«Земля и Вселенная» 1991 г №5 (сентябрь - октябрь)




Новости
зарубежной
космонавтики


1 — сигнальный огонь; 2 — фары; 3 — видеокамера; 4 — радиоантенна; 5 — светозащитные шторки; 6 — ранец; 7 — датчики отображения информации; 8 — окна; 9 — входной люк; 10 — жесткий торс; 11 — узел крепления к КА или транспортному средству; 12 — ручка открывания входного люка; 13 — ремни безопасности; 14 — мягкая обшивка; 15 — защитный костюм

Новый автономный скафандр для лунных и марсианских экспедиций

В США создана новая конструкция скафандра для астронавтов, которые будут высаживаться на Луну и Марс. Этот автономный скафандр, разработанный американским инженером фирмы «Боинг» Б. Гриффином, более практичен, удобен, надежен, чем существующие.

Б. Гриффин, работающий в Хантсвилле над проектом орбитальной станции, и П. Хадсон, знаменитый американский специалист по макетам космических аппаратов, в течение трех лет работали вместе над его разработкой.

Гриффин и Хадсон долгое время изучали американские скафандры для открытого космоса, использовавшиеся экипажами МТКК «Спейс Шаттл» и космических кораблей «Аполлон», прежде чем приступили к разработке своей модели скафандра с командной системой управления CCPS (Command/Control Pressure Suit). Они решили не использовать сложные и дорогостоящие технологии и проявили прагматизм, взяв на вооружение доступные и надежные. Основные достоинства скафандра — его практичность и универсальность. Это весьма ценные качества для астронавтов, которым придется находиться в таких скафандрах за пределами корабля на поверхности Луны или Марса по восемь часов в сутки. Как и скафандр для КК «Аполлон», он предназначен для работы при давлении 25,9 кН/кв.м, но предварительно испытывался при давлении 57,2 кН/кв.м.

По сравнению с другими моделями новый опытный образец обеспечивает большую свободу передвижений и лучший обзор. Гриффин, в частности, учел те трудности, которые встречались при использовании лунных скафандров программы «Аполлон» (модель A7L-B). На Луне у астронавтов были проблемы с пылью, поднимавшейся при малейшем движении. Имеющая тенденцию к разъеданию поверхностей и в силу своих электростатических свойств прилипающая к скафандру, она покрывала, в частности, козырек шлема и внешние датчики скафандра. Гриффин решил эту проблему, разместив датчики внутри большого неподвижного шлема, что улучшило комфорт и увеличило поле обзора астронавта.

Шлем состоит из 6 пластин свинцового стекла толщиной около 20 мм. Три верхние пластины снабжены подвижными створками для защиты головы астронавта от солнечного излучения. Три другие (передняя и две боковые) обеспечивают неискаженный внешний панорамный обзор.

Видимость в скафандре CCPS лучше, чем у A7L-B, что подтверждает бывший американский астронавт Г. Шмит, который опробовал новый скафандр в Центре космических полетов НАСА в Хантсвилле. Шмиту есть с чем сравнивать. В 1972 г. на поверхности Луны он провел 22 ч в скафандре КК «Аполлон».

В новом скафандре астронавт будет чувствовать себя, как в кабине самолета. Голова внутри шлема может наклоняться свободно в любую сторону. Три небольших плоских экрана на жидких кристаллах (с буквенно-цифровыми или графическими символами) отображают всю необходимую информацию для выполнения поставленной задачи, навигационные карты и другие видеоданные, касающиеся функционирования скафандра, хода работ и перемещений астронавта. Вывод информации на экран обеспечивается устными командами астронавта. Те или иные указания передаются астронавту речевым синтезатором. Эта система с успехом заменит старый «контрольный лист», прикрепляющийся к предплечью скафандра примитивным приспособлением и уменьшавший подвижность астронавта. CCPS представляет собой скафандр комбинированной конструкции: жесткий корпус и мягкие части для рук и ног. Эти мягкие части позаимствованы со скафандра для МТКК «Спейс Шаттл» для работы в открытом космосе. Шлем и торс скафандра Гриффина являются составными частями жесткого корпуса оригинальной конструкции, в который входит также и наспинный ранец с автономной системой жизнеобеспечения. Он открывается подобно двери, позволяя астронавту самостоятельно надеть или снять полностью снаряженный скафандр без посторонней помощи, что не позволяют сделать другие американские скафандры.

Вторая особенность скафандра Гриффина состоит в том, что вокруг талии размещен жесткий металлический пояс, позволяющий астронавту прикрепиться (стоя) к раме пульта управления лунохода или марсохода с открытой кабиной. Таким образом, астронавт без всяких усилий зависает в этом жестком соединении. Астронавт сможет видеть внутри шлема параметры движения, подключив свой скафандр к пульту управления аппарата, которым может быть планетоход автомобильного типа или летающая платформа, которая позволит передвигаться на высоте нескольких метров над поверхностью Луны.

Гриффин не сообщает о массе своего скафандра, который должен быть, по всей вероятности, достаточно тяжелым, поскольку при его создании не использовалась передовая технология. А ведь для скафандра, используемого в открытом космосе, масса (наряду с автономностью и защитой) является одним из критических факторов.

Сотрудник Национального исследовательского совета США Л. Кутнетц заявил недавно, что скафандр для Марса должен весить (на Земле) от 45 до 55 кг, т. е. в два раза меньше, чем самый «легкий» американский скафандр для открытого космоса, использовавшийся в программе «Аполлон» (100 кг). Новые скафандры еще более тяжелые: скафандр для МТКК «Спейс Шаттл» — 131 кг, для проектируемой американской орбитальной станции — 190— 250 кг.

Астронавт может также подключить свой скафандр к скафандру другого астронавта. Это может потребоваться для сравнения и проверки информационных данных, функционирования скафандра или для подачи астронавту в случае необходимости дыхательной газовой смеси.

Air et Cosmos, 1991, 1320