«Советское фото» 1971 г №4, обл, с.2-5, вкл


 НА ОБЛОЖКЕ:
1-я стр. Юрий Гагарин. Фото Николая Туранова (Москва)



К ДЕСЯТИЛЕТИЮ
ПЕРВОГО ПОЛЕТА
ЧЕЛОВЕКА
В КОСМИЧЕСКОЕ
ПРОСТРАНСТВО





ЗВЕЗДНЫЙ СЫН ЗЕМЛИ СОВЕТСКОЙИз «Гагаринского альбома» фотолюбителя В. ШИТОВА«Юра — олицетворение вечной молодости русского народа...
В нем счастливо сочетаются природное мужество, аналитический ум, исключительное трудолюбие...»


С. П. КОРОЛЕВ

СТРАНИЦЫ
«ГАГАРИНСКОГО
АЛЬБОМА»




В. ШИТОВ,
кандидат технических наук,
лауреат Государственной премии СССР

Такие люди рождаются редко.
Одаренный от природы ясным, пытливым умом, мягкой, чистой душой, Юрий Алексеевич Гагарин был в то же время очень волевым, мужественным человеком, для которого не существовало слова «невозможно». Трудно себе представить более подходящего кандидата для осуществления первого шага человечества в космос.
Нелегок был этот шаг, но он его совершил.
Еще труднее было выдержать семь лет триумфальной славы, сохранить себя таким же скромным, деликатным, добрым и простым человеком. Он совершил и этот второй подвиг.
После полета в космос его жизнь была тесно связана с Военно-воздушной инженерной академией имени Н. Е. Жуковского. Юрий Алексеевич учился увлеченно; тщательно, даже красиво вел конспекты, внимательно слушал советы преподавателей, в срок выполнял лабораторные работы.
Важные поручения и обязанности часто отрывали его от занятий. Иногда он вынужден был уходить с середины лекции. Но на следующее занятие неизменно приходил подготовленным. Было просто непостижимо, когда он все успевал. Ему помогало умение трудиться самоотверженно, постоянно и упорно. Да и требовательность преподавателей не допускала никаких послаблений в учебе.
Юрий Гагарин даже в самые напряженные часы работы находил время для доброй шутки, и глаза его становились по-мальчишески озорными.
В период наибольшего напряжения сил, в дни завершения дипломной работы, он оставался таким же, как всегда. Приезжал в академию рано. Просматривал «Правду», отвечал на многочисленные телефонные звонки, выполняя свои депутатские обязанности, и углублялся в работу. Иногда отвлекался, чтобы обменяться мнениями о последних событиях в мире, живо интересовался новыми работами в области освоения космоса.
Помню, я сказал ему, что в научно-мемориальном музее Н. Е. Жуковского состоится вручение премий имени Жуковского группе ученых.
— А нельзя ли поехать туда? — заинтересовался Юрий Алексеевич. Я ответил, что, конечно, можно.
— Пустят? — без тени рисовки спросил он и тут же добавил: —Тогда поехали.
На следующий день, в назначенное время, мы отправились в музей. Для всех собравшихся приезд Гагарина был приятной неожиданностью. Его настойчиво приглашали в президиум, однако Юрий Алексеевич так искренне просил, чтобы его оставили в зале, что с ним согласились. Он сказал, что не имеет права сидеть в президиуме среди известных ученых, если сам еще не завершил инженерного образования. Гагарин внимательно прослушал все научные доклады, предшествовавшие вручению премий, а на следующий день, поделившись своими мыслями об этом вечере, снова углубился в работу. И долго в январской морозной ночи светилось его окно.
...Юрий Алексеевич был страстным фотолюбителем и охотно говорил о фотографии. Снимал различными фотоаппаратами, знал многие типы камер. Когда видел новую камеру, с большим вниманием знакомился с ней, расспрашивал о ее достоинствах.
Мне посчастливилось сделать немало снимков Юрия Алексеевича во время занятий в академии. Это были нелегкие съемки. В условиях плохой освещенности, боясь помешать занятиям, с невеликим своим опытом репортажной съемки я часто получал фотографии, далекие от совершенства. Но свой « Гагаринский альбом» я бережно храню как память о встречах с замечательным человеком.
Пожалуй, самый дорогой для меня снимок — портрет Гагарина, сделанный 15 февраля 1968 года. В этот день Юрий Алексеевич читал свой доклад по дипломной работе. Я его непрерывно снимал. Закончив доклад, он улыбнулся и сказал: «Вот и все». В этот момент я нажал на спуск затвора. Этот портрет, по мнению его близких друзей и хороших знакомых, показывает Гагарина таким, каким он остался в их памяти.
17 февраля Юрий Гагарин блестяще защитил диплом. Во время защиты я истратил почти всю свою пленку. Желая меня выручить, Юрий Алексеевич предложил мне свой аппарат «Киев-10», в котором была уже наполовину отснятая им высокочувствительная пленка. Я доснял ее в Доме офицеров, на торжественном вечере, посвященном 50-летию Советской Армии. Так у меня оказалась пленка, часть которой отснята Гагариным в домашнем кругу, а часть — мною. Среди снимков Юрия Алексеевича — портрет его жены Валентины Ивановны (см. «Выставочный стенд» — ред.).
О Юрии Алексеевиче Гагарине можно говорить много и увлеченно. В памяти каждого, кому посчастливилось встречаться с ним, он оставил неизгладимый след.

Юрий Гагарин в Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Е. Жуковского
Фото В. ШИТОВА

Снимки публикуются впервые


 Ю. А. Гагарин с московскими фотокорреспондентами у Кремлевской стены, 1963 г.

Фото Я. РЮМКИНА



COBETCKОЕ ФОТО

ВЫСТАВОЧНЫЙ СТЕНД
 
Портрет жены. 1968 г.

Фото Юрия ГАГАРИНА