«Знания-сила» 1959 №9


12 сентября 1959 года советская межпланетная ракета, сотворенная мыслью и трудом нашего народа, устремилась в космические дали по точно выверенному курсу. В этот день сентябрьский номер журнала «Знание-Сила» уже находился в производстве на Калининском полиграфическом комбинате, и печатные машины делали свое дело.

Вот когда мы, работники редакции, испытали горькое чувство, сознавая свое бессилье перед фактом сложной и длительной технологии производства ежемесячного иллюстративного журнала. Мы позавидовали оперативности радио, телевидения, газет, обладающих счастливой возможностью немедленно, мгновенно передавать информацию, тут же, по следам событий, их комментировать, рассказывать о впечатлении людей, потрясенных свершением фантастического, невообразимого — полетом созданного на Земле аппарата к другому небесному телу.

Но благодаря помощи коллектива Калининского полиграфического комбината — перед вами страничка нашего журнального пространства, всего одна страничка, на которой многого не скажешь, да и не успеешь сказать — печатные машины продолжают свое дело.

Правда, едва ли подберешь новые слова для выражения чувств и мыслей, охвативших всех людей на планете — Земля. Вероятно, все богатство разноязычных словарей в человеческой речи уже исчерпано. В эти дни люди с особой силой ощущают себя жителями планеты, «землянами», проложившими первую трассу между двумя небесными телами — Землей и Луной.

Перед нами опубликованный в газетах ответ Н. С. Хрущева на письма и телеграммы, поступившие в связи с его поездкой в США. Читаем в этом письме: «Человечество живет сейчас в прекрасное время. Это — время расцвета науки и техники, экономики и культуры, когда поистине сказки становятся былью.

...Сколько было написано фантастических романов, сказок и поэм полете на Луну! Люди веками мечтали о межпланетных путешествиях, и вот теперь мы на пороге осуществления этой дерзновенной мечты...»

Полет советской ракеты — событие столь потрясающее, что вероятно его невозможно до конца осознать «в один прием». Должно пройти время, чтобы оно акклиматизировалось в нашем сознании. Кстати, мы, работники редакции, присутствовали в числе других журналистов на пресс-конференции в Президиуме Академии наук СССР 14 сентября. Перед нами выступали видные советские ученые. И вот, можно было заметить рождение нового слова. Его произнес член-корреспондент АН СССР Е. К. Федоров. Говоря о финише советской ракеты, он чуть прервал свое выступление, как говорят, замялся и, улыбнувшись, тихо произнес: «прилунение».

На следующий день замечательный советский поэт А. Твардовский писал в «Правде»:
И это слово — прилуненье —
Оно уже в родной семье,
В ряду тех слов,
Что имя Ленин
Призвало к жизни на Земле.

В тот же день по московскому телевидению выступил известный советский писатель Леонид Соболев. Он говорил просто и проникновенно — говорил то, о чем думали все советские люди в эти дни — о величии подвига наших ученых, о бессмертии народа, прокладывающего новые пути в истории цивилизации.

Народ бессмертен, а вот жизнь человека, к сожалению, коротка. И об этом говорил Соболев. Действительно, «на пороге осуществления сокровенной мечты» невольно поглядываешь на часы жизни. Не хочется останавливаться на пороге, хочется перешагнуть за порог, шагать и шагать...

И как знать — в эпоху великих свершений, когда казалось бы невозможное часто становится убедительным фактом, ученые быть может задумаются не только о продлении жизни, но и о большом-большом долголетии человека. И пусть эта проблема сегодня — привилегия научной фантастики, о чем лишний раз напоминает публикуемая в этом номере журнала статья-гипотеза «Сколько мы будем жить». Но мы знаем, научная фантастика часто оказывалась дальними рубежами реалистической науки.

«Стремление к космическим путешествиям заложено во мне известным фантазером Жюлем Верном» — вспоминал Константин Эдуардович Циолковский. Жюль Верн писал о том, как люди в снаряде гигантской пушки отправились на Луну, как снаряд превратился в спутника Земли, в ее вторую луну.

По выражению писателя Бориса Агапова «великолепная буффонада Жюля Верна» не только увлекала поколения молодежи своей романтикой, но и шла в фарватере науки, опережала ее, как бы предначертывая пути развития мысли ученых. И пусть не «все верно было у Жюля Верна», пусть суждено было осуществиться его мечте иным путем (поправки внесла наука). Но как не вспомнить сегодня великого французского романиста, когда Земля уже превратила его фантастику в действительность, забросив творение рук человеческих на поверхность ее вечного спутника.

И после Жюля Верна космическая ракета длительное время путешествует по страницам фантастических романов, по-прежнему привлекая и волнуя читательские умы. И чем быстрее двигается наука, чем совершеннее становятся технические средства, тем острее, смелее, реалистичнее становится «лунная фантастика».

Заявления ученых, в частности академика А. Н. Несмеянова в 1954 году о том, что «наука достигла такого состояния, когда реальна посылка стратоплана на Луну» внесли смятение в ряды писателей-фантастов, которые долгое время обладали монопольным правом совершать космические путешествия. Начинается своеобразная эстафета — ученые уверенно догоняют писателей, и вот-вот отберут у них заветную «лунную» палочку...

К слову сказать, в этот период совершается фантастическое путешествие на Луну на страницах журнала «Знание — сила». С интересом мы перелистываем сегодня подшивку нашего журнала за 1954 год. Наши старые читатели вероятно помнят № 10. за тот год, в котором был вложен еще один журнал с обложкой, изображавшей старт космической ракеты. На этой обложке была указана дата — № 10—1974 год.

Вспоминая работу над этим фантастическим номером о полете на Луну интересно сегодня отметить, что уже тогда только одни писатели не отваживались фантазировать — образовалась творческая группа, в которую вошли писатели, научные работники и инженеры. Кстати, внутри этой группы шли споры, какую дату нужно выбрать для того, чтобы более или менее точно определить, когда осуществится наша лунная фантастика. Наконец решение было принято — космические события развернулись в нашем журнале в 1974 году...

Так решили фантасты, а советская действительность уже три года спустя опровергла их «смелые» предположения — появился советский искусственный спутник Земли, возвестивший о рождении космической эры, потом ушел в космос второй спутник, третий... Потом была отправлена во Вселенную первая ракета, и вот на днях — вторая убедительно заявила о том, что в истории Луны открыта новая страница.

И вот мы снова мысленно возвращаемся к пресс-конференции в Президиуме Академии наук.. Задается вопрос: когда человек полетит на Луну? Такой же вопрос был задан в Вашингтоне Н. С. Хрущеву после его выступления в клубе печати 16 сентября 1959 года. Ответ, в частности, гласил: «... Человека в Космос мы пошлем тогда, когда будут созданы необходимые технические условия. Пока таких условий еще нет».

И еще один штрих — наша «прилунившаяся» ракета несомненно откроет науке много нерешенных загадок природы. В тот момент, когда пишутся эти строки, показания приборов ракеты расшифровываются, изучаются, обрабатываются. И на пресс-конференции в скупых сообщениях ученых ощущается волнение первооткрывателей. Может быть наша космическая ракета позволит наконец сбросить покровы тайны земного магнетизма... И профессор Ю. Д. Калинин, рассказывающий журналистам о различных гипотезах происхождения земного магнетизма, вдруг изменяет своей сдержанности. Оживляясь, он говорит о том, что вторая космическая ракета возможно раскроет природу магнитного поля Луны. Сравнив земной и лунный магнетизм, наука найдет объяснение, почему наша планета — магнит. «Оказывается — восклицает ученый — для того, чтобы изучить предмет, нужно удалиться от него».

Мы живем в замечательное время — время построения коммунистического общества, время, когда свершаются самые дерзновенные помыслы. Огромное большинство наших читателей своим творческим трудом участвует в развитии народного хозяйства и тем самым вносит свою лепту в прогресс техники и науки, в том числе и в подготовку к завоеванию космических просторов. Безусловно, многие из наших читателей приняли участие в постройке межпланетной ракеты, послали на Луну изделия своих рук.

Желаем вам успехов в работе, передовики будущего. Не за горами то время, когда вы скажете полным голосом: «Мы — люди, посланцы советской страны пришли в лунный мир. Мы увидели его, мы знакомимся, осваиваемся с ним... В жизни Луны начинается новая — человеческая эпоха».