«Техника-молодежи» 1994 №3, с.6-9


КАЖДОГО МОЖНО «ПОДНЯТЬ» В КОСМОС


Фото 2

Фото 1
Вадим СКАРЯТИН,
кандидат геолого-минералогических наук


Все мы вместе — единодушны: нельзя продолжать так беспощадно эксплуатировать Землю. Она не выдержит подобной нагрузки, долго не протянет. Но почти каждый в отдельности считает, что экологическая катастрофа — это где-то там. Далеко. Как же нас растормошить? Разбудить беспокойство?

Космонавты говорят: вот побывали бы в космосе, тогда сами поняли, какая она маленькая и как ей плохо от нашей эгоистичной деятельности. Да и поэт недаром подчеркивал: большое видится на расстоянии. Большая беда — тоже.

Конечно, массовые полеты — дело пока не выполнимое. Однако увидеть планету из космоса сегодня может практически каждый. Ведь существует огромная картотека аэрокосмических фотографий, значительная часть которых до недавнего времени была скрыта за семью печатями и грифом «секретно». Теперь же завеса тайны снята, и их вполне реально получить у геодезистов, геологов, лесников, наконец, в Госгеотехнадзоре.

Фото 1.Фрагмент фотографии г. Вашингтона, выполненный из космоса.
Фото 2. Центр Москвы — снимок с самолета.
Фото 3. Камеру МКФ-6 по праву называют «экологической».


Убежден: знакомить со снимками надо прежде всего школьников. Более эффективный и наглядный способ увлечь их «экологией» — трудно придумать. Хотя первая реакция, во всяком случае московских ребят, которых трудно чем-то удивить, была скептическая. «Ну и что особенного? Обычные снимки», — отреагировали они, когда мы — сотрудники Российского университета дружбы народов — начали уроки в лицее и гимназии.

Да, вроде бы обычные. Для тех, кто не знает, как ими пользоваться. Зато «понимающие» готовы платить за них большие деньги. Причина же -в объеме информации, в них заключенной. Надо только уметь ее выудить. И это уже искусство.

Вот, скажем, фото столицы США Вашингтона (1). Заметно, что здесь практически нет промышленных предприятий, и основной «вредитель» — автотранспорт. Поскольку максимум выхлопных газов и тяжелых металлов выбрасывается на перекрестках, подсчитаем последние, а заодно и число автомобилей на улицах. Зная это, уже можно прикинуть, какова в том или ином районе загрязненность воздуха.

А что ей противостоит? Конечно, растения, которые выделяют кислород и поглощают углекислоту. И водоемы, поддерживающие влажность, растительность, уменьшающие запыленность и т.д. Оценим, какую площадь занимают скверы, парки, пруды. Явно значительную. Итак, вывод очевиден: дышится в столице США неплохо.

Ну а что же в Москве (2)? Там, где расположены твой дом, школа, лицей? Мы показали ребятам аэроснимки родных мест, увеличенные в 10 раз. На них различимы даже виды растительности, размеры крон деревьев, их тени, по которым легко определяется высота. И тут-то началось самое интересное. Они узнавали дома, улицы, скверы и даже отдельные тополя. И с восторгом приняли предложение составить экологическую карту района. Каждый выбрал определенный участок, решив узнать, что хорошо и что плохо влияет на окружающую среду. А чтобы проверить себя, обошли и объехали улицы, посмотрели, в каком состоянии парки и пруды, чем «дышат» заводы и фабрики... Словом, может, впервые взглянули на свой город экологически. Внесли соответствующие обозначения на снимки и склеили сводную карту.

Особенно познавательны такие уроки для ребят, живущих в небольших городах, поселках, деревнях. Ведь природа здесь, что называется, за околицей. Что с ней происходит, в каком состоянии тот кусочек леса, где ты собираешь грибы и ягоды, или река, где ты купаешься?

А окрестности? Возьмем, к примеру, нынешнее соотношение площадей, которые занимают леса, поля, луга, реки. Обеспечивает ли оно стабильность экосистемы? Допустим, в зоне лесов их доля должна быть не менее 35 — 40% от общей площади — в противном случае резко ослабляются защитные функции агроландшафта.

Но сведения об экологии — лишь самый первый слой информации, которую считывают с фотографий. Сегодня без них уже не могут обойтись самые разные специалисты. Мы рассказываем ученикам, как метеорологи изучают по ним циркуляцию атмосферы и предсказывают погоду, возникновение тайфунов, ураганов, смерчей.

Океанологов же интересует циркуляция водных масс. Увидеть процессы формирования течений, завихрения на поверхности помогает тепловая съемка, которая выявляет их границы.

А на глубине? Для этого применяется камера МКФ-6 (3). У нее шесть объективов, которые через свой специальный светофильтр фотографируют один и тот же участок на особую пленку, чувствительную к определенным длинам волн. Что это дает?

Как известно, они проникают в воду по-разному. Так, длинноволновые инфракрасные лучи почти полностью отражаются от поверхности, наиболее отчетливо фиксируя контур береговой линии. А самые коротковолновые (зеленые) проходят на максимальную глубину. В результате на шести снимках получаются послойные срезы акватории. И можно проследить, как она загрязнена от поверхности до первых десятков метров (4), сколько в ней планктона.

Много новой информации открывает МКФ-6 ботаникам и почвоведам. Спектрозональные снимки позволяют прямо из космоса «сортировать» виды деревьев, выделять пораженные вредителями и пожарами участки леса, изучать структуру залегания пластов, оценивать, насколько земля подвержена эрозии, засолению, опустыниванию. А еще определять толщину снежного покрова и льда на реках и, значит, подсчитывать запасы влаги, прогнозировать будущий урожай, предсказывать наводнения.

Географы и геологи с помощью аэрокосмических фотографий ищут полезные ископаемые, гляциологи исследуют ледники и лавины.

Не правда ли, взгляд на Землю из космоса оказался крайне плодотворным? А ведь мы назвали лишь часть того, что добывают из вроде бы обычных снимков. Причем искусству их расшифровки может научиться каждый. Было бы желание.



Фото 4


Фото 5


Фото 4. Дельта реки Селенги. На правой фотографии, полученной в длинноволновой части спектра, хорошо видна береговая линия (граница желтого цвета). Зеленый цвет показывает участки с максимальным содержанием взвеси у поверхности.
На левом и среднем снимках ( коротковолновая и красная часть спектра) наблюдается взвесь в приповерхностном слое и на глубине в несколько метров. Различимы участки дельты (голубой и коричневый) и песчаные валы (тонкие линии сверху и снизу фото).

Фото 5.Фрагмент космического снимка Невской губы. Слева (светлая полоса) — Ленинградская дамба, которая создала застойный режим вод в заливе. Красно-бурым цветом запечатлелись расплодившиеся сине-зеленые водоросли, из-за которых на пляжах создалась крайне скверная ситуация.