«Земля и Вселенная» 1991 г №6 (ноябрь - декабрь)




Из истории науки

Полет — его мечта и дело

Юбилейные XV научные Чтения по космонавтике, посвященные памяти академика С. П. Королева и других советских ученых-пионеров освоения космического пространства, проходили в Москве в конце января нынешнего года. Как обычно, работали девять секций. На заседании было прочитано и обсуждено 142 доклада и сообщения. Кроме того, в рамках отдельных секций прошли тематическая конференция «Малогабаритные ИСЗ», юбилейное заседание памяти академика М. В. Келдыша, тематическая конференция «Космический экологический мониторинг», симпозиум памяти академика Б. С. Стечкина.

О тематическом заседании секции пионеров ракетно-космической техники следует рассказать более подробно. Оно было посвящено 90-летию со дня рождения одного из пионеров отечественного ракетостроения и космонавтики, лауреата Ленинской премии, Героя Социалистического Труда, заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, доктора технических наук, профессора, члена-корреспондента Международной академии астронавтики Михаила Клавдиевича Тихонравова (1900— 1974 гг.). В заседании приняли участие его ученики, коллеги и соратники, историки и биографы ученого. Руководил заседанием секции лауреат Ленинской премии, доктор технических наук Г. П. Мельников. С воспоминаниями о Михаиле Клавдиевиче выступили его ученики разных лет, ныне известные ученые, а в те, уже далекие годы, молодые специалисты, пришедшие на работу после окончания вузов или в ОКБ-1, руководимого С. П. Королевым.

Выступающие рассказывали о разных периодах деятельности коллективов ученых, формировавшихся вокруг Тихонравова, работах, выполненных ими. Характеризуя своего учителя и руководителя, каждый из выступавших подчеркивал исключительную роль, которую сыграл Михаил Клавдиевич в его жизни.

«Группа Тихонравова» — понятие это стало нарицательным. Еще в 1956 г. в тезисах доклада о разработке проекта ИСЗ С. П. Королев отмечает: «... создание этого эскизного проекта не является случайностью, а подготовлено всей предшествующей работой организаций, занимающихся разработкой РДД (ракет дальнего действия)... особо должны быть отмечены первые работы М. К. Тихонравова и его группы...». Коллектив не был постоянным, он много раз менялся, иной раз волею обстоятельств группа формально переставала существовать или оставалась в минимальном составе, но по истечении некоторого времени группа возникала вновь и плодотворно трудилась.

В своем выступлении А. В. Брыков, работающий сейчас над книгой о М. К. Тихонравове, поделился воспоминаниями о научно-технической конференции, состоявшейся в марте 1950 г. На ней в докладе М. К. Тихонравова впервые прямо говорилось о возможности в ближайшей перспективе создать и запустить ИСЗ, а потом спутник с человеком на борту. Проблемой космического полета («межпланетных перелетов») Тихонравов увлекся еще в начале 30-х годов, когда он познакомился с С. П. Королевым. Изучал Тихонравов проблему космических полетов будучи сотрудником ГИРД, а затем — РНИИ (Реактивного научно-исследовательского института). Сразу после окончания Великой Отечественной войны он с группой своих коллег: Н. Г. Чернышевым, В. А. Штоколовым, П. И. Ивановым, В. Н. Галковским и др. разработал проект ракеты для вертикального полета двух пилотов на высоту 200 км (проект «ВР-190»). К сожалению в эти годы в мире возникли другие проблемы, нужно было срочно создать носитель для атомной бомбы. Над этим работали авиаторы, проектировались крылатые ракеты. Решали эту задачу и специалисты по баллистическим ракетам. Тогда у нас и в США считали, что баллистические ракеты имеют принципиально ограниченную дальность полета: 1000 км — и все! Поэтому в качестве оружия баллистические ракеты якобы не годятся... В этой ситуации М. К. Тихонравов вместе с Н. Г. Чернышевым, В. А. Штоколовым и И. М. Яцунским занялся исследованием проблемы баллистических ракет. Прекрасно зная труды К. Э. Циолковского, посвященные составным ракетам как средству полета в космос, Тихонравов предложил схему так называемого «ракетного полета». Были рассмотрены его различные схемы, просчитаны варианты и сделан вывод: дальность полета баллистических составных ракет «не только принципиально, но и технически ничем не ограничена». А раз так, то такая ракета, конечно, способна вывести на орбиту искусственный спутник Земли. Ознакомили с результатами исследований С. П. Королева, Сергей Павлович высоко оценил работу, назвав ее исполнителей «инженерами с большой буквы». Но далеко не все были согласны в 1948 г. с такой оценкой... И вот научно-техническая конференция марта 1950 г. На ней с докладом выступил Тихонравов, доказывая возможность запуска ИСЗ и полета человека в космос с помощью уже существовавших в те годы у нас ракет. Отреагировали на доклад участники конференции по-разному. Появился даже дружеский шарж: Тихонравов в обнимку с обезьяной летит на Луну. Начальство расформировало группу М. К. Тихонравова, а он сам стал уже не заместителем начальника института, а научным консультантом. Это была почетная ссылка. Но благодаря поддержке С. П. Королева группа продолжала работать, как говорится, на общественных началах.

Проект «ВР-190», разработанной под руководством М. К. Тихонравова. Ракета должна была в вертикальном полете поднять двух пилотов на высоту 200 км

Соратники: В. А. Штоколов, Н. Г. Чернышев, М. К. Тихонравов, И. С. Исаченко (послевоенные годы)



Диплом члена-корреспондента Международной Академии астронавтики, выданный М. К. Тихонравову в 1968 г.

Через несколько лет группа вновь легализовалась и даже расширилась за счет молодых специалистов. Изучалась не только проблема составных ракет, но и решалась задача выведения искусственных спутников Земли. В результате была создана основа для принятия на государственном уровне решения о создании ИСЗ. Об этом периоде деятельности группы Тихонравова вспоминали на Чтениях О. В. Гурко, Г. Ю. Максимов, Л. Н. Солдатова, Я. И. Колтунов.

В 1956 г. в ОКБ Королева появился специальный отдел (№ 9), предназначенный «...для проведения первых поисковых работ по спутнику и более детальной проработке комплекса вопросов, связанных с этой проблемой». Начальником отдела назначили М. К. Тихонравова. Этот отдел занимался проектными работами, связанными с первым ИСЗ, пилотируемыми космическими кораблями и автоматическими межпланетными станциями. Была создана концепция и осуществлены конструкторские разработки межпланетного корабля для полета людей на Марс. Аббревиатура корабля (ТМК) символично совпадала с инициалами руководителя коллектива. В те годы / — / в отделе работали молодые, талантливые, безгранично увлеченные космонавтикой люди. Они не только отдавали любимой работе все время и силы, но и руководствовались девизом С. П. Королева — «Проектировать и строить, чтобы летать!» Из этого отдела вышли космонавты К. П. Феоктистов, О. Г. Макаров, В. И. Севастьянов, В. Н. Кубасов...

Воспоминаниями об этом периоде деятельности М. К. Тихонравова поделились на Чтениях Г. Ю. Максимов, М. И. Герасимова, Л. И. Дульнев, В. В. Ивашкин, О. С. Деревянко, Ц. В. Соловьев, В. Е. Бугров. Они напомнили, что ракетно-космическая техника и космонавтика были не единственным делом жизни М. К. Тихонравова. Михаил Клавдиевич интересовался практически всеми видами полета. Например, начал он в 20-х годах с проектирования и строительства планеров, а в 30-х годах успешно изучал полет птиц и насекомых и опубликовал статьи «Полет насекомых» (1934 г.), «Полет птиц и машин с машущими крыльями» (1936 г.), «Полет в природе» (1939 г.)... Поистине полет был его мечтой и делом, а космонавтика — венцом и логическим завершением его трудов и жизни!

На заключительном пленарном заседании Чтений был прочитан доклад «Вклад М. К. Тихонравова в зарождение и становление практической космонавтики» (И. К. Бажинов, К. П. Феоктистов, Ю. В. Бирюков).

Б. Н. КАНТЕМИРОВ,
кандидат технических наук