«Тишина... ясная погода... безоблачное небо... Не видно ни растений, ни животных... Пустыня с черным однообразным сводом и с синим Солнцем-мертвецом. Ни озера, ни реки и ни капли воды!»
«Нет ветра, который шелестит травой и качает на Земле вершинами деревьев... Не слышно стрекотанья кузнечиков... Не заметно ни птиц, ни разноцветных бабочек! Одни горы и горы, страшные, высокие горы, вершины которых, однако, не блестят от снега...»
Прочитанные тобою строки взяты из интересной фантастической повести Циолковского «На Луне». Автор описал приключения двух людей, переброшенных с Земли на поверхность нашего спутника.
Повесть опубликована в 1893 году. Это — одно из первых научно-фантастических произведений, посвященных загадкам космоса. И хотя ученые в то время еще очень мало знали о Луне, позднейшие астрономические наблюдения и впечатления людей, впервые прошедших по лунной почве, показали, что автор удивительно верно представлял себе все, что ждет там человека. К. Циолковский
«Человечество не останется вечно на Земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство»
Великий русский ученый и изобретатель Константин Эдуардович Циолковский (1857—1935) родился в Рязанской губернии, в семье лесничего. Перенесенная в детстве скарлатина почти начисто лишила мальчика слуха, и это обрекло его на жизнь одиночки, замкнутого в себе, полагающегося только на себя. Другого такая беда сломила бы, маленького Костю она закалила.
В школу Константин не ходил: глухота не давала ему возможности слушать учителя, а слуховых аппаратов еще не было, не было и специальных школ для глухих. Так бы и остался юноша недоучкой, но его спасли книги.
Настойчиво, самозабвенно читал он, нет, не читал — изучал те немногие учебники и книги научного содержания, что попадали к нему в руки в провинциальной глуши. Он ничего не принимал на веру, все старался проверить опытом. Прочитал в книжке по землемерному делу про астролябию, которой можно измерять углы, и сам сделал такую. Прочитал в учебнике химии о разных опытах, достал, какие сумел, реактивы и сам описанные опыты проделал. Еще будучи подростком, Костя задумал смастерить токарный станок и смастерил, да какой — покупному не уступит!
В уездной России трудно было раздобыть научную книгу, хорошее пособие. И отец, скромный чиновник, отправил сына в Москву. Три года прожил там Константин в великой нужде. Комнату снимал самую дешевую, у прачки. Скудные деньги, присылаемые из дому, почти целиком тратил на книги, а питался черным хлебом — на три копейки в день.
Университетом Циолковского стала Румянцевская библиотека (ныне Всесоюзная Государственная библиотека имени В. И. Ленина). Каждое утро худой, бледный юноша, в пиджачке и брюках, прожженных кислотами, отшагивал пять верст (конка была для него недостижимой роскошью), стараясь попасть к открытию библиотеки. А уходил он оттуда последним. Зато из Москвы Циолковский вернулся с обширными знаниями по физике, астрономии, высшей математике... Он легко сдал экзамен на звание учителя и начал свою педагогическую деятельность в маленьком городке Боровске.
Распугивая лошадей, отрывались от земли «аппараты тяжелее воздуха». Началась эра авиации. Но до завоевания космоса было еще далеко. |
У Циолковского был характер бойца. Бедность и житейские лишения не могли остановить его на пути к цели. Уже тогда, в пору молодости, Циолковского воодушевляли грандиозные идеи, разработка которых поставила его в ряд величайших ученых современности. Эти идеи касались воздухоплавания и путешествий в космическом пространстве. Циолковский не получил технического образования, и приходится удивляться настойчивости и мастерству, с каким он приводил свои замыслы в исполнение.
На аэростатах люди летают давно, с конца XVIII века. Но полеты на плохо оборудованных, неустойчивых и неуправляемых воздушных шарах нередко кончались катастрофой. Циолковский составил проект цельнометаллического аэростата — дирижабля. Дирижабль Циолковского был управляемым, значит, он мог совершать перелеты по заранее намеченному маршруту, мог перевозить грузы. Такое изобретение имело большое военное значение, оно дало бы немалые преимущества русской армии.
Кадр из документального много фильма: К.Э.Циолковский показывает модель одного цельнометаллического дирижабля.
Но в военном министерстве не оценили всех выгод проекта, предложенного Циолковским, и не отпустили денег на постройку модели. Циолковский напечатал в 1892 году книгу «Аэростат металлический управляемый», тем дело и кончилось. Сходные по замыслу дирижабли немецкого изобретателя графа Цеппелина появились в Европе перед первой мировой войной.
Схема «реактивного прибора» К. Э. Циолковского. |
Циолковский составил проект хорошо обтекаемого аэроплана с металлическим каркасом, но и это изобретение не получило признания в официальных кругах.
Но не работами в области аэронавтики и самолетостроения прославил свое имя Циолковский. Оно навечно связано с космонавтикой.
Люди тысячи лет назад мечтали о том, чтобы сбросить оковы земного тяготения и унестись в мировое пространство. Какие только способы для этого не придумывались
В фантастических произведениях прошлого целью межпланетных путешествий обычно оказывалась Луна — ближайшее к Земле небесное тело.
Древние авторы отправляли на Луну своих героев на колеснице, в которую были запряжены гуси; перед гусиными клювами болтались на палочках кусочки пищи: гонясь за ними, птицы поднимались все выше, пока не достигали Луны.
Американский фантаст Эдгар По послал амстердамского купца Ганса Пфааля на Луну на воздушном шаре; писатель предполагал, что все пространство между Землей и Луной заполнено каким-то легким газом.
Герои жюль-верновского романа «С Земли на Луну» полетели к нашему спутнику в огромном пустом ядре, выпущенном из колоссальной пушки. Теоретически такую пушку построить можно, но ни одно живое существо, находящееся внутри ядра, не уцелеет: быть в ядре так же опасно, как стоять перед пушкой в момент выстрела.
Схема космического корабля Кибальчича, созданная им в тюрьме в 1881 году незадолго до казни. Этот чертеж был обнаружен в 1954 году среди старых документов Московского архива. Николай Иванович Кибальчич (1853-1881). |
Были проекты построить громадную катапульту — метательное орудие, выбрасывающее снаряд со скоростью, достаточной для того, чтобы он мог покинуть Землю.
Предлагалось раскрутить снаряд на специальной установке до такой скорости, чтобы он под действием центробежной силы преодолел земное притяжение и оторвался от Земли...
Все эти проекты непригодны для той цели, которая перед ними ставится. Ни один из этих способов не поможет человеку оставить Землю и начать путешествие в космосе. Единственное средство для осуществления космических путешествий — ракета. И первым это понял русский революционер Николай Иванович Кибальчич.
С ракетами люди знакомы очень давно. Еще в Древнем Китае множество ракет запускалось в воздух в дни народных праздников. Когда в Европе был изобретен порох, появились и ракеты. Постепенно они совершенствовались, получили важное военное значение. Разноцветными ракетами можно подавать сигналы, боевые ракеты поражают врага подобно снарядам, выпущенным из пушки.
В детстве ты думал, что запущенная ракета летит, отталкиваясь от воздуха, и жестоко ошибался. Ракета летит и в безвоздушном пространстве, и даже еще быстрее, потому что ей не мешает сопротивление воздуха.
На летящую ракету действует так называемая «реактивная сила». Есть закон: «действие равно противодействию». Толкни какой-нибудь тяжелый предмет, и ты почувствуешь, что тебя отбросит в противоположную сторону.
Кибальчич изобрел реактивный снаряд в 1881 году. Царское правительство приговорило его к смерти за участие в покушении на царя Александра II. Сидя в тюрьме, за несколько дней до казни, Кибальчич думал о своем изобретении. Тогда-то он и нарисовал снаряд, который ты видишь на рисунке, и сделал его описание.
Но, казнив Кибальчича, царские чиновники запрятали рисунок в архив, и он был найден лишь после Великой Октябрьской революции.
К мысли Кибальчича наука вернулась в конце XIX века. И главная заслуга в этом принадлежит Циолковскому; и эта заслуга тем больше, что о труде Кибальчича он не знал ничего.
Скорость ракеты и дальность ее полета зависит прежде всего от качества горючего. Чем больше газов выделяет оно при сгорании, чем с большей силой вылетают они из ракеты, тем она мощнее, то есть ее скорость и дальность полета больше.
Циолковский разработал первый проект ракеты в книге «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Впервые в мире была создана теория жидкостного реактивного двигателя и продумана его конструкция.
И также впервые была описана межпланетная ракета. Ее корпус должен быть обтекаемым, так как первые десятки километров ей приходится лететь в атмосфере, сопротивление которой очень велико. Обшивка ракеты должна быть двойная, а между стенками находится жидкий кислород или другое охлаждающее вещество: это предохраняет ракету от чрезмерного нагревания во время полета через атмосферу. Внутри ракеты герметически закрытая пассажирская каюта для людей и точных приборов. Движением ракеты управляют рули из твердого тугоплавкого металла, в которые ударяют струи газа, вытекающего из сопла. Действуя ими, можно направлять полет ракеты к ее цели.
Первая схема реактивного космического корабля, начертанная К. Э. Циолковским на 104 странице его рукописи «Свободное пространство» в 1883 году. |
Обложка книги К. Э. Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами», изданная в Калуге в 1914 году. В двадцатые и тридцатые годы в нескольких странах уже поднялись в небо, пока невысоко, экспериментальные ракеты. Ф. А. Цандер, и С. П. Королев в СССР, Оберт в Германии, Годдард в США, Эно-Пельтри во Франции были пионерами завоевания космоса. |
Дом К. Э. Циолковского в Калуге. |
Все было продумано очень тщательно — хоть строй такую ракету и лети на ней.
Но не нашли горючего, которое давало бы ракете достаточную скорость, чтобы преодолеть земное притяжение. И тогда изобретатель сделал следующий шаг: он создал проект составной или многоступенчатой ракеты.
В упрощенном виде идею многоступенчатой ракеты или «ракетного поезда», как иногда говорят, можно изложить так.
Одна к другой присоединяются несколько ракет, но все приборы и оснащение несет только последняя, а остальные служат для разгона именно этой последней ракеты.
Сначала запускается в ход двигатель самой первой, «задней» ракеты. Она приводит в движение весь «поезд», толкает его вперед. Когда все топливо задней ракеты выгорает и она становится ненужным балластом, то автоматически отцепляется и падает на Землю. Следующей, второй ракете приходится приводить в движение «поезд» уже облегченного веса, естественно, что его скорость увеличивается.
«Космический поезд» многоступенчатая ракета К. Э. Циолковского. |
Так, теряя одно звено за другим, «поезд» разгоняется до наибольшей скорости, которую получает последняя, «основная» ракета. При достаточном количестве звеньев и эффективном горючем ракета получает космическую скорость, позволяющую оторваться от Земли.
Этот проект многоступенчатой ракеты Циолковский улучшал и совершенствовал до конца своих дней.
Жизнь Циолковского разделяется на два резко отличающихся один от другого периода. Один продолжался целых шестьдесят лет — до Октябрьской революции, и другой — после нее.
До революции Циолковский был предоставлен почти исключительно собственным силам и получал очень небольшую поддержку от научных организаций. Научные труды ему приходилось печатать на собственные средства, это были небольшие брошюрки, издаваемые мизерными тиражами. Циолковский рассылал их в научные учреждения и всем тем, кто интересовался его работами.
Штурм стратосферы, начавшийся в 1931 году, когда профессор Огюст Пиккар стартовал на принципиально новом аэростате — «Стратостате», был продолжен рекордным подъемом стратостата «СССР-1», поднявшимся на 19 000 метров. При этом с помощью бортовых приборов исследовался состав воздуха на разных высотах и измерялась интенсивность космической радиации. |
После Октябрьской революции положение резко изменилось. Великий ученый получил, наконец, признание своих заслуг. Правительство назначило ему персональную пенсию, его труды печатались большими тиражами, нашли широкое распространение не только у нас, но и за рубежом. Ученый получал средства и материалы для постановки опытов. Калуга, где жил Константин Эдуардович, стала мировым центром по разработке космических путешествий.
Нашу эру называют космической. Справедливо сказать, что отцом этой эры был К. Э. Циолковский. Ведь это он сказал, что Земля — колыбель человечества, но нельзя вечно оставаться в колыбели. И он не только сказал, но и очень много сделал для того, чтобы люди вышли в космос.
Немногим более полувека прошло со времени опубликования книги К. Э. Циолковского, а вокруг земного шара уже облетел человек, и на Земле появились «космические» города. В саду Байконура космонавт «номер один» Юрий Алексеевич Гагарин и Главный конструктор Сергей Павлович Королев готовят новые старты. Как недавно это было, и уже стало Историей! |
Главное изобретение Циолковского — космический корабль — было осуществлено через 22 года после его смерти. Это случилось 4 октября 1957 года, когда радиостанции Советского Союза объявили миру о полете Первого искусственного спутника Земли.
А еще через три с половиной года, 12 апреля 1961 года, в космос поднялся первый человек, гражданин Советского Союза Юрий Алексеевич Гагарин.
Громадны успехи нашей космонавтики сегодня, и в этом великая заслуга Константина Эдуардовича Циолковского.
Осенью 1932 года в Москве, в Колонном зале Дома Союзов, торжественно праздновалось 75-летие гениального ученого Циолковского, о трудах которого знал весь мир.
Видные профессора делали доклады о жизни и деятельности Циолковского, с приветствиями выступали ученые, студенты, рабочие. Было объявлено, что правительство наградило Циолковского орденом Трудового Красного Знамени. При этом известии все присутствующие встали и долго рукоплескали Гражданину Вселенной.
Колонный зал Дома Союзов гремел овацией, а старый ученый стоял, благодарно склонив голову.
Память о Циолковском никогда не будет забыта человечеством.