«Техника-молодежи» 1997 №12, обл.3-4










Для любителей фантастической живописи Вильям Хартман — не пререкаемый авторитет. Американцы любят основательность, и уж если человек не только живописец, но еще и ученый — доктор космической философии, кандидат геологических наук, бакалавр по физике! — то общественное признание ему обеспечено. Он читает доклады в Планетарном обществе в Пасадене, в Американском Астрономическом сообществе, в Парижской обсерватории — и

здесь же висят его картины. Его богато иллюстрированный двухтомник «Гранд Тур» («Прочь из гнезда» и «Циклы небесного огня»), созданный в соавторстве со столь же именитыми художниками Памелой Ли и Роном Миллером, буквально раскрыл глаза всей Америке, стране несколько приземленной, на величие и красоту планет Солнечной системы.

Билл (так его называют друзья) родился в 1939 году. Его дед был художник, приплывший в США из Швейцарии. В детстве Билла очаровали книги и картины знаменитого Чесли Бонстелла, и свою первую картину он написал еще подростком.

Мы провели с Хартманом несколько дней под Москвою, на озере Сенеж, где отдыхали вместе американские и русские художники-космисты.

  Серебристоволосый, худой, подтянутый Билл, похожий на капитана звездного корабля, изумил всех тем, что вместе с нашими детьми часами запускал в небо модели двухступенчатых ракет. Ребят он буквально приворожил. Оно и понятно: на другой стороне Земного шара в колледжах по учебникам Хартмана молодежь постигает премудрость звездного неба.

— Что вам больше всего нравится в жизни, — как-то спросил я Билла.

— Кольца Сатурна, — отвечал он с легкой улыбкою.

— Но почему именно кольца Сатурна?

— Потому что никакая наука не объяснит, как они образовались. Даже мои друзья из Парижской обсерватории, которая специализируется на изучении именно этих колец, разводят руками. Вот чудо из чудес!

В конце концов, при участии космонавта и художника Алексея Леонова, мы вынесли вердикт: без вмешательства звездных посланцев, Космостроителей, тут не обошлось.

Юрий М. МЕДВЕДЕВ