"Техника-молодежи" 1946 г, №8/9, с.1-4


Автор статьи - Ари Штернфельд

 

Реактивная техника в России находилась на очень высоком уровне еще в Петровскую эпоху. Слава русских пиротехников гремела во всем мире.

В XIX веке русская реактивная артиллерия помогала биться за отечество на полях сражений.

Труды ученых — Константинова, Кибальчича, Циолковского — заложили фундамент реактивной авиации.

В годы Великой отечественной войны ракета вернулась к нам из глубины веков, обновленная и преображенная последними достижениями техники. Враги испытали на себе сокрушительные удары гвардейских минометов.

Реактивная техника помогает сегодня создавать летательные аппараты небывалых скоростей и мощностей.

 
 

В 1680 году в Москве основалось первое «Ракетное заведение», в работах которого впоследствии принимал деятельное участие Петр I.

«11 генваря был на царском дворе и видел его Величество младшего царя, который был занят приготовлением фейерверка», пишет в 1690 году в своем дневнике деятель Петровской эпохи Патрик Гордон (рис. 1.)

Начиная с конца XVII века, ракетное дело в России было поднято на необычайную высоту. Основой этому было массовое производство отличного русского пороха (рис. 2).

Наряду с развитием порохового производства усовершенствовалось и изготовление ракет. В артиллерийских кругах до сих пор считают, что петровская сигнальная ракета образца 1717 года употреблялась почти без изменения около двух веков (рис 3).

 
 

«Трудно себе представить, какая масса пороху истлевается за пирами и увеселениями при получении радостных вестей, на торжествах и при салютах...», пишет в своей донесении в начале XYIII века датский посланник в России.

Перед нами старинные гравюры: «Изображение увеселительных огней, представленных при случае торжества заключенного Россией с Портою Оттоманскою вечного мира. Под Москвой на Ходынке июля 16 дня 1773 года» (рис. 1) и фейерверк времен Анны Иоанновны в 1730 году (рис. 2)

«Наконец окончание увеселительных огней произведет великолепный и разновидный павильон, составленный из сорока двух тысяч ракет. Для запуска было приготовлено особое приспособление — «бутка из 100 ракет» (рис. 3).

 

В первой половине XIX века Петербургская пиротехническая лаборатория изготовляла для вольной продажи ракеты стоимостью от 14 копеек до нескольких тысяч рублей. Тогда же впервые был применен реактивный принцип движения по воде бутафорских уток, гусей и лебедей (рис. 4).


 

В пиротехнической книге Федора Чалеева (начало XIX века) можно найти описание и детальные чертежи боевой составной ракеты, относящейся к концу XVI века (рис. 1).

Это та самая ракета, приоритет изобретения которой рьяно оспаривается современными изобретателями.

Вот станок для запуска боевых ракет по старинной книге Демидова (рис. 2).

В «Описании практических работ и опытов под Красным Селом с 1832 по 1836 г.» мы находим интересный проект ракетной контрминной системы военного инженера генерала К. А. Шильдера (рис. 3). Это целое фортифивационное сооружение с трубами для действия фугасами в гильзах с «ракетами, сквозь глассированный бруствер ложементвой батареи пускаемыми»,

В 1853 году при взятии кокандской крепости Ак-Мечети (современный город Кзыл-Орда) из разных пунктов было выпущено по крепости большое количество ранет (рис 4). Ракеты подвозились на верблюдах и о успехом заменяли громоздкую артиллерийскую установку.

Боевые ракеты XIX века (рис. 5) имели разный заряд и назначение. Наверху — прицельная ракета с двухфунтовой гранатой; ниже — навесная ракета с шестифунтовой гранатой; внизу — разрез учебной ракеты.

Уже в XIX веке применялись парашютные осветительные ракеты (рис. 6 и 7), которые запускались с оригинального станка. Уровень наклона его регулировался по отвесу, опущенному в бадью с водой, которая играла роль демпфера, успокаивающего колебания отвеса.


Изготовление ранет и пороховых составов всегда являлось довольно сложных делом. С полукустарного способа работ изготовление ракет быстро перешло в России на промышленную основу.

Вот иллюстрация, заимствованная из сочинения Демидова о ранетах, относящаяся к 1821 году (рис. 1). Приборы для изготовления составов характеризуют высокий уровень производства.

В 1847 году руководство петербургским ракетным заведением переходит в руки генерала Константинова. Под ого руководством кустарщина в ракетном производстве была окончательно изжита.

Боевые ракеты были испытаны, стандартизованы, новые станки и приборы были изготовлены специально для улучшения производства.

 

Изготовленный в Париже в 1860 году по чертежам Константинова гидравлический пресс для набивки ракет (рис. 2) получил признание не только в России, но и за границей.

Все основные процессы были механизированы. Вот бочка системы Константинова для смешивания ракетного состава (рис. 8). Вот специальная машина для сверления пустоты в ракетах, набитых сплошь (рис 4).

Наконец испытания действия самих ракет также проводились на строго научной основе.

Константиновым в 1853 году был сконструирован специальный баллистический маятник для испытания ракет (рис 5). На этом маятнике с помощью самозаписывающего прибора отмечалось действие испытуемой ракеты.

Такие приборы впервые появились в России, и не в XX веке, как обычно утверждают, а еще в XIX веке.