль, 9 — полезный груз, 10 — баки, 11 — модуль, используемый для полета к Луне

Приводятся следующие доводы такого лунно-марсианского построения программы:

— для Марса используются технические средства, разработанные для исследования Луны;

— для пилотируемой экспедиции на Марс используется топливо, произведенное на лунной базе;

— для возвращения на Землю возможно использование топлива, произведенного на Марсе по технологии, отработанной на Луне.

Американские специалисты утверждают, что все это значительно снижает затраты на осуществление пилотируемой экспедиции на Марс, способствует промышленному освоению ресурсов Луны. По самым оптимистическим прогнозам полет к Луне предполагается осуществить в 1999 г., полет к Марсу — в начале XXI в., а создание марсианской базы — в 2022 г... Длительность экспедиции 406 сут. В том числе полет к Марсу 147 сут., пребывание на Марсе 30 сут. и полет к Земле 229 сут. Масса лунного корабля (на околоземной орбите) 218 т, марсианского корабля 638—668 т.

И ВСЕ-ТАКИ — ПОЧЕМУ МАРС?

Сейчас трудно осознать те открытия, которые могут быть сделаны в результате исследования Марса. Можно, например, фантазировать о том, что будут обнаружены следы цивилизации, намного опередившей нас в своем развитии, но вынужденной по неизвестным обстоятельствам переселиться в другую Солнечную систему. А вдруг их посланцы уже давным-давно посещали Землю, но здешние условия показались им неприемлемыми и они улетели, сопровождаемые ревом мохнатых существ, которые еще только становились на задние лапы?.. Вспомним экспедицию Колумба. Ее движущей силой была жажда к обогащению, а результатом — открытие нового неведомого континента. Но, может быть, с Марсом подождать, потерпеть несколько лет, до лучших времен? Думаю, что нельзя. После существовавшего между великими державами противостояния Марс может и должен стать символом сотрудничества в космосе. Сама постановка проблемы мирного сотрудничества государств (как альтернатива гонке вооружений!) — важный стимул для мобилизации общественного мнения. Если программа «Аполлон» обошлась США в 25 млрд долл, то пилотируемый полет к Марсу потребует втрое больших затрат. Конечно, 75 млрд долл большие деньги, но если их сравнить с затратами на программу СОИ (более триллиона долл), то это, пожалуй, не очень много.