«Техника-молодежи» 1981 №4, с.4, 7, 17, 19, 22, 25, 30, 38-39, 44, 48-49




«ДОСТИГНУТЬ СОВЕРШЕНСТВА И ИЗГНАТЬ ВСЯКУЮ ВОЗМОЖНОСТЬ ЗЛА И СТРАДАНИЯ ИЗ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ»

Великую гуманистическую цель поставил перед собой молодой русский учитель Константин Эдуардович ЦИОЛКОВСКИЙ (1857 — 1935) и так страстно стремился к ней всю жизнь, что стал вровень с величайшими мыслителями всех времен и народов.

Циолковский родился в семье лесничего в селе Ижевском на Рязанщине, все знания приобрел путем самообразования. Наибольшее влияние на него в юности оказал подвижник русской культуры Н. Ф. Федоров, считавший, что «человеческая деятельность не должна ограничиваться пределами земной планеты». С юности, проникнувшись заботой о судьбе человечества, Циолковский пришел к идее, что счастье людям принесет их расселение в космосе с бесконечным изобилием энергии. Для преодоления земного тяготения он изобрел ракету на жидком топливе, разработал теорию реактивного движения и план освоения человечеством солнечной системы.

Учение Циолковского открыло новый этап в преодолении геоцентризма. Подобно тому, как Коперник и Бруно сняли пределы, стоявшие на пути теоретического познания вселенной, так Циолковский открыл возможность ее практического освоения. Он показал, что жизнь и разум — закономерный этап в развитии материи, переходящей на ступень самопознания, а затем и на ступень целесообразного управления процессом своего дальнейшего развития.

Циолковским не просто доказал возможность полетов человека в космос и предложил множество принципиальных решений по конструкции космических ракет, большинство из которых уже осуществлено, но и обосновал возможность создания орбитальных поселений, которые в конечном счете должны образовать систему колец, охватывающих всю солнечную систему и улавливающих энергию Солнца. Он обосновал и возможность межзвездных полетов, заложил основы астросоциологии — науки о контактах человечества с внеземными обществами, искал пути решения проблем овладения процессами концентрации энергии и достижения бессмертия.

«Без последователей, работающих и теоретически и практически, и мои труды оказались бы бесплодны», — писал Циолковсний.

Советуем прочитать: Зотов В. С. У ИСТОКА КОСМИЧЕСКОЙ ЭРЫ. Калуга. 1962; ВПЕРЕДИ СВОЕГО ВЕКА. М., 1970; Самойлович С. И. ГРАЖДАНИН ВСЕЛЕННОЙ. Калуга. 1969; ЦИОЛКОВСКИЙ В ВОСПОМИНАНИЯХ СОВРЕМЕННИКОВ. Тула. 1971.



«МОЖЕТ БЫТЬ, Я ПРИСТРАСТЕН, НО Я НЕ ЗНАЮ, ЧЕГО НЕ МОГУТ АВТОМАТЫ»

Так говорил главный конструктор автоматических межпланетных станций Георгий Николаевич БАБАНИН (1914—1971) — преемник Королева на этом направлении ракетно-космической техники.

Прежде чем занять столь ответственный пост, Бабакин прошел большой трудовой путь, начав его в 16 лет после окончания семилетки и радиокурсов. Увлекшись изобретательством, он в 1937 году экстерном сдает экзамен за десятилетку и поступает на заочное отделение института связи. Работая в Академии коммунального хозяйства, он создает автоматические фотоэлектронные анализаторы для непрерывного контроля качества воды, различные ультразвуковые установки. В годы войны Бабакин отдает все силы созданию автоматических систем для военной техники. Затем он разрабатывает один из первых в стране проектов телемеханической системы управления для ракет.

Работу в области космонавтики Бабакин начал с освоения разработанной в КБ Королева первой автоматической станции для мягкой посадки на Луну. Опыт первых творцов космической техники из королевского коллектива в сочетании с научным и практическим опытом Бабакина, опирающиеся на мощную производственную и экспериментальную базу, дали замечательные результаты. Вслед за первооткрывательницей Луны — станцией «Луна-9» — новые космические роботы стали не только надежно опускаться на ее поверхность, но и двигаться по ней, брать образцы лунного грунта и доставлять их на Землю. «Обязательное качество для космического конструктора, — говорил член-корреспондент АН СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии Г. Н. Бабакин, — одержимость. Если человек не верит в возможность создания аппарата, если не горит этой идеей, вряд ли он будет хорошим конструктором. Ведь в нашем деле ничего легкого нет. Все трудно». Сам Георгий Николаевич убежденно верил в то, что автоматы могут все. Видимо, поэтому созданные под его руководством аппараты стали первыми в мире искусственными спутниками Луны, первыми разгадали тайну атмосферы Венеры, первыми совершили мягкую посадку на поверхности обеих соседних с Землей планет.

Советуем прочитать: Борисов М. НА КОСМИЧЕСКОЙ ВЕРФИ. М , 1976; Иванов А. СТАРТ ЗАВТРА В 9... М., 1980.



«ЗНАТЬ О РАКЕТЕ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ДАЖЕ КОНСТРУКТОРЫ!»

Этому учил своих студентов профессор, доктор технических наук Леонид Александрович ВОСКРЕСЕНСКИЙ (1913—1965), организатор и первый заведующий кафедрой испытании летательных аппаратов МАИ, он же — первый представитель профессии инженера-испытателя в области ракетной техники, возникшей в нашей стране в послевоенные годы.

Воскресенский родился в Павловском Посаде Московской области в семье сельского священника, воспитывался в семье старшего брата в Москве. Уже с 16 лет начал трудовую деятельность — электромонтером на заводе «Красный факел», совмещая работу с учебой в школе, а с 1932 года — в МЭИ. После четвертого курса института его призывают в армию, где он всерьез занимается совершенствованием оружия, и, уже демобилизовавшись, продолжает работать в этой области. Перед самой войной один из разработанных им образцов принимается на вооружение, и Государственный Комитет Обороны поручает Воскресенскому организацию его производства на предприятиях страны. В 1942 году Леонид Александрович назначается начальником электротехнической лаборатории института и разрабатывает новые образцы ракетного оружия, и за участие в этой работе награждается орденом Красной Звезды.

После войны его включают в число участников первых пусков мощных баллистических ракет. Здесь его талант прирожденного испытателя, его удивительную интуицию, выдержку и смелость оценил С. П. Королев. Уже тогда Сергей Павлович ставит его на свое место у перископа в испытательном бункере, доверяя «своему Лёне» больше, чем себе. Абсолютно считаясь с его мнением при пусках, Королев был в то же время крайне требователен к своему заместителю по испытаниям в процессе подготовительной работы, где на Воскресенском лежала ответственность за разработку испытательного оборудования, систем измерений, программ и методик испытаний.

ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОГО РУССКОГО САМОРОДКА, ГЕРОЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА Л. А. ВОСКРЕСЕНСКОГО, ДВАДЦАТЬ ЛЕТ ЕГО РАБОТЫ НА САМОМ НАПРЯЖЕННОМ УЧАСТКЕ РКТ ЕЩЕ ЖДУТ СВОЕГО ОПИСАНИЯ.



«НЕТ НИЧЕГО ИНТЕРЕСНЕЕ, ЧЕМ РАБОТАТЬ КОНСТРУКТОРОМ В РАКЕТНОЙ ТЕХНИКЕ»

Так считал главный кокструитор космических ракетных двигателей Алексей Михайлович ИСАЕВ (1908— 1971), испробовавший в своей яркой жизни много профессий, прежде чем нашел дело, захватившее его до конца.

Исаев родился в семье известного петербургского юриста. Учился в Московском горном институте, с 1930 года работал на строительстве металлургических предприятий в Магнитогорске, Запорожье, Нижнем Тагиле. Основную роль в становлении конструкторского таланта Исаева сыграл известный новатор в области самолетостроения В. Ф. Болховитинов, в КБ которого он поступил в 1934 году. Здесь он прошел путь от рядового до ведущего конструктора — соавтора проекта первого советского ракетного истребителя БИ. Когда работа над самолетом уперлась в проблему надежного и безопасного двигателя с многоразовым запуском, Болховитинов вдохновил Алексея Михайловича переквалифицироваться еще раз: стать конструктором двигателей. И произошло буквально чудо.

Получив в свое распоряжение результаты, достигнутые пионерами ракетного двигателестроения — экспериментальный ЖРД Л. С. Душкина, расчетные методики и указания В. П. Глушко, Исаев всего за шесть месяцев, уже к осени 1944 года, создал свой первый двигатель, обладавший многими преимуществами перед существовавшими тогда в мире авиационными ЖРД. За ним последовали многочисленные двигатели для зенитных и баллистических ракет. В процессе их создания Исаев изобрел камеру «со связанными оболочками», открыв путь к резкому повышению внутрикамерного давления к других рабочих параметров ЖРД, по которому пошло все ракетное двигателестроение. Вершиной творчества Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственных премий А. М. Исаева стали двигательные установки космических кораблей «Восток», «Восход», «Союз», ИСЗ «Полет» и «Молння-1», многих спутников серии «Космос», АМС «Луна», «Зонд». «Венера» и «Марс».

Советуем прочитать: Исаев А. М. ПЕРВЫЕ ШАГИ К КОСМИЧЕСКИМ ДВИГАТЕЛЯМ. М. 1979; Арлазоров М. С. ДОРОГА НА КОСМОДРОМ. М. 1980.



«В РЕШЕНИИ НОВЫХ ВОПРОСОВ НАУКИ И ТЕХНИКИ ВСЕГДА ТРУДНЕЕ ВСЕГО СДЕЛАТЬ ПЕРВЫЙ ШАГ»

Так говорил великий ученый нашего времени Мстислав Всеволодович КЕЛДЫШ (1911—1978), проложивший в науке множество новых путей.

Келдыш родился в Риге в семье ученых. В 20-летнем возрасте блестяще закончив МГУ, он начал работать в ЦАГИ, где его замечательный математический талант в сочетании с практическим инженерным вкладом мышления обеспечил решение многих сложных и актуальных проблем, стоявших на пути авиационной науки. В 1946 году, став академиком, Келдыш возглавляет научно-исследовательский коллектив РНИИ.

Возглавляя научные исследования в области теории горения в реактивных двигателях, он одновременно создает новое направление в науке — вычислительную математику на базе электронно-машинной техники.

В 1953 году Келдыш организует Институт прикладной математики АН СССР, в котором решаются многие проблемы научно-технического прогресса.

В 1949 году президент АН СССР С. И. Вавилов передает М. В. Келдышу руководство всеми внеатмосферными ракетными исследованиями. Когда они переросли в космические исследования, Келдыш возглавил совет по этой проблеме при АН СССР, подобный совету главных конструкторов в ракетной промышленности. Все советские программы научных исследований в космосе осуществлялись под его непосредственным руководством. Но и эта работа занимала лишь часть его многогранной деятельности.

С 1961 по 1975 год М. В. Келдыш был президентом Академии наук СССР. Продолжая вносить огромный творческий вклад в космические исследования, Келдыш в то же время много сделал для общей организации советской науки, мобилизации сил Академии наук СССР на выполнение поставленных партией задач.

РАЗРАБОТКА БОГАТЕЙШЕГО НАУЧНОГО НАСЛЕДИЯ ТРИЖДЫ ГЕРОЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА, ЛАУРЕАТА ЛЕНИНСКОЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕМИЙ М. В. КЕЛДЫША И ОПИСАНИЕ ЕГО ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕЩЕ ТОЛЬКО НАЧИНАЮТСЯ.




«МОЯ ИДЕЯ НЕ ПОГИБНЕТ ВМЕСТЕ СО МНОЙ, А БУДЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ СРЕДИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»

С этой надеждой Николай Иванович КИБАЛЬЧИЧ (1853— 1881). находясь в тюремной камере в ожидании приговора за участие в покушении на царя, начал писать не прошение о помиловании, а «Проект воздухоплавательного прибора», в котором ровно сто лет тому назад обосновал идею ракетного летательного аппарата.

Сын священника, уроженец небольшого украинского городка Коропа, Кибальчич, блестяще окончив гимназию, жаждал посвятить жизнь служению родине. Но понял, что для этого прежде всего нужно изменить политические условия в стране. Окончив два курса путейского института, он перешел в Медико-хирургическую академию, с тем чтобы подготовиться к «уходу в народ». В начале третьего года учебы в академии Кибальчич за распространение запрещенной литературы был на три года заключен в тюрьму. После освобождения он перешел на нелегальное положение, сосредоточив усилия на изучении взрывчатых веществ.

Очень быстро Кибальчич достиг совершенства в изготовлении динамита и различных мин и бомб оригинальной конструкции. Постигнув громадную силу взрывчатых веществ, он все чаще мысленно обращался к идее применить эту силу не для разрушения, а для мирных целей. Но на свободе все силы Кибальчича поглощала борьба, и возможность глубоко обдумать и изложить существо своей идеи он получил лишь на пороге смерти.

Прошло 37 лет. И вот после победы Октябрьской революции проект Кибальчича был опубликован. Хотя наука за это время ушла далеко вперед и Циолковский уже сделал все те открытия, на пути к которым за 15—20 лет до него был Кибальчич, тем не менее публикация его проекта имела не только историческое значение.

Имя Кибальчича было включено в «Список лиц, коим предположено поставить монументы в г. Москве и других городах РСФСР», подписанный В. И. Лениным 30 июля 1918 года. Теперь оно увековечено и в названии кратера на обратной стороне Луны.

Советуем прочитать: Черняк А. Я. НИКОЛАЙ КИБАЛЬЧИЧ — РЕВОЛЮЦИОНЕР И УЧЕНЫЙ. М.. 1960; Серпокрыл С. М. ПОДВИГ ПЕРЕД КАЗНЬЮ. Л. 1971; Нагаев Г. Д. ПИОНЕРЫ ВСЕЛЕННОЙ. ВДОХНОВЕНИЕ ПЕРЕД КАЗНЬЮ. М., 1973.



ТОЛЬКО ПОЛЕТ НЕ СВЯЗАННЫЙ НИКАКИМИ ОГРАНИЧЕНИЯМИ БУДЕТ ОЗНАЧАТЬ ПОБЕДУ НАД СТИХИЕЙ

Посвятить жизнь достижению этой победы Сергей Павлович КОРОЛЕВ (1907 — 1966) решил, еще учась в школе. В результате он стал великим основоположником новой, безграничной области человеческой деятельности — практической космонавтики.

С. П. Королев родился в Житомире в семье учителя. Большую часть школьной программы прошел самостоятельно, в школе учился только два последних года. Одновременно сам освоил основы авиационных знаний и стал в Одессе признанным лектором по ликвидации авиационной безграмотности, автором проекта планера. Учась в МВТУ, продолжал конструкторскую деятельность, создал ряд проектов планеров и самолетов, каждый из которых был новым шагом в технике. Но этого ему было мало, он считал себя способным открыть новую эру в авиации — «эру аэропланов реактивных или аэропланов стратосферы», предсказанную Циолковским. История жизни Королева стала историей отечественной ракетной техники. Под его руководством разрабатывались и воплощались в жизнь практически все имеющие историческое приоритетное значение образцы ракет и космических аппаратов, положивших начало существующим направлениям ракетной и космической техники.

Королев был великим патриотом и рыцарем одной идеи: «Обеспечить ракетному летанию широкое развитие и подобающее место в системе советской техники, в наикратчайший срок обратить ракеты на службу социалистическому строительству и обороне СССР». И государство предоставило ему и его соратникам такие возможности, что их труд открыл новую эру не просто в одной из областей техники, а в истории всей нашей цивилизации.

Одно из главных творений Королева — могучая ракета-носитель, постоянно совершенствуясь, до сих пор верой и правдой служит отечественной космонавтике.

Советуем прочитать: Апенченко О. СЕРГЕИ КОРОЛЕВ. М 1969: Асташенков П. Т. ОРБИТЫ ГЛАВНОГО КОНСТРУКТОРА. М., 1973; Голованов Я. К., КОРОЛЕВ. М.. 1973: Романов А. П. КОНСТРУКТОР КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ. М . 1976.



«МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В КОСМОСЕ — КЛЮЧ КО МНОГИМ ПРОБЛЕМАМ»

Члену-корреспонденту Академии наук СССР Константину Давыдовичу БУШУЕВУ (1914—1978) — автору приведенного афоризма — выпало на практике подготовить первый в истории космический полет с международным экипажем, о котором мечтал Циолковский и планы осуществления которого строил Королев.

Родившись в семье сельского учителя в Калужской области, Бушуев мечтал стать участником штурма стратосферы. Для мечты были веские основания: он был тезкой и земляком самого Циолковского. Окончив школу, он начал работать на авиационном заводе и одновременно учиться в МАИ, который окончил в 1941 году. В его становлении большую роль сыграла работа в КБ В. Ф. Болховитинова, где в годы войны создавался первый советский ракетный истребитель БИ. В 1945 году на молодого, но уже известного специалиста обратил внимание С. П. Королев. С тех пор Константин Давыдович стал одним из его ближайших сотрудников, с 1954 года — заместителем Главного конструктора по созданию космических аппаратов. О том, как работал Бушуев, говорят не только его высокие звания Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственных премий, но и то, что на торжественном заседании ученого совета КБ, посвященном 50-летию Бушуева, Сергей Павлович подарил ему самую дорогую свою реликвию — брошюру К. Э. Циолковского, полученную им еще в молодости из рук основоположника космонавтики.

Апогеем творчества К. Д. Бушуева была сложнейшая работа технического директора с советской стороны советско-американского проекта «Союз» — «Аполлон». «Главное, что помогло мне решиться взять на себя эту работу и справиться с нею, — говорил Константин Давыдович, — это школа Королева, это буквально втиснутое им во всех нас чувство ответственности и убеждение, что освоение космоса станет интернациональным делом всей нашей планеты».

Советуем прочитать: Бушуев К. Д. ПОДГОТОВКА И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ ЭПАС. М.. 1976: «СОЮЗ» И «АПОЛЛОН». РАССКАЗЫВАЮТ СОВЕТСКИЕ УЧЕНЫЕ, ИНЖЕНЕРЫ И КОСМОНАВТЫ... М.. 1976.



«СОВЕРШЕНСТВО РАКЕТНОЙ КОНСТРУКЦИИ ДОЛЖНО БЫТЬ НА ПОРЯДОК ВЫШЕ, ЧЕМ В АВИАЦИИ»

Выполнению этого требования была подчинена вся творческая жизнь доктора технических наук, профессора МАИ Сергея Осиповича ОХАПКИНА (1910—1980), одного из первооткрывателей космической эры человечества.

Охапкин родился в Москве, в семье рабочего, но не исполнилось ему и двух лет, как отец умер, а мать с двумя маленькими сыновьями вернулась на родину, в село Михалево, где и прошло недолгое детство будущего конструктора. В 1924 году он потерял мать и стал работать учеником токаря на фабрике в Подмосковье. В 1932 году комсомольская организация направила Сергея Охапкина — одного из лучших токарей фабрики — учиться в МАИ, который он окончил с отличием.

До 1948 года Охапкин работал в авиационных конструкторских бюро инженером-расчетчиком, конструктором, старшим инженером, участвовал в создании многих боевых самолетов и прошел полный курс авиационных «конструкторских университетов». Такие специалисты были очень нужны в ракетостроении. И вполне закономерно, авиапромышленности пришлось делиться с новой отраслью своими кадрами. Охапкина переводят на работу в ракетную промышленность, где он быстро завоевывает деловой авторитет и проходит путь от начальника сектора прочности до заместителя главного конструктора. С. П. Королев, всегда стремившийся окружить себя самыми умными, деятельными, инициативными, не боящимися брать на себя ответственность соратниками, во всех вопросах конструкции опирался в первую очередь на Охапкина. В самые трудные моменты весового дефицита, когда у проектантов едва сходились концы с концами, возглавляемый Охапкиным коллектив конструкторов и прочнистов умел так завязать силовую схему, что в многотонной конструкции уже не было ни одного лишнего грамма.

Невероятно много сделал для ракетной техники С. О. Охапкин — скромный в жизни и безотказный в делах человек. Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, заслуженный деятель науки и техники РСФСР.



«ЭКСПЕРИ-
МЕНТАЛЬНО-НАУЧНАЯ РАБОТА — ГЛАВНОЕ В СОЗДАНИИ РАКЕТ»


В этом был твердо уверен выдающийся пионер советского ракетостроения Борис Сергеевич ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ (1898—1933), научно-технический руководитель первой в СССР организации по разработке ракетной техники — ленинградской Газодинамической лаборатории (ГДЛ).

Петропавловский родился в Курске в семье священника. Ускоренно пройдя в 1915 году курс Константиновского артиллерийского училища, он сразу же пошел на германский фронт, где командовал одной из первых в русской армии зенитных батарей. После революции служил в Красной Армии, где в 1920 году его приняли в РКП(б). После победы в гражданской войне учился в Военно-технической академии, где увлекся исследовательской работой в области ракетных двигателей на бездымном порохе. По окончании академии в 1929 году Петропавловский был направлен в ГДЛ на должность руководителя опытов, а в следующем году, после смерти организатора и научного руководителя лаборатории профессора Н. И. Тихомирова, стал его преемником.

За четыре года работы под руководством Петропавловского ГДЛ добилась больших успехов в создании ракетных снарядов и легких пусковых установок для ведения огня с самолетов, автомобилей, танков и даже с плеча пехотинца. Особое значение придавал Борис Сергеевич созданию ракет дальнего действия и поэтому организовал в ГДЛ специальный отдел жидкостных ракетных двигателей, поставив во главе этой работы молодого изобретателя электрореактивного двигателя В. П. Глушко, ставшего главным конструктором двигателей первых в мире космических ракет-носителей.

В историю ракетной техники Б. С. Петропавловский вошел как человек, внесший наиболее весомый вклад в коллективное дело создания знаменитых «катюш». С. П. Королев называл его своим учителем наряду с Циолковским и Цандером.

Советуем прочитать: Экономов Л. А. ПОВЕЛИТЕЛИ ОГНЕННЫХ СТРЕЛ. М.. 1964; РАКЕТЧИКИ. М. 1979.




«ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЕ ДВИГАТЕЛИ БУДУТ ИГРАТЬ В КОСМОНАВТИКЕ ВЫДАЮЩУЮСЯ РОЛЬ»

Уверенность в этом определила начало творческого пути профессора, доктора технических наук, члена-корреспондента Международной астронавтической академии Юрия Александровича ПОБЕДОНОСЦЕВА (1907 — 1973) — пионера советской ракетной техники, крупного ученого в области внутренней баллистики ракетных двигателей.

Победоносцев родился в Москве в семье студента университета.

В 1924 году окончил Полтавскую профессионально-техническую школу. Еще в школе увлекся авиацией и построил планер собственной конструкции, участвовал с ним во всесоюзных состязаниях и прямо там был приглашен в ЦАГИ. Работая, в 1930 году окончил МАИ. Знакомство с Ф. А. Цандером привело Победоносцева в число организаторов ГИРДа. Здесь он и начал воплощение в жизнь идеи о ракете, избавленной от необходимости нести с собой окислитель, поскольку его можно черпать прямо из атмосферы, если создать ПВРД по теории Б. С. Стечкина. Но в те годы многие специалисты сомневались, что теория оправдается на практике: слишком простой была схема ПВРД, с одной стороны, но, с другой — она была работоспособной только на очень больших скоростях, о которых в авиации еще не могли и мечтать. Саму конструкцию ПВРД осуществить было просто, и в ГИРДе сразу же разработали несколько вариантов — на газообразном водороде, сгущенном бензине и белом фосфоре. Но чтобы провести их стендовые испытании, пришлось соорудить сложную газодинамическую установку — первую в СССР сверхзвуковую аэродинамическую трубу.

Работа над ПВРД продолжалась и в РНИИ, но перед Юрием Александровичем, который первым из советских ракетчиков получил звание профессора и считался основным теоретиком института, была поставлена более актуальная тогда задача. В результате, он разработал теорию расчета пороховых ракетных двигателей, признанную классической, и стал одним из самых активных участников создания ракетных снарядов для авиации и «катюш», за что был удостоен звания лауреата Государственной премии.

Советуем прочитать: Победоносцев Ю. А. ИСКУССТВЕННЫЙ СПУТНИК ЗЕМЛИ. М.. 1957; Победоносцев Ю. А., Кузнецов К. М. ПЕРВЫЕ СТАРТЫ. М., 1972.



«Я НИ НА МИНУТУ НЕ ЗАБЫВАЮ, ЧТО У НАС ОЧЕНЬ МНОГО ДОЛГОВ ПЕРЕД РОДИНОЙ»

Этими словами встретил главный конструктор Михаил Кузьмич ЯНГЕЛЬ (1911 — 1971) весть о том, что он стал дважды Героем Социалистического Труда. Тогда, 17 июля 1961 года, высокие награды были присуждены ему и группе его сотрудников тем же Указом Верховного Совета СССР, что и участникам осуществления полета Ю. А. Гагарина на космическом корабле «Восток». К этому времени под руководством Янгеля была создана новая — надежная, дешевая, простая в эксплуатации, постоянно готовая к старту ракета, ставшая основой ракетно-космической системы «Космос».

Сын сибирского крестьянина, воспитанник подмосковного комсомола, 20-летний коммунист Михаил Янгель, направленный на учебу в МАИ, проявил в студенческие годы не только блестящие способности в освоении авиационной науки и техники, но и выдающийся организаторский талант. Он становится секретарем комсомольской организации института, а придя на работу в коллектив Н. Н. Поликарпова, избирается парторгом конструкторского бюро.

Работая на руководящих должностях в КБ и на опытном заводе, Михаил Кузьмич принимал близко к сердцу все невзгоды, которых в предвоенные и военные годы много выпало на долю коллектива Поликарпова. В результате он подорвал свое здоровье и вторую половину жизни мужественно боролся с тяжелыми болезнями. С 1944 года он работал у А. И. Микояна, В. М. Мясищева и в аппарате Министерства авиационной промышленности, где прошел школу руководства у М. В. Хруничева. После двух лет учебы в Академии авиационной промышленности в 1950 году был направлен в ракетную промышленность, где уже через год Королев назначил его своим заместителем.

В 1954 году Янгель возглавил новую организацию и, опираясь в основном на только что пришедшую со студенческой скамьи молодежь, сформировал и воспитал замечательный коллектив, выделявшийся своим новаторством даже в ракетостроении.

Одна из важных работ академика М. К. Янгеля — создание ракетно-космической системы «Интеркосмос» — открыла новый этап сотрудничества социалистических стран в исследовании космического пространства.

Советуем прочитать: Губарев В. С. КОНСТРУКТОР, м., 1977; Стражева И. В. ТЮЛЬПАНЫ С КОСМОДРОМА. М., 1978.



«В ТЕХНИКЕ ПОЛЕТА, И В ВОЗДУХЕ, И В КОСМОСЕ, НА ПЕРВОМ МЕСТЕ СТОИТ ПРОБЛЕМА ЭНЕРГЕТИКИ»

Решению этой проблемы посвятил жизнь великих теоретик авиационного и космического двигателестроения академик Борис Сергеевич СТЕЧКИН (1891—1969), Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий.

Стечкин родился в селе Труфанове на тульской земле, в семье литератора, воспитывался сначала матерью, земской фельдшерицей, затем в кадетском корпусе. В изучении военного дела талантов не проявил, но физико-математическими способностями просто поражал окружающих. В решении его судьбы большое участие принял Н. Е. Жуковский, у которого в МВТУ и знаменитом воздухоплавательном кружке Стечкин прошел такую школу, что вскоре сам стал основателем и главой научной школы двигателистов Советского Союза. Приняв участие в создании ЦАГИ, Стечкин руководит там винтомоторным отделом, в котором уже в 20-е годы организует исследования по реактивной проблеме. В 1928 году разрабатывает классическую теорию воздушно-реактивных двигателей и почти одновременно теорию динамореактивных систем. В 1930 году, когда Ф. А. Цандер создает свой первый лабораторный ракетный двигатель ОР-1, Стечкин выполняет с его помощью программу экспериментов, помогающую ему развить теорию дальше. С этого времени он становится верным другом пионеров советского ракетостроения, постоянным научным консультантом ГИРДа и РНИИ, хотя большая часть его сил поглощалась работой по развитию основных типов авиационных двигателей, сначала поршневых, а затем газотурбинных, теории их теплового и газодинамического расчета, методик построения их наземных и высотных характеристик. В 1954 году Стечкин организовал лабораторию, выросшую затем в Институт двигателей АН СССР. Позднее он развернул работы над плазменными и ионными электрореактивными двигательными установками для космических полетов. С 1963 года и до конца жизни Борис Сергеевич работал научным консультантом по перспективным двигателям в ОКБ Королева, заботясь как истинный патриот о будущих высоких достижениях советской космонавтики.

Советуем прочитать: Чуев Ф. И. СТЕЧКИН. М.. 1078; Пономарев А. Н. СОВЕТСКИЕ КОНСТРУКТОРЫ. М.. 1977.



«В РАКЕТЕ ЗАЛОЖЕНЫ ОГРОМНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ, КОТОРЫХ НЕ ИМЕЮТ ДРУГИЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ!»

Еще в 1935 году это утверждал известный ученый и конструктор Михаил Клавдиевич ТИХОНРАВОВ (1900— 1974), позднее доктор технических наук, профессор, лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического Труда, заслуженный деятель науки и техники РСФСР.

Тихонравов родился в семье учителя во Владимире, был организатором первых комсомольских ячеек в Переславле-Залесском. В 1919 году вступил добровольцем в Красную Армию, был в составе первого выпуска авиационных инженеров, подготовленных Военно-воздушной академией имени Жуковского. Конструкторскую работу начал еще в стенах академии.

Тихонравов отдавал много сил исследованию далеких перспектив развития космонавтики, был инициатором новых разработок. В военные годы он занимался повышением кучности стрельбы из гвардейских минометов и разработкой ракетного перехватчика, а в конце войны уже создавал из снарядов «катюш» четырехступенчатую ракету для исследования космических лучей. Сразу же после Победы под его руководством был разработан проект подъема человека на ракете на высоту до 190 им, а в 1951 году он выступил на научной конференции с теоретическим обоснованием возможности запуска ИСЗ с помощью нескольких ранет, объединенных в «пакет».

В 1955 году Главный конструктор направил руководству письмо, в котором говорилось: «Товарищ Тихонравов является одним из старейших ракетчиков Советского Союза, продолжающих разработку идей К. Э. Циолковского, и его участие в работах нашего ОКБ по созданию спутников решающим образом поможет этому делу». Вся дальнейшая работа Михаила Клавдиевича подтвердила эти слова Королева. Неоценимо значение н его более чем полувековой педагогической деятельности (см. «ТМ» N» 6 за 1980 год, с. 6). Последней работой Тихонравова было инженерное исследование методов освоения малых планет.

Советуем прочитать: ПИОНЕРЫ РАКЕТНОЙ ТЕХНИКИ. ВЕТЧИНКИН. ГЛУШКО, КОРОЛЕВ, ТИХОНРАВОВ. М„ 1972; ИДЕИ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО И СОВРЕМЕННОСТЬ. М.. 1979.



«ДАЖЕ ИСПОЛЬЗУЯ ИЗВЕСТНЫЕ ТОПЛИВА, АППАРАТ СМОЖЕТ УЛЕТЕТЬ ЗА ПРЕДЕЛЫ ЗЕМЛИ»

Попытаться доказать это решил студент Рижского политехнического института Фридрих Артурович ЦАНДЕР (1887—1933), внесший выдающийся вклад в теорию космонавтики и создание первых советских ракетных двигателей.

Цандер родился в Риге в семье врача. В 1904 году познакомился с идеями Циолковского и решил посвятить жизнь делу осуществления космических полетов. В студенческие годы был организатором Рижского студенческого общества воздухоплавания, увлекался астрономией, вел опыты по выращиванию растений в «оранжерее авиационной легкости». Он первым стал рассматривать земную атмосферу не только как препятствие для космического полета, но и как среду, которую можно использовать, чтобы облегчить его осуществление. В 1917 году начал проектировать межпланетный корабль-аэроплан, сжигающий части конструкции по мере того, как они освобождаются от топлива и становятся ненужными для дальнейшего полета. Это должно было обеспечить хорошее соотношение масс и высокую скорость истечения из ракетного двигателя, что, по расчетам, обеспечивало преодоление земного тяготения и выход на орбиту ИСЗ.

Работая на государственном авиационном заводе, в ЦАГИ и ЦИАМе, Цандер принимал участие в создании первых советских поршневых моторов и продолжал вести исследования по теории межпланетных полетов и созданию ракетного двигателя для своего корабля-аэроплана. В 1930 году ему удалось построить первый экспериментальный ракетный двигатель ОР-1, работавший на бензине и сжатом воздухе с тягой до 5 кг, и провести с его помощью обширную программу исследований по проблеме создания ЖРД. Именно вокруг Цандера сплотились первые энтузиасты космонавтики, которые в 1931 году организовали легендарный ГИРД. Его труды по теории космического полета, в которых рассматриваются многие проблемы, ставшие актуальными только в наше время, постоянно переиздаются в СССР и за рубежом.

Советуем прочитать: Зильманович Д. Я. ФРИДРИХ ЦАНДЕР. ДЕТСТВО, ЮНОСТЬ, ПЕРВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. Рига. 1967: Ф. А. ЦАНДЕР И СОВРЕМЕННАЯ КОСМОНАВТИКА. М, 1976.