«Техника-молодежи» 1981 №12, с.12-13




ПОКОРЕНИЕ
БЕСКОНЕЧНОСТИ


Представляем читателям новые работы, присланные на конкурс «Время — Пространство — Человек» художником В. Байдалюком из города Братска.

Цветы космоса.

Первопроходцы.

Критическая ситуация.

«Я являюсь старым поклонником журнала «Техника — молодежи» (выписываю его без перерыва с 1956 года). Особенно нравится, что журнал уже ряд лет печатает репродукции художников-фантастов», — пишет нам читатель Ю. Кулаков из Полтавы. Таких писем в редакцию приходит много. И во всех вопрос: где еще почитать о творчестве художников-фантастов, увидеть репродукции их картин?

Считанные дни остались до завершения 1981 года. Это был юбилейный год — все прогрессивное человечество отмечало в апреле 20-летие полета Юрия Гагарина.

По-своему откликнулись на это событие книжные издательства нашей страны: во многих из них вышли в свет специальные сборники, посвященные знаменательной дате. И на одном из них, «Покорение бесконечности», выпущенном издательством «Известия», хотелось бы остановиться особо.

Читатели «Техники — молодежи» знают из наших публикаций, что выставка научно-фантастической живописи «Время — Пространство — Человек» почти два года назад стала согласно постановлению Секретариата ЦК ВЛКСМ постоянно действующей; знают, что передвижная часть экспозиции успела за это время с триумфом прошествовать по музеям и выставочным залам Москвы, Киева, Львова, Таллина, Калининграда, Мурманска, Свердловска, Красноярска и ряда других городов Советского Союза. Поэтому никого уже не удивляет, что материалы по фантастическому изобразительному искусству все чаще появляются теперь не только в «ТМ», но и на страницах других изданий.

Помимо местной печати тех городов, где показывалась передвижная часть нашей выставки, большие иллюстрированные статьи о фантастической живописи и о творчестве отдельных художников помещали журналы «Смена» и «Огонек», «Ровесник» и «Вожатый», «Декоративное искусство» и «Сельская молодежь». Выходящий на девяти иностранных языках журнал «Советская литература» выпустил специальный номер, посвященный научной фантастике, и целиком проиллюстрировал его цветными и черно-белыми репродукциями картин с выставки «Время — Пространство — Человек». На протяжении всего 1980 года картины из нашего собрания воспроизводились на последней странице обложки журнала ЦК ЛКСМ Казахстана «Билим жанэ енбек». Статьи о научно-фантастической живописи и соответствующие репродукции регулярно появлялись в Болгарии, Венгрии, Чехословакии... Все это уже стало для нас вполне привычным и совершенно естественным.

Тем не менее очень приятно, что в сборник издательства «Известия» наряду с воспоминаниями космонавтов, рядом с произведениями поэтов и прозаиков включена и обстоятельная статья искусствоведа В. Кленова «Искусство космической эры», посвященная научно-фантастической и космической живописи. Ведь объем журнальной статьи, как правило, не позволяет сколько-нибудь подробно осветить историю, перспективы и проблемы этого столь любимого молодежью жанра, вызванного к жизни научно-технической революцией. А вот книжная публикация таких недостатков лишена.

Статья «Искусство космической эры» представляет собой достаточно полное обозрение эволюции космической темы в изобразительном искусстве: начиная с того первого взгляда, который устремил в небеса человек на заре разумной жизни, и кончая последними работами очевидца космоса Алексея Леонова и художников из группы «Интеркосмос». Космическая тема рассматривается не изолированно, не в отрыве от мировой культуры, но в общем русле ее развития. И действительно, она подобна потоку, который все более набирает силы в своем течении, проходящем через изощренную фантазию безвестных творцов древнейших легенд и мифов, через титанический труд строителей пирамид и Стоунхенджа, бессмертный подвиг Джордано Бруно, безоглядную научную дерзость Коперника и Лобачевского, шедевры художников эпохи Возрождения...

Но наиболее благодатной для космического искусства оказалась русская почва, подготовленная работами наших выдающихся соотечественников: Н. Федорова, К. Циолковского, В. Вернадского, А. Чижевского — гениальных мыслителей, впервые вполне осознавших место человека во вселенной и задумавшихся о космическом будущем человечества. Однако насколько разными стали пути, приведшие впоследствии П. Фатеева, Ю. Швеца, Г. Покровского к космической фантастике в изобразительном искусстве!

Рассказывается в статье и об их современных последователях, имя которым — легион. И об обращении маститых мастеров к новому жанру живописи, обращении, решающим толчком для которого послужили эпохальные достижения Страны Советов: запуск первого искусственного спутника Земли, героический полет Юрия Гагарина, выход Алексея Леонова в открытый космос. Рассказывается и о состоянии дела с космической и фантастической живописью в странах социализма и на капиталистическом Западе.

Короче говоря, о том, что «Красота и Поэзия, странствовавшие ранее лишь по земным дорогам, обрели свой Млечный Путь».

В сборнике «Покорение бесконечности» приведены также черно-белые репродукции с полотен художников, имена и работы большинства из которых отлично знакомы читателям «Техники — молодежи». Это А. Лопатников, П. Фатеев, С. Шиголев, Г. Покровский, Ю. Швец, Б. Смирнов-Русецкий, A. Соколов, А. Леонов, Д. Бокалов (НРБ), Я. Микеш (ЧССР), В. Писарев, М. Бутемж (МНР), И. Хелмут, B. Бурмистров, Б. Окороков, Г. Поплавский, А. Плахов, Ю. Походаев, С. Гета, И. Новоженов, Ч. Боистелл (США), М. Ромадин, Д. Утенков, Р. Гажо (ВНР), В. Глухов, А. Якушин, Р. Гевондян...

Словом, «Покорение бесконечности» можно смело рекомендовать нашим читателям. Остается добавить, что этот сборник не является исключением. Значительное место уделено фантастической живописи и в сборнике «Первый космонавт планеты Земля», выпущенном к юбилейной дате издательством «Советская Россия». А на 1982 год издательство «Детская литература» планирует выпуск богато иллюстрированной книги «Наперегонки со временем», целиком посвященной научно-фантастическому жанру в изобразительном искусстве.

МИХАИЛ РОМАНЕНКО