«Техника-молодежи» 1981 №7, с.19-20


ВЕНГЕРСКАЯ ФАНТАСТИКА: НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ



ПЕТЕР КУЦКА (Венгрия)

Венгерский журнал «Галактика» — единственное в социалистических странах периодическое идание, полностью специализирующееся на научной фантастике.
...

В конце каждого номера можно найти небольшую статью о фантастической живописи. Ведет эту рубрику бессменнын главный редактор журнала, крупнейший знаток и энтузиаст научной фантастики Петер Куцка. Читателям «ТМ», наверное, будет интересно ознакомиться с его рассказом о нынешнем состоянии дел в венгерской фантастике, в частности, в НФ-живописи.

Статью П. Куцки мы иллюстрируем репродукциями работ известного венгерского художника-фантаста Ласло ДЕМАНТА, который создает картины на темы произведений известных писателей мира.

«Жюль Верн. Вокруг Луны» 1980.

«Курт Лассвиц. На двух планетах» 1980.

«Иван Ефремов. Сердце Змеи». 1980.

«Клиффорд Саймак. Город». 1980.

Вероятно, нет особой необходимости заниматься здесь определением научной фантастики как особого жанра искусства, излагать ее историю и описывать характерные черты. Я не ставлю перед собой задачу вводить читателя в мир научной фантастики — порой очаровательный, а иногда и тревожный, но всегда интересный и увлекательный. Мне хотелось бы лишь слегка остановиться на развитии венгерской фантастики за последнее десятилетие.

Понятие «научная фантастика» — или сокращенно НФ — проникло и глубоко укоренилось сегодня в таких областях искусства, как живопись, кино и театр, однако основой жанра по-прежнему является научно-фантастическая литература, и состояние дел в других областях НФ во многом определяется деятельностью писателей и издателей.

Это общее положение справедливо, конечно, и применительно к венгерской научной фантастике. Несмотря на довольно стойкие, восходящие к середине прошлого века традиции, в 1970 году она с современной точки зрения находилась еще у самых истоков своего развития. Хотя журналы и еженедельники и публиковали изредка научно-фантастические произведения, но не существовало еще ни специализированных журнала «Галактика» и альманаха «Метагалактика», не начала выходить в свет серия НФ-книг издательства, «Кошут», а в серии издательства «Космос» только-только появились первые книги. Научная фантастика была тогда скорее обещанием, чем будничной действительностью, она лишь появлялась на горизонте, еще немного туманная и почти лишенная конкретных очертаний. И, возможно, поэтому она казалась многим заманчивой и сверкающей, покоряющей своей новизной. С тех пор ее контуры стали гораздо более определенными и точными, но она не потеряла от этого свою притягательность. Правильнее, по-видимому, говорить об исчезновении различных предубеждений — как положительных, так и отрицательных. «Галактика» и «Метагалактика», книги издательств «Кошут» и «Космос», теоретические и критические работы убедительно показали, что фантастика — это вовсе не враждебное чудовище, но и не вершина искусства XX века, а просто неотъемлемая его часть. Что она не наркотическое средство, а литература, пробуждающая воображение и вызывающая новые мысли; не предсказание, не провидение и не пророчество, а раздумье о человеческих возможностях; не новый «Апокалипсис», а серьезное предупреждение; не пустое фантазерство, а образное воплощение самых насущных людских забот. И это знают теперь не только вчерашние ярые противники научной фантастики, но и ее не менее ярые сторонники.

За прошедшие десять лет положение в венгерской НФ стабилизировалось. Она уже не разжигает пламенных споров, не является предметом негодования либо, наоборот, преувеличенной похвалы. Она просто заняла свое место в планах издательств, на книжных полках и в сознании читателей. Это не значит, конечно, что все проблемы в венгерской фантастике полностью решены. На пути ее стремительного развития все еще встречаются отдельные препятствия. Например, издательская деятельность по-прежнему отстает — причем не только от возросшего читательского спроса, но и от «производственных мощностей» расширившегося цеха писателей-фантастов. К сожалению, не в наших силах издавать пока столько книг, сколько хотят читатели, да и писателям зачастую приходится годами ждать выхода в свет нового произведения.

Тем не менее по сравнению с 1970 годом общая картина представляется вполне удовлетворительной. Регулярно выходят книжные серии, с каждым годом увеличивается тираж журнала «Галактика», другие периодические издания уделяют фантастике все больше и больше места, а молодые писатели все чаще пробуют силы в этой области. Растут и наши международные успехи. Многие венгерские романы, повести и рассказы переведены за последнее десятилетие на многие языки. Они выходили в свет в СССР, США, Швеции, Японии, Болгарии, Польше... Журнал «Галактика», организованный в 1973 году, уже дважды получал почетные международные награды.

Успешно развиваются и получают признание и другие области научно-фантастического искусства. Кинопрокат и телевидение регулярно знакомят зрителей с лучшими зарубежными и отечественными фильмами и телеспектаклями, причем некоторые наши ленты завоевали уже и международные премии. А кукольный театр «Бобита» из города Печ поставил недавно первый венгерский научно-фантастический кукольный спектакль.

Не стоит на месте и научно-фантастическое изобразительное искусство, в развитие которого журнал «Галактика» вносит посильный вклад. Молодые живописцы и графики пополняют ряды ветеранов, таких, как Д. Корга, и за последние годы любители НФ имели возможность побывать на многих специальных выставках. Примечательно, что именно у нас была выпущена первая в мире серия научно-фантастических марок. Поводом для этого послужило 150-летие со дня рождения Жюля Верна. А в этом году появился первый научно-фантастический настенный календарь большого формата, некоторые стра ницы которого здесь воспроизводятся.

Календарь представляет собой собрание 13 крупноформатных репродукций научно-фантастических картин одного из значительных представителей современной венгерской живописи Ласло Дьеманта, написанных им по мотивам произведений наиболее выдающихся писателей-фантастов из разных стран мира.

Ласло Дьемант родился в 1935 году в Будапеште, учился в Гимназии изобразительного и прикладного искусства, а затем в Художественном институте, где был учеником Дьюлы Хинца. Начиная с 1965 года показывает свои работы на многочисленных персональных и групповых выставках как в Венгрии, так и за границей. Его работы можно найти во многих отечественных и зарубежных собраниях.

Ласло Дьемант всегда увлекался НФ, он создал много обложек для книг, а в 1974 году венская картинная галерея «Арт Промоушн Гэлери» выставила 30 его работ из серии «Научно-фантастические пейзажи». Основной упор в своем творчестве художник делает не на чудеса техники, машины или странные существа, населяющие другие планеты; его увлекает духовный облик человека, создающего вокруг себя «вторую природу».

Перевел с венгерского И. Фолдеак