«Техника-молодежи» 2000 г №11, с.8-9

Олег
СЛАВИН
АСТЕРОИДНЫЙ АРМАГЕДДОННАМ ПОКА
НЕ ГРОЗИТ
В начале осени телеканал «Би-би-си» продемонстрировал фильм (отрывок из него показало и наше телевидение), в котором были обнародованы наблюдения за крупным небесным телом, пронесшимся недавно в опасной близости от Земли (на снимке — компьютерная анимация такого пролета). А заодно телевизионщики вместе с учеными инсценировали и астероидный Армагеддон — все те последствия, которые должны произойти, если столкновение планеты с астероидом будет иметь место на самом деле... Этот документальный фильм шокировал миллионы британцев, которым показалось, что не сегодня-завтра наступит конец света. Грозит ли он нам на самом деле?

НЕЧАЯННАЯ ХИРОСИМА

Не так давно мы вглядывались в небо с надеждой отыскать в нем отдаленные намеки на присутствие наших собратьев по разуму. Теперь смотрим в него с тревогой: если оттуда нагрянет незваный гость — крупный астероид, то всем нам каюк. К такому выводу, по крайней мере, пришли ученые из Британского центра по исследованию космического пространства. И обратились к правительству с просьбой не упускать из виду возможность подобной катастрофы. По мнению специалистов, сегодня вероятность гибели «среднестатистического» человека от столкновения Земли с кометой или астероидом превышает вероятность его смерти в случае авиационной катастрофы.

Небесное тело диаметром около 100 м, движущееся со скоростью 80 тыс. км/ч (а таковы астероиды из пояса между Марсом и Юпитером), способно произвести при «попадании» в Землю разрушения, эквивалентные последствиям взрыва большой термоядерной бомбы.

«Произойти это может завтра, если не сейчас, — предупреждают специалисты, — поскольку таких небесных тел в поясе насчитывается миллионы, а то и миллиарды».

Поэтому ученые настойчиво «пробивают» проект создания астероидного патруля.

В первую очередь, нужно создать сеть специальных радаров, отыскивающих в ближнем космосе тела, угрожающие Земле, а также «расставить» посты астероидной защиты, которые бы обеспечили нашу безопасность с помощью ракет с ядерными боеголовками. Такую идею еще в начале 90-х гг выдвинул «отец» американской термоядерной бомбы Эдвард Теллер, и его поддержали ученые-атомщики многих стран.

В настоящее время в списках астрономов значится около 200 астероидов, чьи орбиты пересекают орбиту Земли. Но это всего лишь верхушка айсберга. Еще 3000 других астероидов, радиусом от 1 до 2 км, тоже представляют собой потенциальную угрозу, поскольку их орбита может измениться в любой момент из-за столкновения с другим небесным телом или просто из-за гравитационного воздействия.

Тут уж при их столкновении с Землей можно говорить об эффекте глобальной термоядерной войны, когда на планете вообще мало кто уцелеет. «Это будет все равно, как если бы взорвались 10 млн бомб, подобных той, что некогда уничтожила Хиросиму», — говорят исследователи.

ГДЕ ВЗОРВЕТСЯ ЕЩЕ?
Тревога в научных кругах нарастает достаточно давно. С той поры, как было высказано предположение, что динозавры на Земле исчезли в результате аналогичной катастрофы. Правда, поначалу считали, что катаклизм, аналогичный тому, что имел место 65 млн лет назад в результате падения огромного астероида в районе полуострова Юкатан, в наши дни невозможен. Дескать, такие астероиды поблизости уже не летают. Однако последующие исследования показали, что это мнение ошибочно. Астероиды падают на нашу планету и поныне. Скажем, недавно были найдены свидетельства того, что в 1930 г три крупных метеоритных обломка упали в район реки Амазонки, возле самой границы Бразилии и Перу. К счастью, район этот мало заселен, так что никто из людей не пострадал.

С помощью шмидтовского телескопа, размещенного в Австралии и специально приспособленного за наблюдениями астероидов, британские исследователи только в течение последних лет обнаружили десятки этих небесных тел, проходящих в опасной близости от Земли.

При создании астероидного патруля потребуется, по крайней мере, полмиллиарда фунтов стерлингов только на начальное развертывание системы. Правительство Великобритании пока и слышать не хочет о столь больших расходах. Некоторые политики полагают, что подобные опасения со стороны ученых — всего лишь спекуляции, призванные увеличить ассигнования на науку

Может, и так. Но астероиды все же летают И недавно мимо нас «просвистел» космический булыжник диаметром более 6 км — Тутакес 4-179. На сей раз он промахнулся, пройдя впритирку с Землей. Но что будет в следующий?

ПРОВЕРКА ПОКАЗАЛА...
Недавно получила очередное подтверждение уже упомянутая нами гипотеза, которая гласит, что 65 млн лет тому назад на побережье полуострова Юкатан в Мексике упало небесное тело, имевшее около 20 км в поперечнике и двигавшееся со сверхзвуковой скоростью. Произошел взрыв такой силы, что изменился климат Земли. Пострадало все живое, а динозавры и некоторые другие виды фауны, а также флоры попросту вымерли.

Группа специалистов Вудходского океанографического института (штат Массачусетс, США) производила подводное бурение на расстоянии около 400 км от восточного побережья Флориды. Со дна скважины глубиной в 90 м были подняты образцы осадочных пород. По словам Ричарда Норриса, руководившего работами, бурильная колонка прошла сквозь слои материала, отложившегося на морском дне в тот самый период, когда произошло падение астероида.

— Многие исследователи полагают, что метеорит упал в районе Юкатанского полуострова, на территории Мексики, — сказал Норрис. — Они убеждены, что на океанском дне и поныне есть кратер диаметром примерно в 180 км. Согласно их предположениям, после падения астероида в атмосферу Земли поднялись многие сотни тысяч тонн пыли и двуокиси углерода, выделявшегося из расплавленного известняка. В результате на планете наступили сумерки, которые удерживались несколько лет, и начались кислотные дожди, что привело к гибели динозавров и многих других животных...

Уолтер Альварес, геолог из Калифорнийского университета в Беркли, который в 80-е гг первым выдвинул гипотезу о метеоритной катастрофе, решил изучить образцы, поднятые из океанской скважины. «Данные показывают, что есть совпадения между временем падения метеорита и исчезновением динозавров», — считает он.

В одном из слоев, толщиной в ладонь, найдено множество капелек стекла, образовавшегося в результате мощного выделения тепла. Выше находится порода, составлявшая сам астероид, с необычно большим количеством иридия в ней. А еще выше лежит слой глины с окаменевшими остатками океанических организмов того времени.

— Поднятые образцы развеяли последние сомнения, — убежден Ричард Норрис. — Если раньше мы обнаруживали различные составляющие по отдельности, то теперь, наконец, нашли их все вместе...

«ХВАТИТ ГОВОРИТЬ!..»
Эти и многие другие факты в конце концов побудили исследователей перейти от пустых рассуждений к реальным делам. Эксперты НАСА решили, пока не поздно, разработать действенные меры и методы защиты планеты от нежелательного «нашествия» и начали готовить ракетный удар против угрожающих Земле астероидов.

В качестве первой цели намечен космический булыжник под кодовым названием 1986JK. Он имеет 2,5 км в поперечнике, и его орбита пересекает земную. Правда, пока мы расходимся с ним во времени; однако, неровен час, однажды он нас подстережет. Поэтому вскорости он получит «гостинец» от землян.

Второй «удар» будет нанесен по астероиду Тутакес.

Правда, при этом вовсе не планируется разрушение небесных тел. Космическая станция «Клементина-2», которую планируется запустить через два года, будет оснащена зондами-пенетраторами. Когда этими исследовательскими мини-ракетами будет дан залп по приближающемуся астероиду, то пенетраторы, врезавшись в поверхность астероида со скоростью около 20 м/с, передадут на Землю ценнейшие данные. Иначе говоря, это еще не война, а разведка боем.

Дальше начнется игра в «космический бильярд». Обнаружив угрозу заранее, навстречу астероиду, находящемуся еще далеко от Земли, запустят ракету, которая, взорвавшись, лишь слегка «щелкнет» небесное тело сбоку, не причинив ему особого вреда, но заставив изменить траекторию движения. Этого импульса будет вполне достаточно, чтобы астероид разминулся с нашей планетой на безопасном от нее расстоянии.

«Разрушать его вовсе не следует, — полагают ныне эксперты. — Во-первых, потому, что это не так-то просто сделать. Как показывают последние расчеты и исследования, многие астероиды представляют собой достаточно рыхлый конгломерат из замерзшей жидкости и газов, куда вморожены отдельные глыбы. И он способен погасить энергию взрыва столь же эффективно, как подушка тормозит полет пули».

Во-вторых, еще неизвестно, что хуже: одиночный удар всей массы сразу или этакое «ковровое бомбометание» множества осколков, на которые может распасться взорванный метеорит. В таком случае один громадный булыжник может превратиться в тысячи мелких. (Именно этот сценарий развития событий использовали создатели фильма-катастрофы «Астероид». — Ред.) А залп картечью иной раз куда убийственней, чем разрыв пушечного ядра.

Вот почему «Клементина» и будет собирать данные о составе ядра астероидов, их размерах, массе и т.д.

Любопытно, что изложенный проект по существу реализует некоторые аспекты программы СОИ — разумеется, в модернизированном виде. В связи с этим британский астроном Дункан Хилл, принимающий участие в проекте, заявил, что конверсия в данном случае вполне может пойти на пользу всему населению нашей планеты. Другие специалисты, впрочем, утверждают, что развертывание боевых действий в космосе может привести нас к новой гонке вооружений. Ведь каждая из сторон, участвующих в проекте, будет отчетливо осознавать, что в случае необходимости такую технику можно использовать и совсем для других целей. Так что прежде, чем справляться с техническими трудностями данного проекта, его участникам предстоит о многом договориться, преодолев тернии политического и дипломатического порядка...

Минувшим летом в Евпатории прошла международная конференция «Космическая защита Земли: 2000». Один из ее участников, доктор физико-математических наук, руководитель лаборатории Института астрономии РАН Лидия Рыхлова так оценила нынешнее положение вещей:

— На наш взгляд, астероидная опасность сильно преувеличена. Если три года назад вокруг астероидной опасности был жуткий ажиотаж и многие призывали немедленно начать стрельбу по астероидам, то сейчас ученые более умеренны в своих оценках. Так что пока мы можем жить спокойно...

Кое-чего британские астрономы все же добились. Некоторые эксперты стали на их сторону и полагают, что Великобритания уже сейчас должна искать зарубежных партнеров для строительства мощного трехметрового телескопа стоимостью в 15 млн фунтов стерлингов, способного регистрировать небесные объекты размером в несколько сотен метров.