«Техника-молодежи» 1979 №7, с.6-9




ДЕТИ ЗЕМЛИ — ДЕТИ КОСМОСА

К МЕЖДУНАРОДНОМУ ГОДУ РЕБЕНКА

ПО РЕШЕНИЮ XXXI СЕССИИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ ООН 1979 ГОД ОБЪЯВЛЕН МЕЖДУНАРОДНЫМ ГОДОМ РЕБЕНКА. ГРАНДИОЗНЫЕ СВЕРШЕНИЯ XX ВЕКА — ВЕКА РЕВОЛЮЦИОННЫХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИИ, ВЕКА КОСМОСА — ПОВЛИЯЛИ НА ЖИЗНЬ ВСЕЙ ПЛАНЕТЫ И НЕ СЛУЧАЙНО СТАЛИ НОВОЙ ТЕМОЙ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА. НО ДЕТИ XX ВЕКА РАСТУТ, ОПЕРЕЖАЯ ВРЕМЯ. ВГЛЯДИМСЯ В ИХ КРАСОЧНЫЕ МЕЧТЫ О БУДУЩЕМ. РЕДАКЦИЯ ПУБЛИКУЕТ ЛИШЬ МАЛУЮ ЧАСТЬ ИЗ БОЛЬШОГО ЧИСЛА ДЕТСКИХ РИСУНКОВ, ПРИСЛАННЫХ НА КОНКУРС «ВРЕМЯ — ПРОСТРАНСТВО — ЧЕЛОВЕК».

По-разному выражается любовь человечества к детям. Древность донесла до нас сказочную легенду, в которой «мудрое дитя» открывает истину царям и магам. Платон был убежден, что младенцы обладают даром всеведения, но теряют его с первым же произнесенным словом. В XX веке летчик-мечтатель, писатель А. Сент-Экзюпери создал удивительный образ Маленького принца, хранящего в своем сердце тайну жизни, а мягкий юмор Г.Честертона помог нам заметить в каждом ребенке не только объект добродушного человеческого «детопоклонства», но и таинственное, полное радости и внутреннего света беспомощно-всесильное существо. Дети — это не просто продолжатели рода, это беспрерывно рождающаяся мечта человечества о своем Будущем.

Сейчас все вместе они составляют треть населения Земли: их более полутора миллиардов. Какое же влияние на жизнь планеты может оказать это разбросанное по пяти материкам поколение ее будущих властителей? Что любят и от чего страдают в окружающем мире, что чувствуют и о чем мечтают дети двадцатого столетия? Куда зовут мир их удивленные взгляды?

В детях заключено неистощимое жизнелюбие, увидеть их глазами землю и небо — значит полюбить все вокруг. Но как часто голод, болезни, войны, социальный гнет посягают на право маленького человека жить, развиваться, радоваться,

XXXI сессия Генеральной Ассамблеи ООН провозгласила 1979 год Международным годом ребенка. Это решение поможет объединить усилия всех слоев мировой демократической общественности для того, чтобы «покончить с бедственным положением детей во многих частях планеты». Принятая на сессии резолюция обязывает всемерно содействовать расширению «пропаганды в интересах детей и более глубокому осознанию особых, потребностей детей». Проведение Международного года ребенка не случайно совпадает с 20-летнем принятия ООН «Декларации прав ребенка», в которой впервые в истории человечества были провозглашены неотъемлемые права и свободы всех детей Земли. Эта инициатива ООН призвана способствовать более глубокому осознанию интересов детей, всесторонней их защите, что невозможно без проникновения в особенности психологии, в тайну души ребенка.


Говоря об этой «тайне», мы чаще всего невольно улыбаемся, представляя себе различные детские «секреты», забавные выдумки, игры. Да и что может утаиться в детях, доверчивая, искренняя открытость которых так привлекает к ним любые сердца! В ответ можно сказать лишь одно: их тайна — это тайна нашей общечеловеческой природы, одним из древнейших самопроявлений которой является изобразительное искусство.

Все дети рождаются с талантом и необъяснимой тягой к рисованию. Долгое время оно является наиболее «интеллектуальной» частью их труда. Но что они рисуют в своих альбомах и тетрадках? Их рисунки только ли отражение мира взрослого человека, или в них содержится еще что-то, с годами исчезающее?

Удивительное сходство произведений малолетних художников с берегов Дуная или Ганга, со склонов Кордильер или из австралийских пустынь позволяет утверждать, что детям свойственны в первую очередь коллективные человеческие переживания, всеобщие чувства, опора на людской опыт, накопленный в памяти поколений.

Вот несколько рисунков тех, кто родился уже после того, как младенчески прозвучали в эфире позывные первых искусственных спутников и первые следы землян остались на лунной поверхности. На рисунке тринадцатилетнего Володи Пелюсткова с Украины «Обсерватория» (внизу) изображена станция космического наблюдения будущего, в которой оптические приборы заменены принципиально иными. На огромном экране мы видим переданное из межпланетных далей телеизображение летящей ракеты. Каков его принцип: лазерное телевидение, космическая голография, нейтринная связь?..

Другой юный художник, Алеша Стефанов (16 лет, УССР), назвал свой рисунок «Работа на Луне» (стр. 8). Как видим, Луна «обживается» не только учеными и космонавтами, но и детьми, которым — кто знает! — может быть, предстоит совершить к ней реальный полет, осуществить свои нынешние проекты. Тогда они сумеют проверить, какими при близком рассмотрении окажутся лунные моря и горы. Такими ли будут цистерны с запасом жидкого земного воздуха, планетоходы, виднеющиеся на горизонте, метеоритные впадины и лик Земли в лунном небе?

Странное чувство возникает от живописных фантазий современных детей: подчас кажется, что они являются не столько результатом игры воображения, сколько первыми шагами в изучении космоса, своеобразным «заданием на будущее» себе и всему своему поколению. Александру Волынцу из Киева лишь пятнадцать лет, но его рисунок «Автоматическая межпланетная станция на Меркурии» (стр. 6) отличает несомненная зрелость. Лучи близкого Солнца, подобно нескончаемому прибою, сгладили очертания обожженных скал, усеявших поверхность планеты. Меркурий — это околосолнечное планетное «побережье», днем здесь плюс 400°. Условия работы станции на нем почти такие же, как внутри раскаленной печи. Золотисто-зеркальная жаропрочная сфера станции ослепительно сверкает на Солнце, а с теневой стороны отражает бурые краски почвы. Атмосферы практически нет, лишь вдали из вулканической расселины вырывается и бесследно исчезает столб газа. Но творение человека прочно стоит там, куда еще не скоро ступит его нога.

А вот рисунок, сделанный два года назад десятилетним Эдуардом Лирком из ГДР (стр. 7). Свое название — «Совместный полет» — он получил еще до того, как космический экипаж в составе Быковского и Йена вышел на околоземную орбиту. Но как точно уловил юный художник сам дух сотрудничества двух братских стран, многообразные плоды которого не могли не проявиться в важнейшей области человеческой деятельности — освоении космоса. Происшедший вскоре полет «Союза-31» не был для художника неожиданностью, ведь и он своим творчеством словно участвовал в его подготовке, приближал силой мечты и, несомненно, стал его мысленным активным участником.

Не только в глубины космоса, но и в глубины Мирового океана устремляется познающее мир детское воображение. Юный Станислав Лесников из Тольятти вместе с подводными археологами будущего ищет «Встречи с прошлым Земли» — так называется его рисунок (стр. 9) (не сканил). На океанском шельфе расположилась огромная исследовательская станция. Лифтовая шахта служит для беспрерывной челночной связи с поверхностью. Изучение необозримых подводных пространств планеты важно не только для археологов. Гораздо в большей степени оно интересно и нужно биологам, геологам, океанологам. Реактивный принцип передвижения под водой значительно облегчит сбор необходимых данных. Но автора привлек самый романтический момент подводных «полевых работ»: поиск древних цивилизаций Земли, таких, как легендарные Атлантида или Лемурия, затонувших городов, храмов, дворцов.

Утверждение: «Все дети одинаковы» — вошло в поговорку. Но дети конца XX века во многом отличаются от детей предыдущих эпох. С полным основанием их можно назвать детьми науки и мировой культуры, детьми гигантской технической цивилизации, детьми открывшегося человечеству космоса. Особенность современного детского творчества состоит в том, что самые фантастичные достижения науки и техники 60—70-х годов воспринимаются юными художниками как будничная реальность. Обилие новых данных о мире, с трудом укладывающееся в сознании взрослых, с поразительной легкостью усваивается их детьми.

Людям науки не покажется удивительным, что к понятию «ноосфера» современный ребенок относится приблизительно так же, как его сверстник XIX века к понятию «мой родной край». Рисунок шестнадцатилетнего школьника из Праги Иво Миковца «Дом культуры в кавказском селе будущего» (стр. 8) (не сканил) дополняет эту мысль. В нем чувствуется не только расширение «фантастического кругозора» автора, но и утвердившаяся в его сознании связь со всеми временами и пространствами, ближними и дальними. Легкая геометризованность изображенных на рисунке форм придает им скульптурность и подчеркивает их единство с окружающей горной природой. Силуэтам синеющих на закате вершин вторят очертания Дома культуры будущего. Рядом с ним располагается сад и опытная оранжерея под прозрачной пластмассой, тихое озерцо, стоянка электромобилей и бесшумная скоростная магистраль. Культура — это стремление к взаимному преображению и гармоничному слиянию человека и природы. Такова основная мысль автора.

Исследования современных философов и социологов показали, что в наше время идет все более нарастающий процесс «космизации сознания» современного человека, если понимать под ним отход от схем геоцентрического, «птолемеевского» мышления. Вне сферы точных наук — в творчестве художников, поэтов, композиторов — это явление названо критикой особым «чувством космоса». Многие черты в психологии современного ребенка позволяют предположить, что в глубинах его сознания также происходит пробуждение своеобразных «космических предчувствий».

Настойчивое стремление человечества в небо, крепнувшее из века в век, с каждым днем приносит теперь все больше практических результатов. Мы видим, что дорога в будущее сливается с дорогой к звездам, что дальнейшее движение вперед становится полетом. В последующих десятилетиях, продолжая дело своих отцов — первых покорителей космоса, — сегодняшние дети уже не будут мыслить своей жизни без вселенной. Овладевая ее пространствами, тысячи космических кораблей разнесут посланцев Земли по тем маршрутам, которые когда-то в детстве красками и фломастерами они нанесли на неведомые континенты Грядущего. Дети далекого будущего окажутся истинными «детьми космоса». И тогда с волнением и гордостью впервые по-настоящему осознают себя сынами Земли.

Валерий КЛЕНОВ