«Техника-молодежи» 1971 г №1, обл, с.1, 6-11, 27


На 1-й странице обложки — композиция-монтаж «Луна-16», выполненная художником А. Печерским.


6. „ПО ПРИНЦИПУ ТЕХНИЧЕСКОГО ИЗДЕВАТЕЛЬСТВА НАД МАШИНОЙ"

В историческом полете «Луны-16» так много космических дел совершалось впервые! Пришлось, добиваясь высшей надежности, действовать «по принципу технического издевательства над машиной». Одних только спускаемых аппаратов изготовили несколько штук. Их стремительно раскручивали на центрифуге, яростно трясли на вибростенде, сбрасывали с самолетов на больших и малых высотах — на море, в лес, горы, поля, кустарники, пустыню, обжигали на плазменных установках. В результате — безотказность, изумительная четкость действий лунного автомата-геолога.



ТРИУМФ КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

1. ОТВОРИТЕСЬ, ЛУННЫЕ КЛАДЫ!


Я

ркая летопись полетов советских лунных «роботов» пополнилась блистательным достижением. Автоматическая станция «Луна-16» стартовала с Земли, вышла на окололунную орбиту, совершила мягкую посадку в районе Моря изобилия, взяла образец лунного грунта и с изумительной точностью доставила его на нашу планету, приземлившись в 80 км юго-восточнее города Джезказган. Видные советские ученые комментируют это событие.

М. Келдыш, академик, президент АН СССР: Впервые в истории освоения космоса были осуществлены автоматический старт ракеты с другого небесного тела солнечной системы и выведение автомата на трассу возвращения к Земле. Точное выведение позволило обеспечить перелет возвращаемого аппарата на Землю без коррекций, по баллистической траектории, попадание аппарата в расчетный коридор входа в атмосферу и его посадку в заданном районе территории Советского Союза с высокой точностью. Лунный грунт был благополучно доставлен на Землю.

Г. Петров, академик, директор Института космических исследований АН СССР: Наверное, на выставках многие видели, как работает оператор с радиоактивными изотопами. Сам он не подвергается риску облучения и может действовать с помощью механических рук. Точно так же без риска для себя ученые действовали на Луне. Только здесь «руки» протянулись на четыреста тысяч километров. Электрический бур по команде с Земли углубился в лунный грунт и, не нарушив его структуры, взял образец. Затем «рука» упаковала образец грунта в контейнер возвращаемого аппарата и загерметизировала его.

Как видите, все это довольно сложные операции. И это только начало пути активно работающих автоматов, способных возвращаться на Землю. Принципы, заложенные в действия «Луны-16», позволяют нам протянуть «руки» в космос на десятки и сотни миллионов километров и проводить автоматические исследования на дальних планетах.

Главный конструктор станции «Луна-16»: Станция «Луна-16» после взлета оставила в Море изобилия целую и невредимую «платформу», с которой мы провели потом несколько сеансов связи. Это значит, что в принципе доказана возможность сочетания в одном аппарате оборудования, детально исследующего Луну, с доставкой результатов некоторых работ на Землю. Я думаю, что в будущем мы сможем углубиться в лунную кору не только на 350 миллиметров, как сейчас, а значительно дальше. Вполне реально создание на Луне автоматически действующих обсерваторий.

Даже в исследованиях такой относительно благоприятной для человека планеты, как Марс, по-моему, автоматам типа «Луна-16» должна отводиться главная роль. Они могут, например, в конце концов дать ответ на сакраментальный вопрос: «Есть ли жизнь на Марсе?»

X. Богданов, кандидат технических наук: Главной опасностью для возвращаемого аппарата был вход в атмосферу Земли. Возвращаясь со второй космической скоростью из дальнего путешествия, при входе в плотные слои атмосферы он испытывал колоссальные перегрузки и давления. Каждый прибор, кабель, электрический разъем, находившиеся в возвращаемом аппарате, действовали на узлы, крепления с силой, превышающей собственный вес более чем в 300 раз!

А. Виноградов, академик: Лунный грунт в целом представляет собой разнозернистый темно-серый (черноватый) порошок, который легко формуется и слипается в отдельные рыхлые комки. Эта особенность существенно отличает его от земной бесструктурной пыли, несмотря на преобладание тонкозернистых фракций со средним размером зерен около 0,08—0,1 мм. По этому свойству грунт Луны скорее напоминает влажный песок или комковатую структуру наших почв.

Отвечая на вопрос корреспондента «Техники—молодежи»: «Есть ли возможность извлекать из лунных пород кислород, титан для использования их в строительстве будущих научных станций на Луне?», академик А. Виноградов сказал:

— Кислород можно извлекать, но надо себе представлять, во что это обойдется. Половину веса лунной породы составляет кислород. Но его извлечение — слишком дорогое предприятие. Добыча титана также будет невыгодна.

Г. Марчук, академик: Путь создания автоматических устройств, способных к «осмысленному» действию, откроет широкую дорогу для планомерного освоения околоземного пространства и позволит осуществить обширную научную программу космических экспериментов.

Исследование космоса с помощью автоматических станций, которое так настойчиво и успешно ведут советские ученые, — очевидно, наиболее реальная перспектива ближайшего будущего. Уже теперь с уверенностью можно говорить о планомерном изучении планет солнечной системы.

Б. Раушенбах, член-корреспондент АН СССР: Приблизительно на каждый пилотируемый полет приходится по 20—30 автоматических. Процент одинаков для двух ведущих космических держав — СССР и США. И этот факт еще раз свидетельствует, что основную долю работы в освоении космического пространства могут и должны выполнять автоматы. У меня есть все основания полагать, что стоимость лунной породы, принесенной нашим автоматическим аппаратом, значительно меньше, чем стоимость грунта, доставленного пилотируемым кораблем.

Б. Петров, академик, председатель совета «Интеркосмос»: Укрупненно основные разделы советской космической программы на ближайшее будущее, по-видимому, можно сформулировать так: в интересах науки — дальнейшее изучение свойств околоземного космического пространства и межпланетной среды, физической природы и происхождения Луны, планет и Солнца. Другой раздел, тесно связанный с первым, определяется насущными запросами народного хозяйства. Это использование средств космической техники для практических задач — связи, метеорологии, навигации, геодезии, сельского хозяйства, разведки полезных ископаемых. Космонавтика способствует научно-техническому прогрессу также и других отраслей народного хозяйства.





У

картографии Луны большая и интересная история. До недавнего времени считали, что автор самой первой карты — Галилео Галилей, наблюдавший в свой телескоп лунные моря и кратеры. Советский исследователь Е. Страут после длительных поисков установил, что первенство принадлежит английскому математику Томасу Харриоту. Правда, первые карты все же оставались рисунками — ведь размеры и положение всех объектов определялись на глаз.

В XVIII веке немецкий астроном Тобиас Майер дал строгое определение нулевого лунного меридиана. Положение каждой точки рельефа стали определять, как и на Земле, широтой и долготой. Очень точные измерения координат лунных деталей сделал Юлиус Франц — в 1901 году он опубликовал первый каталог с координатами 150 кратеров. А в современных каталогах содержится более 1000 объектов.

Карты, предназначенные для астрономов, изображали Луну в виде диска, у которого юг был вверху, север — внизу, запад — слева, восток — справа. Так делали потому, что в телескоп лунный диск виден перевернутым. Но с началом космической эры потребовались карты отдельных участков нашего спутника с нормально ориентированными странами света. По решению Международного астрономического союза (MAC) на новых картах принята ориентировка, аналогичная земной.

Советские астрономы с 1960 года картографируют Луну. По фотографиям автоматической станции «Луна-3» была составлена первая карта обратной стороны ближайшего к нам небесного тела. В 1961 году выпущен первый лунный глобус. Его украсили имена Циолковского, Ломоносова, Лобачевского, Жолио-Кюри, Джордано Бруно, Жюля Верна и других выдающихся людей. Имена эти решением MAC присвоены впервые обнаруженным объектам.

Фотоснимки «Зонда-3», сделанные в 1965 году, запечатлели уже 3000 новых образований. Теперь на полной рисованной карте масштаба 1 : 5 000 000 и глобусе (масштаб 1:10 000 000) изображено 99,5% лунной поверхности. Искажений углов, линий и площадей на глобусе практически нет.

Результатом кропотливой работы советских ученых была фотографическая карта видимого лунного полушария. Это сложная композиция, составленная из снимков отечественных и зарубежных обсерваторий. Для такого документального издания в земной картографии нет аналога.

В лучшие наземные телескопы можно рассмотреть объекты центральных районов лунного диска с размерами 0,6—1,0 км. По данным наблюдений подготовлена и издана на семи листах наиболее детализированная карта экваториальной зоны (±8° по широте и ±70° по долготе). Масштаб 1:1 000 000, то есть 1 мм на листе соответствует 1 км в натуре.

Заправлены в планшеты космические карты,

И штурман уточняет в последний раз маршрут...

Так поется в популярной песне. Ее романтический настрой нисколько не противоречит научной достоверности. Карта Луны — неоценимое подспорье не только для астрономов, но и для штурманов, которые направляют с Земли автоматических разведчиков, устремляющихся вновь и вновь к нашему серебристому спутнику.

Ж. РОДИОНОВА, научный сотрудник
Государственного астрономического института имени
Штернберга


3. ЛУНОХОДЫ: РЕАЛЬНОСТЬ И МЕЧТЫ

17 ноября 1970 года советская автоматическая станция «Луна-17» совершила мягкую посадку на поверхность Луны в районе Моря дождей. В тот же день с посадочной ступени станции сошел и приступил к выполнению программы «Луноход-1». Новый космический триумф — еще один яркий пример успехов, достигнутых Советским Союзом в год ленинского юбилея, свидетельство огромных возможностей первой страны социализма, идущей к XXIV съезду КПСС.

Запуску «Луны-17» предшествовала колоссальная работа по исследованию лунного грунта. Теперь мы знаем: сверху лежит пленка серой пыли. Под ней слои разнозернистого грунта — смеси сплошных и пористых минеральных частиц, в которой встречаются крупные камни. Далее — базальтовые лавы.

  Зная качество дороги, стало легче выбрать подходящий движитель. Руководитель работ по созданию самоходного шасси «Луноход-1» сказал: «...Мы проанализировали разные типы движителей. Был рассмотрен и гусеничный. Не обошли вниманием и такие экзотические, как шагающий, прыгающий и другие. Оптимальным для нашего лунохода все же был признан колесный». Шасси восьмиколесное, каждое колесо имеет свой собственный электропривод. Разворачивается луноход, как трактор, стопоря правую или левую часть движителя.

Итак, победило колесо. Интересно, что в зарубежной литературе было предложено немало экстравагантных конструкций луноходов. Но они остались лишь мечтой. Вот некоторые из них.

1. Этот луноход, напоминающий гоночный автомобиль, явно рассчитан для езды по ровной площади.

2. Луноход «Турист». Эластичное соединение осей позволяет каждой паре колес приспосабливаться к пересеченной местности и равномерно распределять нагрузку.

3. «Червяк» — машина для движения по огромным резервуарам пыли. Он напоминает корабль. Движитель — винт Архимеда — охватывает корпус сверху, и машина, ввинчиваясь в пыль, медленно ползет вперед.

4. Продолговатый округлый корпус этого лунохода разделен надвое направляющим желобом. Вместо обычной гусеницы — легкие, эластичные пластины. При любом положении лунохода пластины, изгибаясь, всегда будут находиться между корпусом и лунной поверхностью.

5. Экстравагантный луноход со сферическими колесами.

6. «Пожиратель пути и времени» — так нарекли эту пару трехметровых колес.

7. Луноход, построенный по образцу обычного автомобиля, как ни странно, оказался ближе других к конструкции, впервые двигавшейся по лунному грунту в Море дождей.