вернёмся в библиотеку?

Желательно смотреть с разрешением 1024 Х 768

«Земля и Вселенная» 2004 №1



Информация

“Союз” будут запускать с Куру

В октябре 2003 г. принято решение построить стартовый комплекс для российских РН среднего класса “Союз-ФГ” на европейском космодроме Куру во Французской Гвиане. Такой шаг связан с отсутствием у ESA носителя среднего класса после прекращения эксплуатации компанией Arianespace PH “Ариан-4” (Земля и Вселенная, 2003, № 5) и перехода на запуски европейских РН тяжелого класса “Ариан-5” и легкого “Вега”. Активную роль в этом сыграла Франция. Страны-участницы ESA должны выделить на строительство 314 млн. евро, половину этой суммы — Французское космическое агентство (CNES).

Стартовая масса РН “Союз-ФГ” — 315 т. Она может выводить КА массой 4.8 т на орбиту высотой до 1500 км, геостационарную орбиту — около 1.5 т. С помощью “Союз-ФГ” была запущена европейская АМС “Марс Экспресс” (см. статью С.А. Герасютина в этом номере).

Согласно проекту, российские специалисты будут строить и эксплуатировать стартовые сооружения РН “Союз-ФГ”, находящиеся в 10 км севернее комплекса № 3, для РН “Ариан-5”. На создание и поставку оборудования России будет выделено 121 млн. евро. Первый старт РН с Куру запланирован на 2006 г. Создание стартового комплекса окупится через три года. Россия, получив заказы на 4-5 запусков, сможет в ближайшие 10 лет занять 40% мирового рынка коммерческого использования носителей.

По материалам ESA
и Arianespace




Информация

NASA может отказаться от “Спейс Шаттлов”

Американское аэрокосмическое агентство (NASA) может отказаться от КК “Спейс Шаттл” и заменить их пилотируемыми кораблями нового поколения, снабженными посадочными модулями в виде управляемой баллистической капсулы (кабины экипажа), аналогичной той, что устанавливалась на “Аполлонах”. Последний раз одноразовый КК “Аполлон” совершил посадку в океан, используя управляемый баллистический спуск почти 30 лет назад (программа “Союз” — “Аполлон”; Земля и Вселенная, 1974, № 2). Учитывая новые технологии и дизайн, большую безопасность и надежность, они могут стать предпочтительней кораблей “Спейс Шаттл”, разработанных еще в 1970-е гг. Идея применения бескрылых приводняющихся спускаемых аппаратов находит все больше сторонников как среди астронавтов, так и в администрации NASA.

Расследовавшая обстоятельства гибели КК “Колумбия” специальная комиссия под председательством адмирала X. Гемана установила причину катастрофы (повреждение крыла во время старта и его прогар при посадке) и ее предпосылки (спешка, организационные и технологические просчеты). Члены этой комиссии обратились к руководству NASA с требованием незамедлительно начать замену устаревших кораблей “Спейс Шаттл” на современные, с учетом опробованных технологий и принципов. С середины 1990-х гг. подрядчики космического агентства потратили миллиарды долларов на разработку крылатых космических кораблей, например по программе создания КК нового поколения — перспективного орбитального космоплана “OSP” (Orbital Space Plane), однако раньше 2008 г. подобные аппараты вряд ли вступят в строй. В этих обстоятельствах неизвестно, смогут ли США завершить сборку Международной космической станции, согласно шестому графику, к началу 2008 г. (Земля и Вселенная, 2000, № 6; 2003, № 5). Основная нагрузка приходится именно на корабли “Спейс Шаттл”, а их нечем заменить. Относительно перспектив американской пилотируемой космонавтики есть еще более пессимистичные мнения, например точка зрения ведущего специалиста NASA по пилотируемым программам К.Сигала. Он полагает, что на создание действительно безопасных кораблей многоразового использования уйдет не менее 15-20 лет.

По материалам NASA
и информагентства CNN




Информация

Катастрофа на бразильском космодроме

Третья попытка Бразилии стать девятой после России, США, Франции, Японии, Китая, Англии, Индии и Израиля (Земля и Вселенная, 2000, № 1) космической державой закончилась трагедией. 22 августа 2003 г. в 16 ч 30 мин по Гринвичу во время предстартовой подготовки РН “VLS-1” и двух ИСЗ на стартовом комплексе космодрома Алкантара (северо-восточное побережье Бразилии) произошел взрыв носителя. По ложной команде системы управления ракеты произошло зажигание одного из четырех твердотопливных стартовых ускорителей первой ступени. Работающий двигатель привел к нагреву корпуса ракеты-носителя, воспламенению топлива и взрыву. При взрыве погиб 21 человек и 20 ранены, разрушено стартовое устройство и выгорел участок джунглей около комплекса. Материальный ущерб оценивается в 6.5 млн. долларов.

Старт планировали на 25 августа, предполагалось вывести на орбиту бразильские спутники — технологический “Satec” (масса 65 кг) и экспериментальный студенческий “Unosat-1” (масса 8.83 кг). Два предыдущих запуска РН тоже закончились неудачей: 2 ноября 1997 г. не включился один из ускорителей первой ступени и ее пришлось подорвать на 65-й с полета. 11 декабря 1999 г. на активном участке внезапно включилась вторая ступень, и через 200 с после старта ракета взорвалась. Несмотря на серию неудач, Бразильское космическое агентство (АЕВ) заявило, что следующий запуск планируется на 2006 г.

По материалам АЕВ
и информационных агентств




Информация

Отложены запуски японских космических аппаратов

Запуск японской астрофизической инфракрасной обсерватории “Astro-F” (“IRIS”) перенесен с февраля 2004 г., по крайней мере, на год. Эта обсерватория, как и американская “SIRTF” (стартовала 25 августа 2003 г.), должна исследовать происхождение и эволюцию галактик, а также звезды и экзопланеты. Обсерватория оснащена телескопом-рефлектором с эффективной апертурой 67 см, охлаждаемым жидким гелием до 3 К. Во время вибрационных испытаний система крепления главного зеркала не выдержала нагрузок.

Запуск второй японской лунной станции “Lunar-A” (первая, “Hiten”, запущена в 1990 г.) отложили на середину 2005 г. из-за изменения графика стартов РН “М-5”, которая выведет ее на орбиту Луны. Этот проект — “рекордсмен” по числу переносов: с весны 1997 г. по разным причинам их было семь. На орбите ИСЛ “Lunar-A” предстоит сбросить пенетраторы, которые углубятся на 3 м в грунт и измерят сейсмические колебания, что позволит уточнить размеры лунного ядра. Предыдущая отсрочка была вызвана обнаруженными недоработками в конструкции пенетраторов.

Осуществление многоцелевого проекта АЛС “Selene-1” тоже перенесли с 2003 г. на конец 2005 г. (Земля и Вселенная, 2003, № 4). “Selene-1” должна была проводить комплексные исследования Луны с орбиты. Предусматривалась и отработка мягкой посадки. С окололунной орбиты от КА отделятся два субспутника (ретранслятор данных и измеритель радиационной обстановки), а затем посадочная станция должна совершить мягкую посадку и осуществить радиоинтерферометрический эксперимент.

По материалам ISAS
и NASDA