«Техника-молодежи» 1966 №1, с.35-36



Снова о двигателе внешнего сгорания

(отрывок)

Вот почему уже сейчас обсуждаются планы о переводе на стирлинги катеров, моторных лодок и даже автобусов и автомобилей.

Очень любопытна способность стирлингов работать не только на горючем, но и от любого нагретого тела как источника тепла. Маленькая моделька может работать даже от тепла руки. Поэтому, если поставить на двигатель бак с расплавом какого-нибудь вещества, обладающего большой теплотой плавления, можно получить удобный транспорт для шахт и взрывоопасных предприятий. Подсчитано, например, что 7 л расплава окиси алюминия эквивалентны литру бензина. А ведра расплавленного фтористого лития хватает для трехсильного стирлинга на 5 час. Такая установка предназначена для мотороллера. Но еще раньше такой движок начал работать в космосе.

КОСМИЧЕСКИЕ

ОБЯЗАННОСТИ

СТИРЛИНГА

Здесь наряду со сверхмощными ракетными двигателями нужны источники энергии малой мощности, но очень надежные, очень компактные и, главное, очень экономичные. Способность стирлинга работать от любого источника тепла уже используется на одном из искусственных спутников. Лучи фокусируются шестиметровым зеркалом, всегда обращенным к солнцу, и нагревают жидкий сплав NaK до 675° С. Этот сплав прокачивается через головку стирлинга, развивающего мощность 3-5 квт. Когда спутник заходит в тень Земли, стирлинг продолжает работать: 16 кг гидрида лития в тепловом резервуаре запасают в форме теплоты расплава столько энергии, сколько содержат 500 кг электрических батарей. Самая большая сложность для космического стирлинга (как и для любого теплового двигателя, работающего в космосе) — отвод тепла. Если в земных условиях прокачиванием воды через змеевик можно снять довольно большие количества теплоты, то в космосе единственный механизм теплоотвода — это излучение. Радиатор космического стирлинга разрастается до 15 кв. м. И тем не менее в конечном итоге установка со стирлингом оказывается на 108 кг легче, чем установка с ртутной турбиной, и на 84 кг легче солнечных батарей. Полная взаимная уравновешенность вращающихся частей такого стирлинга, отсутствие вибраций особенно важ­ны для космоса, где любая вращающаяся деталь создает трудности для ориентации спутника.