вернёмся в библиотеку?

«Земля и Вселенная» 2002 №1, с. 13-15, 38, 53-60





Информация



Полет КА "Генезис"




Космический аппарат "Генезис" в рабочем положении во время проведения исследований солнечного ветра. Рисунок NASA.

Со времени осуществления программы "Аполлон" внеземной материал ни разу не доставляли на Землю для прямого научного исследования. (А "Луна-24"?) В ближайшие годы такое положение изменится: будут проведены четыре миссии АМС для сбора образцов вещества кометы, астероида, Марса и атмосферы Солнца.

Чтобы понять, как образовались планеты, необходимо знать исходный состав протопланетного облака. Солнце до сих пор содержит большую часть вещества этого облака, хотя по химическому составу к нему ближе всего внешняя атмосфера Солнца. Американскому космическому аппарату "Генезис" ("Genesis" — происхождение) предстоит собрать вещество, выброшенное внешней атмосферой Солнца (солнечный ветер).

8 августа 2001 г. в 16 ч 13 мин 40 с по Гринвичу с космодрома Канаверал состоялся запуск КА "Генезис" с помощью РН "Delta-2". Масса КА -636 кг (из них 142 кг — топливо и 210 кг — возвращаемая капсула), длина — 2.3 м и ширина — 2.0 м, две панели солнечных батарей размахом 6.8 м. Его запуск на околоземную орбиту был нецелесообразен, поскольку магнитосфера нашей планеты отклоняет поток частиц солнечного ветра. Вместо этого "Генезис" отправился к точке Лагранжа (L1). На пути длиной 1.5 млн. км аппарат выполнит 3 включения двигателей для коррекции траектории, затем откроется крышка капсулы возврата образцов над опечатанным научным контейнером. "Генезис" во время 80-суточного перелета будет наведен на Солнце, чтобы температура прибора поднялась до 200°С. Дегазация выведет в космос все частицы, осевшие на корпусе и электронике спутника. Это необходимо, чтобы детекторы и связанные с ними части аппарата не смешались с частицами солнечного ветра и оставались стерильными. Поддержание чистоты на "Генезисе" — жизненно важная задача, поэтому его сборка и стерилизация производились в специально построенном помещении в Космическом центре NASA им. Л. Джонсона (штат Техас). Здесь же будут исследовать "образцы" солнечного ветра, когда их вернут на Землю. В Центре находятся две "чистые комнаты 10-го класса". В течение 1 мин допускается проникновение в их атмосферу до 10 частиц размером более микрона на каждый кубический метр воздуха. Такая сверхочистка требуется всему аппарату, но в особенности научному контейнеру, который останется плотно опечатанным до выхода "Генезиса" на орбиту вокруг точки Лагранжа. Это сведет к минимуму любое загрязнение, которое могут вызвать

Размещение научной аппаратуры на КА "Генезис": 1 — хвостовой обтекатель возвращаемой капсулы, 2 — коллекторные пластины (одна из них выдвинута), 3 — крышка контейнера с научной аппаратурой (откинута), 4 — один из двух топливных баков двигательной установки, 5 — ионный концентратор, 6 — панель солнечной батареи, 7 — монитор ионов. Рисунок NASA.


дегазация или включения двигателей. Даже после того как контейнер раскроют и детекторы выставят в открытый космос, двигатели "Генезиса" будут использовать предельно осторожно. Возможно загрязнение детекторов вследствие ударов микрометеоритов. Однако наземные испытания показали, что огромная скорость солнечного ветра (300-400 км/с) приведет к проникновению его вещества на гораздо большую глубину по сравнению с другими частицами. Таким образом, можно отделить поверхностное загрязнение от компонентов солнечного ветра.

Сбор частиц солнечного ветра произведут в точке L1 (5 витков) 5 детекторами со слоями из кремния, алмазов, алюминия, германия и других материалов. В космосе они раскроются, и "Генезис" будет "загорать" по мере того, как частицы солнечного ветра станут врезаться в слоистую структуру. Детекторы сложат и опечатают в научной капсуле для возврата на Землю. Крышка контейнера закроется, и после 29 месяцев забора частиц КА начнет совершать витки вокруг Земли. Обратный путь займет 160 суток, перед приземлением выберут момент входа в атмосферу капсулы над пустыней Юта в дневное время. В случае неблагоприятных погодных условий "Генезис" выйдет на временную парковочную орбиту, где он сможет находиться до 19 суток. Капсула отделится от КА и нырнет в атмосферу Земли. Во время входа в плотные слои атмосферы капсулу опрессуют через высокочистый фильтр во избежание загрязнения контейнера. На высоте 3.5 км над учебно-испытательным полигоном (штат Юта) он раскроет парашют, и его подхватит специально переоборудованный военный вертолет. Это произойдет в сентябре 2004 г. Ожидается, что возвращаемая капсула доставит на Землю частицы общей массой несколько миллионных долей грамма.

"Генезис" создан компанией "Локхид Мартин" и включает в себя главную платформу с панелями солнечных батарей (мощностью 254 Вт), служебными системами и капсулой для возврата образцов вещества. Система связи будет передавать научную информацию со скоростью до 41.7 кбит/с.

В состав научной аппаратуры входят пять приборов. Контейнер с приборами (диаметр 97.3 см) расположен внутри возвращаемой капсулы. На внутренней поверхности крышки находится коллекторная пластина из металлического стекла (сплав циркония, ниобия, меди, никеля и алюминия) для захвата ионов гелия и неона. Ловушки солнечного ветра — 55 шестиугольных ячеек диаметром около 10 см. В контейнере имеются еще 4 коллекторные пластины (из различных материалов) для сбора всех компонентов солнечного ветра. На дне контейнера помещен ионный концентратор, сортирующий частицы и отправляющий "нужные" ионы к ловушке коллекторной пластины. Мониторы ионов и электронов располагаются снаружи на приборной плате. Они служат для управления работой коллекторов и концентратора. Монитор ионов установлен на приборной плате, чтобы в ходе возвращения на Землю КА охватывать область диаметром около 50° и захватывать ионы с целью регистрации их плотности, состава и скорости полета.


Блок коллекторных пластин и концентратора ионов с откинутой крышкой, защищающей контейнер с научной аппаратурой. Фото NASA.

Датчик монитора электронов (две позолоченные полусферы) подсчитывает распределение ионов по энергиям. Природа и интенсивность потока солнечного ветра сильно изменяются. Каждый детектор включает в себя различные материалы, оптимизированные для разных потоков солнечного ветра. Два из них будут раскрыты в течение 29 месяцев сбора частиц, а остальные — только во время активности их специальных режимов. Датчики ионов и электронов, размещенные на платформе "Генезиса", будут отслеживать изменения режимов и регулировать соответствующие напряжения питания детекторов. Тем временем ионный концентратор выступит в качестве "линзы", фокусирующей частицы солнечного ветра. Особое внимание будет уделяться изотопам кислорода. Исследования этого элемента в планетах и астероидах выявили широкую переменность процентного содержания разных изотопов кислорода. Эти различия могут отражать условия в первичной солнечной туманности.

После возвращения контейнер с собранными образцами отправят в Космический центр им. Л. Джонсона для анализа. Какую-то долю частиц исследуют до 2007 г. на существующем оборудовании, а остальные предполагается сохранить на несколько десятилетий. В будущем станет возможно изучить их с помощью более совершенных приборов и технологий.

По материалам NASA и журнала "Spaceflight", 2001, №6




Информация


Была ли вода на Марсе?

Свидетельством того, что вода на Марсе когда-то была, принято считать различаемые на космических снимках глубокие овраги, балки и некоторые другие формы рельефа марсианской поверхности. Но теперь всеобщему увлечению всем этим, возможно, грозит конец. Такое мнение складывается из ряда выступлений на конференции, посвященной наукам о Луне и планетах (март 2001 г., Космический центр им. Джонсона NASA в Хьюстоне, штат Техас). Некоторые выступавшие предложили свое видение того, как грунтовые воды, залегающие под мерзлой поверхностью Марса, могли бы породить подобные черты рельефа. Другие их коллеги указали на поразительно сходные детали земной топографии, возникшие в результате таяния снега. Например, М. Хехт — видный специалист из Лаборатории реактивного движения в Пасадене (штат Калифорния) — подчеркнул, что для объяснения существования таких форм рельефа могли и не потребоваться подземные воды. Французский полярник геоморфолог Ф. Костар продемонстрировал свои снимки геологических особенностей различных местностей вокруг ледников на Земле Джеймсона в Восточной Гренландии. Они очень похожи на марсианские "водные" овраги и "каналы". Но ведь просачивания воды на поверхность из подземного водоносного слоя в Гренландии нет! Весь сток влаги здесь — результат воздействия прошлогоднего снега. Снег, затаившийся в скальных впадинах, весной тает, насыщая водой крутые склоны, лежащие ниже, ослабляя их до тех пор, пока часть их не обрушивается и не уносится потоком по склону. То же могло происходить и на Марсе, если ранее там существовал климат, позволяющий подобные процессы.

В возникшей дискуссии преобладало мнение, согласно которому водоносного слоя, содержащего жидкую влагу, на Марсе, скорее всего, не было. Однако для определенного вывода необходимы тщательный анализ тех 65 тыс. изображений Красной планеты, которые уже сделал аппарат "Mars Global Surveyor", и сравнение их с земными аналогами.

Science, 2001, 292, 39




На стр. 1 обложки: Международная космическая станция, сфотографированная с борта КК "Дискавери" (программа STS-105) 20 августа 2001 г. Корабль, стартовав 10 августа с экипажем из 7 человек, доставил на станцию третью основную экспедицию и возвратил на Землю 22 августа вторую. Фото NASA.


Из новостей зарубежной космонавтики


Программа "Спейс Шаттл": хроника полетов*

* Продолжение. Начало см.: 1993, №№ 2, 3; 1994, № 5; 1995, №№ 2, 4, 5; 1996, №№ 1, 3, 6; 1997, № 4; №№ 1, 3; 1999, № 4; 2000, № 5.

В 2000 г. состоялось 4, а в начале 2001 г. — 2 запуска кораблей "Спейс Шаттл", все по графику сборки Международной космической станции (Земля и Вселенная, 2000, № 6). В 2000 г. планировалось выполнить 4 полета, в 2001 г. — 6 экспедиций по обслуживанию МКС. Программа миссии 2А.2 предусматривает 2 полета корабля "Атлантис" (из-за отсрочки запуска российского служебного модуля "Звезда").

Корабль "Атлантис" (программа STS-101) стартовал 19 мая 2000 г. в 10 ч 11 мин 10 с** с космодрома на мысе Канаверал. Основная задача — ремонтно-профилактические работы и снабжение МКС расходными материалами.

** Здесь и далее время приведено по Гринвичу.

Согласно полетному заданию, программа STS-101 — точная копия программы STS-96. В грузовом отсеке корабля размещались двойной лабораторный модуль "Спейсхэб" массой 8100 кг (3600 — грузы), негерметичная платформа ICC массой 1451 кг с инструментами для работы в открытом космосе. В модуле "Спейсхэб" находилось около 400 наименований грузов массой 590 кг для проведения 22 экспериментов в области навигации, биологии, медицины, технологии, биотехнологии. В числе грузов — питьевая вода, питание, аптечки, одежда, скафандры, средства фиксации к внешней поверхности станции, инструменты и оборудование, стыковочные механизмы, фотокамеры и телеаппаратура. Второй раз запущена открытая платформа для перевозки грузов ICC (соединенный носильщик грузов), изготовленная в РКК "Энергия" им. СП. Королёва.

Общий стартовый вес ракетно-космической системы составлял 2050 т (корабль "Атлантис" — 119 т, при посадке — 101.8 т), общая масса грузов на борту корабля — около 10 т.

Международный экипаж корабля "Атлантис" (STS-101): сидят — С. Хоровитц и Д. Хэлселл; стоят — М. Вебер, Д. Уилльямс, Ю. Усачёв, Д. Восс и С. Хелмс. Фото NASA.


Международный экипаж корабля состоял из 7 астронавтов (среди них 2 женщины): командир — полковник ВВС США Джеймс Хэлселл (James D. Halsell) (5-й полет, 310-й астронавт мира, 195-й астронавт США), пилот — подполковник ВВС США Скотт Хоровитц (Scott J. Horowitz) (3-й полет, 343-й астронавт мира, 218-й астронавт США), 1-й специалист полета — доктор Мэри Вебер (Mary E. Weber) (2-й полет, 328-й астронавт мира, 208-й астронавт США), 2-й специалист полета (бортинженер) — подполковник Армии США Джеффри Уилльямс (Jeffrey N. Williams) (1-й полет, 393-й астронавт мира, 245-й астронавт США), 3-й специалист полета — Джеймс Восс (James S. Voss) (4-й полет, 360-й астронавт мира, 163-й астронавт США), 4-й специалист полета — полковник ВВС США Сьюзен Хелмс (Susan J. Helms) (4-й полет, 285-й астронавт мира, 178-й астронавт США) и 5-й специалист полета — Юрий Владимирович Усачёв (3-й полет, 305-й астронавт мира, 77-й космонавт России).

После нескольких маневров корабль вышел на орбиту стыковки с МКС: высота 360 х х 380 км, наклонение 51.58° и период обращения 92.01 мин. Стыковка ко второму узлу модуля "Юнити" (единство) МКС прошла 20 мая в 23 ч 31 мин. 21 мая в 20 ч 58 мин Д. Уилльямс и Д. Восс вышли в открытый космос, смонтировав на адаптере модуля "Юнити" американский грузовой кран (масса 95 кг и длина 15 м), часть российской грузовой стрелы, запасную антенну системы связи, закрепили 8 поручней и проложили кабель. В общей сложности астронавты перенесли с корабля на станцию 148 кг оборудования. Выход продолжался 6 ч 44 мин и завершился 22 мая в 3 ч 32 мин. 22 мая в 19 ч 03 мин астронавты перешли на станцию.

В течение пяти дней экипаж выполнил программу по графику сборки МКС (2А.2А): установил в модулях новое оборудование, перенес 930 кг привезенных грузов (4 емкости с водой, укладки с питанием, одежду, компьютерное оборудование, аккумуляторные батареи, электроприборы, запасные части, детекторы, вентиляторы


Экипаж КК "Атлантис" (STS-106): сидят — С. Альтман и Т. Уилкатт; стоят — Б. Моруков, Р. Мастраккио, Э. Лу, Д. Бёрбанк и Ю. Mаленченко. Фото NASA.

воздуха и другое), заменил вышедшую из строя аппаратуру и проверил работу некоторых систем модуля. В течение совместного полета корабля и станции с помощью двигателей "Дискавери" дважды повышена орбита МКС (до 360 х 364 км).

26 мая в 23 ч 03 мин "Атлантис" расстыковался с МКС и перешел на более высокую орбиту — 369 х 383 км. Полет КК "Атлантис" завершился ночью 29 мая в 6 ч 20 мин 17 с на посадочной полосе № 15 Космического центра им. Д. Кеннеди. Длительность миссии — 9 сут 20 ч 09 мин 08 с.

Корабль "Атлантис" отправился в 22-й полет 8 сентября в 12 ч 45 мин 47 с. Главная задача программы STS-106 — ремонтно-профилактические работы и доставка оборудования на МКС. В грузовом отсеке корабля размещались двойной лабораторный модуль "Спейсхэб" массой 8160 кг (3700 — грузы), негерметичная платформа ICC массой 2054 кг с грузами массой 1300 кг. Стартовый вес транспортной системы составил 2050 т, в том числе вес "Атлантиса" — 115.25 т, при посадке корабль весил 100.36 т.

В состав международного экипажа корабля вошли 7 человек: командир — полковник Корпуса морской пехоты США Терренс Уилкатт (Terrence W. Wilcutt) (4-й полет, 315-й астронавт мира, 199-й астронавт США), пилот — капитан 2-го

Международный экипаж КК "Дискавери" (STS-92): сидят — П. Мелрой и Б. Даффи; стоят — Л. Чиао, М. Лопес-Алегриа, У. МакАртур-мл., П. Уайзофф и К. Ваката. Фото NASA.


ранга ВМС США Скотт Альтман (Scott D. Altman) (2-й полет, 374-й астронавт мира, 235-й астронавт США), 1-й специалист полета — доктор Эдвард Лу (Edward Т. Lu) (2-й полет, 359-й астронавт мира, 226-й астронавт США), 2-й специалист полета (бортинженер) — Ричард Мастраккио (Richard A. Mastracchio) (1-й полет, 294-й астронавт мира, 246-й астронавт США), 3-й специалист полета — капитан 3-го ранга Береговой охраны США Дэниел Бёрбанк (Daniel С. Burbank) (1-й полет, 395-й астронавт мира, 247-й астронавт США), 4-й специалист полета -полковник ВВС РФ Юрий Иванович Маленченко (2-й полет, 308-й астронавт мира, 78-й космонавт России) и 5-й специалист полета — доктор Борис Владимирович Моруков (1-й полет, 396-й астронавт мира, 93-й космонавт России).

Корабль вышел на орбиту сближения с МКС высотой 353 х 364 км, наклонением 51.58° и периодом обращения 91.6 мин. Стыковка ко второму узлу модуля "Юнити" выполнена 10 сентября в 5 ч 51 мин 25 с. В течение следующих 8 дней экипаж разгрузил КК "Прогресс М1-3", демонтировал заменяемую аппаратуру в модуле "Заря", заменил 2 и установил 3 аккумуляторные батареи, установил новые дозиметры воздуха, испытал систему навигации и провел 12 экспериментов в области биотехнологии, технологии, биологии и медицины. 11 сентября Э. Лу и Ю. Маленченко за 6 ч 14 мин проложили в открытом космосе кабели между модулями "Заря" и "Звезда", установили магнитометр. В течение полета выполнены 4 коррекции орбиты МКС (повышена до 377 х 387 км).

Расстыковка прошла 18 сентября в 4 ч 46 мин. Полет закончился ночью 20 сентября в 7 ч 56 мин 48 с на посадочной полосе № 15 Космического центра им. Д. Кеннеди. Длительность полета — 11 сут 19 ч 11 мин 01 с.

100-й полет по программе "Спейс Шаттл" начался 11 октября в 23 ч 17 мин. Основная задача экспедиции корабля "Дискавери" по программе STS-92 — доставка на МКС корневого модуля Z-1 и адаптера РМА-3. Модуль Z-1 американского сегмента станции обеспечивает крепление основной фермы с системами энергопитания и терморегулирования, на нем сосредоточены важнейшие элементы систем связи и управления движением. Он оборудован двумя пристыковочными узлами андрогинного типа и приспособлениями для обеспечения работы в открытом космосе. Габариты модуля — 4.13 х 4.51 х 3.63 м, длина с развернутой антенной связи — 8.48 м, масса — 8765 кг. Гермоадаптер РМА-3 (длина 2.71 м, диаметр 2.5 м и масса 1156 кг) применяется для стыковок кораблей "Спейс Шаттл". В грузовом отсеке "Дискавери" размещались платформа "Спейслэб", модули Z-1 и РМА-3, для их оснащения предусматривалось выполнить 4 выхода в космос по 6 ч.

Стартовая масса "Дискавери" — 2050 т (масса корабля — 115.1 т, при посадке — 92.74 т), общая масса модулей — 11.3т.

На корабле находился международный экипаж из 7 человек: командир — полковник ВВС США Брайан Даффи (Brian Duffy) (4-й полет, 267-й астронавт мира, 167-й астронавт США), пилот — подполковник ВВС США Памела Мелрой (Pamela A. Melroy) (1-й полет, 397-й астронавт мира, 248-й астронавт США), 1-й специалист полета — доктор Лерой Чиао (Leroy Chiao) (3-й полет, 311-й астронавт мира, 196-й астронавт США), 2-й специалист полета (бортинженер) — полковник Армии США Уильям МакАртур-мл. (William S. McArthur, Jr) (3-й полет, 302-й астронавт мира, 190-й астронавт США), 3-й специалист полета — доктор Питер Уайзофф (Peter J. Wisoff) (4-й полет, 294-й астронавт мира, 184-й астронавт США), 4-й специалист полета — капитан 2-го ранга ВМС США Майкл Лопес-Алегриа (Michael Lopez-Alegria) (2-й полет, 334-й астронавт мира, 212-й астронавт США) и 5-й специалист полета — Кончи Ваката (Coichi Wakata) (2-й полет, 340-й астронавт мира, 4-й астронавт Японии).

После нескольких маневров корабль вышел на орбиту сближения с МКС высотой 372 х х 383 км, наклонением 51.58° и периодом обращения 92 мин. Стыковка с МКС выполнена 13 октября в 17 ч 45. мин 10 с. 14 октября с помощью манипулятора "Дискавери" из его грузового отсека извлечен сегмент Z-1 и пристыкован к модулю "Юнити".

Первый выход в открытый космос состоялся 15 октября. За 6 ч 28 мин астронавты Л. Чиао и У. МакАртур-мл. проложили кабели между "Юнити" и Z-1. 16 октября во время второго выхода П. Уайзофф и М. Лопес-Алегриа перенесли из грузового отсека корабля адаптер РМА-3 и пристыковали его к нижнему узлу модуля "Юнити". Астронавты находились в открытом космосе 7 ч 07 мин. Третий выход в космос состоялся

Астронавт П. Уайзофф в открытом космосе во время монтажных работ вблизи модуля "Юнити" (16 октября 2000 г.). Фото NASA.


17 октября. За 6 ч 48 мин астронавты Л. Чиао и У. МакАртур-мл. установили на сегмент Z-1 преобразователь мощности и продолжили прокладку кабелей. 18 октября П. Уайзофф и М. Лопес-Алегриа в течение 6 ч 56 мин провели испытание аварийно-спасательного устройства перемещения в открытом космосе, двигаясь в грузовом отсеке корабля по 15 м.

В последующие дни астронавты на станции проверили функционирование систем модулей, подключили оборудование и перенесли грузы из корабля. 28-й полет "Дискавери" завершился 24 октября в 20 ч 59 мин 41 с. Длительность экспедиции составила 12сут 21 ч 42 мин 41 с.

1 декабря 2000 г. в 3 ч 06 мин 01 с со стартового комплекса LC-39B во Флориде запустили КК "Индевор". Основная задача программы STS-97 — доставка на МКС первого модуля с панелями солнечных батарей для основной фермы. Весь грузовой отсек корабля занимала секция Р6 с двумя сложенными солнечными батареями, радиаторами терморегулирования, системой связи и узлами крепления к сегменту Z-1. Длина фермы в рабочем положении — 32.6 м, размеры панели солнечной батареи — 35 х 11.6 м, площадь — 298 м2, суммарная мощность — 31 кВт, масса — 1070 кг. В комплект секции Р6 входят электрическое оборудование, система терморегулирования и управляющие компьютеры (габариты 4.9 х 4.9 х 4.9 м, масса — 7.7 т).

Стартовая масса транспортной системы составила 2052.2 т (КК "Индевор" — 120.7 т), при посадке корабль весил 89.7 т, масса оборудования секции Р6 — 15.9т.

Международный экипаж КК "Индевор" (STS-97): сидят — М. Блумфилд, Ж. Гарно и Б. Джетт-мл.; стоят — К. Норьега и Д. Тэннер. Фото NASA.


В состав международного экипажа вошли 5 астронавтов: командир — капитан 2-го ранга ВМС США Брент Джетт-мл. (Brent W. Jett, Jr.) (3-й полет, 338-й астронавт мира, 215-й астронавт США), пилот — подполковник ВВС США Майкл Блумфилд (Michael J. Bloomfield) (2-й полет, 364-й астронавт мира, 229-й астронавт США), 1-й специалист полета — Джозеф Тэннер (Josepf R. Tanner) (3-й полет, 318-й астронавт мира, 201-й астронавт США), 2-й специалист полета (бортинженер) — доктор Жозеф Гарно (Joseph J.-F. Garneau) (3-й полет, 153-й астронавт мира, 1-й астронавт Канады) и 3-й специалист полета — подполковник Корпуса морской пехоты США Карлос Норьега (Carlos I. Noriega) (2-й полет, 358-й астронавт мира, 225-й астронавт США).

Корабль вышел на орбиту высотой 372 х 379 км, наклонением 51.58° и периодом обращения 92.02 мин. Стыковка с МКС выполнена 2 декабря в 19 ч 59 мин 49 с. Масса орбитального комплекса — 187 т. За 3 выхода в открытый космос (3, 5 и 7 декабря) общей длительностью 19 ч 20 мин Д. Тэннер и К. Норьега перенесли комплект секции Р6 из грузового отсека к сегменту Z-1, провели монтаж панелей солнечных батарей, провели кабели между элементами конструкции и установили несколько приборов. Дистанционно раскрыли солнечные батареи и радиаторы системы терморегулирования. Через 6 дней после стыковки экипаж корабля перешел на борт станции и в течение суток выполнил совместные работы с экипажем первой основной экспедиции У. Шепердом, Ю. Гидзенко и С. Крикалёвым. 9 декабря в 19 ч 13 мин "Индевор" расстыковался с МКС. Корабль провел маневр ухода и снизил орбиту полета до 351 х 367 км.


Экипаж КК "Атлантис" (STS-98): сидят — М. Полански, М. Айвинс и К. Кокрелл; стоят — Т. Джоунз и Р. Кёрбим-мл. Фото NASA.

15-й полет корабля "Индевор" завершился 11 декабря 2000 г. в 23 ч 03 мин 25 с на посадочной полосе № 15 Космического центра им. Д. Кеннеди. Длительность экспедиции — 10 сут 19 ч 57 мин 24 с.

Корабль "Атлантис" (программа STS-98) стартовал 7 февраля 2001 г. в 23 ч 13 мин 02 с. Главная задача полета — доставка на МКС очередного американского модуля "Дестини". Ключевой элемент американского сегмента, лабораторный модуль "Destiny" (судьба), предназначен для проведения экспериментов в области медицины, биотехнологии, материаловедения, физики и фотосъемки Земли, выполняемой по научной программе МКС. Его длина — 8.7 м, диаметр — 4.4 м, герметичный объем — 117 м3, масса — 14 056 кг. Модуль снабжен двумя стыковочными узлами, внутри установлены основные служебные системы для работы экипажа, и на 23 стандартных стойках размещено научное оборудование.

Стартовая масса транспортной системы — 2050.3 т (КК "Индевор" — 115.5 т), при посадке корабль весил 90.2 т, общая масса модуля "Дестини" и грузов — 16.5 т.

В составе экипажа — 5 астронавтов (среди них 1 женщина): командир — Кеннет Кокрелл (Kenneth D. Cockrell) (4-й полет, 287-й астронавт мира, 179-й астронавт США), пилот — Марк Полански (Mark L. Polannsky) (1-й полет, 398-й астронавт мира, 249-й астронавт США), 1-й специалист полета — капитан 2-го ранга ВМС США Роберт Кёрбим-мл. (Robert L. Curbeam, Jr.) (2-й полет, 361-й астронавт мира, 227-й астронавт США), 2-й специалист полета (бортинженер) — Марша Айвинс (Marsha S. Ivins) (5-й полет, 224-й астронавт мира, 135-й астронавт США) и 3-й специалист полета — доктор Томас Джоунз (Thomas D. Jones) (4-й полет, 307-й астронавт мира, 194-й астронавт США).

Международный экипаж КК "Дискавери" (STS-102), экипажи первой и второй основных экспедиций МКС в кабине корабля: первый ряд — Ю. Гидзенко, С. Крикалёв, У. Шеперд, С. Хелмс, Ю. Усачёв и Д. Восс; второй ряд — П. Ричардс, Д. Келли, Д. Уэзерби и Э. Томас. Фото NASA.

Корабль вышел на орбиту с параметрами 342 х 367 км, наклонением 51.57° и периодом обращения 91.6 мин. Стыковка к адаптеру РМА-3 МКС прошла 9 февраля в 16 ч 51 мин. Выполнив три выхода в открытый космос (10, 12 и 14 февраля) общей длительностью 19 ч 49 мин, Т. Джоунз и Р. Кёрбим пристыковали модуль "Дестини" к носовому узлу "Юнити", перенесли и перестыковали адаптер РМА-2, установили антенну связи и соединили системы модуля с бортовыми системами станции. За время совместной работы с экипажем первой экспедиции на станцию перенесено 1400 кг грузов (в основном расходные материалы). 16 февраля в 14 ч 05 мин 50 с произведена расстыковка с МКС. Корабль совершил облет станции на расстоянии 140 м. После ввода в работу модуля "Дестини" длина станции достигла 52 м, размах солнечных батарей — 73 м, масса — 104.4 т. Корабль снизил орбиту до 362 х х 391 км. 20 февраля в 20 ч 33 мин 05 с КК "Атлантис" совершил посадку на полосу № 22 авиабазы Эдвардс в Калифорнии. Длительность полета — 12 сут 21 ч 20 мин 03 с.

103-й полет по программе "Спейс Шаттл" начался 8 марта 2001 г. в 11 ч 42 мин 09 с. Корабль "Дискавери" (программа STS-102) доставил на МКС экипаж второй основной экспедиции, впервые использовался для дооснащения лабораторного модуля станции итальянский грузовой модуль "Леонардо". Многоцелевой герметичный модуль "Леонардо" (один из трех такого типа) применялся для материально-технического снабжения МКС. В нем перевозятся расходные материалы на 16 стандартных стойках, на орбите модуль служит жильем для двух членов экипажа и временным хранилищем аппаратуры и грузов. После выполнения задачи модуль возвращается на Землю. Длина модуля — 6.5 м, диаметр — 4.5 м, герметичный объем — 76.4 м3 и масса — 4.7 т (вместе с грузами — до 14.1 т). В "Леонардо" поместили 6 служебных, 3 складские и 1 научную стойку, 4 грузовые платформы. В грузовом отсеке "Дискавери", кроме модуля "Леонардо" массой 10.5 т, установили негерметичную платформу с доставляемым на орбиту оборудованием.

Международная космическая станция после отлета КК "Дискавери" (19 марта 2001 г.). Фото NASA.


Члены экипажа второй основной экспедиции — Ю. Усачёв и Д. Восс и астронавт П. Ричардс — в российском модуле "Звезда". Фото NASA.


Стартовая масса транспортной системы — 2049 т (КК "Индевор" — 114.5 т), при посадке корабль весил 89.4 т, общая масса модуля "Леонардо" с грузами и аппаратурой — 12.1 т.

На корабле находился международный экипаж из 7 человек (среди них 1 женщина): командир — Джеймс Уэзерби (James D. Wetherbee) (5-й полет, 223-й астронавт мира, 134-й астронавт США), пилот — Джеймс Келли (James M. Kelly) (1-й полет, 399-й астронавт мира, 250-й астронавт США), 1-й специалист полета — Эндрю Томас (Andrew S. Thomas) (3-й полет, 346-й астронавт мира, 219-й астронавт США), 2-й специалист полета (бортинженер) — Пол Ричардс (Paul W. Richards) (1-й полет, 400-й астронавт мира, 251-й астронавт США), 3-й специалист полета — Джеймс Восс (James S. Voss) (5-й полет, 259-й астронавт мира, 162-й астронавт США), 4-й специалист полета — Сьюзен Хелмс (Susan J. Helms) (5-й полет, 285-й астронавт мира, 178-й астронавт США) и 5-й специалист полета — Юрий Владимирович Усачёв (4-й полет, 305-й астронавт мира, 77-й космонавт России). На станцию отравился экипаж второй основной экспедиции в составе Ю.В. Усачёва, Д. Восса и С. Хелмс.

Корабль вышел на орбиту с параметрами: 368 х 383 км, наклонением 51.57° и периодом обращения 92 мин. Стыковка к адаптеру РМА-2 МКС прошла 10 марта в 6 ч 38 мин. 10 марта Д. Восс и С. Хелмс за 8 ч 56 мин (рекордное время работы в открытом космосе) переустановили гермоадаптер РМА-3 к другому стыковочному узлу модуля "Юнити", проложили кабели и установили ферму для канадского манипулятора SSRMS на модуле "Дестини". 11 марта с помощью манипулятора корабля модуль "Леонардо" извлечен из грузового отсека и присоединен к нижнему стыковочному узлу "Юнити". 13 марта П. Ричардс и Э. Томас в течение 6 ч 21 мин установили на модуле "Дестини" складскую платформу, выполнили другие монтажные работы. В последующие дни экипаж перенес из модуля "Леонардо" на борт станции около 5 т грузов, а в него загрузили возвращаемое оборудование и мусор. 17 марта "Леонардо" с помощью манипулятора отстыковали от МКС и положили в грузовой отсек корабля. За время полета в составе станции "Дискавери" дважды повышал орбиту МКС (до 376 х 392 км). 19 марта в 4 ч 32 мин корабль расстыковался со станцией (ее масса стала 115,5 т). 29-й полет КК "Дискавери" завершился ночью 21 марта в 7 ч 31 мин 42 с на полосе № 15 Космического центра им. Д. Кеннеди во Флориде. Длительность полета — 12 сут 19 ч 49 мин 33 с.

На борту "Дискавери" экипаж первой основной экспедиции МКС — У. Шеперд (США), С.К. Крикалёв и Ю.П. Гидзенко (Россия) — возвратился на Землю, выполнив программу полета. Его продолжительность — 140 сут 23 ч 38 мин 55 с. Экипаж второй основной экспедиции продолжил работу на станции до середины августа 2001 г.

(По материалам NASA и DASA, журналов "Spaceflight", "Space Shuttle News", "Flieger Revue" и "Новости космонавтики" за 2000-2001 гг.

С.А. ГЕРАСЮТИН