«Техника-молодежи» 2000 г №10, с.26-28


...И
ЛЕТЕЛИ

НАЗЕМЬ
Игорь БОЕЧИН САМОЛЕТЫ

В 1967 г., на традиционном в те времена военном параде 7 ноября на Красной площади, впервые показали новые самоходные зенитно-ракетные установки. И тогда, и еще долго, непосвященные не знали ни их названия, ни основных тактико-технических характеристик — еще бы, в те годы всё, что касалось военных дел и боевой техники, держали в строжайшем секрете. Поэтому экспертам «вероятных противников» из США и НАТО только и оставалось, что присвоить этому оружию свой индекс SA-6 и гадать о том, на что он способен. Впрочем, за демонстрацией этих способностей дело не стало...

К тому времени история противовоздушных ракетных комплексов насчитывала около четверти века. Напомним, что первыми ракеты такого назначения применили для защиты городов, военных и промышленных объектов от налетов англо-американской авиации немцы, и было это в 1944 г Тогда специалисты фирмы «Рейнметалль» разработали зенитные сверхзвуковые управляемые реактивные снаряды «Рейнтохтер» и «Фойерлили», а дозвуковые «Шметтерлинг» и «Энциан», выполненные по самолетной схеме, были спроектированы профессором Вагнером и инженерами «Мессершмитта».

Управляемая по радио «Рейнтохтер» производилась в трех вариантах. Так, модель Р-1 длиной 6,25 м и весом 1,75 т развивала скорость 1100 км/ч и могла настигать неприятельские бомбардировщики на высотах до 8,4 тыс. м на дальности до 12 тыс. м. Р-3, длиной 4,75 м и массой 1,55 т, разгонялась до 1480 км/ч, поднималась на 14,7 тыс. м и преодолевала расстояние в 18 тыс. м. Ракета «Шметтерлинг» была поменьше, длиной 3,75 м и весом 0,46 т, обладала скоростью 1150 км/ч и досягаемостью 15 тыс. м по высоте и 32 тыс. м по дальности. К счастью для англичан и американцев, до конца Второй мировой войны немцы не успели развернуть их массовое производство. Как писал в 50-е гг генерал-лейтенант бывшего вермахта Э.Шнейдер, «эти ракеты не были приняты на оснащение, но, безусловно, могли бы произвести в воздушной войне коренной перелом...»

По окончании Второй мировой подобное оружие появилось в армиях других стран. Обычно зенитные ракеты дислоцировали на стационарных позициях поблизости от крупных городов, оборонных и промышленных центров. Например, в США приняли на вооружение подобные ракеты «Терьер» и «Найк», наводимые на цели по данным радиолокационной аппаратуры.

Зенитно-ракетный комплекс «Куб»: зоны поражения по дальности — 6 — 22 тыс. м, по высоте — 0,1 — 7 тыс. м при скорости воздушных целей до 600м/с с вероятностью 0,7. Время реакции комплекса — 26-28 с, время развертывания (свертывания) — 5 с. Зенитная ракета 3М9: вес — 630 кг, вес боевой части — 55 кг, скорость — 600 м/с.

Аналогичные средства противовоздушной обороны были созданы и в нашей стране. Уже с 1955 г. вокруг Москвы на постоянных позициях установили комплексы подобного назначения С-25. В тот же период для ПВО разработали зенитно-ракетную систему С-75 «Двина», которую было можно, как и дивизионы ствольных орудий, перемещать на другие огневые позиции. После объявления «готовности № 1» станция разведки и целеуказания П-12 обнаруживала приближающиеся вражеские самолеты и передавала данные о них на станцию наведения ракет. Те, оборудованные отделяемым после пуска стартовым пороховым ускорителем и маршевым жидкостно-реактивным двигателем, могли поражать цели, летящие со скоростями до 300 м/с на высотах от 3 тыс. м до 22 тыс. м. В ноябре 1957 г успешно прошедшую испытания «Двину» рекомендовали для принятия на вооружение, что и произошло в следующем году. А уже в октябре 1959-го китайцы «сняли» ею с высоты 20,6 тыс. м тайваньский самолет-разведчик РБ-57Д производства США, через месяц советские ракетчики сбили под Сталинградом американский разведывательный аэростат, летевший на высоте 28 тыс. м от земли. 1 мая 1960 г ракета С-75 поразила неподалеку от Свердловска американский высотный самолет «Локхид» У-2.

Затем появился усовершенствованный комплекс С-75 «Десна», обладавший досягаемостью по высоте от 500 м до 30 тыс. м и дальностью действия 34 тыс. м, а в 1961 г — С-75 «Волхов», у которого нижнюю границу стрельбы опустили до 400 м, а дальность увеличили на 9 тыс. м.

В июле 1965 г советские ракетчики, прибывшие в Демократическую республику Вьетнам, увеличили свой боевой счет, уничтожив только в одном бою в районе Ханоя три американских истребителя Ф-4 «Фантом». Во Вьетнаме, в арабских странах Ближнего Востока, в Индии расчеты комплексов С-75 сбили немало неприятельских истребителей, бомбардировщиков и штурмовиков, вынудив американских и израильских летчиков спешно осваивать полеты на сверхмалых высотах. Однако близ земли они попадали под огонь скорострельных автоматических пушек, переносных противосамолетных ракет, а то и стрелкового оружия.

Впрочем, еще в 1956 г у нас приступили к созданию комплекса С-125, предназначенного для стрельбы по летательным аппаратам, перемещающимся со скоростями до 700 м/с на высотах от 200 м до 10 тыс. м (см. «ТМ», № 10 за 1999 г). И эти комплексы отлично показали себя в боях на Ближнем Востоке и во Вьетнаме.

Однако «Терьерам», «Пайкам», С-75 и С-125, их аналогам в иных странах, был свойствен серьезный недостаток — надежно прикрывая от авианалетов города и отдельные объекты, они не могли защитить войска на марше и на поле боя.

Первыми, еще в 1956 г., эту проблему попробовали решить США, разработав подвижную систему «Хаук», предназначенную для поражения самолетов и вертолетов на малых высотах. Ее оснастили самонаводящимися ракетами длиной 5,2 м, диаметром 0,36 м, с крыльями размахом 1,2 м. При стартовом весе 540 кг такая ракета несла боеголовку в 50 кг. Силовая установка разгоняла ракету до 3500 км/ч и позволяла ей настигать цели на высотах от 20 м до 11 тыс. м, на дальностях от 2 тыс. м до 36 тыс. м. В этот комплекс входили две радиолокационные станции, служившие для раздельного обнаружения самолетов на малых и средних дальностях, столько же радаров для их сопровождения и передачи данных на командный пункт. Три ракеты находились на гусеничном прицепе, и после пуска каждая направлялась полуактивной головкой самонаведения.
Схема действия зенитно-ракетного комплекса «Куб»: 1 — обнаружение цели; 2 — ее захват; 3 — запуск двигателя ракеты; 4 — ее пуск; 5 — конец работы стартового ускорителя; 6 — сброс стартового сопла; 7 — запуск маршевого двигателя; 8 — включение бортовой системы управления; 9 — включение неконтактного радиовзрывателя и 10 — его срабатывание; 11 — подрыв боеголовки.Так выглядит тренировка расчетов зенитных ракетных и артиллерийских комплексов с использованием ЗМ20М3. На рисунке цифрами обозначены: 1 — пуск ракеты-мишени; 2 — зона ее перехвата; 3 — зенитная установка; 4 — место падения сбитой ЗМ20М3.

Как только у нас узнали о заокеанской «птичке» («Hawk» по англ. «ястреб»), в 1957 г Научно-технический комитет Главного артиллерийского управления поручил ведомственному Научно-исследовательскому институту (НИИ-3) приступить к проектированию подобных «Хауку» самоходных зенитно-ракетных комплексов: «Круг» — для армий и фронтов, «Куб» — для армий и дивизий. Они предназначались для прикрытия войск при их перемещении и на позициях.

В частности, по постановлению Совета министров СССР № 817/839 от 18 июля 1958 г., головным разработчиком «Куба» назначили ОКБ-15, взявшееся и за изготовление двух машин 1С91 с радиолокационными станциями разведки и наведения ракет и полуактивной головки самонаведения для них. В НИИ-24 создавали их боевую часть, СКБ-203 занималось пусковой установкой 2П25. А в подмосковных Мытищах, в ОКБ-40 Машиностроительного завода, проектировали по типу самоходной зенитно-артиллерийской установки «Шилка» гусеничные шасси ГМ-568 и ГМ-578 с 4-тактными быстроходными дизелями В-6М мощностью 280 л.с. Эти машины должны были преодолевать подъемы до 30° и броды глубиной до метра. Кстати, в качестве ходовой части для «Куба» предлагали и 4-5-осное колесное шасси ММЗ-560, но предпочтение все же отдали гусеничному, тем более, что в 1959 г. было готово ГМ-568.

А годом раньше находившемуся в подмосковном пригороде Тушино Заводу опытного вооружения (ныне Государственное машиностроительное конструкторское бюро «Вымпел») заказали ракету для «Куба» — первую отечественную, самонаводящуюся, зенитную.

Сознавая, что догнать, а тем паче перегнать американцев путем подражания им уже не удастся, директор завода, он же генеральный конструктор, И.И. Торопов задумал выиграть дуэль умов за счет необычных технических решений. Это касалось компоновки будущей ракеты и устройства ее силовой установки. Кроме того, следовало учитывать мнение военных заказчиков, а они были против того, чтобы новый комплекс располагался на прицепе, а на ракете имелся бы стартовый ускоритель, который после отделения от нее после взлета ненароком мог бы свалиться на головы своих же.

Разработку зенитной ракеты ЗМ9 на «Вымпеле» в 1962-1963 гг. вели сам И.И. Торопов и конструкторы И.Л. Ляпин и Г.Л. Соколовский — кстати, все они в разные годы возглавляли это предприятие. Впервые в нашей стране изделие такого класса оснастили полуактивной радиолокационной головкой самонаведения, действующей в режиме непрерывного излучения и позволяющей настигать цели, летящие на небольшой высоте и на фоне земли.

Для 3М9 на «Вымпеле» — также впервые — применили необычный по тем временам комбинированный ракетно-прямоточный твердотопливный двигатель. Поскольку такими силовыми установками в бюро этого предприятия до той поры не занимались, новое дело поручили бригаде В.П. Сироткина, пополненной вооруженцами из других отделов. В результате из 29 специалистов бригады только шестеро оказались инженерами-двигателистами, зато над ними не довлела привычка к стандартным решениям.

«На первом участке полета стартовый заряд сгорал и освобождал пространство в хвостовой части ракеты, которое превращалось в камеру сгорания прямоточного двигателя, — вспоминал главный конструктор В.К. Елецкий. — Затем одновременно открывались воздухозаборники и включался маршевый двигатель. Продукты сгорания его топлива также поступали в камеру и создавали дополнительную тягу... Стартовав под углом 15° к горизонту, ракета делала «горку» и сверху устремлялась на цель» (запомним это).


Общий вид учебной ракеты ЗМ20МЗ.

В 1966 г мобильный комплекс «Куб» успешно прошел положенные испытания, однако два завода отказались производить столь сложные и непривычные для них ракеты. Согласился только Долгопрудненский машиностроительный. При эксплуатации в войсках «Кубы» показали себя наилучшим образом, что еще более авторитетно подтвердил и опыт их боевого применения. Дело в том, что эти комплексы экспортировали — в том числе в дружественные СССР страны Ближнего Востока. И в 1973 г, во время очередной войны в этом регионе, всего за несколько дней «вымпеловскими» ракетами было сбито, по разным данным, от 50 до 75 израильских самолетов. Американский журнал «Тайм» тогда с горечью признавал: «Ни Израиль, ни США не имеют ничего, что могло бы сравниться с этими советскими ракетами». Еще бы, ведь у них вероятность попадания в цель достигала немыслимой тогда величины 0,95!

А французская газета «Пари матч» писала по этому поводу: «Когда-нибудь в Сирии поставят памятник создателям таких ракет. Они не только сыграли решающую роль в защите Сирии от воздушных налетов, но и произвели на население огромное психологическое воздействие — жители Дамаска и его окрестностей не раз видели, как врезались в землю сбитые ими вражеские «Фантомы», «Скайхоки» и «Миражи»...»

Первое время израильские летчики довольно пренебрежительно поглядывали на проносящиеся мимо них ввысь сирийские ракеты. Но через считанные секунды те разворачивались и обрушивались на них сверху. Набив немало шишек и машин, израильтяне, заметив пуск ракеты, предпочитали сразу же катапультироваться из совершенно исправных самолетов.

В конце 90-х боевой счет «вымпеловских» ЗМ9 пополнил американский самолет-«невидимка» Ф-117, разрекламированный создателями как неуязвимый; его сбили в Югославии.

Разумеется, на достижениях начала 60-х гг развитие ЗМ9 не остановилось. Еще в 1963 г по заданию Главного артиллерийского и ракетного управления и Министерства авиационной промышленности СССР на «Вымпеле» разработали экспериментальную ракету класса «земля-воздух» с твердотопливным двигателем для улучшенного войскового зенитного комплекса «Бук». Его ракеты должны были стартовать не с открытых, как на «Кубе», установок, а из транспортно-пусковых контейнеров, размещенных на трехосном колесном шасси конструкции Н.А. Астрова — создателя легких танков периода Великой Отечественной войны. Однако позже созданную ракету 9М940 и прочие наработки передали в иную организацию.

Всего же до 1983 г для комплексов «Куб» и «Бук» на «Вымпеле» создали семь модификаций ЗМ9, доведя наименьшую дальность их применения с 6-8 до 3-3,5 тыс. м и нарастив наибольшую с 20 тыс. м до 26 тыс. м; особенно же улучшилась досягаемость по высоте — с 100 м — 7 тыс. м до 20 м — 16,5 тыс. м.

Мало того, в 1997 г на основе модифицированной ЗМ9МЗ под руководством Г.Л Соколовского и В.К. Елецкого спроектировали и изготовили мишень ЗМ20МЗ для тренировок расчетов и испытаний нового оружия.

Рисунки Михаила ДМИТРИЕВА