"Техника-молодежи" 1983 г №6 с.14-16


ТРИ ВОПРОСА — ТРИДЕВЯТЬ ОТВЕТОВ
НОВЫЕ РИСУНКИ КОСМОНАВТА-ХУДОЖНИКА

Летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза Владимир Джанибеков известен нашим читателям и как талантливый художник (см. «ТМ» № 5 за]

1981 год, № 4 и № 10 за 1982 год). Сегодня мы публикуем серию новых рисунков-плакатов, посвященных знаменательным событиям в истории советской космонавтики. Эти рисунки легли в) основу серии открыток, выпущенных в прошлом году издательством «Изобразительное искусство». В новых рисунках В. Джанибекова мы видим те же достоинства, что отмечались и в его предыдущих работах: высокий профессионализм, романтичность и отличное знание изображаемого предмета. Хочется пожелать художнику-космонавту новых успехов в его разносторонней деятельности.


Начиная с прошлого года румынский молодежный научно-популярный журнал «Штиинцэ ши техникэ» («Наука и техника») издает ежегодное приложение — НФ-альманах «Античипация» («Впередсмотрящий»). В этом году на страницах альманаха предполагается поместить ответы писателей-фантастов мира на три вопроса:

1. Есть ли факторы, ограничивающие в будущем существование и развитие человечества?

2. Каково будущее роботов и в какой мере они повлияют на жизнь человека?

3. Если бы Вы имели возможность путешествовать во времени, какой момент прошлого Вы бы выбрали и почему?

Редакция румынского журнала обратилась к «ТМ» с просьбой распространить эту анкету среди советских фантастов. Вот что ответили нашему корреспонденту некоторые писатели.

(В свою очередь, мы обратились к румынским коллегам с просьбой: предоставить нам возможность ознакомить читателей «ТМ» и с ответами на эту анкету иностранных писателей. Они согласились. Так что в одном из следующих номеров будут помещены и эти ответы.)

Александр Казанцев

1. Таких факторов не существует. Человечество, как предсказывал К. Э. Циолковский, расселится по всей вселенной и в случае необходимости освоит другие планеты, сделает их пригодными для жизни. Поэтому оно гарантировано от любых глобальных и космических катастроф.

2. Робот будущего — это самый совершенный помощник человека, но не более того. Робот никогда не подменит человека. Хотя робот может стать сильнее и быстрее человека в решении поставленных перед ним задач, он никогда не будет обладать человеческими эмоциями и не сможет подняться до уровня Гомо сапиенс во всем богатстве характеризующих человека черт. И поэтому исключено появление кибернетической цивилизации взамен угаснувшей человеческой, предрекаемое некоторыми учеными, например, профессором Мински из Калифорнии (он полагает, что растущая по экспоненте энерговооруженность человечества приведет к появлению таких энергетических полей, при которых само существование биоорганизмов, в том числе человека, станет невозможным). Это неверно: нет никаких оснований считать, что развитие энерговооруженности по экспоненте будет продолжаться бесконечно. Существует универсальный закон насыщения (хорошим примером которого служит кривая гистерезиса при намагничивании), равно справедливый как для живой, так и для неживой природы. Ни одно животное не съест и не выпьет больше того, чем ему необходимо. И человечество никогда не произведет себе в ущерб энергии больше, чем сможет ее потребить.

3. Я имел такую возможность: воспользовавшись личной машиной времени — воображением, — я предпочел отправиться во Францию XVII века, чтобы поближе познакомиться с двумя ровесниками — знаменитым мушкетером д'Артаньяном и не менее знаменитым математиком П. Ферма, — а также с кардиналами Ришелье и Мазарини и другими историческими фигурами. Это позволило мне написать мой последний пока НФ-роман. Он называется «Острее шпаги», ибо эта эпоха, которую принято считать временем торжества шпаги, была также и периодом появления таких ч выдающихся умов, как Ферма, Декарт, Торричелли, Паскаль и другие, заложившие основы современной науки.

Георгий Гуревич

1. Никаких ограничивающих факторов нет — если не считать ограниченности человеческого интеллекта. Я имею в виду, что на пути человечества, конечно, будут постоянно возникать многочисленные препятствия, поэтому его прогресс и само существование зависят лишь от того, сумеет ли оно предвидеть эти препятствия и подготовить пути для их преодоления.

2. Перспективы роботов бесконечны. Я думаю, что в будущем появятся роботы, равные человеку и даже превосходящие его во всем. А воздействие их на жизнь человека будет, разумеется, никак не слабее влияния на нее таких сравнительно простых технических устройств, как автомобиль или самолет, которое, как мы знаем, огромно.

3. Я не могу выделить какого-либо момента в прошлом — пожалуй, все они одинаково интересны. И если у меня появится возможность путешествовать во времени, я без колебаний выберу будущее.

Владимир Немцов

1. Думаю, что если не будет атомной войны, то никаких ограничений нет. Человечество будет жить и продолжать развиваться — причем я убежден, что именно на нашей Земле, а не на каких-то далеких планетах.

2. Этих вопросов я касаюсь в своем последнем, пока еще не опубликованном романе. Проблема действительно очень сложна, и внедрять роботов, по-моему, необходимо с чрезвычайно большой осторожностью. Действительно, робот может освободить человека от тяжелого физического труда. Но что в таком случае будут делать миллионы молодых людей, вступающих в жизнь? Примутся — все поголовно — писать диссертации, заниматься наукой и искусством? Но для этого (как, кстати, и для многих видов производственной деятельности) нужны особые способности, если угодно, талант, а он есть далеко не у всех.

3. Будь у меня такая возможность, я выбрал бы первые послевоенные годы, когда миллионы людей, уставшие от крови и напряжения, почувствовали, что настал наконец мир, что теперь можно и нужно спокойно трудиться. Это время стало началом нового расцвета наук, искусства и изобретательства.



Первый в истории космический старт. Юрий Гагарин стал первопроходцем вселенной.

Весь мир запомнил русское слово «Чайка» — позывной первой в мире женщины-космонавта Валентины Терешковой.

Стыковка пилотируемых кораблей «Союз-4» и «Союз-5» явилась первым шагом на пути к созданию долговременных орбитальных станций.

Аркадий Стругацкий

1. Видимо, имеется в виду — смертно ли человечество? Если говорить честно, я просто не знаю.

2. Роботы, надо надеяться, получат в будущем большое распространение и значительно повысят технологический потенциал человечества. Но ответ на вопрос, как повсеместное внедрение роботов повлияет на психологию людей, требует учета слишком многих факторов, даже возникновение которых пока невозможно представить.

3. Наверное, я выбрал бы время одной из двух войн: гражданской либо Великой Отечественной. По-моему, это были самые критические периоды в истории моей Родины, которые одновременно имели решающее значение для судеб всего человечества.

Север Гансовский

1. Нет, никаких ограничений не будет, перед человечеством простирает


После 96-суточного орбитального полета Ю. Романенно и Г. Гречко на станции «Салют-6» Советский Союз прочно вышел на первое место в мире по длительности пилотируемых космических полетов.

ся абсолютное будущее. Если Земля когда-нибудь прекратит свое существование, человечество переселится на другие планеты. И если даже в невообразимо далекие времена расширение вселенной сменится сжатием и органическая жизнь в ее нынешнем виде погибнет, все равно что-то останется, жизнь и разум перейдут в какие-то иные формы, способные существовать и при этих условиях.

2. Для меня это особенно сложный вопрос: о роботах я никогда не писал и никогда серьезно не думал. Вероятно, судьба робота в чем-то аналогична судьбе всякой машины. Я имею в виду, что любое техническое устройство станет нас исправно обслуживать, если, конечно, мы не позволим ему встать выше нас. А техника и сейчас стоит иногда над человеком — и это ни к чему хорошему не приводит.

3. Я не могу отдать предпочтения какому-либо одному моменту прошлого. Точно так же, как не могу выделить какого-то одного, самого любимого писателя или композитора. Ведь это не штангисты, сильнейшего среди которых можно выделить путем соревнования. Нет, писатели и композиторы, если можно так выразиться, обслуживают разные стороны духа. Так и разные моменты прошлого дороги мне каждый по-своему, каждый из них неповторим.

Евгений Гуляковский

1. Конечно, ограничения есть — и на развитие, и на существование. Это зависит от сроков — в конце концов, все в мире конечно.

2. Полная автоматизация производства с помощью роботов позволит человечеству подняться на более высокую ступень развития. Тем не менее в обозримом будущем роботы, как и сегодня, останутся машинами.

3. Я выбрал бы момент зарождения жизни на нашей планете. Переход мертвой материи в живую, на мой взгляд, представляет собой одну из самых интересных загадок в истории нашей планеты.

Владимир Щербаков

1. Безусловно, такие ограничения существуют.

2. Будущее роботов примерно такое же, как и их настоящее. Их влияние на человеческую жизнь будет минимальным.

3. Я бы выбрал 9500 год до н. э., чтобы попасть в Атлантиду Платона, о которой вспоминал в своем романе «Семь стихий».

Кир Булычев

1. Факторы, ограничивающие существование человечества? К счастью, не знаю.

2. У каждого объекта два будущих: в реальном и вымышленном мирах. Первое будущее роботов примерно таково же, как и у любого другого нового и нужного технического приспособления или машины. А вот будущее роботов в литературе, по-моему, гораздо хуже. Игры с роботами, которые вела научная фантастика 50-60-х годов, уже отыграны, сколько же можно? Эта тема НФ, на мой взгляд, уже потеряла свою актуальность.

3. Я бы выбрал 1952 год, и вот для чего. Для того чтобы поступить все-таки не на переводческий (как я сделал), а на геологоразведочный факультет (как я хотел).

Юрий Медведев

1. Что касается ограниченности природных ресурсов, продуктов питания, даже среды обитания в связи с ростом народонаселения, то в этом смысле нашему будущему вряд ли что угрожает. Овладение термоядерной энергией, освоение солнечной системы (а в дальнейшем и других планетных систем), генная инженерия — вот три кита, которые позволят человечеству благоденствовать сколь угодно долго. Здесь есть единственное «но» — человек чересчур любопытен, иногда даже в ущерб самому себе. Это свойство нашего разума превосходно описано Г. Дж. Уэллсом в рассказе «Зеленая дверь». Увы, пророчество великого английского фантаста сбывается: безумцы из Пентагона уже готовы открыть дверь, дабы выпустить атомного, нейтронного, какого угодно джинна. Этому безумию противостоят все честные люди планеты, прежде всего граждане стран социализма. Лично мне близки представления моего учителя, великого советского фантаста Ивана Ефремова: в будущем либо восторжествует коммунизм, либо останутся лишь радиоактивные песок и пыль на мертвой Земле. Отсюда вытекает главная задача фантастов всего мира: свести возможность войны к нулю.

2. Думаю, что со временем отношения роботов и людей будут напоминать нынешние отношения людей и человекообразных обезьян. Правда, остается вопрос: кто в какой роли будет выступать? Во всяком случае, уже теперь, на мой взгляд, некоторые произведения в жанре НФ сочиняются работами (хотя и публикуются людьми).

3. Обладая машиной времени, я бы остановился в любой пространственно-временной точке прошлого, где можно было бы наблюдать прилет на Землю инопланетян. Кстати, любопытно — вдруг они тоже путешествуют в машинах времени?