«Техника-молодежи» 1995 №11, обл, с.6-7




А ДЕТАЛИ — УТОЧНЯТ В КОСМОСЕ!

Александр Кулешов.
Фото автора

Художников, увлеченных темой космоса, всегда объединяло стремление увидеть будущее через призму совершенных технологий и последних достижений науки. С А.К.Соколовым, народным художником России, меня связывает дружба более двух десятилетий.

К занятию космической живописью Андрея Константиновича подвигнула сама жизнь. Развернуться в полную силу молодому архитектору в периодповального строительства "хрущоб" было просто негде. И его творческий потенциал нашел выход в другом — сначала иллюстрации к антиутопии Рэя Брэдбери "451" по Фаренгейту", затем картины, посвященные запуску первого искусственного спутника Земли, космической технике — реальной и мыслимой. Работа в этом направлении привела к появлению определенного круга друзей — среди писателей-фантастов, ученых, космонавтов... А в 1965 г., на телепередаче "Звездная эстафета", произошло знаменательное знакомство с А.А.Леоновым — человеком, который первым в истории вышел в отрытый космос. И с тех пор они стали часто писать картины вместе. (Кстати, один из первых их совместных рисунков — "Космические монтажники" — был сделан специально для обложки "ТМ", № 1 за 1966 г.) Почти каждый запуск в космос художественно отобра жается ими, причем особое значение придается фиксированию со скрупулезной точностью и самой конструк ции, и ее отдельных узлов — в соответствии с чертежами и личными впечатлениями космонавтов. Художники издают десятки изоальбомов и открыток, их произведения (как авторские, так и соавторские) демонстрируются на выставках, регулярно публикуются в журналах, в том числе и "ТМ"...

Недавно Андрей Константинович вернулся с дачи-мастерской и привез три только что законченные картины (холст, акрил). У меня было немного времени на фотосъемку — их тут же сняли с подрамников, упаковали и отправили в США, в город Литл-Рок (штат Арканзас). 4 октября 1995 г. там открывалась выставка космической живописи России и США. Нашу страну представляют четверо: космонавты Алексей Леонов и Владимир Джанибеков, художники Георгий Поплавский и Андрей Соколов. Выставка будет действовать в течение года, а посвящена она самому значительному космическому проекту наших дней — созданию международной орбитальной станции "Альфа".

Подробнее об этом уникальном эксперименте и о связанных с ним двух последних работах Соколова я попросил рассказать участника космической экспедиции, командира совместного российско-американского экипажа Владимира Николаевича ДЕЖУРОВА.

— — При создании станции (ее первый блок завершат в 1997 г., а всю — спустя два года), будет прежде всего использован наш богатый опыт долговременных космических полетов, для доставки грузов на орбиту станет ши роко применяться американский мно горазовый корабль "Спейс Шаттл".



А.Соколов. "Над Арканзасом".
А.Соколов. "На пороге третьего тысячелетия".

Собственно, само строительство с того и начнется — с непосредственного взаимодействия "шаттла" с орбитальным комплексом "Мир", который явится базовым блоком "Альфы".

Вот на первой картине, "Над Арканзасом", и показано сближение этих рукотворных космических объектов. Внизу видны просторы южных штатов США — Арканзас, Миссури, Миссисипи, — вверху, на горизонте, — Мексиканский залив. Хорошо различается извилистая, рефлектирующая в лучах солнца могучая Миссисипи, ее притоки, озера. На переднем плане прочитывается мозаика фермерских полей, паутина автодорог, город Литл-Рок. Бросаются в глаза светлые облачные образования.

"Шаттл" подходит к "Миру". Открыты створки люка грузового отсека, внутренние поверхности которых одновременно являются радиаторами, отводящими избыток тепла на корабле. В отсеке же находится конструкция космической лаборатории "Спейслэб" и стыковочный узел, подобный тому, что использовался при первой в мире международной стыковке на орбите космических кораблей "Союз" — "Аполлон" в 1975 г.

Сближение производится очень осторожно, буквально с ювелирной точностью — суммарно оба объекта превышают 200 т, и, хотя на орбите невесомость, инерцию таких масс ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов.

На второй картине, "Над ночным Нью-Йорком" (см. 1-ю стр. обложки журнала), объекты уже соединены и действуют как единый комплекс. Этому предшествовала большая подготовительная работа. На борту "шаттла" установили стыковочный узел, произвели ряд изменений в конструкции "Мира".

На орбиту был выведен и пристыкован новый модуль "Спектор". Другой модуль, "Кристайл", перевели в другое положение — так, чтобы к расположенному на его конце стыковочному узлу мог пристыковаться "шаттл". Из двух, мешавших этой операции, панелей солнечных батарей одну частично сложили, другую, с помощью грузовой стрелы, расположенной снаружи "Мира", переместили на модуль "Квант".

Разумеется, все это потребовало многократного выхода экипажа орбитальной станции "Мир" в открытый космос и продолжительной, многочасовой работы там. На картине вновь созданный комплекс пролетает над одним из самых крупных мегаполисов Земли. Его огни прекрасно просматриваются с орбиты. Выделяется наиболее ярко освещенная часть ночного города — остров Манхэттен, видны парк, крупные улицы, мосты, дороги, а также примыкающие к мегаполису небольшие города и поселки. В верхней части — облака, освещенные Луной. Достоверность этой и других картин особенно велика еще и потому, что для каждой Соколов делает цветные эскизы на нейлоне, которые космонавты берут с собой в полет. На них — те или иные участки земной поверхности, как представляет себе художник. Ну а космонавты сравнивают их с натурой, делают свои замечания. Так, в частности, в эскизе "Ночной Нью-Йорк" огни города оказались слишком яркими, а поверхность Атлантического океана, освещенного Луной, — слишком синей и светлой. В картине эти неточности были исправлены.

И, наконец, произведение "На пороге третьего тысячелетия". Грандиозная международная станция "Альфа" создана. Она обслуживается экипажами ученых и космонавтов из различных стран, для чего используются как российские космические корабли типа "Союз" (на картине два из них пристыкованы снизу), так и американские "шаттлы".

Многочисленные и разнообразные стыковочные узлы позволяют им взаимодействовать со станцией одновременно. Ее основная, центральная часть состоит из состыкованных модулей станции "Мир" и подобных им, где находятся лаборатории, жилые и производственные помещения. На мощной ферме, связывающей все конструкции станции, размещены огромные по площади панели солнечных батарей, радиаторы для отвода тепла в открытый космос, различные приборы, механизмы для обслуживания станции снаружи и т.д.

Фон — раннее утро Земли, станция находится как раз над терминатором. Внизу высочайшая горная система — Гималаи. Отчетливо видны покрытые снегом хребты, более темные долины между ними. А левее, в глубине ночи, отсвечивают красным крупнейшие вершины, которых уже достигли солнечные лучи.

Эскизы, по которым выполнены эти пейзажи земной поверхности, были доставлены на борт орбитальной станции "Мир" кораблем "Союз "ТМ-21" 14 марта 1995 г. и возвращены космическим челноком "Атлантис" 7 июля.
Художник Андрей Соколов и командир российско-американского космического экипажа летчик-космонавт Владимир Дежуров.



















Эскиз "Ночной Нью-Йорк".

Эскиз к картине "На пороге третьего тысячелетия".

А.К.Соколов у макета станции "Альфа" а ЦУПе.