вернёмся в библиотеку?

«Земля и Вселенная» 2004 №3



Международная космическая станция

К третьей годовщине пилотируемых полетов на МКС

Международная космическая станция за три года стала гостеприимным домом для 103 землян из 6 стран. Первыми 2 ноября 2000 г. на МКС прибыли российские космонавты Ю.П. Гидзенко, С.К. Крикалев и астронавт NASA У. Шеперд. "МКС — большая, красивая, удобная станция, созданная по последним достижениям технической мысли 16 стран — участниц программы", — сказал первый заместитель начальника Центра подготовки космонавтов В.Г. Корзун, который был командиром пятой основной экспедиции.

По его словам, экипаж на МКС чувствует себя почти как на Земле. Управлять станцией космонавты могут через портативные компьютеры, а два аппарата интернет-телефонии позволяют звонить родным и знакомым в любую точку земного шара. Нет проблем и с энергоснабжением: энергией МКС обеспечивают солнечные батареи американского (в большей степени) и российского сегмента, причем последняя будет усовершенствована после стыковки российского энергетического модуля. На станции много каналов связи — российских и американских, но российская сторона не может полностью их задействовать, так как у нее пока нет своего специального коммуникационного спутника.

В дальнейшем все экипажи МКС будут снабжены приемниками глобальной навигационной системы GPS. Сборка станции на орбите началась в ноябре 1998 г. с запуска российского модуля "Заря" (Земля и Вселенная, 1999, № 2). С тех пор жилищные условия экипажей улучшились: МКС превратилась в комфортабельную "четырехкомнатную квартиру" массой свыше 180 т. После приостановки полетов КК "Спейс Шаттл" строительство станции пока заморожено.

По материалам ЦПК им. Ю.А. Гагарина



Когда возобновятся полеты шаттлов?

Почти в 400 млн. долларов обошлось правительству США изучение причин катастрофы КК "Колумбия", в результате которой 1 февраля 2003 г. погибли семь астронавтов (Земля и Вселенная, 2003, № 2). 11 сентября 2003 г. директор NASA Шон О'Киф сообщил, что эти средства были потрачены на поиски обломков корабля и работу специальной комиссии X. Гемана (Земля и Вселенная, 2004, № 1). В сборе фрагментов корабля на территории штатов Техас и Луизиана участвовали 14 тыс. человек, в том числе добровольцы, а расходы в размере 235 млн. долларов взяло на себя Федеральное агентство по чрезвычайным ситуациям. Позже NASA пришлось выделить еще 20 млн. долларов, чтобы по кусочкам сложить в единое целое то, что удалось найти от корабля, разрушившегося при вхождении в плотные слои атмосферы.

Работа экспертов, осмотревших обломки "Колумбии", а также эксперименты по определению обстоятельств катастрофы, проводившиеся в научном центре NASA в Сан-Антонио, обошлись в 112 млн. долларов. Еще около 20 млн. долларов пошло на деятельность независимой комиссии, которая подготовила 248-страничный доклад о причинах трагедии и рекомендации по повышению безопасности космических полетов.

По оценкам NASA, внесение технологических изменений в конструкцию кораблей в соответствии с этими рекомендациями будет относительно недорогим — в пределах нескольких десятков миллионов долларов. Космическое ведомство США надеется, что корабли после соответствующих мероприятий по повышению их надежности смогут вернуться в строй. Запуски оставшихся трех КК "Спейс Шаттл" планируется возобновить с сентября 2004 г. В испытательном полете по программе STS-114 участвуют: А. Коллинз, Дж. Келли, С. Робинсон, Э. Томас, В. Лоуренс, Ч. Камарда и С. Ногучи (Япония). Главная задача экспедиции — апробация новых средств инспекции и ремонта теплозащитного покрытия корабля на орбите, стыковка с Международной космической станцией, замена на ней гиродинов системы управления и три выхода в открытый космос.

По материалам NASA