Эмблема международной космической системы КОСПАС-SARSAT. |
Система КОСПАС (Космическая система поиска аварийных судов) разрабатывалась для обнаружения судов и самолетов, терпящих бедствие в любой точке земного шара. Сигнал от аварийного радиобуя поступает в систему, которая с заданной точностью определяет координаты места бедствия судна. Цель системы КОСПАС — существенно (до 10 раз), по сравнению с традиционными методами, сократить время проведения поисковых операций.
Быстрое определение координат места бедствия повышает шансы на выживание потерпевших бедствие, значительно сокращает расходы на поисковые работы, а также снижает риск аварий для экипажей самих поисковых судов и самолетов. Для России, обладающей обширными малонаселенными территориями суши и большими площадями акваторий, создание эффективной системы поиска и спасания имеет огромное социальное и хозяйственное значение.
Система КОСПАС, получившая в официальных документах название «Надежда», создавалась как самостоятельная система одновременно с аналогичной американо-канадо-французской системой SARSAT (Search And Rescue Satellite-Aided Tracking). В то же время обе системы разрабатывались как взаимодействующие по единым согласованным требованиям, что позволило обеспечить их полную техническую совместимость и в конечном счете создать единую глобальную международную систему КОСПАС-SARSAT.
Работы по проекту начались на основании Межправительственного соглашения между СССР и США, подписанного В Москве 24 мая 1977. 3атем к этой программе присоединились Франция и Канада. Летные испытания системы КОСПАС начались 30 июня 1982 года с запуска отечественного спутника КОСПАС-1 (КОСМОС-1383). Уже 10 сентября 1982 года с его помощью был спасен экипаж канадского самолета. В 1984 году система КОСПАС была принята в опытную, а в 1987-м в штатную эксплуатацию в СССР. За эту работу группа сотрудников Института была отмечена правительственными наградами.
КА КОСПАС («Надежда»). (1982 г.) |
Бортовой радиокомплекс КОСПАС первого поколения. (1981 г.) |
В июле 1988 года было подписано новое, действующее и поныне, Межправительственное соглашение о сотрудничестве СССР, США, Канады и Франции и использовании системы КОСПАС-SARSAT в качестве международной в интересах всего мирового сообщества.
Международные морская и авиационная организации (ИМО и ИКАО) приняли решение об обязательном использовании всеми судами с 1995 года и самолетами с 2005-го системы КОСПАС-SARSAT.
Основная кооперация участников разработки, внедрения и эксплуатации системы КОСПАС в целом возглавляется Институтом, им же создавалась бортовая и наземная радиоаппаратура системы. Ракетно-космический комплекс разрабатывался в ПО «Полет», г. Омск. Оператор системы — ГП «Морсвязьспутник». Такая же кооперация действует и в настоящее время.
Контрольная станция системы КОСПАС-SARSAT на территории института. (Второе поколение, 1990 г.) |
В системе КОСПАС-SARSAT используются несколько спутников, расположенных на круговых околополярных орбитах высотой 800-1000 км и оснащенных радиоаппаратурой для обнаружения сигналов бедствия, передаваемых АРБ, и ретрансляции их на наземные станции приема и обработки информации (СПОИ). В соответствии с Межправительственным соглашением как минимум два из нескольких спутников, находящихся на орбите, должны быть российскими.
На СПОИ определяются с использованием эффекта доплера координаты места бедствия, которые передаются в национальные Центры системы (в России — в международный координационно-вычислительный центр (МКВЦ) и затем — в соответствующие поисково-спасательные службы).
Аппаратура российских СПОИ в Москве, Архангельске, Находке, Новосибирске также создавалась в Институте, включая контрольную станцию.
Поскольку покрытие системы с низкоорбитальными спутниками КОСПАС-SARSAT не непрерывно, то в 1998 году ретрансляторы сигналов АРБ были установлены на трех геостационарных ИСЗ, что сократило время обнаружения аварийных сигналов до 5 минут на всей планете для широты 75°.
Различные типы аварийных радиобуев (АРБ) системы КОСПАС-SARSAT. |
Перспективный КА «Стерх» (масса 160 кг) для системы КОСПАС. |
С 2000 года в России, США и Европе ведутся работы по размещению ретрансляторов сигналов АРБ на спутниках глобальных навигационных систем ГЛОНАСС, GPS и «Galileo». В этом случае система КОСПАС-SARSAT получит возможность принимать аварийные сигналы с задержкой не более 5 минут и с повышенной точностью определения координат.
За 23 года эксплуатации, благодаря системе КОСПАС-SARSAT, спасено более 18500 человек — граждан всего мира, из них более 900 граждан России и СНГ, что свидетельствует о ее социальной и экономической эффективности. В настоящее время в системе участвуют 35 стран.
Российская часть международной системы — КОСПАС — в течение 23 лет обеспечивает выполнение международных обязательств по поддержанию космического и наземного сегментов. В ближайшие годы планируется запуск специализированного спутника нового поколения для системы КОСПАС, относящегося к категории малых КА, получившего название «Стерх». Проводится модернизация СПОИ и МКВЦ.
При создании системы КОСПАС были использованы многие новые технические решения и технологии, обеспечившие мировой уровень разработки. Создано большое количество типов АРБ.
Система КОСПАС-SARSAT по своей целевой направленности, методам создания и эксплуатации является ярким примером международного сотрудничества в космосе и проверенной моделью организации такого сотрудничества, пригодной для решения других задач, например предупреждения о стихийных бедствиях, антропогенных катастрофах и т.п.
За разработку системы КОСПАС в 2002 году несколько сотрудников Института были удостоены премии Правительства Российской Федерации.
В начале 1993 года в США состоялось совещание специалистов компании «Боинг» с ОАО РКК «Энергия» по нескольким направлениям сотрудничества, включая международную космическую станцию «Альфа» (МКС).
Плавучая платформа «Морского старта». |
По инициативе ОАО РКК «Энергия» был поставлен на обсуждение и вопрос о возможности создания плавучего комплекса «Морской старт» как международного коммерческого проекта. Предложение получило поддержку.
Для разработки данного проекта имелись достаточно обоснованные предпосылки:
обеспечение старта ракеты-носителя с морской плавучей платформы, расположенной в районе экватора, позволяло на 20 % увеличить массу выводимой полезной нагрузки;
существенно упрощались вопросы с полями падения ступеней ракеты, а также таможенные проблемы;
технология автоматизированного так называемого «безлюдного старта», разработанная в Советском Союзе для запуска ракеты «Зенит», позволила оптимальным образом обеспечивать все стартовые операции; технология создания транспортабельных морских платформ достаточной грузоподъемности, освоенная в Норвегии, давала возможность обеспечить практическую реализацию данного проекта.
В апреле 1995 года состоялось заседание Совета главных конструкторов по рассмотрению концептуального проекта ракетного сегмента комплекса морского базирования.
Решением Совета Институту было поручено создать радиотехнический комплекс для сборочно-командного судна (СКС) и стартовой платформы, а также подготовить Соглашение о совместном предприятии и предварительный бизнес-план. В результате согласования в конце концов была создана международная компания ОАО «Морской старт» («Sea Launch»). В состав учредителей вошли «Боинг» (США) — полезные нагрузки, ОАО РКК «Энергия» (Россия) — ракетно — космический сегмент, КБ «Южное» (Украина) — ракета-носитель и «Кварнер» (Норвегия) — морской сегмент.
Это был первый большой коммерческий международный проект, в котором с самого начала были определены размер финансирования, объем и сроки порученных работ.
Институт переживал в эти годы далеко не лучший период: больших заказов не было, состав разработчиков неуклонно сокращался. В этих условиях выполнить полностью новую разработку не представлялось возможным и поэтому было принято решение максимально использовать ранее разработанное изготовленное оборудование.
Удалось использовать корабельный измерительный комплекс «Протон», антенную систему «Ромашка» и комплект контрольно-проверочной аппаратуры для бортовой системы «Квант-ВД».
После существенной модернизации и необходимых доработок указанные системы были поставлены на сборочно-командное судно и введены в эксплуатацию.
Заново разрабатывалась «Система радиоконтроля, управления и связи» (СРКУС), а также станция приема телеметрической информации разгонного блока. СРУКС предназначалась для организации широкополосного канала связи и управления между стартовой платформой и сборочно-командным судном.
При разработке СРКУС впервые в Институте была создана система телеметрического контроля, связи и управления системами подготовки и осуществления пуска со стартовой морской платформы в режиме «безлюдного старта».
Первый запуск с «Морского старта» был произведен 28 марта 1999 года, и уже к началу 2006 года было выполнено 17 успешных запусков.
Хорошо отработанная и весьма экономичная технология запуска с морской платформы и выполненная под эту задачу модернизация ракеты-носителя послужили основанием для рассмотрения возможности переноса этой технологии для реализации на космодроме Байконур (проект «Наземный старт»).
Бортовой радиокомплекс для систем дальнего космоса. (1988 г.) |
Радиокомплекс аэрозонда для полета в атмосфере Венеры. (1984 г.) |
Как уже было отмечено, первым космическим радиопередатчиком, разработанным в Институте, был передатчик первого в мире ИСЗ. Для последующих, более сложных космических аппаратов, требовалась установка не только передающих, но и приемных устройств. Такая приемопередающая система решала задачи, ставшие «классическими» для командно-измерительных комплексов.
Первый бортовой приемопередатчик был создан в 1959 году для автоматической лунной станции «Луна-3», предназначенный для фотографирования обратной стороны Луны. Он работал в диапазоне частот 102-183,6 МГц, для которых в те годы имелась элементная база — первые высокочастотные транзисторы и стержневые радиолампы.
Следующей задачей было обеспечение посадки на Луну. Необходимо было создать легкий и экономичный приемопередатчик, выдерживающий большие механические перегрузки и большой температурный диапазон. Весь бортовой радиокомплекс, включая программно-временное и командное устройство, весил около 8 кг. Он работал в том же метровом диапазоне. В 1966 году на Землю была передана первая панорама с поверхности Луны. Впоследствии на основе этого радиокомплекса была создана аппаратура для луноходов.
Новые задачи возникли при обеспечении полетов к Марсу и Венере. Необходимо было увеличить точность траекторных измерений и скорость передачи информации, что требовало перехода в дециметровый и сантиметровый диапазоны волн. Перед этим в 1963 году произошло объединение Института с СКБ-567, что привело к расширению коллектива разработчиков приемопередающей аппаратуры и стало основой для создания специализированного подразделения в Институте.
За короткое время был освоен дециметровый диапазон волн (770-930 МГц), ставший на многие годы основным в отечественных системах дальней космической связи. В 1963 году был создан работающий в когерентном режиме приемопередатчик этого диапазона. Совместно с наземным комплексом управления он обеспечивал точность траекторных измерений по дальности 100 м и по скорости 1 см/с на расстояниях до 400 млн. км.
Впоследствии, в 1970 году, в состав радиокомплекса был включен когерентный передатчик сантиметрового диапазона волн, а в 1975 году — сантиметровый приемник. Для измерения дальности впервые в дальнем космосе была использована псевдошумовая фазовая модуляция. Точность измерения дальности была повышена до 10-15 м. Бортовой радиокомплекс такого состава использовался в дальнем космосе до 1988 года.
Радиосистема для пилотируемых кораблей. |
Радиопередатчик КА «Горизонт». (1978г.) |
Радиокомплекс КА «Стерх». (2005 г.) |
В 80-е годы велись интенсивные исследования планеты Венера. Для передачи панорамы с ее поверхности было необходимо создать радиолинию Венера — Земля с информативностью несколько кбит/с. Задача решилась только с помощью ретранслятора сигналов, впервые установленного на спутнике Венеры.
На спускаемом аппарате был установлен передатчик мощностью 30 Вт, работающий в условиях больших механических (до 400 g) и тепловых (до 60°С) перегрузок. Для исследования атмосферы Венеры в рамках программы «Вега» (1984 год) с помощью аэростатного зонда был создан легкий малогабаритный радиокомплекс, содержащий передатчик мощностью 5 Вт на частоте 1610 МГц и высокостабильный генератор.
Другое направление в бортовой приемопередающей аппаратуре возникло в 1965 году в процессе создания многофункциональной широкополосной радиолинии для пилотируемых КА «Восток» и «Союз», а затем — корабля «Буран» и станции «Мир».
Кардинальным решением по увеличению продолжительности сеансов связи со станцией «Мир» было создание при активном участии Института спутника-ретранслятора «Луч». С того времени ретрансляторы стали самым обширным классом приемопередающих устройств.
Значительной вехой в истории предприятия стал ретранслятор КА «Горизонт». Для качественного спутникового телевизионного вещания необходимо было создать приемопередающие стволы с очень малой неравномерностью амплитудной и высокой линейностью фазовой характеристик. Первый КА «Горизонт» функционировал более 10 лет. КА этого типа работают до настоящего времени.
В дальнейшем были созданы и продолжают создаваться ретрансляторы для других систем связи (например, «Экспресс») на базе космических платформ, разработанных ФГУП «НПО ПМ им. Н. М. Решетнева».
Радиоаппаратура КА ГЛОНАСС. |
Важным этапом было освоение бортовых цифровых приемников. Первый в стране (а может быть, и в мире) такой приемник был создан в Институте для бортового радиокомплекса системы КОСПАС («Надежда»). В дальнейшем разработка цифровых приемников потребовалась для спутниковых навигационных систем и других новых радиокомплексов.
Значительно участие Института в создании бортового и радиотехнического оборудования для двух поколений систем спутниковой навигации: низкоорбитальной («Цикада») и среднеорбитальной — ГЛОНАСС.
Большой сегмент системы ГЛОНАСС представляет аппаратура потребителей. Она включает аппаратуру для спутников, разгонных блоков и наземных транспортных средств. Эта аппаратура выполняется на основе цифровых навигационных приемников, созданных в Институте.
Отдельное направление в Институте представляют устройства для передачи информации со скоростью несколько сотен Мбит/с, необходимые для систем ДЗЗ «Ресурс-О», «Океан-О» (1980-1996 годы), «Метеор-3М» (2002 год), «Монитор» (2005 год), «Стерх» и др.