«Знание - сила» 1960 г., №5, с.36-37, 45



ПЛАСТМАССОВЫЙ СПУТНИК

Рано утром 29 октября 1959 года почти на всем Атлантическом побережье США от канадской границы чуть ли не до самой Флориды царило необычное оживление. Запоздавшие гуляки и вышедшие на работу уборщики улиц первые заметили необычное явление. Скоро из домов стали выскакивать заспанные люди и задирать головы: высоко в небе, сверкая в лучах солнца, был виден какой-то странный предмет.

Каких только предположений не высказывали в это утро!

— Комета!

— Сверхновая звезда!

— Космический корабль марсиан!

Впрочем, в качестве «станции отправления» упоминался не только Марс, но и прочие планеты солнечной системы. Подозревали даже, что тут замешаны жители планет иных солнечных систем.

Таинственный предмет был виден около 30 минут, постепенно уменьшался в яркости и наконец исчез.

Те немногие, которые ожидали его появления и наблюдали за ним при помощи всех имеющихся в распоряжении науки оптических и радиолокационных средств, проследили, как он опускался с высоты 400 километров, на которой он возник, уменьшился в размерах и упал в океан примерно в 800 километрах от берега.

Это был баллон из пластмассы майлар толщиной около одного миллиметра, покрытый тончайшим слоем алюминия. Диаметр баллона превышал 30 метров — высота десятиэтажного дома! Баллон был поднят к верхнему пределу ионосферы двухступенчатой ракетой: в сложенном виде огромный шар образовал совсем небольшой пакет. Выброшенная из ракеты оболочка была раздута при помощи баллончика, содержащего сжатый газ. Так как вокруг оболочки был вакуум, то потребовалось весьма незначительное количество газа, и баллончик был очень мал. Вся оболочка вместе с баллончиком весила 58,8 килограмма.

Но для чего он был нужен, этот шар? И кто его запустил?

Впервые мысль о его создании была выдвинута на Втором конгрессе Международной федерации астронавтики. Тогда еще далеко не всем участникам было ясно, что исследование Космоса будет развиваться таким бурным темпом. И вот английские участники Конгресса предложили, чтобы первые спутники были полиэтиленовыми алюминированными баллонами диаметром 180 — 240 сантиметров без какой-либо аппаратуры. Главными достоинствами такого «спутника» были бы легкость, хорошее отражение световых и радиолокационных лучей.

Однако английские ученые из-за отсутствия у них достаточно мощных ракет даже не пытались осуществить свою идею. Несколько раз делали такую попытку американцы, но каждый раз терпели неудачу, В конце концов им все же удалось это сделать. Но время шло, и «спутник» этот устарел. Впрочем, не совсем.

Ибо, как выяснилось, подобный «спутник» может найти полезное применение, например, в качестве пассивного отражателя радиоволн. Запустив подобные «спутники» на так называемую солнечную орбиту, можно осуществить телевидение по всему земному шару. По сообщениям американской печати, в первом квартале 1960 года предполагалось запустить пробный пластмассовый шар на высоту в 1 600 километров. Специалисты считают, что он мог бы служить для периодической передачи радио — и телевизионных программ на многие тысячи километров.

ВТОРОСТЕПЕННОЕ И ГЛАВНОЕ

Как известно, Циолковский отдал много сил разработке конструкции цельнометаллического дирижабля. Он искренне верил, что наступит день, когда исполинские корабли, с цельнометаллическими оболочками, наполненными легким газом, станут одним из наиболее распространенных и дешевых видов воздушного транспорта. Разрабатывая проект, Циолковский выдвинул ряд интересных новшеств, однако жизнь не подтвердила надежд ученого. Но вот что любопытно: одна из деталей разработанного проекта, которую сам Циолковский считал в общем второстепенной, не только пережила основную идею, но и приобрела широкое самостоятельное значение.

В 1893 году, работая над проектом цельнометаллического, управляемого аэростата, Циолковский предложил снабдить его специальным прибором. Изобретатель назвал этот прибор «регулятором устойчивого направления оси».

Этот первый в истории техники проект автопилота получил развитие в другом исследовании Циолковского. Год спустя Константин Эдуардович написал работу «Аэроплан или птицеподобная (авиационная) летательная машина». Набросав в ней облик аэроплана, примерно лет на сорок предвосхитившего развитие авиации, Циолковский снова возвращается к идее автопилота. На этот раз она приобретает более четкие, более близкие нам формы.

В автопилоте дирижабля воздействие на рули осуществлялось при помощи воды, перетекавшей из одной трубы в другую. Основой конструкции самолетного автопилота изобретатель предложил сделать гироскоп. Жизнь подтвердила правоту его замысла. Никто не строит в наши дни цельнометаллических дирижаблей, но все пассажирские современные самолеты включают в свою конструкцию автопилот — замечательное изобретение Циолковского.

В последние годы автоматы повели по заранее рассчитанным траекториям и космические ракеты. Таким образом, два изобретения Циолковского — автопилот и ракета (для полетов вне земли) — породнились друг с другом. Именно этот союз позволил осуществить беспримерное по своей точности попадание советской ракеты в Луну и облет нашей небесной соседки, во время которого советская автоматическая внеземная станция, как известно, сфотографировала обратную сторону Луны.


ПУТЕШЕСТВИЕ НА ЛУНУ

Итак, путешествие на Луну началось без особенных происшествий. Как и было обещано, император Луны прислал сильнодействующий напиток, и Буонафеде, пожелавшему посетить Луну, оставалось только его выпить. Остальное должно было свершиться само-собой... И действительно, вскоре Буонафеде очутился на Луне, которая, правда, почему-то весьма и весьма напоминала грешную Землю. Во всяком случае, двое «лунных сановников», с которыми он встретился по прибытии на ночное светило, поразительно походили на земных поклонников дочерей Буонафеде, выставленных им незадолго до этого за дверь.

Вы, конечно, догадываетесь, что в этом путешествии все обошлось благополучно, более того, что вообще-то путешествия не было: просто, как и полагается в пьесах Гольдони, была веселая путаница, и в конечном итоге плут оказался наказанным, доверчивый Буонафеде тоже, а дочери его благополучно вышли замуж за своих поклонников.

Может быть, обо всем этом и не стоило бы рассказывать, если бы не одно обстоятельство. «Путешествие на Луну» — это нежданно-негаданно найденная опера великого немецкого композитора Гайдна. Написанная на сюжет одной из пьес Гольдони, опера эта со столь созвучным нашему времени названием, исполнялась всего один раз — в августе 1773 года. Композитор сочинил ее ко дню бракосочетания венгерского князя Эстергази, того самого «хозяина» и «нанимателя» Гайдна, который заставлял композитора носить ливрею и являться к нему каждое утро за получением распоряжений!

А потом опера, являющаяся «собственностью» Эстергази — как же, ведь Гайдн состоял у него на жаловании, будучи придворным композитором и капельмейстером, — осталась в княжеских архивах. И о ней все позабыли, считая ее пропавшей. Обнаружили ее случайно, совсем недавно.

Осенью прошлого года «Путешествие на Луну» Гайдна было впервые — во всяком случае для широкой публики — исполнено на фестивале в Эксан-Провансе, во Франции. Веселая, мелодичная, да еще с таким интригующим названием, она пользовалась большим успехом.

Так, чуть ли не через двести лет, «Путешествие на Луну» отпраздновало свое второе рождение.

Как пишет в журнале «Советская музыка» (№2 за 1960 год) французский музыкальный критик Р. Гофман, опера на фестивале была поставлена молодыми итальянскими певцами, воздавшими дань уважения гениальному композитору.


"Знание — сила" №5 1960 год


КОСМИЧЕСКАЯ РЕТРАНСЛЯЦИОННАЯ СТАНЦИЯ

Уже не раз говорилось о возможности применения искусственных спутников, совершающих за сутки один оборот вокруг Земли, для ретрансляции телевизионных передач целому полушарию и даже всей Земле.

На фото — новый проект, разработанный Радиокорпорацией Америки. Все три или четыре ретрансляционных спутника, необходимых для обслуживания Земли, планируются обитаемыми. Фирма не видит пока возможности обеспечить бесперебойную работу всех устройств одними автоматами без обслуживающего персонала.

Авторы проекта считают более выгодным адресовать телепередачи не всей Земле, но отдельным городам и местностям при помощи остронаправленных микроволновых лучей. Поэтому на спутнике и должно быть установлено 16 антенн.

Часть антенн может быть использована для передачи секретных сообщений из одного пункта Земли в другой. При этом перехватить их с других мест земной поверхности будет практически невозможно.

Ничего не говорится о конструкции самой космической станции, но судя по рисунку, можно предположить, что она должна быть сделана из мягких складывающихся материалов и раздуваться уже будучи доставленной на орбиту.