
Когда-нибудь будущие поколения будут зачитывать до дыр страницы историй, рассказывающие о наших днях. Связь с космосом станет такой же обыденной, как, скажем, поездка из Архангельска в Закавказье. Но люди будут снова и снова обращаться к тем дням (нашим дням!) когда человечество с колоссальным напряжением умственных сил и технических средств подтягиваясь от ступеньки к ступеньке, взбиралось в космос. Каждая ступенька — замечательный подвиг, приближавший человечество к его величайшей мечте. Одной из таких грандиозных ступенек явился полет второго советского космического корабля, оторвавшегося от Земли 19 августа. Корабль благополучно вернулся «домой». Мир рукоплескал замечательной победе советских людей — она открыла человеку двери в космос.
Стрелка и Белка по праву стали героинями. Они явились проводниками человека в космос. Однако диапазон эксперимента настолько широк, что необходимо подробно остановиться и на других его сторонах.

Мне хочется подчеркнуть особенности условий, в которых производился этот уникальный в истории естествознания опыт. Когда физиолог ставит эксперимент не Земле, он имеет возможность устранить неполадки в аппаратуре, заменить подопытных животных, приостановить и вновь начать исследование. В космическом же полете вмешательство человека невозможно. С того момента, как захлопывается дверь контейнера корабля-спутника, исследователю остается только наблюдать.
Все это налагало особую ответственность на наших инженеров и рабочих — создателей приборов и аппаратов, которые свою задачу выполнили блестяще.
Земля слышала, видела и знала о всех событиях на борту корабля. Приборы и аппараты регистрировали и передавали температуру тела, частоту и глубину дыхания, электрокардиограмму и звук тонов сердца (фонограмму) подопытных собак. Запоминающее устройство фиксировало поведение животных в виде кривых линий на узкой ленте.
Изучение этого богатейшего материала позволит ответить на волнующий вопрос: сколь велико воздействие вредных факторов космического пространства на живой организм и каковы возможности защиты человека в космосе от этих влияний.

Освоение солнечной системы можно разделить на три этапа. Первый этап — разведка окрестностей нашей планеты с помощью приборов. Второй этап — изучение действия на живой организм факторов космического пространства, состояния невесомости и перегрузок, связанных с ускорением на старте и при торможении. На этом этапе отрабатываются системы, обеспечивающие максимальную безопасность полета и благополучное возвращение на Землю. Третьим и основным этапом в освоении космического пространства явится полет человека.
Мы на втором этапе. На пороге — третий, решающий.
Я не хочу умалять заслуг Белки и Стрелки, но не менее важное значение для науки имело пребывание на борту корабля и других обитателей нашей планеты. Ученые сделали попытку поселить в контейнере весь животный мир Земли «в сокращенном варианте».
В крнтейнере были помещены ампулы с дезоксирибонуклеиновой кислотой (биологи сокращенно называют ее «ДНК»). Это высокомолекулярное соединение, по качествам очень близкое к живому белку. «ДНК» — непременный компонент клеточных ядер. В последние годы удалось осуществить ее синтез в лабораторных условиях. Установлено, что дезоксирибонуклеиновая кислота играет большую роль в передаче наследственных признаков от поколения к поколению. Важно знать, как будет реагировать на космическое воздействие этот «аккумулятор» наследственности.
Пробирки с бактериофагом, самым простейшим из живых существ, соседствовали в контейнере с культурами более высокоорганизованных микробов кишечной палочки, стафилококке и лучистых грибков — актиномицетов, продуцирующих антибиотики. Были посланы в космос насекомые и мелкие млекопитающие — мыши и крысы. Таким образом, мы получаем возможность установить влияние факторов космического пространства на живые существа, стоящие на разных ступенях эволюционной лестницы. Можно проследить не только непосредственное воздействие, например, космической радиации на кроветворную систему (костный мозг) мышей или на высшую нервную деятельность крыс, но и отдаленные результаты этого воздействия — влияние на потомство.
Объекты опыта были подобраны соответственно этим задачам. Муха-дрозофила на протяжении многих лет тщательно изучалась биологами. Говоря их языком, дрозофилы очень пластичны. Последующие поколения этих насекомых чутко реагируют на любые воздействия внешнего мира, которые испытали их предки. Мыши быстро дают обильное потомство. Поэтому ответы на интересующие биологов вопросы о влиянии факторов космического пространства на потомство живых существ можно будет получить довольно быстро на нескольких поколениях насекомых и грызунов.

Кроме изучения задач, связанных с близким будущим, полетами людей на спутниках, в этом эксперименте были поставлены проблемы «дальнего прицела». Первые свои космические полеты человек, no-видимом, будет совершать на спутниках-обсерваториях, вынесенных за пределы земной атмосферы. Следующим этапом будет полет на Луну и только затем — в районы Марса и Венеры. На время путешествия в ближние окрестности Земли космонавты будут обеспечены водой и пищей, а запасы кислорода для дыхания могут пополняться за счет химической регенерации кислорода из углекислоты. Однако путешествия к Марсу и Венере должны длиться многие месяцы. Проблему снабжения межпланетных путешественников кислородом, водой и пищей придется решать по-другому. Космический корабль «дальнего следования» должен стать замкнутой системой, в которой осуществляется круговорот веществ.
На Земле растения усваивают углекислоту и минеральные соли, превращают их в органические вещества, которые поступают в организм человека. Затем эти вещества попадают в почву, и бактерии вновь разлагают их до минеральных соединений. Человеку и животным нужен кислород для дыхания. Конечным продуктом газообмена является выдыхаемая углекислота. Растения, напротив, усваивают углекислоту, необходимую для фотосинтеза, и выделяют кислород. В непрерывном круговороте в природе находится вода. И весь этот круговорот веществ придется воспроизвести в пассажирском контейнере космической ракеты.
Самый экономный путь восстановления нормального состава воздуха — использование фотосинтеза высших растений. Водоросли «хлорелла» представляют особый интерес. Хлорелла легко размножается в водных культурах, неприхотлива, а главное — у нее высокий «кпд» восстановления свободного кислорода. Она может обеспечить достаточное его содержание в кабине межпланетного корабля. Некоторые наши коллеги считают, что быстрорастущая хлорелла может быть одновременно использована и в пищу, но окончательного мнения по этому вопросу пока что нет. Опыт с хлореллой — первый в исследовании круговорота веществ в искусственной замкнутой системе.
Создавая космические корабли дальнего следование ученые станут решать «задачи» библейского бога Саваофа: они будут строить свой микромир по намеченному плану, с точным учетом всех взаимосвязей. Конечно, это дело будущего. Вероятно, не столь отдаленного, но все-таки будущего. Но мы не ждем пассивно его, сложа руки. Уже сегодня, сейчас советские ученые ведут целеустремленные исследования, которые приближают исполнение заветной человеческой мечты — освоение далеких миров. Мы гордимся, что наука и техника нашей Родины идут в этом деле далеко впереди науки других стран.