вернёмся на старт?

Статьи в иностранных журналах, газетах 2021 г.


  1. Дейл Арни. Пилотируемые старты возвращаются в Космический центр Кеннеди (Dale Arney, Crewed launch returns to Kennedy Space Center) (на англ.) «Aerospace America», том 59, №1, 2021 г., стр. 7 в pdf - 419 кб
    Обзор 2020 года, представленный Техническим комитетом космического транспорта Американского института аэронавтики и астронавтики (AIAA): «Американские астронавты были запущены из Космического центра Кеннеди во Флориде впервые с 2011 года. Для миссии Demo-2 Боб Бенкен и Дуг Херли вылетели на Международную космическую станцию на борту капсулы SpaceX Crew Dragon на ракете Falcon 9 в мае [2020 г.], расчистив путь к ноябрьскому запуску Crew-1. Boeing подготовился к испытательному полету своей капсулы Starliner без экипажа после взрыва. Первоначальный беспилотный полет ракеты United Launch Alliance Atlas V в декабре 2019 года был сокращен из-за ошибки программного обеспечения. В феврале ракета Northrop Grumman Antares доставила на МКС грузовой корабль Cygnus. SpaceX запустила свою 19-ю успешную миссию по доставке грузов на МКС в марте. В августе НАСА завершило четвертый из восьми тестов Green Run для своей SLS в космическом центре НАСА Стеннис в Миссисипи. Компоненты системы были исправны и герметичны. (...) SpaceX запустила свою сотую миссию в августе [2020 года], а в апреле ее ракета Falcon 9 стала самой летающей активной ракетой с 84-м запуском. Во время августовского запуска Falcon 9 в шестой раз запускалась ракета-носитель; Обтекатель полезной нагрузки Falcon 9 был впервые использован повторно в ноябре 2019 года. SpaceX выполнила 150-метровые испытательные полеты в августе и сентябре своего прототипа Starship на своем предприятии в южном Техасе. (...) Космоплан VSS [Virgin Space Ship] Unity компании Virgin Galactic совершил два планирующих полета без двигателя, один в мае и один в июне [2020]. (...) В мае Long March-5B, китайская ракета большой грузоподъемности, предназначенная для поддержки космической станции на низкой околоземной орбите, подняла в космос беспилотную версию своего космического корабля следующего поколения. В марте первый запуск Китая Long March-7A, модернизированный для нетоксичного топлива и модульных систем, не смог выйти на геостационарную переходную орбиту. (...) Россия запустила 27, 28 и 29-й спутники «Гонец-М» в сентябре [2020 года] на ракете «Союз». В декабре 2019 года она запустила 24-й, 25-й и 26-й спутники на российской ракете «Рокот». Это был последний запуск «Рокот»; первый дебютировал в 1990 году. (...) Япония запустила последний транспортный корабль H-2 к МКС в марте [2020]».
  2. Кэт Хофакер. Оператор станции завтрашнего дня (Cat Hofacker, Tomorrow's station operator) (на англ.) «Aerospace America», том 59, №1, 2021 г., стр. 10-16 в pdf - 596 кб
    Интервью с Мэттом Ондлером, техническим директором Axiom Space с января 2020 года: «Если вы построите это, они придут» - это то, на что Мэтт Ондлер и его коллеги из Axiom Space делают ставку в своем плане по созданию первой частной космической станции. Сборка начнется в 2024 году, когда роботизированная рука Международной космической станции присоединит первый из четырех запланированных модулей Axiom к порту узла 2, чтобы за пару лет укрепить доверие, прежде чем модули разделятся и образуют свободно летающую станцию. Как главный технический директор из примерно 100 сотрудников хьюстонской компании, Ондлер курирует строительство этих и будущих модулей, которые Axiom планирует построить для космического производства, приема космических туристов и других нужд. [Вопрос Кэт Хофакер] И НАСА, и американские законодатели согласны что американские модули [МКС] приближаются к своему концу. Почему коммерческая станция - следующий шаг? [Ответ Мэтта Ондлера] Преимущество для НАСА - 3,5 миллиарда долларов в год. В сравнении с тем, что НАСА тратит на Международную космическую станцию, лишь небольшая часть этой суммы, около 500 миллионов долларов США, используется на развитие науки и технологий. (...) имея коммерческую альтернативу, при которой НАСА все еще может закупать такого рода услуги с точки зрения исследований и развития технологий, это высвобождает кучу денег для НАСА, чтобы сделать что-то еще, чтобы сделать следующее большое дело - двигаться на Луну или на Марс. (...) [Вопрос] Нарисуйте мне картинку Станции Axiom. Чем эта станция будет принципиально отличаться от МКС, помимо того, что она находится в частной собственности? [Ответ] Первое и самое важное - это то, что наша космическая станция полностью финансируется за счет инвестиций, за счет доходов, которые мы получаем от нашего бизнеса, поэтому она будет принадлежать Axiom Space и полностью управляться Axiom Space. (...) Мы должны иметь возможность строить, обслуживать и эксплуатировать станцию по цене, которая намного ниже, чем у МКС, но мы можем сделать это, используя технологии и возможности, которые МКС доказала за многие годы. (...) [Вопрос] Каким, по вашему мнению, будет прок клиентов от будущей Axiom Station? [Ответ] Это действительно комплексный бизнес-подход и клиентская база, одна из которых - частные космонавты [астронавты-туристы]. (...) Мы думаем, что существует также большой рынок для профессиональных астронавтов из стран, которые, возможно, уже участвуют в МКС, но у них нет возможности управлять своими астронавтами так часто, как им хотелось бы. (...) И затем мы надеемся, что в какой-то момент сможем управлять людьми, которые могут работать, например, в компаниях, которые заинтересованы в производстве в космосе. (...) Еще один интересный сегмент рынка - это люди, которые хотят создавать медиа в космосе, будь то фильмы или рекламные ролики (...) Последний важный момент - это возможность стать местом, где НАСА может продолжать проводить фундаментальные исследования и экспериментировать, разрабатывать технологии, например, для полета на Луну или Марс (...) [Вопрос] как Axiom обеспечивает размещение компаний или правительственных агентств, которые могут захотеть построить и прикрепить свой собственный модуль к Axiom Station? [Ответ] (...) если бы был кто-то еще, кто построил модуль и он соответствовал бы нашим требованиям к интерфейсу, ему, безусловно, разрешили бы прийти и подключиться к нашей станции. (...) Мы действительно пытаемся создать с помощью нашей станции инфраструктуру и возможности, которые будут очень и очень гибкими, чтобы позволить большому количеству разных клиентов. Например, мы хотим, чтобы наши полезные нагрузки располагались как можно ближе к наземной лаборатории. (...) Мы думаем, что путь в том, что мы проводим эксперименты для клиентов, чтобы проверить конкретную технологию, а затем мы находим способы масштабировать это производство. (...) [Вопрос] Что обязательно должно произойти, чтобы все это собралось вместе? [Ответ] Есть несколько проблем. Во-первых, нам определенно нужна постоянная поддержка НАСА. Для нас очень полезно и важно иметь возможность запустить нашу станцию, прикрепленную к МКС. (...) тогда МКС станет, как мы надеемся, одним из первых клиентов для исследований, развития технологий разведки и размещения астронавтов НАСА (...) Важна возможность правительства быть будущим клиентом и предоставлять некоторое финансирование для помощи частным компаниям, и поэтому эта постоянная приверженность, безусловно, играет в этом большую роль. (...) [Вопрос] каковы самые большие инженерные проблемы? [Ответ] Один из них - это общий причальный механизм, или CBM, с помощью которого транспортные средства посещают МКС, и это также будет нашим подходом к соединению модулей и стыковочных транспортных средств со станцией Axiom. (...) Другой пример: когда мы летаем бесплатно, мы будем использовать гироскопы управляющего момента того же размера, что и на МКС. (...) Мы также летаем на довольно уникальной двигательной установке: кислород-метан. Одна из причин, по которой мы это делаем, заключается в том, что это экологичное топливо (...) Наши исследования показывают, что с экипажем из шести человек на борту мы можем создать все нужные нам вещества только от экипажа, производящей CO2. (...) [Вопрос] Как все эти запланированные инновации способствуют срока службы Axiom Station? [Ответ] Мы думаем, что жизнь продлится дольше просто потому, что мы наращиваем способность к обновлению. (...) Еще одним фактором увеличения срока службы является снижение эксплуатационных расходов. (...) [Вопрос] как вы сразу же убедитесь, что Axiom Station прибыльна? [Ответ] (...) Продажи частных космонавтов продолжаются; Axiom начнет отправлять частных астронавтов на МКС в следующем году или в начале 2022 года. Производство в космосе - еще один рынок, который находится на пороге. (...) [Вопрос] Какое долгосрочное будущее видит Axiom на низкой околоземной орбите - несколько космических станций? Капсулы экипажа приходят и уходят? [Ответ] У нас есть 40-50-летняя перспектива, согласно которой к 2050 году на низкой околоземной орбите будет несколько космических станций. (...) На этих больших космических станциях могут быть сотни, если не тысячи людей. (...) Мы надеемся на будущее, что это невероятное производство и возможности на низкой околоземной орбите. И не только на околоземной орбите, возможно, на орбите вокруг Луны и других местах, которые мы построим, и многие и многие люди будут жить и работать в космосе».
  3. Сара Уэллс. Мы думаем о космических путешествиях (Sarah Wells. Putting our minds to space travel) (на англ.) «Aerospace America», том 59, №1, 2021 г., стр. 32-40 в pdf - 949 кб
    "Суборбитальные летные компании Blue Origin и Virgin Galactic приближаются к отправке первых платящих клиентов в путешествие на окраину космоса, разработки, которые могут послужить трамплином для еще более смелых начинаний космического туризма, таких как планы орбитального туризма SpaceX и Axiom Space. Мужество и деньги - это еще не все, что понадобится этим космическим туристам-новаторам для этих первых полетов, а также для путешествий на орбиту и дальний космос, которые могут последовать. Им потребуется разная степень психологической подготовки не только для безопасности, но и для того, чтобы получить максимум удовольствия за сотни тысяч долларов, которые они потратят на этот опыт. (...) Возможность побывать в космосе - или даже просто коснуться верхних слоев атмосферы Земли - дает возможность, которую многие ждут всю жизнь, хотя опыт не обойдется без сложных проблем. (...) Предполагаемое время пребывания Blue Origin в капсуле составит 41 минуту, включая 30 минут посадки и 4 минуты невесомости, в то время как для Virgin Galactic это примерно 1,5 часа с таким же количеством времени в невесомости. (...) Тем не менее, поскольку клиенты платят до 250 000 долларов США за испытание невесомости и вид на Землю с высоты около 100 километров, остаётся открытым вопрос реакции этих клиентов, если миссия не пойдёт точно так, как задумано. (...) В идеале клиенты должны быть достаточно подготовлены с помощью своих программ обучения, чтобы адаптироваться к любым меняющимся обстоятельствам (...) Суборбитальная ракета и капсула New Shepard от Blue Origin должны выполнять полеты автономно, без пилотов на борту с пассажирами, наземные диспетчеры вмешаются, если возникнет такая необходимость. Чуть более человечности в Virgin Galactic - тут будет управляться двумя профессиональными пилотами. Другое дело - орбитальные опыты. Такие полеты не обязательно доставят туристов намного выше, чем суборбитальные полеты, но можно лететь быстрее, 28 000 км/ч по сравнению с 6 000 км/ч для суборбитальных полетов, орбита может поддерживаться в течение нескольких дней или недель. (...) психологическая подготовка - в дополнение к физической - будет еще более важной во время таких полетов, чтобы туристы оставались спокойными в течение всего времени. (...) Насколько я мог узнать, у компаний орбитального туризма еще нет конкретных планов обучения, хотя Space Adventures, космическая компания, которая будет проводить программы орбитального туризма SpaceX, действительно заявляет, что ее обучение, вероятно, продлится несколько недель, а Axiom Space оценивает его в 15 недель. (...) Подготовка к суборбитальным полетам была бы намного короче. У Virgin Galactic и Blue Origin программы тренировок от двух до трех дней. Точная подготовка каждой программы варьируется, но обычно включает в себя физическую подготовку в форме опыта невесомости и ознакомление с кабиной и автоматизированными процедурами. Virgin Galactic также планирует предоставить своим клиентам всестороннюю медицинскую экспертизу для выявления уязвимостей, которые могут подвергнуть их или других риску во время полета, включая такие состояния, как клаустрофобия или плохое управление стрессом. Но пока неизвестно, будут ли эти условия в конечном итоге лишать туристов права летать. (...) риск причинения серьезного вреда другим туристам из-за незнания процедур невесомости или плохого управления стрессом маловероятен для коротких суборбитальных полетов. Если пассажир совершит безрассудство и попытается, например, открыть дверь космического корабля, эти действия все равно не нанесут вреда другим туристам. Virgin Galactic сообщает мне, что из-за давления на дверь космического корабля, этот приём также применяется к дверям коммерческих авиалайнеров, невозможно открыть дверь космического корабля в полете. (...) если планы руководителей правительства и предпринимателей осуществятся в ближайшие 20, 50 или 100 лет, площадка космического туризма выйдет далеко за пределы орбиты Земли. (...) И хотя сегодняшние космические туристы вряд ли испытают много психологического стресса в своих коротких полётах, при более длительных полетах, таких как семимесячное путешествие на Марс, возникает повышенный риск негативных психологических эффектов, таких как депрессия от длительной социальной изоляции и одиночества (...) Разработка терапевтического плана, который может сработать даже с задержкой связи в глубоком космосе, будет иметь решающее значение для благополучия этих исследователей (...) Связь с экипажем поможет, но связи нужно как-то поддерживать с семьей и друзьями, возможно, через воспоминания, когда связь с Землей становится прерывистой. (...) Космические туристы, которые заплатили сотни тысяч долларов за незабываемый опыт, вероятно, захотят максимизировать положительный психологический эффект этого набега в космос. (...) Астронавты широко описывают наблюдение за Землей как духовный и уникальный опыт, который изменил их положительно по возвращении. (...) образ мышления № 1, который необходимо привить стажерам, - это чувство знакомства с космическим кораблем и планом миссии, а также уверенность в его безопасности. Это то, чему Virgin Galactic уделяет большое внимание в своей программе подготовки астронавтов, в которой будущие астронавты, получившие билеты, получат подробную информацию, вплоть до звуков и запахов. (...) Компания также объявила о заключении контракта с НАСА в прошлом году на разработку отдельной «программы подготовки частных орбитальных космонавтов», чтобы помочь НАСА достичь своей цели по расширению коммерческого использования МКС путем поиска и обучения участников частных космических полетов. (...) Там, где существуют космические путешествия, недостатка в космических туристах никогда не будет".
  4. Нола Тейлор Редд. Как умирают черные дыры (Nola Taylor Redd, How Black Holes Die) (на англ.) «Astronomy», том 49, №1, 2021 г., стр. 60-62 в pdf - 1,73 Мб
    «Черные дыры - это области пространства-времени, где правит гравитация: гравитационное притяжение черной дыры настолько велико, что ничто, даже свет, не может ускользнуть. (...) Прямо сейчас Вселенная находится в своем звездном состоянии. Эра, когда звезды и галактики рождаются непрерывно. В конце концов, ингредиенты для создания этих объектов будут израсходованы, и звезды в ночном небе медленно погаснут, оставив черные дыры единственными обитателями Вселенной. Но даже черные дыры однажды умрут. И когда они это сделают, эти монстры не уйдут мягко в ночь. Взрыв фейерверка осветит вселенную в последние мгновения каждой черной дыры, знаменуя конец эпохи. ( ...) Помимо выделения черной дыры, горизонт событий также является ключом к смерти черной дыры. Материал, пересекающий горизонт черной дыры, теряется навсегда, поскольку ничто не может избежать хватки этих прожорливых монстров. По крайней мере, это то, что диктует наше нынешнее понимание гравитации. Но эта так называемая точка без возврата не принимает во внимание квантовую механику. (...) В 1974 году Стивен Хокинг доказал, что с квантовой точки зрения побег из черной дыры возможен, хотя и очень медленный. (...) согласно квантовой механике, энергия вакуума слегка колеблется во времени. Эти флуктуации проявляются в виде пар частиц - частицы и античастицы, - которые появляются и исчезают по всей Вселенной. (...) если частицы появляются на границе горизонта событий черной дыры, частица с отрицательной энергией может упасть в черную дыру, а частица с положительной энергией ускользнуть. Затем оказывается, что черная дыра излучала частицу. Эйнштейн показал, что энергия и масса пропорциональны его уравнению E = mc2. Следовательно, отрицательная энергия заброшенной частицы фактически удаляет массу из черной дыры, заставляя ее сокращаться. (...) Черной дыре требуется потрясающе много времени, чтобы сбросить всю свою массу в виде энергии через излучение Хокинга. Чтобы полностью исчезнуть сверхмассивной черной дыре, потребуется 10 100 лет, или гугол* (гугол). (...) Точная продолжительность жизни отдельной черной дыры сильно зависит от ее массы. Чем больше становится черная дыра, тем дольше она испаряется. (...) Когда черная дыра испаряется, она медленно сжимается, и по мере того, как она теряет массу, скорость вылетающих частиц также увеличивается до тех пор, пока не улетучится вся оставшаяся энергия. (...) Неважно, насколько мала или массивна черная дыра, их закрывающие фейерверки абсолютно одинаковы. Единственная разница в том, сколько времени потребуется черной дыре, чтобы взорваться».
    * googol = 10 100 - термин был придуман в 1920 году 9-летним Милтоном Сироттой (1911-1981), племянником американского математика Эдварда Каснера (1878-1955). Он был выбран компанией Google, чтобы указать, что ее поисковая система предназначена для предоставления большого количества информации.
  5. Дуг Адлер. Холодная, одинокая смерть (Doug Adler, A Cold, Lonely Death) (на англ.) «Astronomy», том 49, №1, 2021 г., стр. 64-66 в pdf - 2,28 Мб
    «Вселенная, как и все остальное, родилась, созреет и в конечном итоге умрет. Но как именно и когда эта смерть произойдет, остается одной из величайших загадок в области космологии. (...) Как только все звезды исчерпают свой водород для горения и погаснут, мы вступим в Эпоху распада. Предполагается, что этот период наступит между 1015 и 1039 лет после Большого взрыва. (...) Вселенная будет продолжать охлаждаться и темнеть; в конечном итоге жизнь и материя, как мы их понимаем, вероятно, придут к концу. Но что произойдет после этого? Белые карлики, коричневые карлики и ожидается, что нейтронные звезды в конечном итоге умрут в результате процесса, известного как распад протона, когда субатомные частицы, из которых они состоят, буквально развалятся. Космологи предсказывают, что это произойдет в конце Эры вырождения, поскольку период полураспада протона считается примерно 10 34 лет. (...) только черные дыры останутся доминировать над тем, что осталось от вселенной. Эпоха чёрных дыр, которая, по прогнозам, продлится примерно от 10 40 до 10 100 лет после Большого взрыва, охватывает невообразимо долгий отрезок времени даже в астрономических масштабах. (...) во время Эры Черных Дыр гравитационное влияние этих темных зверей будет только увеличиваться, поскольку они поглощают оставшиеся остатки обычной материи. (...) Астрономы считают, что черные дыры действительно излучают радиацию - в частности, излучение Хокинга, названное в честь известного физика Стивена Хокинга, который первым предложил эту идею. Хотя излучение Хокинга еще предстоит обнаружить, если черные дыры действительно пропускают излучение, это обеспечит механизм, с помощью которого они могут умереть - буквально испариться в космос. (...) Для черной дыры звездной массы это может занять до 10 64 лет, а для самых больших сверхмассивных черных дыр это может занять до пары гугол лет - опять же, это единица, за которой следуют 100 нулей - или, возможно, даже больше. (...) Период после исчезновения черных дыр известен как Эпоха вечной тьмы, которая, как ожидается, начнется где-то через 10101 лет после Большого взрыва (...) Во время Эпохи вечной тьмы Вселенная будет состоять только из нескольких субатомных частиц и потенциально темной материи (...) по мере охлаждения Вселенной она, вероятно, продолжит расширяться. (...) ко времени Темной Эры даже объем пространства, превышающий размер нашей нынешней наблюдаемой Вселенной, мог содержать только одну-единственную субатомную частицу. (...) Гарантирована ли эта космическая судьба? Нет. Многое из вышеперечисленного является теоретическим или основано на идеях, которые сложно или невозможно проверить эмпирически. Например, Big Crunch (Большое сжатие) предлагает альтернативное видение того, как заканчивается вселенная - не просто охлаждаясь и расширяясь до небытия, а скорее останавливая ее текущее расширение и заставляя все рушиться обратно в себя. По сути, смерть Вселенной в этом сценарии разыграется как Большой Взрыв в обратном направлении. (...) Возможно, за Большим сжатием даже последует еще один Большой взрыв, породивший новую вселенную из нашего собственного пепла. Однако большинство ученых думают, что Большой кризис - это маловероятная судьба. Вместо того, чтобы руководствоваться гравитацией, Вселенная, кажется, находится под влиянием темной энергии, заставляя само пространство расширяться с ускоряющейся скоростью и делая Большое замерзание более вероятным концом. (...) имейте в виду, история научила нас, что однажды эти теории могут быть вытеснены другими, что заметно изменит наши прогнозы относительно далекого будущего».
  6. Джим Белл. Марсоход начинает свою миссию (Jim Bell, Mars rover begins its mission) (на англ.) «Astronomy», том 49, №2, 2021 г., стр. 24-31 в pdf - 2,93 Мб
    «Каждые 10 лет ученые-планетологи объединяют свои коллективные умы, чтобы разработать рекомендации для миссий на предстоящее десятилетие. Последний из этих десятилетних обзоров, опубликованный в 2011 году, имел очевидный главный приоритет для НАСА: сбор образцов с поверхности Марса и доставка их на Землю. (...) Теперь, девять лет спустя, это амбициозное путешествие вот-вот начнется. Миссия на Марс 2020 стартовала с мыса Канаверал 30 июля 2020 года и должна приземлиться в кратере Джезеро 18 февраля 2021 года. Если все пойдет хорошо, марсоход отправится в миссию продолжительностью не менее одного марсианского года (что эквивалентно 687 дням на Земле). Помимо собственных исследований, он также будет собирать и хранить образцы, которые позже будут возвращены на Землю - для раскрытия тайн этого некогда обитаемого места на Марсе. (...) Многие цели миссии Марс 2020 аналогичны целям предыдущих миссий марсоходов, например, изучение геологии и погоды на его участке. Однако Perseverance имеет ряд новых и уникальных целей. Возможно, самое важное - это искать признаки древней жизни. (...) Эти знаки могут иметь форму сохранившихся физических или химических доказательств или текстур, оставленных отпечатками на камнях. Однако найти эти биомаркеры - непростая задача. (...) планетологи осознали, что оборудование, используемое в полевых условиях, часто не может определить, действительно ли образцы свидетельствуют о биологическом действии или только о геологических или геохимических процессах. Скорее, образцы должны часто отправляться в современные лаборатории с самым современным оборудованием. (...) единственный способ подтвердить признаки жизни - это вернуть эти образцы на Землю, чтобы их можно было изучить более подробно. (...) Последним вариантом [места посадки] было Джезеро, ударный кратер размером 31 милю (50 километров) на западной окраине Исидис Планиция, в котором есть глины, карбонаты и хорошо обнаженная дельта древней реки. . (...) Джезеро будет одним из самых сложных марсианских ландшафтов, на которые НАСА еще не пыталось приземлиться. (...) Но участки с большими скалами и склонами часто являются одними из самых интересных с научной точки зрения ландшафтов. (...) новая система предотвращения опасностей помогает избегать камней и других крупных препятствий, направляя марсоход на высоте около 25 футов (7,6 метра) над безопасной посадочной площадкой. Затем система небесного крана, впервые разработанная для Curiosity, опускает марсоход на землю с помощью системы для мягкого приземления. (...) Основная цель миссии - подвести марсоход к этой дельте [в кратере Джезеро] и, возможно, даже в неё, для поиска геологических, минералогических и химических свидетельств его окрестностей в прошлом. (...) Конечно, научное наследие Perseverance также будет зависеть от образцов, которые он собирает для возвращения на Землю. Для выполнения этой задачи конструкторы марсохода выделили значительный объем места для подсистемы выборки и кэширования (SCS). Буровая установка SCS, установленная на руке марсохода, будет брать образцы керна марсианской породы и почвы. (...) В марсоходе также есть крошечная роботизированная рука, которая может захватывать образцы, доставленные в тело марсохода, документировать их, запечатывать их в титановые трубки, а затем сбрасывать их на поверхность для последующего сбора и возврата на Землю. Миссия Perseverance несет в Джезеро в общей сложности 43 пробирки размером с маркер для сухого стирания (dry-erase-marker-sized tubes). (...) Все участники будут чрезвычайно рады тому, что мы узнаем из миссии марсохода на Марсе. И многие из нас с нетерпением ждут того дня, когда мы сможем увидеть образцы, собранные марсоходом - не только через линзы нашего сложного роботизированного аватара, но и нашими собственными человеческими глазами».
  7. Лия Крейн. Рой космических кораблей прибудет на Марс (Leah Crane, A swarm of spacecraft will arrive at Mars) (на англ.) «New Scientist», том 249, №3315 (2 января), 2021 г., стр. 13 в pdf - 539 кб
    «Для фанатов Марса февраль [2021] будет захватывающим месяцем. Красная планета принимает трёх посетителей с Земли, и все они вылетели в июле 2020 года. (...) Hope [из Объединенных Арабских Эмиратов] будет первой, которая прибудет на Марс и выйдет на орбиту примерно 9 февраля. (...) Орбитальный аппарат будет наблюдать за атмосферой, уделяя особое внимание тому, как газы могут улетучиваться и улетать в космос (...) Зонд Hope может дать нам уникальную перспективу, когда дело доходит до марсианской атмосферы, потому что это первая миссия, в которой удалось объединить глобальное покрытие, разные длины волн и вариации во времени'', - говорит Хесса Аль Матруши, руководитель миссии по науке и анализу данных. ...) [Китай] Tianwen-1, вероятно, прибудет следующим (...) Как только космический аппарат выйдет на орбиту, посадочная капсула отделяется и направляется к поверхности. После того, как она приземлится, выскользнет небольшой пандус и марсоход развернет свои солнечные батареи и уедет прочь. Орбитальный аппарат поможет ретранслировать данные с марсохода обратно на Землю, но у него также есть свои собственные инструменты для наблюдения за атмосферой и поверхностью Марса. Марсоход оснащен радиолокационной системой, позволяющей проникать на глубину около 100 метров под поверхностью, приборами для анализа образцов марсианской пыли, детектором магнитного поля и набором камер. «Perseverance», вероятно, будет последней из трех миссий, которые должны прибыть на Марс 18 февраля. Посадка будет почти такой же, как у марсохода Curiosity в 2012 году, с одним ключевым отличием: новая навигационная система, которая будет делать снимки, когда марсоход приближается к поверхности, чтобы компьютер посадочного модуля мог выбрать самое безопасное место для приземления. (...) Однако после того, как он действительно достигнет поверхности, главная директива марсохода - собрать и сохранить образцы, которые будут подобраны и возвращены на Землю в ходе запланированной более поздней миссии. Perseverance также возьмет собственные образцы, чтобы искать признаки древней жизни. (...) Хотя эти три миссии достигнут Марса примерно в одно и то же время, они мало что могут сделать для совместной работы. «Три миссии будут проходить в очень разных местах и делать разные вещи», - говорит [Бриони] Хорган [из Университета Пердью в Индиане]. «Все эти данные вместе помогут нам составить гораздо лучшую картину планеты в целом».
Интернет статьи 2000 — 2012 гг

Статьи в иностраных журналах, газетах 2020 года (декабрь)