"Знание — сила" 1957 год №2




В наше время наука и техника развиваются с невиданной быстротой. В №10 за 1954 год мы опубликовали подборку заметок из газет и журналов «Осуществленная фантастика». Эта подборка показывала, как много достигнуто такого, что еще недавно считалось совершенно невозможным. После выхода этого номера не прошло и трех лет, и свершились новые чудесные дела: появились атомные электростанции, исследователи проникли в неприступные уголки Антарктиды, ученые готовятся к запуску искусственных спутников Земли... Эти и другие волнующие темы уже освещались нашим журналом. Теперь интересно продолжить разговор — вспомнить, что мы писали несколько лет назад, и сравнить с тем, что происходит сегодня. Такое сравнение позволит нам воочию увидеть научный и технический прогресс и наглядно представить себе замечательные перспективы, которые он открывает на ближайшее будущее. «Новое о старом» — так буквально в двух словах можно определить содержание открываемого в журнале раздела — «Продолжаем разговор».




НА ТРИ ГОДА БЛИЖЕ

О ЧЕМ МЫ НЕ РАССКАЗАЛИ В НАШЕМ «ЛУННОМ» НОМЕРЕ

Г

од 1974-й вошел в историю человечества как одна из самых знаменательных и торжественных дат. В летопись побед человеческого ума над силами природы была вписана новая блестящая страница.

Вы, наверное, помните то утро, когда, развернув газету, прочитали крупный заголовок: «Сообщение Академии наук СССР...». В нем говорилось о старте первого пассажирского межпланетного корабля «Луна-1». Четверо отважных астронавтов отправились в лунный перелет.

Эти строчки газетного сообщения всколыхнули весь мир. Хотелось узнать поскорее подробности беспримерного перелета. Ведь его ждали так долго. И вот, спустя сорок лет, после того, когда Циолковский сказал, обращаясь к демонстрантам на Красной площади: «Я верю, что многие из вас будут свидетелями первого заатмосферного путешествия», — оно свершилось.

...В горах Кавказа к самой вершине Казбека проложили взлетную дорожку. С горы, высоко над уровнем моря, легче взлететь: часть плотной атмосферы остается внизу. У подножья выстроили «ангар» для корабля. Корабль представлял собой последнее слово атомно-ракетной техники третьей четверти двадцатого века. К длинному сигарообразному корпусу его примыкали короткие, отогнутые назад крылья. На их концах — вспомогательные ракетные двигатели для маневров и поворотов. Главный же двигатель, развивающий огромную мощность, находился в самом корпусе и работал на... воде.

Пока не научились еще пользоваться непосредственно энергией разлетающихся осколков атомных ядер. Слишком высокая температура сопровождает взрыв атома. Приходится обращаться к посреднику, который поможет создать нужную тягу. Нагреть теплом атомного распада и испарить какую-нибудь жидкость — такой путь избрали инженеры. Самой подходящей для этого жидкостью оказалась вода: поэтому на корабль и поставили атомно-паровой ракетный двигатель.

Строителям пришлось преодолеть немало трудностей: найти легкие и в то же время прочные материалы, решить задачу охлаждения, разместить изрядный груз необычайного топлива — воды, создать совершенную автоматику управления кораблем, выстроить взлетную площадку в горах.

И вот трудности позади. «Луна-1» готова к старту. Экипаж занял свои места. Тележка с ракетой помчалась по горному склону, набирая скорость. Она разогнала корабль, который оторвался от земли и скрылся в небе. Так начался космический рейс.

Корабль быстро скрылся из глаз, но земные локаторы цепко, как прожекторы самолет, держали его в радиолуче, ведя точно по рассчитанному заранее курсу. Полетом управлял, по существу, механический мозг. На контрольной локационной станции близ Берингова пролива работали вычислительные машины-автоматы. Если ракета выходила из луча, они мгновенно вычисляли поправку курса, и станция посылала командные сигналы.

Земля следила за полетом, Земля по радио держала с путешественниками связь.

Приняли радиограммы из космоса — первые вести, посланные уже не с автоматических искусственных спутников, а радистом с борта пассажирского корабля.

Посадка прошла благополучно. В пустолазном костюме — скафандре первый человек вступил на поверхность иного мира. Первый след человеческой ноги отпечатался в слое лунной пыли.

Сквозь прозрачный шлем скафандра путешественник увидел пейзаж, который раньше могли только рисовать по догадке, только представляя силой воображения. Теперь он — перед глазами. Торжественная, незабываемая минута! Человек в скафандре поднимает голову, машет рукой товарищам. Вскоре не одна, а три пары следов отходят в стороны от корабля.

Первый снимок: корабль, стоящий среди лунных скал. Первый снимок сделан был в тот час на Луне. Его вы тоже, вероятно, видели: переданный по фототелеграфу, он появился вскоре на страницах журналов и газет...

Обо всем этом вы узнали из специального «лунного» номера нашего журнала («Знание — сила» № 10 за 1954 год).

Там же были помещены волнующие документы: репортаж с борта ракеты, приближающейся к Луне и опустившейся на Луну. В жизни нашего вечного спутника, нашего ближайшего соседа по небу начинается новая — человеческая эпоха, — говорилось в радиограмме, извещавшей о благополучном прибытии первых людей на Луну. «Первый час на Луне» — так называлось это сообщение. Этим заканчивался номер...

Что же произошло с нашими героями дальше?

Вскоре мы получили новые вести. Лунные Колумбы описывали впечатление о неведомом мире, который открылся их взорам. Мы узнали о походах, совершенных в различные края серебряного шара, об удивительных открытиях, сделанных исследователями на Луне. Вот несколько отрывков из их сообщений о виденном и пережитом.

Рисунки К.Арцеулова




ЧТО ЖЕ
БЫЛО
ДАЛЬШЕ?

(Репортаж нашего корреспондента)
Д

ЛЯ первой глубокой разведки выбрана была безымянная вершина на северо-западе. Она сверкала под солнечными лучами, словно глыба чистейшего льда, — прекрасный ориентир! Небольшие прогулки не страшны на Луне — двигаясь быстро, мы, почти не уставали. В сумке «лунного геолога» появляются первые образцы — маленькие кусочки застывшей лавы, точнее — лавоподобной породы.

Нам кажется, что цель путешествия нисколько не приближается. Не потому ли так незаметно и в то же время неожиданно возникла совсем близко «настоящая» гора? Издали невысокая, она оказалась вблизи исполином. Луна ведь успешно соперничает с Землей в высоте своих гор!

Привал перед подъемом в тени нависшей над нами скалы. Я делаю несколько снимков, мой спутник отбивает молотком кусочки скалы. Несется очередная сводка в эфир — дежурному в ракете. Снова в путь.

Восхождение совершилось сравнительно быстро: легко быть альпинистом на Луне! Последние метры — и мы на вершине. Потрясающий пейзаж простилался перед нами.

Впервые мы увидели Луну — страну гор. Это было какое-то нагромождение хребтов и зияющих, как глубокие раны, трещин. Мы знали об этом, но знать одно, а увидеть собственными глазами — иное, и ошеломленные, даже подавленные мощью стихии, мы озирались вокруг.

Опомнившись, я включил кинокамеру... Пожалуй, вид этой страны гор так ощутимо близко был едва ли не самым сильным впечатлением после первого шага на Луне...

Луну называют иногда «серебряным шаром». В ясную ночь она разливает холодный белый свет и действительно кажется сделанной из серебра. Но на самом деле этот белый шар — совсем не белый. Лунные «моря» — разных цветов, разных оттенков. Побывав внутри нескольких «морей», мы пополнили коллекцию лунных минералов разноцветными образцами. Правда, это не резкие, отчетливо выраженные цвета, скорее — оттенки. Но глядя на породу характерного голубоватого оттенка, можно безошибочно сказать: она — из Моря Спокойствия! А вот эта, зеленоватая, попала сюда из Моря Кризисов. Тот рыжеватый кусочек — из Моря Дождей.

С «охотой за минералами» связано несколько происшествий, иногда комических, а порой и трагических.

Однажды, во время очередной вылазки, «партия» разделилась: я двинулся к западу, а мой товарищ пошел к востоку. Мы так привыкли к извечной неподвижности на Луне, что я чуть не лишился речи, остолбенел, увидев какое-то движение невдалеке. Мне показалось... я не поверил своим глазам... животное довольно-таки крупных размеров быстро скользнуло по склону горы. Забыв обо всем, я кинулся вперед... и остановился перед обломком, скатившимся сверху. Крайности жары и холода сделали свое дело, трещина выросла и лучше молотка отделила кусочек. Вот как образуется каменное покрывало, устилающее Луну! Я присутствовал при рождении одного из тех кусков породы, которые усеивают всю лунную поверхность. Камешек с такими острыми краями не встретишь на Земле, где вода и ветер округляют, сглаживают углы. Я отколол кусочек этого «Животного» и взял на память о пережитой иллюзии...

Однообразие пейзажа бывает подчас, утомительным. Мы не боялись заблудиться, когда действовали в одиночку. Радио, карта, компас — этого достаточно. И все же случается то, чего меньше всего ждешь. Мне везет на неожиданности! Стоя перед глубокой расселиной, которая казалась бездонной пропастью, я вдруг заметил внизу... свет. Безуспешно уверяя себя, что это оптический обман, я отвел глаза в сторону. Все на месте: гора, как обычно сияющая почти снежной белизной, крутые скалы, небо, пылающий солнечный диск... Смотрю снова: нет, что-то светится в этом ущелье! Товарищ далеко, и азартный дух исследования берет свое. Осторожно подбираюсь к краю обрыва, включаю фонарь. Спуск крутой, но ведь я не безоружен! Свечение все ближе и ближе... и вот я стою на площадке. Это выступ на почти отвесной стене, что-то вроде естественной скамейки в глубоком колодце-ущелье. Отсюда виден кусочек неба. Красиво, но сейчас не до него. Выступ светится! Издали свечение казалось слабым пятном. Сейчас же передо мной разноцветный светящийся ковер. Светятся камни, как светлячки во мраке ночи. Виновник — Солнце. Минералы словно впитывают его ультрафиолетовые лучи и начинают сами светиться в темноте, излучая разноцветное сиянье.

Когда утихло волнение первооткрывателей, потекли лунные будни. Может быть, обилие впечатлений привело к тому, что события, едва ли не самые яркие, воспринимались, как нечто само сабой разумеющиеся. Зато настоящим сюрпризом была для нас другая находка. Волшебная палочка — счетчик заряженных частиц — привела нас к залежам урановой руды.

Быть может со временем возникнут рудники на Луне? Появится жизнь, хотя и особенная — «привозная». Кстати, о жизни на Луне. В чем разгадка суточных изменений окраски кратера Платона? Да и не одного этого кратера. Какие-то темные пятна дымчатого цвета разбросаны по склонам лунных гор, по долинам, в кратерах и морях. И вот мы на месте, где должно быть таинственное пятно. Ничего! Та же темноватая поверхность, каких здесь много. Видимо, правы те, кто думает об инее, пятнами покрывающем Луну ночью. Он бесследно исчезает под палящими лучами Солнца, чтобы вновь возникнутъ с наступлением холода.

Но в телескопы замечали и иные — зеленоватые — пятна. С зеленью всегда связывается жизнь. И вот...
Однажды мне показалось... я не поверил своим глазам... животное на Луне? Я кинулся вперед... и остановился перед каменным обломком.

Мы шли, вернее двигались большими прыжками по склону горы. Вдруг передний остановился. Послышался его дрогнувший от волнения голос (мы могли в скафандрах разговаривать по радио друг с другом): «Сюда! Скорей!» Один прыжок — и все собрались около пятнышка зеленоватого цвета. Растения вроде нашего мха зеленели на склоне горы. Неужели все-таки жизнь? Да, она вездесуща. Она приспосабливается к суровым условиям, в какие ставит ее природа. Долгое время океанские глубины считали необитаемыми; а ведь и там, в царстве чудовищных давлений, оказалась своя жизнь. Бывают микроорганизмы, переносящие лютую жару и сильнейшие холода, могущие жить без кислорода, воды и солнечных лучей. Видимо, и лунные растения привыкли, в конце концов, к такой обстановке, какую не вынесут представители растительного мира Земли. И в наши сумки рядом с образцами пород бережно положили эту удивительную находку.

...Уже выбрано место посадки экспедиции номер два. Уже сделаны самые первые прикидки там, где возникнет потом лунный городок, обсерватория, радиостанция, лаборатории, ракетодром, жилые помещения, склады — словом, все, что составит научный институт на Луне. И уже не дни — считанные часы остаются до отлета. И наконец, я передаю на Землю последнюю перед стартом с Луны радиограмму.

Будни открытий... Это очень удачно сказано про нашу жизнь здесь, в течение одного, длящегося, впрочем, две земные недели, лунного дня. Перебирая в памяти все, что было, я стараюсь отобрать самое яркое... и не могу ни на чем остановиться. С момента, когда за иллюминаторами улеглась пыльная буря, вызванная прилетом корабля, и впервые открылся вид лунной равнины, каждый день был насыщен событиями, одно другого интереснее и важнее.

Мы проверили многое из того, что долгое время оставалось загадкой. Теперь достоверно известно, какова природа Луны, что собой представляют ее «моря» и «материки», цирки и кратеры, горы и трещины, светлые лучи и темные пятна. Мы потревожили ее пыльное покрывало. «Колонизация» Луны, извлечение богатств лунных недр — вероятно, дело наших потомков. Но уже появились первые значки на картах, и там, возле них, когда-нибудь возникнут поселения и рудники. Пусть не нашли мы новые химически элементы, или не известные науке вещества, или следы посещения Луны марсианами в незапамятной древности. Кто знает — быть может, будущим экспедициям посчастливится больше. Мы же счастливы пока иным — пополнились наши знания о ближайшем соседе по небу. Конечно, положено только начало. Еще немало неизведанного ждет человека, ступившего на поверхность лунного мира, знакомого лишь издали, но веками не доступного для людей. Еще предстоит им подробно изучить и другую сторону серебряного шара, куда никогда не проникал раньше человеческий взор.

Итак, упакованы коллекции минералов, уложены карты, пленки — вещественные итоги нашей работы. Снова разобран ракетный самолет, на котором мы облетали чуть ли не все полушарие Луны. Вдалеке, на равнине стоит столбик — памятный знак: его хорошо видно отсюда в бинокль.

Командир заносит последние записи в путевой журнал. Последний час на Луне... Последние минуты...»

ОТ РЕДАКЦИИ

Конечно, все, о чем вы прочли на предыдущих страницах, — это фантастика. И в 1954 году, когда мы выпускали «лунный» номер, мы могли лишь фантазировать о том, как люди полетят на Луну. Недаром это событие мы приурочили к третьей четверти века. Но прошло всего три года с тех пор как вышел наш фантастический номер, а эта фантастика уже не кажется такой далекой. Только жизнь внесла существенные поправки в наш фантастический проект.

Теперь уже совершенно ясно, что первая ракета отправится на Луну без людей. Проект такой автоматической, управляемой с Земли по радио ракеты успешно разрабатывается нашими учеными.

А совсем недавно пришла весть о новом смелом предложении: послать на Луну неуправляемую ракету. Ленинградский ученый Г. Чеботарев утверждает, что для этого понадобится всего 16 тонн горючего, а не сотни тонн. Расчет траектории такой ракеты-бумеранга уже произведен. И хотя это только теоретический, а не инженерный расчет, он привлек всеобщее внимание оригинальностью замысла.

Три года назад и речи не было об искусственном спутнике Земли — «искусственной Луне», как его иногда называют. А сейчас до запуска этого первого межпланетного путешественника остались считанные месяцы.

Три года — срок небольшой, а насколько ближе мы стали к осуществлению давней мечты человечества!

Здесь мы и хотим рассказать о тех работах, которые ежедневно и ежечасно приближают первый межпланетный старт, — о конкретных работах ученых в области космической навигации.