«Техника-молодежи» 1998 №4, с.2-4


Юрий МЕДВЕДЕВ

ЦЕЛЬ РАКЕТЫ — ЛЮДИ

Продолжаем рассказ о лауреатах Всемирного Салона изобретений «Брюссель-Эврика-97", начатый в №2 за этот год.

Говорят, беда объединяет. Сигнал «SOS» заставляет людей спешить на помощь, забывая о национальности, вероисповедании, идеологии. Не случайно самые разные страны проще всего находят общий язык в области предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. К примеру, одними из первых действительно глобальных технических систем стали спасательные, в частности КОСПАС-САРСАТ (подробнее о ней — на с. 8).

Сигнал о бедствии через спутники сразу попадает на ее центральный диспетчерский пункт (ЦДП), расположенный в Лондоне. Оттуда информация передается тем странам, чьи суда, самолеты, вертолеты и другие транспортные средства находятся в наибольшей близости от места аварии. Сегодня, когда в спасении задействованы столь мощные силы, шанс выжить при самой тяжелой катастрофе намного возрос. И все же люди гибнут, потому что нередко помощь приходит слишком поздно.

— Положим, бедствие произошло в зоне, удаленной от берега на расстояние более 2500 км, — говорит заместитель генерального конструктора госпредприятия «Московский институт теплотехники» Н.В.Карягин. — Экипажу и пассажирам по каким-то причинам не удалось сесть в шлюпки. Если это северные широты, человек сможет продержаться в воде максимум 30 мин, а в южных другая беда — акулы. Запас времени, чтобы спасти людей, мизерный, ведь самолет или ближайшее судно доберутся до места минимум через несколько часов. Значит, ситуация практически безнадежная. Мы предлагаем в несколько раз ускорить доставку средств спасения, применив ракетно-авиационные комплексы.

В качестве носителя можно использовать стратегические, преимущественно твердотопливные, выходящие в запас ракеты , в головной части которых установить беспилотный гиперзвуковой крылатый планер. Поднятый на высоту 30-50 км, а определенной точке он отделится и по собственному локатору пойдет на радиомаяк попавшего в беду судна. Там на парашютах сбросит груз весом до 3500 кг — плоты, жилеты, медицинские средства, продукты и т.д.

А в принципе он способен и приводниться, и если на него установить движитель, то люди, поднявшись на борт, будут помогать тем, кого снесло далеко от места аварии.

Сколько же надо разместить на планете центров с такими ракетно-авиационными комплексами, чтобы с момента подачи из любой точки земного шара сигнала «SOS° до прибытия планера прошло не более 30 мин. Простые расчеты показывают, что всего 6-7.

Скептики могут возразить; "А какова вероятность, что сброшенный груз людям удастся подобрать? Куда больше шансов, что его снесет ветром или волнами. Деньги-то на развертывание комплексов придется потратить большие...»

Ответ напрашивается сам собой: разве жизнь человека дешевле? Надо использовать любую возможность вызволить его из беды.

Но комплексы только часть, хотя и главная, международной глобальной мобильной системы экстренной помощи и спасения, названной ее разработчиками "Интерспас". Нужно еще усовершенствовать переработку информации в самом КОСПАС-САРСАТЕ. Дело в том, что сегодня, несмотря на использование мощных компьютеров, процесс принятия решений о том, кто конкретно будет оказывать помощь, морские и воздушные средства какого именно государства — слишком затягивается. Выглядит все примерно так.
Мобильный комплекс экстренной помощи и спасения на морских акваториях. Сигнал о бедствии, полученный системой КОСПАС-САРСАТ, передается в ЦДП, откуда поступает в диспетчерский пункт того или иного региона. Он дает команду на старт ракеты, доставляющей к месту аварии гиперзвуковой планер со средствами спасения.


Вот пришел сигнал бедствия, и начинается выяснение, чье это судно, совпадает ли сообщенный его бортовой номер с тем, что зафиксирован в картотеке данной страны, компании. Словом, обычная, хотя и необходимая, бюрократия. Порядок есть порядок, но время-то уходит.

Наши специалисты предлагают создать международную информационную систему, которая в автоматическом режиме сама произведет соответствующие опросы баз данных, оценит местонахождение как терпящих бедствие, так и средств спасения, найдет оптимальный вариант действия.

За разработку проекта «Интерспас» коллектив авторов в составе Н.В.Карягина, В.Н.Киселева и Е.Н.Федорова получил на Всемирном Салоне изобретений «Брюссель-Эврика-97» золотую медаль с отличием.

Итак, замысел, прямо скажем, отличный. А что с реализацией?

— Проект практически не коммерческий, поэтому найти спонсоров очень сложно, — сетует Н.В.Карягин. — Все согласно кивают: "Да. конечно, это очень здорово», но денег не дают. Так что остается надеяться, что нам удастся заинтересовать международное сообщество.