"Техника-молодежи" 1978 г №7, с.28-29




Звезды

становятся

ближе

В свое время Гюйгенс удивительно просто определил расстояние до Сириуса. Предпосылка, из которой исходил великий ученый, поражала современников смелостью. Гюйгенс заявил, что Солнце ничем особенным не отличается от других звезд. Одно дело — соглашаться или не соглашаться с гипотезой Коперника, и совсем другое дело — производить вычисления и измерения, руководствуясь этой гипотезой как очевидным фактом. Блеск зависит только от расстояния, рассуждал далее Гюйгенс, и освещенность обратно пропорциональна квадрату расстояния от источника света. Итак, на каком же расстоянии от Земли должно находиться Солнце, чтобы иметь такой же блеск, как Сириус? Латунную пластинку с отверстиями разного диаметра Гюйгенс поместил перед солнечным диском и нашел именно то отверстие, которое по яркости соответствовало Сириусу. Несложный расчет — и человек смог оценить истинные масштабы вселенной...

Именно с таких, поражающих простотой опытов началось нескончаемое проникновение человека в тайны космоса. Века и десятилетия, миновавшие с тех пор, принесли человечеству невиданные успехи в раскрытии секретов и загадок мироздания.

Устремленность в космос не прихоть человечества, взбудораженного невиданным ростом научно-технических возможностей, а естественная необходимость обеспечить свое будущее. Природа достигла в человеке высшей сложности строения и регулирования материальных явлений. Постепенно из создания природы он превратился в ее исследователя, поднялся до осознания своей космической ответственности. Как справедливо заметил академик В. Амбарцумян, «наступление космической эры вызывает перестройку мировоззрения человека, рождает новые идеи; человек чувствует ответственность уже не только за себя и свой дом, а за всю планету и окружающую ее часть вселенной».

Именно такими показывает людей будущего художник из Монгольской Народной Республики П. Мэлс. «Добро пожаловать!» — называется его полотно, утверждающее высокие идеалы дружбы и сотрудничества во имя грядущего, во имя высокой общечеловеческой задачи — разумного освоения звездных пространств (слева).

Исследование влияния космонавтики на мораль, искусство не просто «модный» вопрос, а настоятельная потребность нашей космической эры, в которую мы вступили. И пожалуй, научно-фантастическая живопись наиболее ярко воплощает связь искусства и космического бытия. Потому, вероятно, она и привлекает к себе столь пристальное внимание художников. Работа монгольского живописца — лишнее тому подтверждение.

Повышение чувства ответственности за природу Земли и космоса, экологизация общественного сознания должны привести и к выработке новых принципов охраны и сбережения среды в широком смысле этого слова.

До недавнего времени научное сознание в отношении природы исходило из представления о необходимости ее «завоевания», «покорения». Этот стереотип имеет вековую историю, и невиданный научно-технический прогресс помог ему утвердиться в нашем сознании. Ныне задачи меняются.

Все яснее становятся главные черты позитивной программы решения экологической проблемы. Еще около трех десятилетий назад В. Вернадский писал, что перед человечеством, перед «его мыслью и трудом становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого».

Бесконечное поступательное развитие, изменение мира и самого человека, его образа жизни и сознания (в том числе экологического) — таков путь разрешения экологической проблемы. На этом пути возможны и необходимы длительные, поистине глобальные эксперименты. Об этом, наверное, хотел рассказать болгарский художник-фантаст Д. Янков. Его картина так и называется — «Экологический эксперимент» (справа).

Президент Международной астронавтической федерации Л. Наполитано как-то сказал, что человек начал смотреть в небо с Земли, теперь же пришла пора смотреть с неба на Землю. Уже сейчас космонавтика помогает искать природные кладовые и вместе с тем выявлять те центры деятельности человека, которые оказывают или могут оказать отрицательное воздействие на среду. Уже сегодня можно представить себе глобальный контроль за состоянием нашего общего дома — Земли... Спутники как нельзя лучше подходят для наблюдения за биосферой, атмосферой, акваториями планеты. Приятно удивляет поразительная согласованность сроков становления космонавтики и назревания серьезных проблем, требующих ее вмешательства.

В последние годы, считают видные советские ученые Р. Сагдеев и Ю. Зайцев, все более отчетливо обозначается крутой поворот в развитии космических исследований, определяющих выдвижение на передний план проблематики, связанной с использованием космической техники в изучении окружающей среды и природных ресурсов Земли.

Когда-нибудь в повестку дня научных исследований будут записаны уникальные экологические эксперименты, соотнесенные с освоенным космосом, ведь человек становится космической силой.

БОРИС РАВИКОВИЧ,
действительный член
Географического общества СССР