«Техника-молодежи» 1994 №9, с.24-25


ИЗ ИСТОРИИ СОВРЕМЕННОСТИ
ОГНЕННЫЕ СТРЕЛЫ
Василий МАЛИКОВ,
полковник, профессор,
доктор технических наук
НАД ХАЛХИН-ГОЛОМ

20 августа 1939 года. В 5 ч 45 мин. 153 советских бомбардировщика под прикрытием 144 истребителей нанесли внезапный массированный удар по японским позициям близ реки Халхин-Гол. Следом заговорила советская артиллерия, а потом полсотни скоростных бомбардировщиков повторили налет на те же цели. В 9 ч на 70-километровом фронте, от озера Буир-Нур на севере до горы Эрис-Улыин-обо на юге, в наступление ринулись советские танки, бронеавтомобили, пехота и монгольская кавалерия. Лишь спустя полтора часа японцы опомнились: открыли ответный огонь и подняли в воздух авиацию.

Всю вторую половину дня их самолеты не оставляли попыток прорваться к Хамар-дабе, где находился командный пункт советско-монгольских войск. Краснозвездные истребители атаковали 10 вражеских бомбардировщиков "96" и около 40 сопровождавших их истребителей "97". Мы видели этот бой, один из многих над Халхин-Голом. Но на этот раз от наших "ишачков" (истребители И-16) вдруг потянулись огненные стрелы, в небе заклубились черные пятна разрывов, и тут же два "97", разламываясь, полетели вниз. Остальные японские машины, видимо, ошеломленные происшедшим, поторопились развернуться и выйти из боя...

И только в 1944 году, будучи слушателем Артиллерийской академии имени Ф.Э. Дзержинского, я узнал, что в той памятной воздушной схватке участвовала особая группа И-16, вооруженных реактивными снарядами РС-82 — по современной терминологии класса "воздух — воздух". Таким образом мне довелось стать свидетелем первого боевого применения нового оружия.

В эту группу, или звено капитана Н.И. Звонарева, входили старший лейтенант С. Пименов, лейтенанты В. Федосов, И. Михайленко и Т. Ткаченко, пилотировавшие машины, оснащенные, кроме обычных пулеметов, восемью РС-82. Их воздействие оказалось и неожиданным, и эффективным, во всяком случае, японские летчики тогда не поняли, чем именно сбивали их. Например, один из японцев доносил командованию: "На крыльях русских самолетов были видны вспышки пламени, а в воздухе проносились огненные трассы..."

Утром 21 августа особая группа Звонарева вновь ушла в небо, теперь под прикрытием И-16 со штатным вооружением. Завидя их, японцы сразу нарушили строй и потянулись за линию фронта, но звонаревцы нагнали противника и с дистанции примерно 1200 м выпустили реактивные снаряды, сбив два бомбардировщика "96". Через 2 ч закрепили успех, записав на свой счет "97-й".

Изучив повреждения уцелевших машин и попавшие в них осколки, японские эксперты пришли к выводу, что "разрушения вызваны артиллерийскими снарядами калибра около 76 мм", и принялись лихорадочно исследовать возможности оснастить свои истребители пушками такого калибра. Не добившись успеха, обратились за помощью к немецким союзникам по "антикоминтерновскому пакту", и те объяснили, что русские стреляли ракетами.

Всего до 15 сентября особая группа сделала 85 боевых вылетов, ею "было сбито самолетов противника: истребителей "97" — 10, бомбардировщиков — 2, легкий бомбардировщик — 1". Все летчики звена Звонарева были награждены советскими и монгольскими орденами. В Великую Отечественную майор Звонарев отличился на фронте, а потом был отозван для испытаний новой авиатехники, капитан Пименов погиб в сентябре 1942 года, капитан Михайленко разделил его участь в августе 1943 года, не вернулись с войны Федосов и Ткаченко...

Небезынтересно отметить, что идею авиационных ракет подобного назначения выдвинул еще в 1912 году директор Путиловского завода И.В. Воловский. Сделав расчеты, он переслал свое предложение военному министру, а тот передал в одну из ведомственных комиссий, члены которой, поразмыслив, постановили: "Установка воздушных ракет на аэропланы для стрельбы по аэропланам и кавалерии из-за отсутствия аналогичных изобретений в других странах и недостаточного технического совершенства ракет является преждевременной". Так был упущен шанс первыми обзавестись новым оружием — это сделали через 4 года французы, оборудовав им истребители "Ньюпор-16".

Только в 1920 году отечественные инженеры приступили к разработке предложенного. На Ржевском артиллерийском полигоне, под Петроградом, образовали Реактивную лабораторию, которую в июне 1928 года преобразовали в Газодинамическую (ГДЛ). 3 марта 1929 года ее сотрудники произвели пробный пуск ракеты на бездымном порохе, изобретенной военинженером Б.А. Артемьевым, а спустя 2 года были готовы осколочная РС-82 и осколочно-фугасная РС-132. Простота и легкость пусковых установок, а также отсутствие отдачи открывали возможность их применения на самолетах. Теоретические исследования и эксперименты начали с авиационными направляющими устройствами. Их опытные образцы опробовали на учебном биплане У-1, истребителе И-4 (под РС-82) и разведчике Р-5 (под РС-132). В частности, летчик С.И. Мухин запускал их с И-4.

Напомним, тогда еще не было каких-то рекомендаций и наставлений по конструкции и применению авиационного ракетного оружия. Поэтому инженерам ГДЛ приходилось решать ряд технических проблем — скажем, выбирать место для пусковых на самолете, оптимальное число ракет, обеспечивать безопасность экипажа и машины, отрабатывать дистанционное управление пусками.

Сначала направляющие разместили на верхнем крыле биплана, но это отрицательно повлияло на летные характеристики последнего. Тогда их перенесли под нижнее крыло — вышло удобнее, крепление получилось проще, убыстрилось заряжание. И словно назло: стоило специалистам получить удачную конструкцию, как Артемьев в 1933 году предложил реактивные снаряды того же калибра, но с хвостовым оперением, улучшавшими их устойчивость. Пришлось переделывать направляющие...

В 1936 — 1937 годах их продолжали дорабатывать в Реактивном научно-исследовательском институте, которому предоставили уже снятые с вооружения истребитель И-5 и бомбардировщик ТБ-1, для наземных экспериментов — лафет 76-мм горной пушки образца 1909 года. Его сотрудники под руководством И.И. Гвая усовершенствовали авиационные направляющие для РС-82 и РС-132, которые позже применили и для армейских устройств аналогичного назначения. А на авиационном полигоне группа военинженера А.Д. Поповича занималась их всесторонней проверкой на самолетах. Тогда-то к ним подключили летчика-испытателя Н.И. Звонарева и выделили истребитель И-15 и бомбардировщик СБ.

Стандартный блок направляющих, применявшийся в ВВС РККА.

Общий вид направляющей балки, устанавливаемой под крылом боевого самолета.

Советский авиационный реактивный снаряд РС-82: калибр — 82 мм, стартовый вес — 8 кг, максимальная скорость — 315м/с. На его схеме цифрами обозначены: 1 — сопло; 2 — камера сгорания; 3 — боевая часть.

Модификации истребителя И-16, участвовавшие в боях у Халхин-Гола. Тип 10 (1937г.): взлетный вес — 1,7 т; скорость — 440 км/ч; силовая установка -двигатель М-25 мощностью 750 л.с; вооружение — 4 пулемета ШКАС калибром 7,62 мм; потолок — 8,2 тыс. м; дальность полета — 800 км; длина — 5,9 м; размах крыла — 9 м; площадь крыла — 14,3 кв. м. Тип 17 (1938 г.): двигатель — М-25В; взлетный вес — 1,8 т; скорость — 425 км/ч; вооружение: две 20-мм пушки ШВАК, два 7,62-мм ШКАС, 200 кг бомб, реактивные снаряды.


Пуск ракет происходил после того, как летчик нажимал кнопку на ручке управления: замыкалась электрическая цепь, срабатывал пиропатрон, а от него — воспламенитель, приводивший в действие пороховой двигатель снаряда. Его подрыв осуществлялся на определенном расстоянии дистанционной трубкой артиллерийского типа или, при прямом попадании, взрывателем ударного действия, и цель поражалась осколками и взрывной волной.

По рекомендации Поповича в Опытном конструкторском бюро Артиллерийской академии под руководством его начальника Н.М. Кондакова и инженера И.Н. Кляцких проектировали и автоматическую пусковую АПУРС-82, на направляющую которой из 5-зарядного магазина последовательно подавались РС-82. Однако подающий механизм оказался капризным и чрезмерно сложным, и работу над АПУРС прекратили.

Во второй половине 1937 года на аэродроме Бровары под Киевом провели войсковые испытания улучшенных систем. На истребителях и бомбардировщиках новейших марок размещали подкрыльевые блоки с 6 — 8 направляющими для РС-82 и 8 — 10 для РС-132, а в декабре на вооружение приняли ракетоносные И-15 и И-16. После повторных войсковых испытаний подобное правительственное постановление приняли и о СБ с осколочно-фугасными РС-132. После этого одному из московских заводов поручили изготовить 3 тыс. РС-82 и 1 тыс. РС-132.

"Постановление позволило нам заключить соответствующий договор с заводом, казалось, все было в порядке, — вспоминал бывший тогда начальником Отдела пушечного вооружения Управления ВВС РККА Э.К. Ларман. — Однако спустя некоторое время к нам в управление позвонил главный инженер завода и заявил, что их посетил начальник Главного артиллерийского управления Г.И. Кулик и, ознакомившись с заказом ВВС, сказал, что реактивные снаряды Красной Армии не нужны, и велел прекратить заниматься ими. Завод это распоряжение с удовольствием воспринял и выполнил. Меня уполномочили провести переговоры с начальником ГАУ, чтобы добиться отмены его распоряжения. Выслушав мой доклад, Кулик резко бросил: "Який ты артиллерист, ты (дальше последовала нецензурщина) знаешь, что PC значит: "Разоряй Страну"! Мы еще выясним, наши ли люди работают в Воздушных Силах..." Только после обращения командующего ВВС в Комитет обороны распоряжение Кулика отменили. Не прошло и года, как звено Звонарева вылетело в бой в небо Халхин-Гола".

Во время "финской" войны 1939 — 1940 годов с неменьшим успехом применялись осколочно-фугасные РС-132, смонтированные на скоростных бомбардировщиках СБ. А 24 июня 1941 года истребитель, старший лейтенант Б.Ф. Сафонов, сбил реактивным снарядом немецкий "Хейнкель-111", открыв боевой счет летчиков-североморцев. В Великую Отечественную это оружие с большим успехом применялось пилотами истребителей И-15, И-153, И-16 и особенно штурмовиков Ил-2.

В английской и американской авиации реактивные снаряды класса "воздух — воздух" стали применяться лишь с 1943 года. В том числе по наземным и надводным целям. Особенно эффективно действовали американские и британские истребители-бомбардировщики над территорией Германии и оккупированных ею стран после высадки союзников летом 1944 года в Нормандии.

В Германии в 1943 — 1944 годах создали несколько образцов авиационных одно— и двухступенчатых ракет с дальностью действия 1 — 4 км, в том числе "Хеншель-298", Р4М, "Рушталь-7", некоторые наводились по проводам. Часть их поставили в массовое производство лишь в начале 1945 года, и сыграть мало-мальски важную роль в войне им не довелось. Та же участь постигла и неуправляемые пороховые ракеты Р-100БС, "Дарттатель" и "Шланге".

Что же касается советских РС-82, впервые примененных над Халхин-Голом, то они послужили основой для наземных мобильных систем реактивного залпового огня, прозванных "катюшами".

Рис. Михаила ДМИТРИЕВА