вернёмся в библиотеку?
Комсомольская правда (Москва) , №035
25.2.2004
МЫ ПОВЕЗЕМ КОСМОНАВТОВ "КЛИПЕРАМИ".

Нашему корреспонденту удалось получить в Ракетно-космической корпорации "Энергия" чертежи принципиально нового пилотируемого космического корабля

Когда глава "Росавиакосмоса" Юрий Николаевич Коптев рассказал о проекте шестиместного космического корабля, чертежи которого готовы в РКК "Энергия", поначалу я подумал, что ослышался. Многоразовый пилотируемый корабль? Старт на новой, специально подготовленной для этого ракете? У нас?! За пятнадцать лет мы настолько привыкли, что в космосе (впрочем, как и в других отраслях) "доедаем" запасы 70 - 80-х годов... Пилотируемым "Союзам", на которых до сих пор летают космонавты, без малого 40 лет. Международная космическая станция, по сути, модернизированный вариант "Мира", созданного в 70-е. Уже как-то привычнее писать о новых аппаратах американцев. А тут — на тебе... Честно говоря, так приятно, что можно с гордостью рассказывать и об отечественных разработках.

— Уже есть тома документации, — похлопывает ладонью папку с презентационными материалами "Клипера" заместитель генерального конструктора Николай Альбертович БРЮХАНОВ. — Работы идут четыре года. Хотя, понятно, до поры до времени мы помалкивали.

Идея проста. "Союзы" свой век отживают. Их дорабатывали уже трижды. Что вместо них? Челноки типа американских шаттлов? Работы по "Бурану" свернули в 1992-м. Да, в общем, непонятно, что бы было, если бы они продолжались. НАСА само сейчас на распутье — шаттлы запускать после двух катастроф опасно, а чем их заменить?

Пока американцы раздумывают, в России чертят, просчитывают, испытывают. В "Клипере" собрано все лучшее, что накопила пилотируемая космонавтика. И вместе с тем это принципиальный рывок вперед. Ракета-носитель "Онега", которая поднимет "Клипер" на орбиту, это доработанная, но все та же старая добрая ракета-носитель "Союз" — самая надежная в мире. Вот только пустяк — "Онега" в отличие от "Союза" сможет поднимать в два раза больше груза — более 14 тонн. Именно столько, сколько весит "Клипер".

Сам корабль состоит из просторной кабины, чем-то напоминающей нос "Бурана", приборного и агрегатного отсеков. За ними, а не на носу — стыковочный люк.

Корабль крепят на ракете, не прикрывая обтекателями. Сверху на носу "Клипера" устанавливают двигатели системы аварийного спасения (САС). В этом случае космонавтов можно будет спасти в любую секунду, просто оторвав от ракеты. Опасных участков при выведении на орбиту и при посадке, как у шаттлов, нет.

— "Клипер", во-первых, обеспечивает безопасность экипажа на любой стадии полета, — объясняет мне Николай Брюханов. — Во-вторых, он гораздо удобнее для космонавтов — все-таки объем корабля существенно больше. В-третьих, у него лучшая точность посадки. "Клипер" сможет приземляться в России, а не в Казахстане, меняя траекторию уже во время спуска. Перед посадкой агрегатный отсек отделяется и сгорает в атмосфере. А возвращаемый аппарат корабля — самую дорогостоящую часть — можно будет использовать много раз.

— На схеме корабля космонавты сидят не в ложементах, а в креслах...

— Правильно, в новом корабле перегрузки будут поменьше — до двух с половиной единиц.

— Скажите честно, у вас заложена возможность поднимать на орбиту шесть человек. Это сделано с прицелом на Марс? Ведь все специалисты сошлись во мнении, что на Красную планету нужно посылать именно такой экипаж.

— Дело не только в Марсе, — уклончиво ответил конструктор. — Уже в ближайшем будущем космические конструкции станут собирать на орбите из блоков, присылаемых с Земли. Не важно, будет ли это марсианский корабль или околоземная база. Мы подсчитали: шесть человек — это оптимальная команда космических монтажников.

— Наверное, на новый корабль потребуется огромная сумма денег?

— По нашим оценкам, все работы обойдутся в 10 млрд. рублей.

Материалы доступны в бумажной версии издания

Александр МИЛКУС

Известия (Москва) , №033
25.2.2004

На смену "Союзу" придет новый русский шаттл.

В российской космической корпорации "Энергия" разрабатывается 6-местный многоразовый корабль "Клипер", который должен прийти на смену 30-летнему "Союзу". Новый корабль стоит в планах научно-исследовательских работ и государственным финансированием пока не обеспечен. Хотя генеральный директор Росавиакосмоса Юрий Коптев уже не без гордости заявил о перспективной разработке.

После того как президент США Джордж Буш обнародовал амбициозные планы покорения Америкой космических пространств, российские космические КБ наперебой стали заявлять о том, что у них в чертежах лежат куда более перспективные изделия. И на Марс мы можем раньше высадиться, и новый корабль раньше Америки сделать. Шаттлы, как сказал Буш, уйдут в отставку в 2014 году, а наш "Клипер" может быть готов уже к 2010 году. Если, конечно, из казны прольется золотой дождь.

Что касается самого "Клипера", о котором "Известиям" рассказал его разработчик Борис Сотников, то он сочетает достоинства испытанного "Союза" и уникального "Бурана", так и не сумевшего стать членом космофлота. "Клипер" (14, 5 т) легче "Бурана" (105т), но позаимствовал его теплозащиту и системы навигации. В отличие от "Союза", "Клипер" может совершать маневры на орбите. На борт он берет 6 человек и 700 кг груза вместо 3 человек и 200 кг у "Союза". Он более безопасен и комфортен. И, самое главное, универсален, поскольку может быть использован не только для доставки (и эвакуации) экипажей на орбитальную станцию, но в качестве составляющего элемента в марсианской экспедиции. Длительность автономного полета "Клипера" — 10 суток, в пристыкованном состоянии его ресурса хватит на год. Еще одним достоинством "Клипера" в духе последней, хотя и сомнительной, моды является его перспективность для космического туризма, поскольку экипаж из двух человек вполне справится с управлением корабля.

На орбиту "Клипер" предполагается выводить с помощью российской ракеты под названием "Онега", которая будет представлять собой глубоко модернизированную версию ракеты "Союз". Запускать новый космический корабль можно со всех российских космодромов, где имеются стартовые площадки под "Союз", то есть с Байконура и Плесецка. И даже с космодрома Куру во Французской Гвиане, где сейчас строится российский стартовый комплекс.

Сергей ЛЕСКОВ