вернёмся в библиотеку?

«Земля и Вселенная» 1998 №4



Философские проблемы

К.Э. Циолковский и российская национальная идея


Л.В. ЛЕСКОВ,
доктор физико-математических наук


В 1996 г. президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин поставил идеологическую задачу — разработать концепцию национальной идеи России. До сих пор эта задача остается нерешенной. Более того, идут споры о том, нужна ли нам вообще национальная идея. Между тем время от времени предлагаются различные варианты концепции или принципиальные подходы к формулированию ее главных компонентов известными политиками и учеными, философами и писателями. Например, наш постоянный автор, профессор Л.В. Лесков выдвинул основные постулаты национальной идеи — экономическая свобода, сильная социальная политика, высокая политическая культура, образованное общество, примат перспективных научных направлений и высоких технологий. По мнению Леонида Васильевича, анализ и творческое переосмысление наследия таких великих русских мыслителей, как К.Э. Циолковский, может способствовать успеху поиска российской национальной идеи. На основе ее концепции можно дальше формировать общественное сознание в позитивном направлении.

Современное положение нашей страны академик Н.Н. Моисеев оценил так: "Россия сейчас находится в состоянии, близком к агонии, и невольно возникает вопрос, а возможно ли остановить этот процесс ее деградации?" Чтобы этого не произошло, необходима стратегия действий, ориентированная на дальнюю перспективу.

Одной из самых значительных потерь, понесенных Россией за годы хаотических и плохо продуманных преобразований, стала утрата эволюционного стержня — государственной доктрины, или национальной идеи. Страна оказалась в идеологическом вакууме, и трудно чем-либо заменить отсутствующую стратегическую концепцию развития России. Тем более — переход к устойчивому, регулируемому будущему. Разработка такой концепции — наиболее приоритетная задача, и от ее решения зависит наша судьба.

Одно из перспективных направлений поиска подходов к решению задачи несомненно состоит в анализе и творческом переосмыслении богатого интеллектуального наследия великих русских мыслителей. Но можем ли мы из него почерпнуть нечто полезное для этого? К.Э. Циолковский получил заслуженное признание как основоположник космонавтики. Нельзя забывать, что Константин Эдуардович — автор не только известных работ по техническим вопросам. Ему принадлежит не менее ста книг, брошюр и статей, охватывающих проблемы в области мировоззрения, философии, этики, социологии и футурологии. Из-за противодействия идеологической цензуры публикация большинства этих работ в советское время оказалась невозможной, и лишь в последние годы некоторые удалось издать.

Одна из самых провидческих оценок творчества К.Э. Циолковского принадлежит С.П. Королёву. "Говорят, что время неумолимо стирает образы прошлого, — писал он в сентябре 1947 г., — но идеи и труды К.Э. Циолковского будут привлекать к себе внимание по мере создания новой отрасли техники, которая создается сейчас на основе его трудов буквально на наших глазах. Константин Эдуардович Циолковский был человеком, жившим намного впереди своего века, как и должно жить истинному и большому ученому".

К.Э.Циолковский в своем кабинете (г. Калуга)


Воспользуемся мудрым советом академика Королёва и посмотрим, какие идеи Циолковского могут помочь разобраться в сложном и противоречивом клубке проблем и найти наиболее верные пути в будущее с устойчивым развитием.

Предпринятые попытки выдать за российскую национальную идею концепцию возвращения России в "европейский дом" закончились фактической капитуляцией перед Западом. Сложившаяся западная экономика позволяет принять Россию в свою хозяйственную систему лишь в качестве ресурсно-сырьевого придатка. На наших глазах ситуация в отечественной экономике приобретает черты "внутреннего колониализма". В качестве основы "туземных" целевых и ценностных установок нам навязывают модель личного успеха, достигаемого любыми методами. Вряд ли это есть наша национальная идея!

Историческое уныние и тотальное безверие, становящиеся сейчас нормой общественного самосознания, ведут нас к варварству, в новое Средневековье — о его наступлении предупреждал еще Н.А. Бердяев.

Между тем, русская философская и культурная традиция, в русле которой немаловажное место занимает творческое наследие К.Э. Циолковского, может стать основой для воссоздания духовной самобытности России и ее национального возрождения. В русском натурфилософском космизме преобладает ощущение собственной самопричастности каждого человека живому Космосу.

Феномен космизма, справедливо отмечает В.В. Казютинский, имеет сложную многоуровневую структуру. Пренебрежение к ней привело к формированию взгляда на космос как на пустое пространство, заполненное "косными телами", где человек вправе делать все, что ему вздумается. Такие взгляды послужили идейной основой современной экологической безответственности.

Первый мировоззренческий урок, который дает нам К.Э. Циолковский, состоит в возрождении традиции, нравственно обязывающей преклоняться перед живым Космосом. Этот завет ученого резко контрастирует с экологическим экстремизмом его космических программ.

Изданные в разные годы труды К.Э. Циолковского

В наше время стало модным критиковать веру в исторический прогресс, утверждая, что власть, выступающая от имени Будущего, нетерпима к настоящему. Современные постмодернисты забывают об исторической осмысленности человеческого существования. Гегель видел смысл жизни в том, что люди вплетены в процесс возвращения духа к самому себе. Маркс утверждал, что этот смысл раскрывается в историческом процессе развития материального производства. Заслуга Циолковского состоит в том, что он раскрыл еще один пласт самообразующей реальности — органическую встроенность человека в единый эволюционный космический процесс.

Второй важный для нас урок К.Э. Циолковского также непосредственно связан с его космической философией — синкретизмом (synkretismos — соединение). Речь идет об ощущении целостности бытия при всей его внутренней противоречивости, о вселенском единстве эволюционного процесса. Именно исторический жизненный порыв противостоит распаду, сообщает объединительный смысл целостному российскому суперэтносу, открывает перед ним историческую перспективу. Альтернативой такому социальному синкретизму может стать война всех против всех.

Третий урок К.Э. Циолковского находится в русле русской философской традиции — это этико-центризм. Его неопубликованная работа "Этика, или естественные основы нравственности" посвящена данному вопросу. Над научным обоснованием этических принципов ученый трудился долгие годы: первые попытки относятся к 1902-03 гг., последняя работа — "Космическая философия" завершена в мае 1935 г. (всего за несколько месяцев до кончины). Именно национальная традиция, а не надежда на внешние силы способна послужить точкой опоры, позволяющей совершить поворот к возрождению страны. Но в какой степени разработанная Циолковским программа исследования и освоения космического пространства соответствует концепции глобального устойчивого развития мирового сообщества?

Отвечая на этот вопрос, рассмотрим в качестве компонентов такой реалистической программы несколько конкретных направлений космической деятельности. Первое направление — это техническое обеспечение национальной и международной безопасности, включая космические методы контроля. Окончание эпохи противостояния двух мировых систем не сняло, к сожалению, опасности возникновения региональных конфликтов, разжигаемых экстремистами или террористами. Сохранение способности дать необходимый отпор каким-либо авантюристическим действиям со стороны этих сил — необходимый элемент национальной безопасности. А это предполагает, в частности, поддержание на достаточном уровне стратегических космических вооружений. Наблюдение из космоса за регионами потенциально опасных конфликтов и работа информационных комплексов (спутниковые связные системы) позволяют быстро реагировать на возникшие проблемы и контролировать ситуацию. С их помощью мировое сообщество может принимать эффективные оперативные меры, необходимые для сохранения законности.

Второе направление — космическая индустриализация, создание глобальной информационной и энерго-производственной космической инфраструктуры. Космические системы связи различного назначения уже сегодня стали неотъемлемым компонентом нового информационного (технологического) уклада. Спутники контроля за процессами на планете и экологический мониторинг все больше находят применение в программах охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов. В перспективе могут быть созданы опытные орбитальные энергоустановки (солнечные электростанции) для энергоснабжения Земли. Активно ведется работа в области космического материаловедения и биотехнологии.

Третье направление — исследование дальнего космоса, включая изучение Солнечной системы, структуры и процессов во Вселенной. Развитие фундаментальной науки всегда играло роль фактора, содействующего стабилизации эволюционных общественных процессов.

Четвертое направление — конверсия космической и военной промышленности в других сферах хозяйственной деятельности. Космическая отрасль — один из лидеров научно-технического прогресса. Применение новых материалов, технологий, приборов и оборудования, разработанных в рамках космических программ, в других отраслях, начиная уже с этапа проектных исследований, приносит высокий экономический эффект.

Россия обладает крупнейшим в мире космическим научно-производственным потенциалом. Если он не будет окончательно утрачен в результате постоянного свертывания финансирования, то наша страна получит реальную возможность войти в мировое рыночное хозяйство не в качестве сырьевого придатка развитых держав, а как равноправный партнер, владеющий высокими наукоемкими технологиями. Только такая стратегия обеспечивает устойчивое развитие России. И противопоставить ей нечего.

К.Э. Циолковский разбирает присланную корреспонденцию. 1935 г.


Именно о таком будущем для своей страны мечтал К.Э. Циолковский. В рукописи "Космические путешествия", над которой он работал в последние годы жизни, Циолковский писал, что в развертывании космической деятельности активное участие примет вся наша страна, а вместе с ней и другие государства.

В творчестве Циолковского есть одна особенность, которая, как правило, вызывает скептическую реакцию специалистов. Это — ярко выраженный утопизм многих его космических программ. Утопическое мышление обычно критикуют за крайнюю жесткость предлагаемых проектов, полное неумение определить их негативные последствия и цену, которую придется заплатить за их реализацию. Тем не менее, в утопизме следует видеть не только негативные стороны. Утопизм — превосходная тренировка воображения, без которой не может обойтись ни одно подлинно новаторское научное исследование. Циолковский писал: "Сначала неизменно идут мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчет. И уже в конце концов исполнение венчает мысль". Эта особенность научного стиля Циолковского придала некоторым его сочинениям черты своеобразной энциклопедии научной фантастики на космические темы. Любопытное подтверждение тому — недавнее сочинение американского автора М. Сэвиджа, посвященное космической утопии освоения человечеством всей Галактики, а затем и Вселенной в целом, где повторяются основные идеи основоположника космонавтики.

Но утопические проекты — это не только мечта и тренировка фантазии. Они могут сыграть полезную роль априорного предостережения о тупиковых эволюционных сценариях. Особенности методологии прогностики Циолковского подтверждают эту мысль. Его прогнозы выстроены в духе классического миропредставления с верой в существование абсолютно достоверных истин, с четким разграничением живого духа и косной материи. Недостатки классической методологии прогностики предопределили утопизм некоторых работ ученого. Важно понять, удалось ли нам усвоить уроки антиутопизма, которые можно извлечь из трудов К.Э. Циолковского. Практика показывает, что не всегда. Вот только один пример — монография "Экологические проблемы" (1997 г.). Чтобы избежать почти неминуемого глобального экологического коллапса, уважаемые авторы-академики считают необходимым сократить численность населения Земли в 600 раз и остановить научно-технический прогресс, оставив для тренировки умов пытливой части человечества лишь занятия чистой математикой и спортивные игры. Читая подобное, начинаешь понимать, что уроки антикосмизма и преодоления утопического мышления кое для кого так и не пошли впрок...

Творчеству К.Э. Циолковского, как и каждого крупного ученого, нельзя дать однозначной оценки. У него были великие достижения, но были и просчеты, и ошибочные суждения. Важно научиться извлекать полезные уроки как из одного, так и из другого. Но независимо от этого, серьезной заслугой стала сама постановка проблем, играющих роль творческого стимула для продолжения научных исследований.

Оценивая направление мыслей К.Э. Циолковского и современных ему отечественных мыслителей о будущем России и человечества, хочется процитировать малоизвестное высказывание одного из космистов — Н.Ф. Федорова. Обращаясь к своему корреспонденту, он писал: "Час не настанет, время не приблизится, если мы останемся в бездействии. Слепая сила могуча, пока не пробудилась разумная. Предсказывать можно лишь злое, как следствие безверия и слепоты, как побуждение к действию и знанию. Доброе можно лишь делать. Доброе и благое можно не предсказывать, а лишь предуказывать, направлять в одно сознательное действие". Эта мысль философа (который, по признанию самого Циолковского, оказал, возможно, наиболее значительное влияние на формирование его мировоззрения) также отразилась в творчестве основоположника космонавтики.

Нельзя не упомянуть еще одну особенность творческого стиля ученого — его неизменный оптимизм, твердую уверенность в исторической неодолимости эволюционного прогресса. Этому умонастроению, присущему К.Э. Циолковскому, неплохо бы поучиться и нам в переживаемую сейчас эпоху, полную драматических противоречий.