Желательно смотреть с разрешением 1280 Х 800


"Техника-молодежи", 1972, №10, с. 20-21.
Сканировал Игорь Степикин

  • Конкурс "Мир 2000 года"

    В. КОЗЬМИН
    ДОРОГИ НЕБЕС И ЗЕМЛИ




    Калинин В. Закольцованный астероид.


    Ю. Глущенко. Скорость.

  • Они перерезают цветущие степи, тянутся вдоль побережий, взбираются на горные перевалы, то становясь прямыми, как солнечный луч, то изгибаясь наподобие контуров диковинного растения.
  • И узкая, еле заметная стежка, пробирающаяся к таежному ручью, и бетонная автострада, содрогающаяся от многотонных махин, и пыльный шлях, и древняя караванная тропа — все это земные пути-дороги.
  • Немыслима жизнь без дорог, но и дороги немыслимы без жизни. Они своенравны, прихотливы. Случается из одного горного селения видишь как на ладони другое. Вот оно, рукой подать. Взглянешь на карту: 10—12 верст от силы; пустишься в путь — и целый день будешь петлять по дороге, обманутый близостью цели.
  • «Мне кажется, со временем люди возьмутся за коренную реорганизацию дорог, — пишет в пояснении к своей картине «Скорость» Ю. Глущенко, молодой художник из города Кореновска. — Сначала появятся самодвижущиеся эстакады, затем хотя и медленно, но неуклонно они вознесутся над ликом Земли и свяжут между собой не только города, поселки, страны, но и материки. Прямые, бесшумные, восторжествовавшие над своенравием рельефа, они станут для наших потомков истинным символом вечного движения».
  • Читателю любопытно будет узнать, что мысль о самодвижущихся дорогах впервые была высказана четыре века назад гениальным Франсуа Рабле. В «Пятой книге деяний и речений Пантагрюэля» путешественники волею обстоятельств попадают на остров Годос (это слово по-гречески означает «путь»). И вот здесь-то, на вымышленном острове, они были несказанно поражены при виде... самодвижущихся дорог, которые оказались одушевленными существами. На Годосе люди беспрепятственно путешествуют куда им заблагорассудится — ведь дороги ходят сами.
  • Впоследствии эта заманчивая идея не раз увлекала писателей-фантастов (в том числе и советских — например, братьев А. и Б. Стругацких). Так появились дороги, текущие наподобие рек. Вознесенные над стремнинами и пропастями. Сливающиеся воедино и снова разветвляющиеся наподобие кровеносной системы, то ли мертвые, то ли живые, а точнее, полуживые, бессмертные, вечные.
  • Какая сила воздвигает их над планетой? Какая энергия вольется в их плоть? Термоядерная? Гравитационная? Или другая, покуда еще скрытая от нашего мысленного взора? Сейчас, сию минуту никому не дано ответить на подобные, буквально всепланетные вопросы. Ибо картина будущего пишется не в один присест, не экспромтом — нет, она складывается из отдельных, разнородных деталей наподобие мозаики.
  • Микрочастица такой мозаики — картина «Закольцованный астероид» В. Калинина из города Ломоносова. По замыслу автора, дороги в недра солнечной системы и за ее пределы будут начинаться с околоземных астероидов. Вот что сообщает В. Калинин: «Я попытался изобразить начало монтажа орбитальной станции вокруг астероида. Эта станция будет подобием города, парящего в космосе, со своими оранжереями, плавательными бассейнами, спортивными комплексами и т. д. Главное назначение города — быть плацдармом для экипировки звездных кораблей. Сюда же они должны возвращаться после многотрудных путешествий. Таким образом, мой «Закольцованный астероид» — мечта о небесном острове, где сливаются дороги небес и Земли».