РАЗДЕЛ IV
СОВЕТСКИЕ РЕАКТИВНЫЕ СИСТЕМЫ ЗАЛПОВОГО ОГНЯ 1946-2000 ГОДОВ

Глава 1

140-мм турбореактивные системы

В 1952 году была принята на вооружение созданная в СКВ МОП под руководством конструктора В. П. Бармина установка БМ-14, стрелявшая турбореактивными снарядами М-14. Боевая машина БМ-14 (8У32) имела шасси от автомобиля ЗИС-151. (Рис. 120, 121, 122) ,

Система предназначалась для оснащения реактивных дивизионов общевойсковых соединений сухопутных войск. Ее отличительные черты: высокая маневренность; малое время на подготовку залпа; довольно высокие огневые возможности поражения таких объектов, как живая сила и огневые средства, расположенные открыто и в легкобронированной технике, артиллерийские батареи буксируемых орудий, минометные подразделения в районах сосредоточения и на позициях, а также разрушение легких полевых фортификационных сооружений.

Конструктивно пусковые установки представляли собой гладкостенные трубы диаметром 140,3 мм, открытые с обоих концов. На трубах были смонтированы контактные рычаги, передний и задний стопоры. Ферма (пакет направляющих, люлька) — сварная конструкция. Она устанавливалась в подшипниках кронштейнов поворотной рамы и вместе со стволами образовывала качающуюся часть боевой машины. Ферма состояла из передней и задней обоймы и поперечных труб. Поворотный механизм червячного типа. Подъемный механизм винтового типа. Уравновешивающий механизм толкающего типа, предназначен для уменьшения усилия на рукояти привода подъемного механизма.



Рис. 120. Боевая машина БМ 14

Рис. 121. Боевая, машина БМ-14 (вид сзади)







Рис. 122. Боевая машина БМ-14 (артиллерийская, часть)

Поворотная рама с установленной на ней фермой, механизмами наведения и уравновешивающим механизмом представляла собой вращающуюся часть установки. Поворотная рама под действием поворотного механизма вращалась на тумбе, на которую опиралась тремя вертикальными роликами. Шесть горизонтальных роликов центрировали вращение поворотной рамы и удерживали ее от опрокидывания.

Имелась выносная катушка для управления ведением огня на расстоянии до 60 м от боевой машины.

БМ-14 имела механический панорамный прицел с барабаном, также снабженый боковым уровнем.

Турбореактивный осколочно-фугасный снаряд М-14-ОФ состоял из головной и ракетной частей. Ракетная часть состояла из камеры, порохового заряда, воспламенителя, диафрагмы, соплового дна и свечи. Пороховой заряд состоял из семи цилиндрических одноканальных шашек нитроглицеринового пороха. Воспламенитель предназначен для воспламенения порохового заряда. Он состоял из 40 г дымного ружейного пороха, помещенного в алюминиевую оболочку. Диафрагма предотвращала выброс недогоревших частей порохового заряда через сопловые отверстия и вместе с предохранительным диском воспламенителя удерживала шашки порохового заряда от перемещения в камере. Диафрагма закреплена в сопловом дне двумя винтами. Стабилизация снаряда в полете достигалась его вращением за счет истечения пороховых газов через 10 наклонных отверстий, проделанных в сопловом дне снаряда под углом 22° к его продольной оси. (Рис. 123)

Поскольку минимальная дальность стрельбы снарядами М-14 составляла около 7500 м, для стрельбы на меньшие дистанции на снаряд надевались кольца, тормозившие его в полете.

С малым кольцом дальность полета составляла от 7550 до 5400 м, а с большим — от 5420 до 1000 м. Вероятное отклонение снаряда М-14-ОФ на предельной дальности без кольца было: по дальности 30 м и боковое 85 м.



Рис. 123. Турбореактивный осколочно-фугасный снаряд М-14-ОФ:

1 — ракетная камера;

2 — пороховой заряд;

3 — воспламенитель;

4 — дно;

5 — корпус головной части;

6 — разрывной заряд;

7 — дополнительный детонатор;

8 — взрыватель;

9 — винт стопорный;

10 — диафрагма;

11 — сопловое дно;

12 — герметизирующее кольцо;

13 — свеча;

14 — тормозное кольцо


Кроме М-14-ОФ, в боекомплект установки БМ-14 вошел дымовой снаряд М-14Д, снаряженный желтым фосфором. А в 1955 году был принят на вооружение химический снаряд М-14.

В процессе эксплуатации установка БМ-14 получила новые шасси. Это нашло отражение и в индексах установок — БМ-14М (2Б2) на автомобиле ЗИЛ-157 и Б-14ММ (2Б2Р) на автомобиле ЗИЛ-131. Артиллерийская часть при замене шасси не менялась. Вес БМ-14М составил 8080 кг, а БМ-14ММ — 9340 кг. Габариты боевой машины БМ-14М в походном положении: ширина 2330 мм, высота 2560 мм. Высота машины при наибольшем угле возвышения 3045 мм. Для боевой машины БМ-14ММ габариты в походном положении составляли: ширина 2500 мм, высота 2750, высота при максимальном угле возвышения 3230 мм.

В 1958 году под руководством главного конструктора А. И. Яскина была создана новая 140-мм пусковая установка БМ-14-17 (8У36) на базе автомобиля ГАЗ-63 или ГАЗ-63А. Шасси автомобиля ГАЗ-63 отличалось от ГАЗ-63А только наличием лебедки, установленной на переднем конце рамы перед радиатором и приводимой в действие от двигателя автомобиля.

Число труб увеличилось на одну, а вот вес пусковой установки уменьшился почти на 3 тонны. Блок стволов в БМ-14-17, в отличие от БМ-14, помещен не в ферму, а в люльку, которая представляла собой жесткую сварную коробку и образовывала качающуюся часть установки. Люлька устанавливалась на основании, похожем на станок артиллерийского орудия.

Поворотный механизм служил для горизонтальной наводки стволов в пределах от -33°30' до +166°30' от основного направления стрельбы боевой машины.

Основное направление стрельбы боевой машины (76° от продольной оси машины с левого борта) определялось путем совмещения указателей на штыре и кожухе штыря.

Поворотный механизм состоял из червяка и червячного колеса, закрепленного на валу-шестерне, которые смонтированы на вращающейся части, и коренного колеса, смонтированного на неподвижной части.

Подъемный механизм винтового типа. При помощи подъемного механизма стволам можно было придавать углы возвышения от 0° до +50° в секторах ±33°30' и от +119°30' горизонтального обстрела (от основного направления стрельбы); в секторе от +33°30' до +119°30' горизонтального обстрела стволам можно придавать углы возвышения от +19° до +50°.

Уравновешивающий механизм пружинный, толкающего типа, служил для уменьшения усилия на рукоятке маховика привода подъемного механизма.

Основание имело массивный штырь, установленный на подшипниках в специальном кожухе. Кожух был приварен к шасси автомобиля. Боекомплект остался прежним.

Боевые машины БМ-14, БМ-14М, БМ-14-ММ и БМ-14-17 состояли на вооружении стрелковых дивизий. С 1948 по 1953 год в состав этих дивизий был включен второй артиллерийский полк с боевыми машинами типа БМ-14. В полку было три дивизиона трехбатарейного состава, в каждой батарее состояло четыре боевых машины; итого 36 боевых машин на полк.

Кроме того, пусковая установка от БМ-14-17 (8У36) устанавливалась на речных бронекатерах проекта 1204.

В середине 50-х годов в ГСОКБ-43 была разработана буксируемая 16-ствольная пусковая установка РПУ-14 для ракет типа М-14. Опытные образцы РПУ-14 прошли заводские испытания в течение 1956 года. А с 3 мая по 27 июня 1957 года две РПУ-14 успешно прошли полигонные испытания. В ходе полигонных испытаний обе установки прошли на прицепе автомобиля ГАЗ-63 по 3000 км. (Рис. XXXV цветной вклейки)

РПУ-14 смонтирована на лафете 85-мм дивизионной пушки Д-44. Качающаяся часть установки состоит из 16 труб (стволов) и сварной люльки, которая двумя цапфами соединена с верхним станком. На верхней станине смонтирован подъемный механизм секторного типа и поворотный механизм винтового типа. Установка имеет минометный панорамный прицел МП-46М.

Таблица 64

Данные 140-мм пусковых установок

Название пусковой установкиБМ-14БМ-14-17РПУ-14
Индекс ГАУ8У328У368У38
Транспортная базаЗИЛ-151ГАЗ-63 или ГАЗ-63Алафет 85-мм пушки
Число направляющих161716
Калибр ствола, мм140,3140,3140,3
Длина направляющих, мм137011001150
Угол вертикального наведения, град0°;+50°0°; +50°0°;+50°
Угол горизонтального наведения, град140°см.текст20°
Габариты установки в походном положении, м:
длина
ширина
высота
6,92
2,30
2,65
5,43
2,05
2,31
4,14
1,73
1,45
Вес ствола, кг2412?
Вес артиллерийской части, кг21201332?
Вес незаряженной установки (без расчета), кг70004200925
Вес заряженной установки, кг820055001560
Время перехода из походного положения, мин1,5-21,5-21
Время заряжания, мин1,5-21,51,5
Продолжительность залпа, с7-107-107-10
Максимальная скорость передвижения по шоссе, км/час606565

Нижний станок с подрессориванием представляет собой стальную полуотливку, внутри которой собраны торсионное подрессоривание и механизм горизонтирования. Нижний станок является основанием вращающейся части пусковой установки. Станины трубчатого типа с постоянными сошниками шарнирно присоединены к нижнему станку.

Подрессоривание торсионное, включается и выключается автоматически при сведении и разведении станин. Колеса взяты от грузового автомобиля ГАЗ-АА с шиной ГК и со ступицей от пушки Д-44.

Пусковая установка может транспортироваться самолетами и сбрасываться на парашютах в имеющихся на вооружении контейнерах.

РПУ-14 буксируется автомобилями или тягачами, а на малые расстояния — силами орудийного расчета. Для перекатывания установки вручную под хоботовую часть подставляется специальный каток, который в походном положении закрепляется и перевозится на станинах.

Управление стрельбой установки РПУ-14 производится с помощью выносного пульта управления с дистанции 50-60 м от установки.

РПУ-14 принимала участие в десятках локальных конфликтов, ее боевое применение продолжается и поныне.

Таблица 65

Данные 140-мм реактивных снарядов

ТипОсколочно-фугасныйДымовойХимический
Название снарядаМ-14-ОФМ-14ДМ-14
Индекс ГАУОФ-949Д-949?
Год принятия на вооружение195219551955
Длина снаряда, мм108610511050
Вес взрывчатого вещества, кг4,20,33 + 3,6 кг
фосфора
2Д4 ОВР-35
Вес снаряда с взрывателем, кг39,640,2839,6
Тип взрывателяВ-25В-25В-25
Вес порохового заряда двигателя, кг7,657,657,65
Дульная скорость снаряда, м/с27-4027-4027-40
Скорость снаряда в конце активного участка, м/с399-403399-403399-403
Дальность стрельбы, м:
максимальная
минимальная
9800
1000
10060
1000
9800
1000


Глава 2

240-мм система М-24

В 1955 году на вооружение Советской Армии принимается боевая машина БМ-24 с турбореактивными снарядами М-24Ф и МС-24. Боевая машина БМ-24 (индекс ГАУ — 8У31) была создана в СКВ МОП под руководством В. П. Бармина, В качестве шасси боевой машины был принят автомобиль высокой проходимости ЗИС-151. (Рис. 124, 125)

Рис. 124. Боевая машина БМ-24


Реактивная система залпового огня БМ-24 предназначалась для подавления и разрушения укреплений, опорных пунктов и узлов сопротивления противника; уничтожения и подавления артиллерийских и минометных батарей; уничтожения и подавления живой силы и техники противника в районах сосредоточения.

Боевые машины БМ-24 входили в бригады (полки) корпусного подчинения. Всего в составе стрелкового или механизированного корпуса имелось 54 боевых машины БМ-24.

Установка БМ-24 имела 12 направляющих каркасного (сотового) типа, помещенных на поворотной раме. Рама, в свою очередь, установлена на тумбе. Поворотный механизм червячного типа. Подъемный механизм винтового типа. Приводы подъемного и поворотного механизмов ручные. Уравновешивающий механизм пружинный толкающего типа.

БМ-24 была оснащена карбюраторным двигателем мощностью 95 л. с. БМ-24 с расчетом, снаряженная 12 снарядами, имела запас хода по шоссе до 600 км. Кабина и бензобаки имели легкую защиту, предназначенную для предохранения их от действия газовой струи снаряда.



Рис. 125. Боевая машина БМ-24 (артиллерийская часть)

При стрельбе на грунт опускались два домкрата, расположенных в задней части боевой машины. Домкраты необходимы для разгрузки рессор задних мостов и обеспечения устойчивости машины при стрельбе.

Заряжание боевой машины производилось вручную с помощью особого захвата и лотка. Два номера расчета поднимали снаряд захватом, а третий поддерживал снаряд за сопловое дно. Затем снаряд укладывали на лоток и досылали его в направляющую, пока снаряд не зайдет за задний стопор.

Кроме БМ-24, для 240-мм снарядов была создана боевая машина БМ-24Т на шасси среднего гусеничного артиллерийского тягача АТ-С (изделие 712). Боевая машина БМ-24Т поступила на вооружение танковых корпусов Советской Армии. (Рис. 126)

По сравнению с колесной боевой машиной БМ-24Т была дороже, имела меньшую скорость хода по шоссе, уменьшенный моторесурс. Зато, обладая высокой проходимостью, была способна действовать в составе танковой части в условиях полного бездорожья.

БМ-24Т была снащена дизелем В-54Т, развивавшим мощность 275 л. с. при 1600 об/мин. В двух баках помещался запас топлива в 420 л, позволявший двигаться по среднему грунту без дозаправки на расстояние до 300 км.

На месте кузова тягача была помещена сварная рама, на которой устанавливалась артиллерийская часть боевой машины. Принципиальным отличием БМ-24Т от БМ-24 была замена сотовых направляющих на трубчатые. Основным преимуществом трубчатых направляющих в многоствольных пусковых установках является исключение возможности воздействия газовой струи одного снаряда на другие снаряды в момент движения снаряда по направляющим. Кроме того, при той же баллистике трубчатые направляющие короче сотовых.

Двенадцать 241-мм направляющих трубчатого типа были установлены на вертлюге, соединенном шаровым погоном с неподвижной тумбой. Тумба крепилась к лонжеронам рамы шасси. Подъемный механизм винтовой. Приводы маховиков наведения ручные.

Рис.126. Боевая машина БМ-24Т

Первоначально (в 1955 году) на вооружение БМ-24 поступили турбореактивные снаряды М-24Ф, М-24ФУД и МС-23, а в 1962 году были приняты на вооружение турбореактивные снаряды МД-24Ф и МС-24УД. (Рис.127, XXXIV цветной вклейки)

240-мм турбореактивные снаряды состояли из головной и ракетной частей. В ракетной части был помещен пороховой заряд, состоявший из 19 цилиндрических одноканальных шашек нитроглицеринового пороха ФСГ-2 или КДСИ. В сопловом дне имелось 16 сопел, оси которых наклонены к оси снаряда под углом в 15°. За счет наклона сопел возникала тангенциальная сила, раскручивавшая снаряд.

Снаряд увеличенной дальности М-24ФУД отличался от М-24Ф меньшим весом взрывчатого вещества в головной части и устройством реактивного двигателя. В ракетной части М-24ФУД помещалось 7 толстосводных одноканальных шашек пороха РСИ-12К.

Снаряд М-24Ф (М-24ФУД) при стрельбе под углом +45° и установке взрывателя на замедленное действие образовывал в грунте средней плотности воронку диаметром 5-6 м (1,5-2,5 м) и глубиной 3-4 м (1,5-2,5 м).

Рис. 127. 240-мм фугасный реактивный снаряд М-24Ф

Снаряды МС-24 и МС-24УД были снаряжены отравляющим веществом. Головная часть 3X1 снаряда МС-24 снаряжалась 19 кг вещества «Р-35». Снаряд МС-24УД имел большую дальность, но содержал меньше отравляющего вещества (12 кг).

Боевая машина БМ-24 (БМ-24Т) при использовании фугасных снарядов была способна решать задачи по разрушению полевых фортификационных сооружений и уничтожению живой силы и техники противника в районах сосредоточения. Один залп БМ-24 химическими снарядами мог уничтожить противника сразу на площади в несколько гектаров.

Данные боевых машин


База боевой машины

Число направляющих

Длина направляющих, мм

Угол ВН, град

Угол ГН, град

Длина системы, мм

Ширина системы, мм: в боевом положении

в походном положении

Высота системы, мм: в походном положении

в боевом положении при максимальном угле возвышения

Вес артиллерийской части, кг

Вес БМ без расчета, снарядов и ЗИП, кг

Бес БМ с расчетом, снарядами и ЗИП, кг

Эксплуатационные данные

Время полного залпа, с

Время перехода из походного положения

в боевое без заряжания, мин

Время заряжания, мин

Скорость заряженной БМ по шоссе, км/час

Глубина преодолеваемого брода, мм

Наибольший угол подъема, град

БМ-24

ЗИЛ-151

12

2000

+ 10°;+50°

140°*

6930

2650

2320

2800

3510

1420

7140

8910

6-8

1,5-2,0

3-4

55

750

28°

БМ-24Т

АТ-С

12

1400

+ 10°;+50

180°*

5970

2435

2435

3000

?

2870

14118

16100

6-8

1,5-2,0

3-4

35

1000

30°


* В секторе, где находится кабина, угол снижения несколько больший.

Таблица 66


Данные 240-мм турбореактивных снарядов


СнарядМ-24ФМ-24ФУДМД-24ФМС-24МС-24УД
Калибр, мм240,6240,6240,6240,6240,6
Индекс ГАУФ-961Ф-961У???
Баллистический индексТС-59ТС-64???
Тип взрывателяВ-25М; В-25; В-24В-25???
Длина снаряда
с взрывателем, мм/клб
1124/5,11245/5,2168412401240
Вес снаряда, кг112,25109,0155,0109,0109,0
Вес ВВ, кг27,418,419,8??
Вес пороха в ракетном
двигателе, кг
16,1223,96???
Время работы двигателя
(от-40° до+50°С), с
1-0,52,2-0,9???
Дульная скорость снаряда
(от -40° до +50°С), м/с
30-4527-37???
Длина активного участка
траектории, м
90230-350???
Скорость вращения снаряда
в конце активного участка
траектории при угле возвы-
шения 45°, м/с
280468,5???
Дальность полета табличная
максимальная, м
65751060017500650016000

Глава 3

200-мм система БМД-20

Реактивная система залпового огня БМД-20 была принята на вооружение в 1951 году. Система была разработана в СКБ МОП под руководством В. П. Бармина. Система включала в себя боевую машину БМД-20 на шасси автомобиля ЗИЛ-151 и фугасный снаряд МД-20Ф.

РСЗО БМД-20 предназначалась для подавления и разрушения укреплений, опорных пунктов и узлов сопротивления противника; уничтожения и подавления артиллерийских и минометных батарей; уничтожения и подавления живой силы и техники противника в районах сосредоточения.

Стабилизация снаряда МД-20Ф в полете обеспечивалась четырехкрыльевым стабилизатором. Эксцентриситет тяги ракетного двигателя компенсировался вращением снаряда вокруг своей оси за счет тяги периферийных сопел двигателя.

Снаряд МД-20Ф оснащался головным взрывателем ВД-20. Взрыватель имел три установки: «О» — на мгновенное действие, «М» — на малое замедление и «Б» — на большое замедление. (Рис. 128)

Пороховой заряд представлял собой толстосводную одноканальную цилиндрическую шашку из нитрогликолевого пороха. Сопловый блок имел шесть периферийных сопел и одно центральное сопло. Оси периферийных сопел наклонены под углом 5° к плоскости, проходящей через центральную ось снаряда, что обеспечивало дополнительный проворот снаряда на активном участке траектории. Центральное сопло расположено по оси снаряда. Проворот снаряда при движении по направляющей обеспечивал ведущий штифт. Кроме того, он удерживал снаряд в заряженном состоянии на направляющей.

Боевая машина БМД-20 (8УЗЗ) с четырьмя направляющими смонтирована на шасси автомобиля ЗИЛ-151.

Направляющие боевой машины БМД-20 представляли собой сварную конструкцию, состоящую из каркаса, труб, обойм, ведущего и трубчатого стержней. Ведущий и трубчатый стержни изогнуты по винтовой линии. По ведущему и трубчатому стержням снаряд двигался при выстреле. При этом штифт снаряда перемещался по пазу ведущего стержня. Направляющие установлены на ферме. Ферма представляла собой пространственную сварную конструкцию. Она установлена в подшипниках кронштейнов поворотной рамы и вместе с направляющими образует качающуюся часть боевой машины. На ферме установлено приспособление для заряжания. (Рис. 129, 130)

Поворотная рама с установленной на ней фермой, направляющими, поворотным и подъемно-уравновешивающим механизмами и прицельными приспособлениями являлась вращающейся частью боевой машины. Поворотная рама установлена на подрамнике и при вращении перемещалась своими платиками по платикам подрамника.

Подрамник служил основанием артиллерийской части боевой машины и представлял собой сварную прямоугольную раму, закрепленную на лонжеронах шасси автомобиля.

Рис. 128. 200-мм фугасный реактивный снаряд МД-20Ф



Рис. 129. Артиллерийская часть БМД-20

Поворотный механизм винтового типа. Подъемно-уравновешивающий механизм состоял из винтового подъемного механизма и пружинного уравновешивающего механизма толкающего типа.

При стрельбе боевая машина опиралась на два задних домкрата.

Заряжание производилось вручную. Пять номеров расчета поднимали один снаряд и клали его на специальный лоток, затем надевали досылатель на сопла снаряд и досылали снаряд в направляющую так, чтобы ведущий штифт зашел за задний упор. (Рис. 131)

Данные боевой машины БМД-20 (8У33)

Конструктивные данные

Калибр направляющих, мм

Число направляющих

Длина направляющей, мм

Угол вертикального наведения, град

Угол горизонтального наведения, град

Угол заряжания, град

Длина боевой машины в походном положении, мм:

без лебедки

с лебедкой

Ширина боевой машины, мм:

в походном положении

в боевом положении

Высота боевой машины, мм:

в походном положении

при максимальном угле возвышения

Весовая сводка, кг

Вес артиллерийской части

Вес боевой машины, кг:

без снарядов и расчета

со снарядами и расчетом

Эксплуатационные данные

Минимальное время полного залпа, с

Время перехода из походного положения в боевое

(без заряжания), мин

Время заряжания, мин

Усилие на рукоятке, кг:

привода подъемно-уравновешивающего механизма

поворотного механизма

Изменение угла возвышения за один оборот

маховика, град

Изменение угла поворота за один оборот рукояти, град

Максимальная скорость движения заряженной

боевой машины, км/час

Максимальное тяговое усилие лебедки, кг

Глубина брода, преодолеваемого заряженной

боевой машиной, мм

Наибольший подъем, преодолеваемый заряженной

боевой машиной

при твердом и сухом грунте

Дальность хода по шоссе, км


201

4

3160

+9°; 60°

±10°

+20°

7210

7540

2300

2660

2850

4250

2400

7455

8700

6

2

4-5

до 10

до 10

15'

27'

до 60

4500

750


28°

до 600


Рис. 130. Направляющая. БМД-20

1 — замок; 2 — ведущий стержень.

3 — трубчатый стержень;

4 — обойма;

5 — раскос; 6 — контакт;

7 — переходная коробка;

8 — каркас; 9 — подкос; 10 — лапка; 11 — труба




Рис. 131. Заряжание боевой машины БМД-20

1 — стрелка;

2 — стрелка;

3 — штифт снаряда;

4 — досылатель;

5 — упор


Данные снаряда МД-20-Ф

Калибр, мм

Индекс снаряда

Баллистический индекс

Длина снаряда с взрывателем, мм

Вес окончательно снаряженного снаряда, кг

Вес взрывчатого вещества, кг

Вес порохового заряда, кг

Время работы двигателя, с

Длина активного участка траектории, м

Наибольшая скорость снаряда, м/с

Скорость схода снаряда с направляющей, м/с

Дальность стрельбы при нормальных условиях, м

Вес укупорки, кг

Диаметр воронки при средней плотности грунта, м

Глубина воронки

200

Ф-951

ТС-61

3040

194

30,08

52,1

5,6-3

1275-825

535-590

22-34

18750

90

5,5-6,0

2,9-3,1


Глава 4

122-мм система «Град»

Система «Град» проектировалась взамен М-14. Ее 122-мм осколочно-фугасный снаряд М-21-ОФ (9М22) предназначался для уничтожения и подавления живой силы и боевой техники противника в районах сосредоточения; для уничтожения и подавления артиллерийских и минометных батарей; для разрушения укреплений, опорных пунктов и узлов сопротивления противника. Новый снаряд стабилизировался как хвостовым оперением, так и вращением. Точнее, вращательное движение, поскольку оно было крайне мало — десятки оборотов в секунду, не создавало достаточного гироскопического эффекта, но зато компенсировало отклонение силы тяги двигателя. Таким образом, исключалась важнейшая причина рассеивания снарядов. Для того чтобы использовать трубчатые направляющие, крылья оперения были сделаны складывающимися. Такая система стабилизации оказалась близкой к оптимальной и была принята для последующих систем большего калибра «Ураган» и «Смерч».

30 мая 1960 года вышло постановление Совета Министров № 578-236 о начале работ по «полевой дивизионной реактивной системе «Град».

Головным исполнителем системы было назначено НИИ-147* СКБ-203 делало пусковую установку, НИИ-6 — твердотопливные заряды, ГСКБ-47 — снаряжение боевых частей.

Самоходная установка БМ-21 системы «Град» состоит из артиллерийской части и шасси автомобиля Урал-375Д. Артиллерийская часть служит для наведения снарядов на цель и запуска их реактивного двигателя. Артиллерийская часть состоит из 40 направляющих трубчатого тина, образующих так называемый пакет: четыре ряда по 10 труб в каждом. Труба предназначена для направления полета снаряда, а также для его транспортировки. Калибр трубы 122,4 мм, длина 3 м. Наведение пакета труб в вертикальной и горизонтальной плоскостях производится с помощью электропривода и вручную.


* НИИ-147 создано в 1945 г. В марте 1966 г. НИИ-147 переименован в Тульский государственный научно-исследовательский институт точного машиностроения, а в мае 1977 г. — в научно-производственное объединение «Сплав». Последнее название — Государственное научно-производственное объединение «Сплав» — присвоено в 1992 г.

Подъемный механизм расположен в центре основания, его коренная шестерня входит в зацепление с зубчатым сектором люльки. При наведении электроприводом или вручную коренная шестерня вращает зубчатый сектор, и качающейся части боевой машины придаются углы возвышения.

Поворотный механизм расположен в левой стороне основания. Его коренная шестерня входит в зацепление с неподвижным внутренним кольцом погона.

При наведении боевой машины электроприводом или вручную коренная шестерня обкатывается по неподвижному внутреннему кольцу и тем самым приводит во вращение поворотную часть боевой машины.

Уравновешивающий механизм служит для частичного уравновешивания качающейся части боевой машины и расположен в люльке. Он состоит из двух одинаковых торсионов — пакетов стальных пластин, работающих на кручение. Один конец торсиона заделан в люльке, а второй конец системой рычагов соединяется с основанием.

Прицельные приспособления состоят из механического прицела, панорамы ПГ-1М и коллиматора К-1.

Данные боевой машины БМ-21 на шасси автомобиля Урал-375Д

Число труб

Время полного залпа, с

Угол ВН, град

Угол ГН, град: вправо от оси шасси

влево от оси шасси

Угол обхода кабины, град

Наименьший угол возвышения пакета

в зоне кабины

Скорость ГН электроприводом, град/с

Скорость ВН электроприводом, град/с

Скорость ГН ручным приводом

Скорость ВН ручным приводом

Длина в походном положении, мм

Ширина, мм: в походном положении

в боевом положении

Высота в походном положении, мм

Высота при максимальном угле

возвышения, мм

Высота в положении качающейся части 0°, мм

Вес боевой машины без снарядов

и расчета, кг

Усилия на рукояти приводов ручного

наведения, кг

Максимальная скорость движения заряженной

боевой машины по дорогам с твердым

покрытием, км/час

Расход топлива на 100 км по шоссе

при скорости 40 км/час, л

Запас топлива, л: основной бак

дополнительный

Мощность двигателя при 3200 об/мин, л. с.

Максимальная глубина брода с учетом волны,

преодолеваемая боевой машиной, мм

40

20

0°; +55°

70°

102°

±34°

11°

до 7

до 5

6 мин (на оборот маховика)

4 мин (на оборот маховика)

7350

2400

3010

3090

4350

2680

не более 10 870

не более 8


до 75

46

300

60

180

1500


Первоначально единственным снарядом у «Града» был осколочно-фугасный снаряд 9М22 (М-21-ОФ) с взрывателем МРВ (9Э210). Длина снаряда 2870 мм, а полный вес 66 кг. Головная часть весом 18,4 кг содержала 6,4 кг взрывчатки. По осколочному действию снаряд 9М22 был в два раза эффективнее снаряда М-14-ОФ, а по фугасному — в 1,7 раза. (Рис. XXXVI цветной вклейки)

Ракетный пороховой заряд состоит из двух цилиндрических шашек — головной и хвостовой общим весом 20,45 кг.

Снаряд 9М22 оснащался головными взрывателями ударного действия с дальним взведением МРВ и МРВ-У. Взрыватели имеют три установки: на мгновенное действие, на малое замедление и на большое замедление.

Снаряд 9М22 имеет баллистический индекс ТС-74. Максимальная дальность стрельбы 9М22 — 20,4 км, а минимальная дальность фактически превышает 5 км. Теоретически можно стрелять и на 1,5 км, но при этом рассеивание снарядов составляет многие сотни метров. При максимальной дальности рассеивание по дальности составляло 1/130, а боковое — 1/200.

Скорость схода снаряда с направляющих составляет 50 м/с, а максимальная скорость — 715 м/с.

Для улучшения кучности при стрельбе на дистанции от 12 до 15,9 км на снаряд 9М22 надевается малое тормозное кольцо, а при стрельбе до 12 км — большое тормозное кольцо.

На базе снаряда 9М22 (с сохранением его двигателя и баллистики) в 1963 году был создан специальный осколочно-химический снаряд 9М23 «Лейка». Работы по нему были начаты в НИИ-147 по договору от 11 августа 1961 года. Этот снаряд имеет одинаковые весогабаритные характеристики со снарядом 9М22 и ту же баллистику.

«Лейка» снаряжается 3,11 кг химического вещества Р-35 или 2,83 кг химического вещества Р-33. Кроме того, в боевой части снаряда находится 1,8 кг взрывчатого вещества при снаряжении веществом «Р-35» или 1,39 кг при снаряжении веществом «Р-33». Снаряд «Лейка» имеет в 1,5 раза большую площадь поражения, чем химические 140-мм снаряды типа М-14.

Снаряд 9М23 снабжается механическим взрывателем МРВ (9Э210) и радиолокационным взрывателем 9Э310, который срабатывает на заранее заданной высоте от поверхности (1,6-30 м). Воздушный взрыв существенно увеличивает зону поражения осколками и отравляющим веществом. «Лейка» дает 760 «полезных» осколков со средним весом 14,7 г. Дальность стрельбы с радиолокационным взрывателем несколько уменьшилась (с 20,4 до 18,8 км).

Две опытные установки «Град» успешно прошли заводские испытания в конце 1961 года. 31 декабря 1961 года разработчиками были предъявлены ГРАУ 500 снарядов и две пусковые установки системы «Град». 1 марта 1962 года в Ленинградском военном округе начались государственные полигонно-войсковые испытания комплекса «Град», было запланировано 663 пуска и 10 тысяч километров пробега. Однако установка 2Б5 прошла только 3380 км пробега, после чего произошла поломка левого лонжерона шасси рамы, и испытания были приостановлены. После этого были поданы новые шасси. Вскоре на новом шасси произошли прогибы заднего и среднего мостов и изгиб карданного вала от соударения об ось балансира.

Тем не менее система «Град» была принята на вооружение постановлением Совета Министров от 28 марта 1963 года. Сдача серийных образцов «Града» началась в 1964 году.

Серийное производство установок БМ-21 велось на заводе № 172 в г. Пермь. В 1970 году было изготовлено 646 боевых машин. В 1971 году — 497 боевых машин, из которых 124 пошло на экспорт. В первом полугодии 1972 года изготовлено 255 боевых машин, из них 60 — на экспорт. К 1995 году в 50 стран мира было поставлено свыше двух тысяч боевых машин БМ-21.

Серийное производство реактивных снарядов 9М22 было начато на заводе № 176 Приокского совнархоза. Планом 1964 года было предусмотрено изготовить 10 тысяч снарядов, в том числе в первом полугодии 5 тысяч. Первоначально производство снарядов существенно отставало от графика. В первом квартале 1964 года было изготовлено только 642 ракетные части и 350 боевых частей.

В Советской Армии в составе артиллерийских полков стрелковых дивизий было два дивизиона: один — с реактивными установками «Град», другой — с самоходными артиллерийскими установками.

Войсковые учения и локальные конфликты подтвердили превосходные качества системы «Град». Первое боевое крещение комплекс «Град» получил в марте 1969 года у острова Даманский в ходе конфликта между СССР и КНР. Напомним читателю, что остров был занят китайскими войсками, и попытка выбить их оттуда с помощью танков и бронетранспортеров закончилась неудачей. Причем был подбит и захвачен китайцами «секретный» образец танка Т-62. После массированного применения установок «Град», стрелявших фугасными снарядами, остров был полностью разворочен, а китайские силы уничтожены. Собственно, залпы «Града» и закончили конфликт на этом острове.

В 70-90-х годах комплекс «Град» использовался почти во всех локальных конфликтах в мире, в различных климатических условиях, включая экстремальные.

Различна была тактика применения «Града». Так, например, в 1975-1976 годах в Анголе война носила маневренный характер. Сплошного фронта не было. Как правительственные войска и кубинские «добровольцы», так и их противники использовали только отрядно-колонные способы передвижения. Крупные операции по окружению не проводились. Обычно завязывались встречные бои враждебных колонн, двигающихся навстречу друг другу. Затем применялся метод «выталкивания» противники и его преследования. Как известно, рассеивание реактивных снарядов по дальности во много раз превышает боковое рассеивание, то есть места падения снарядов образуют сильно вытянутый эллипс. Поэтому вытянутая колонна войск противника во встречных боях в Анголе представляла собой идеальную цель.

В Афганистане, наоборот, стрельба чаще всего велась по площадям, включая населенные пункты. Там наши артиллеристы впервые стали использовать стрельбу из установок «Град» под малыми углами возвышения и прямой наводкой.

Палестинские партизаны в Ливане использовали тактику кочующих установок залпового огня. Удар по израильским войскам наносила всего одна установка БМ-21, которая затем сразу же меняла позицию.

В ряде конфликтов «Град» применялся обеими сторонами. Так, СССР поставил в Сомали батарею из четырех БМ-21. Но основная партия БМ-21, отправленная морем, была перенаправлена и выгружена в Эфиопии, а позже приняла участие в боевых действиях против Сомали.

В 1992 году российские войска в Чечне оставили Дудаеву 18 установок БМ-21 и 1000 ракет. Да что «Град», ельцинские генералы ухитрились оставить в Чечне две пусковые установки «Луна», хорошо еще — без ракет со спецзарядами. В ходе войны 1994-1995 годов обе стороны в Чечне интенсивно использовали систему «Град». 9 февраля 1995 года начальник генштаба МО генерал армии М. П. Колесников заявил, что с 11 декабря по 8 февраля было уничтожено в числе другой чеченской техники 16 установок «Град». Одна установка БМ-21 использовалась при неудачном штурме селения Первомайское, захваченного террористами. Делать какие-либо заключения по эффективности «Града» в чеченской войне сложно, поскольку война велась российской стороной крайне бестолково. Известен, к примеру, случай, когда вертолетом Ми-24 была обнаружена развернутая в боевое положение чеченская БМ-21, а экипаж вертолета вместо того, чтобы уничтожать ее, начал запрашивать по радио разрешение на это.

Еще более интенсивно комплекс «Град» применялся в ходе второй чеченской войны.

Еще задолго до этих событий начались попытки модернизации «Града» как в отношении шасси, так и в отношении боекомплекта. Так как габариты и вес штатных установок «Града» (БМ-21) были сравнительно велики, то в СССР для воздушно-десантных войск была создана более легкая установка БМ-21В на шасси автомобиля ГАЗ-66Б, в которой число 122-мм труб было уменьшено с 40 до 12. В 1975 году в Чехословакии была создана установка RM-70 путем наложения артиллерийской части «Града» на шасси автомобиля «Татра-813». В 70-80-х годах в арабских странах артиллерийскую часть «Града», сократив число труб до 30, устанавливали на различные шасси, от советских автомобилей ЗИЛ-131 до японских ISUZU.

В 80-х годах в СССР на базе «Града» был создан новый комплекс «Прима». Число 122-мм труб было увеличено до 50. В качестве шасси взяли автомобиль Урал-4320. Время полного залпа «Примы» составляло 30 секунд. К сожалению, из-за финансовых трудностей начала 90-х годов «Прима» не пошла в массовое производство.

Данные боевых машин

Название системы
Индекс боевой машины БМ-21
Автомобильное шасси
Калибр снаряда, мм
Число направляющих
Вес системы в боевом положении, кг
Мощность двигателя, л. с.
Скорость движения по шоссе, км/час
«Град»
БМ-21
Урал-375Д
122
40
13 700
180
75
«Град-В»
БМ-21В
ГАЗ-66Б
122
12
около 6000
115
85
«Прима»
9А51
Урал-4320
122
50
13 900
210
85

Во время Вьетнамской войны по просьбе правительства ДРВ в СССР был создан переносной комплекс «Град-П», или, как его тогда называли, «Партизан». На переносной пусковой установке 9П132, весящий всего 35 кг, была установлена одна трубчатая направляющая. Расчет установки 2 человека. В боекомплект установки входило несколько снарядов, в том числе 9М22М. (Рис. XXXVII цветной вклейки)

Осколочно-фугасный снаряд 9М22М с взрывателем 9Э231 создан в 1962-1964 годах на базе снаряда 9М и конструктивно мало отличался от него. Снаряд 9М22М первоначально назывался «Град-1». Снаряд 9М22М имеет баллистический индекс ТС-78. Максимальная табличная дальность 11 км, минимальная 2 км. Стрельбу снарядами 9М22М на дальность до 3 км из-за значительного рассеивания снарядов производили в исключительных случаях и только при отсутствии своих войск в направлении стрельбы. Для улучшения кучности стрельбы на дистанциях до 7 км на снаряд надевалось тормозное кольцо диаметром 122 мм.

Несколько сотен установок «Град-П» было поставлено во Вьетнам, где они нашли широкое применение. Особенно эффективно «Град-П» поражал американские аэродромы в Южном Вьетнаме.

Изготовление пусковых установок 9П132 велось на Ковровском механическом заводе. Так, в 1970 году было изготовлено 406 пусковых установок «Град-П», из них 400 пошло на экспорт (во Вьетнам). Данные по 1971 году не найдены, а в I полугодии 1972 года было изготовлено 155 штук, все пошли на экспорт.

Модернизация ракет и пусковых установок комплекса «Град»

В 70-90-х годах к «Граду» были созданы принципиально новые образцы боеприпасов. Среди них:

— реактивный снаряд для постановки противопехотных минных заграждений, весом 56,4 кг. Его головная часть весом 21,6 кг содержит 5 противопехотных осколочных мин ПОМ-2. Каждая мина весом 1,7 кг содержит 0,13 кг взрывчатого вещества. Максимальная дальность стрельбы снарядами с противопехотными минами 13,4 км. Залпом из 20 снарядов можно надежно заминировать один километр фронта. Чтобы мины не были опасны для собственных войск, они имеют программируемое устройство самоликвидации мины в интервале от 4 до 100 часов с момента постановки;

— реактивный снаряд для постановки противотанковых минных заграждений, обеспечивающий поражение бронетанковой техники снизу под всей проекцией кумулятивным зарядом, обладающим высокой бронепробиваемостью. Вес снаряда 57,7 кг, боевая головка весом 22,8 кг содержит три мины. Вес мины 5 кг, вес кумулятивного заряда 1,85 кг. Дальность стрельбы 13,4 км. Для минирования одного километра фронта требуется 90 снарядов. Время самоликвидации мины от 16 до 24 часов;

— реактивный дымовой снаряд весом 66 кг с дальностью стрельбы 20,2 км. Снаряд содержит 5 дымовых элементов, снаряженных по 0,8 кг красного фосфора. Залп из 10 ракет формирует сплошную завесу по фронту 1000 м и по глубине 800 м. Облако держится в среднем 5,3 минуты;

— комплект реактивных снарядов для создания радиопомех в диапазоне от 1,5 до 120 МГц с дальностью стрельбы до 18,3 км;

— реактивный осветительный снаряд, подсвечивающий на местности круг диаметром 1000 м с высоты 450-500 м, освещенность 2 люкса в течение 90 секунд.

В настоящее время конструкторы ГНПП «Сплав» работают над созданием новых снарядов для системы «Град». Первый из них — снаряд с дальностью стрельбы до 35 км и головной частью повышенной мощности. Помимо двигателя на смесевом топливе, на нем использована фугасная головная часть с блоком готовых осколков и в снаряжении взрывчатого вещества повышенной мощности. Эффективность поражения цели этим снарядом повысится в среднем в два раза по сравнению со штатным.

Второй снаряд имеет отделяемую осколочно-фугасную головную часть и дальность стрельбы 33 км. (Рис. 132, XXXVIII цветной вклейки) Он оснащается дистанционным взрывателем, после срабатывания которого происходит отделение головной части от двигателя. Затем головная часть тормозится парашютной системой и по траектории, близкой к вертикальной, устремляется к земле. В зависимости от предварительной установки дистанционного взрывателя, взрыв может произойти над землей на высоте от 0 до 30 м.



Рис. 132. 122-мм снаряд системы «Град»

1 — взрыватель МРВ-У или МРВ;

2 — головная, часть;

3 — ракетная часть;

4 — большое (малое) тормозное кольцо;

5 — пружина; 6 — винт;

7 — корпус; 8 — детонаторная шашка;

9 — разрывной, заряд; 10 — втулка;

11 — прокладка; 12 — пластина;

13 — заглушка; 14 — пробка

Третий снаряд имеет отделяемую головную часть, снаряженную двумя самонаводящимися (корректируемыми) боевыми элементами, предназначенными для поражения бронетехники. На заданной высоте из боевой части ракеты выстреливаются боевые элементы. После отстрела открывается парашют боевого элемента, и он медленно спускается. Инфракрасные датчики, расположенные на элементе, обнаруживают танк противника, и из элемента в крышу танка выстреливается бронебойное сферическое ядро. (Рис. XXXIX цветной вклейки)

Продолжаются работы и по модернизации боевой машины БМ-21. Наиболее важное направление ее модернизации — замена пакета направляющих труб из металла на два моноблока одноразовых транспортно-пусковых контейнеров (ТПК), изготавливаемых из полимерных композитных материалов. Они устанавливаются на боевой машине с помощью специальной дополнительной переходной рамы. (Рис. XLI цветной вклейки)

ТПК обеспечивают транспортировку и пуск реактивных снарядов, а также их хранение как на боевых машинах, так и в арсеналах. Перезаряжание боевых машин производится заменой контейнеров с помощью грузоподъемных средств, а их электрическое сопряжение — через специальный электрический разъем. Модернизация боевой машины БМ-21 может быть произведена в условиях заказчика, эксплуатирующего боевую машину. Вес одного ТПК без снарядов 370 кг, со снарядами 1770 кг. Время заряжания сокращается до 5 минут.

В настоящее время боевые машины изготавливаются ОАО «Мотовилихинские заводы» на шасси автомобиля Урал-4320. В модернизированном варианте автоматизированная система управления обеспечивает автономную топопривязку и ориентирование боевой машины на местности с отображением на электронной карте; автоматизированный расчет установок стрельбы; бесприцельное наведение пакета направляющих без выхода расчета из кабины; введение данных во взрыватель реактивного снаряда. Вес боевой машины БМ-21 увеличился до 14 тонн. Расчет остался без изменений — 3 человека.

В 1976 году на вооружение Советской Армии была принята система «Град-1». В ее состав входили: боевая машина 9П138, реактивный 122-мм снаряд 9Ф28Ф и транспортная машина 9Т450. Комплекс «Град-1» был разработан в ГНПП «Сплав». Боевая машина 9П138 создана на шасси автомобиля ЗИЛ-131, артиллерийская часть ее имеет 36 трубчатых направляющих. Время залпа — 18 секунд, расчет — 3 человека. Вес боевой машины 9П138 с боекомплектом и расчетом составляет 10425 кг. (Рис. XL цветной вклейки)

Ракета 9Ф28Ф весит 56,5 кг, из которых 21 кг приходится на боевую часть, а 14,2 кг — на ракетное топливо. Дальность стрельбы от 1,5 до 15 км. При стрельбе на предельную дистанцию отклонение по дальности составляет 60 м, а боковое — 135 м.

Транспортная машина 9Т450 создана на том же шасси (от ЗИЛ-131). Она перевозит 54 снаряда.

Артиллерийская часть от боевой машины 9П138 с 36-ю направляющими была установлена на гусеничное шасси от 122-мм самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика». Однако в серию она, видимо, не пошла.

В 80-х годах в ГНПП «Сплав» «Град» научили бороться... с подводными диверсантами (боевыми пловцами) и сверхмалыми подводными лодками. Для защиты входов в военно-морские базы и охраны морской границы на базе комплекса «Град» был создан комплекс «Дамба», в состав которого вошла боевая машина БМ-21 ПД, транспортная машина 95ТМ и реактивный снаряд ПРС-60. Этот снаряд благодаря чашкообразному наконечнику обеспечивает безрикошетную стрельбу во всем диапазоне дальностей от 300 м до 5 км. Снаряд ПРС-60 содержит в себе 20 кг сильного взрывчатого вещества и подрывается в зависимости от установки взрывателя на глубине от 3 до 200 м.

Без преувеличения можно сказать, что и сейчас «Град» является самой эффективной системой залпового огня своего калибра (100-152 мм).

Глава 5

Реактивная система залпового огня «Ураган»

Проработки дальнобойной 220-мм системы залпового огня были начаты в конце 1968 года. Первоначально она именовалась «Град-3». Рассматривалось два варианта боевой машины: на шасси автомобиля ЗИЛ-135ЛМ с 20 трубчатыми направляющими и на шасси гусеничного тягача МТ-С («объект 123») с 24 трубчатыми направляющими. На обеих пусковых установках угол вертикального наведения 0°; +55°, угол горизонтального наведения 60°. Тактико-технические требования на систему предусматривали единую таблицу стрельбы и одинаковый вес боевой части (80 кг) для всех типов снарядов.

Полномасштабные работы по 220-мм реактивной системе залпового огня «Ураган» были начаты по решению МОП и МО от 31 марта 1969 года на Пермском орудийном заводе (бывший № 172). Первый опытный образец РСЗО «Ураган» был изготовлен в феврале 1972 года, а в 1976 году РСЗО «Ураган» была принята на вооружение. (Рис. 133, 134, 135 XLII, XLIII цветной вклейки)

В качестве базы для боевой и транспортно-заряжающей машины использовано шасси ЗИЛ-135ЛМ. В связи с тем что серийное производство шасси велось на Брянском заводе, ему было присвоено название БАЗ-135ЛМ. Боевая машина имеет 16 направляющих трубчатого типа. Количество возимых снарядов на транспортно-заряжающей машине 16 штук.

В состав боекомплекта «Урагана» входят ракеты с моноблочными фугасными головными частями 9М27Ф, с кассетными головными частями 9М27К с 30 осколочно-фугасными элементами, 9М27К2 с 24 противотанковыми минами, 9М27КЗ с 312 противопехотными минами. Зажигательные головные части могут содержать 4 зажигательных элемента. Кроме того, по сведениям западной печати, существуют боевые части с объемно-детонирующей смесью и отравляющими веществами. (Рис. XLIV цветной вклейки)



Рис.133. Противопехотный кассетный элемент для «Урагана»

1 — кольцо переходное; 2 — кольцо

резьбовое; 3 — кожух; 4 — прокладка;

5 — заряд разрывной 9X37;

6 — ролики; 7 — стакан;

8 — полиэтилен; 9 — пружина;

10 — толкатель; 11 — ось;

12 — лопасть; 13 — обойма;

14 — элемент боевой;

15 — прокладки;

16 — взрыватель 9Э246М или 9Э246




Рис. 134. Боевая машина 9П140:

1 — кабина экипажа; 2 — моторный отсек;

3 — пакет стволов; 4 — опорный домкрат;

5 — ящик со снаряжением; 6 — фара со светомаскировочной насадкой;

7 — лестница




Рис. 135. РСЗО «Ураган»


При стрельбе снарядом 9М27К в заданной точке траектории срабатывала дистанционная 120-секундная трубка 9Э245, которая воспламеняла специальный заряд. От давления газов заряда взводился взрыватель 246 боевых элементов 9Н210, сбрасывался обтекатель и разбрасывались боевые элементы. Вес боевого элемента 9Н210 — 1,85 кг. Элемент содержал 300 г взрывчатого вещества.

В боевой машине 9П140 реактивной системы залпового огня «Ураган» направляющие расположены на люльке в три ряда и составляют пакет, который крепится к люльке лентами, шпонками и клиньями.

Люлька служит для установки на ней пакета направляющих и соединения с верхним станком двумя полуосями, вокруг которых она поворачивается (качается при наведении по углу возвышения). Люлька со всеми смонтированными на ней узлами и деталями составляет качающуюся часть установки.

Механизмы вертикального и горизонтального наведения имеют электроприводы. Уравновешивающий механизм служит для частичного уравновешивания качающейся части; он расположен на верхнем станке. Механизм состоит из двух одинаковых торсионов, работающих на кручение.

Наведение машины можно производить только после приведения ее в боевое положение. Для этого откидываются два домкрата в кормовой части боевой машины. При наведении боевой машины электроприводом непрерывная работа его допускается не более 5 минут. Повторное включение электропривода можно производить только после 10-минутного перерыва.

Боевая машина 9П140 имеет радиостанцию Р-123М, которая устанавливается на кронштейне шасси 135ЛМ у правой дверцы машины.

Боевой расчет 9П140 состоит из четырех человек:

командира — первый номер;

наводчика — второй номер;

механика-водителя — третий номер;

заряжающего — четвертый номер.

Время перевода боевой машины из походного положения в боевое при наличии подготовленной в топогеодезическом отношении огневой позиции и рассчитанных установках стрельбы — не более 3 минут; при неподготовленной огневой позиции — не менее 12 минут.

Запрещается вести стрельбу из боевой машины при наземном ветре более 20 м/с.

Боевая машина может транспортироваться на любые расстояния железнодорожным или воздушным транспортом (самолеты Ан-22иИл-7б).

В состав комплекса входит транспортно-заряжающая машина 9Т452, созданная также на шасси ЗИЛ-135ЛМ. На транспортно-заряжающей машине перевозится 16 ракет. Время перезаряжания боевой машины 15 минут.

РСЗО «Ураган» успешно применялись в ходе Афганской войны и обеих Чеченских кампаний. Структура и состав частей, оснащенных РСЗО «Ураган», до сих пор в открытой печати не приводились, за исключением заметки в газете «День», где говорилось о том, что господин Ельцин накануне конфликта в Приднестровье подарил Молдове 803-й полк РСЗО «Ураган», в составе которого находилось 28 пусковых установок 9П140.

Аналог «Урагана» производится только в США. Это 230-мм реактивная система залпового огня MLRS, имеющая направляющие с 12 трубами и дальность стрельбы 30-40 км. РСЗО MLRS была принята на вооружение в 1981 году, а в 1983 году начала поступать в войска.

Данные РСЗО «Ураган»

Индекс системы

Индекс боевой машины

Шасси боевой машины

Калибр, мм

Число труб

Максимальный угол возвышения, град

Угол горизонтального обстрела, град

Наименьший угол возвышения пакета труб

в зоне обхода кабины, град

Максимальные скорости наведения

электроприводом, град/с:

по углу возвышения

по азимуту

Угол поворота ручным приводом на 10 оборотов

маховика, мин:

по углу возвышения

по азимуту

Длина, мм:

в походном положении

в боевом положении

Ширина, мм:

в походном положении

в боевом положении

в боевом положении (при максимальном

повороте направляющих)

Высота, мм:

в походном положении

при максимальном угле возвышения

Вес заряженной боевой машины с расчетом, кг

Вес боевой машины без снарядов и расчета, кг

Расчет, чел.

Вес трубы, кг

Усилие на рукоятке приводов ручного наведения, кг не более

Максимальная длина кабеля выносной катушки, м

Тип двигателя

Мощность двигателя, л. с.

Время полного залпа с постоянным темпом, с

Время полного залпа с переменным темпом, с

Данные ракет

Длина ракеты, мм

Вес ракеты, кг

Вес головной части, кг

Число осколочно-фугасных элементов

в кассетном снаряде


* Фугасного 9М27Ф/кассетного 9М27K.

9К57

9П140

ЗИЛ-135ЛМ

220

16

55°

60°

5


не менее 3

не менее 3


46

31

9630

10830

2800

3040

5340

3225

5240

20200

15100

4

87,2

не более 10

60

ЗИЛ-175Я

2x180

8

20


4832/5178*

280,4/271*

99/89,5*

30


Глава 6

Тяжелая огнеметная система ТОС-1 «Буратино»

Тяжелая огнеметная система ТОС-1 «Буратино» представляет собой 30-ствольную систему залпового огня. Пусковая установка смонтирована на шасси танка Т-72. Она состоит из шасси, поворотной платформы с качающейся частью пусковой установки, силовых следящих приводов и системы управления огнем. (Рис. XLV цветной вклейки)

Качающаяся часть пусковой установки имеет 30 направляющих труб калибра 220 мм для неуправляемых реактивных снарядов, установленных в общем корпусе с люлькой; через ось цапф она соединяется с рычагами поворотной платформы. Наведение пусковой установки на цель в горизонтальной и верти кальной плоскостях производится силовыми следящими приводами.

Система управления огнем состоит из прицела, квантового дальномера, баллистического вычислителя и датчика крена.

Неуправляемый реактивный снаряд (НУРС) состоит из головной части с наполнителем и взрывателем и ракетной части на твердом топливе.

Транспортно-заряжающая машина предназначена для транспортировки НУРС, заряжания и разряжания пусковой установки. Транспортно-заряжающая машина собрана на шасси грузового автомобиля повышенной проходимости и имеет погрузочно-разгрузочное устройство.

Вес пусковой установки 42 тонны. Дальность стрельбы максимальная — 3500 м, минимальная — 500 м.

Первые образцы установки «Буратино» проходили испытания в Афганистане. Осенью 1999 года — зимой 2000 года «Буратино» успешно применялась в Чечне, в том числе при штурме Грозного.

Глава 7

Реактивная система залпового огня «Смерч»

300-мм реактивная система залпового огня «Смерч» принята на вооружение в 1987 году и до сих пор не имеет аналогов в мире, (Рис. XLVI-L цветной вклейки)

Вес головной части снаряда РСЗО «Смерч» почти в три раза больше, чем у американской системы MLRS. Головная часть может быть моноблоком или кассетой с 72 боевыми элементами (осколочного типа).

Залп 12 ракет 9М55К с кассетными осколочно-фугасными элементами накрывает площадь в 40 гектаров.

Кроме того, могут быть использованы боевые элементы зажигательного действия, противотанковые и противопехотные мины, а также некоторые другие поражающие элементы.

РСЗО «Смерч» может поражать как живую силу противника, так и бронетанковую технику, фортификационные сооружения и пункты управления войсками. Так, для гарантированного уничтожения мотопехотной роты требуется 10-16 ракет, артиллерийской батареи 21-44 ракеты, центра управления войсками 4-12 ракет. (Рис. LI цветной вклейки)

Наиболее уязвимым местом всех РСЗО, начиная с «Катюш», были большие отклонения как боковые, так и по дальности. Создав систему MLRS, американцы пришли к выводу, что дальность стрельбы 30-40 км является предельной для РСЗО. Дальнейшее ее увеличение приводит к слишком большому рассеиванию снарядов.

Ракеты же «Смерча» летят на расстояние до 70 км, а рассеивание по дальности составляет всего 0,21%, то есть около 150 м, что приближает ее по меткости к артиллерийским орудиям.

Как же удалось достигнуть такой уникальной меткости? Дело в том, что «Смерч» — первая в мире реактивная система залпового огня с управляемыми ракетами, а кроме того, стабилизация ракеты в полете происходит и за счет вращения ее с большой скоростью вокруг продольной оси. Таким образом, эти ракеты являются также первыми в мире вращающимися управляемыми ракетами.

Коррекция полета ракеты по углам тангажа и рысканья осуществляется газодинамическими рулями, приводы которых действуют от газа высокого давления из бортового газогенератора.

В состав комплекса РСЗО «Смерч» входит транспортно-заряжающая машина 9Т234-2, созданная на шасси автомобиля МАЗ-543А. Возимый боекомплект на транспортно-заряжающей машине — 12 снарядов.

Важный вклад в повышение боевой эффективности РСЗО «Смерч» внесла автоматизированная система управления огнем «Виварий», изготовляемая производственным объединением «Контур» (г. Томск). Система управления огнем размещается в кузове фургона на шасси автомобиля КаМАЗ-4310 «Виварий», оснащенный ЭВМ Е-715-1.1, задает полетные данные для шести боевых машин РСЗО «Смерч».

Данные РСЗО «Смерч»

Индекс системы
Индекс боевой машины
Шасси боевой машины
Калибр, мм
Число труб
Вес боевой машины, кг:
без снарядов и расчета
со снарядами и расчетом
Дальность стрельбы, км:
максимальная
минимальная
Площадь поражения одним залпом, га
Тип двигателя
Мощность, л. с.
Скорость движения по шоссе, км/час
Запас хода по топливу, км
Боевой расчет, чел.
Габариты боевой машины, м:
длина
ширина
высота

Данные ракеты
Длина ракеты, мм
Вес ракеты, кг
Вес головной части, кг
Число осколочно-фугасных элементов
в кассетном снаряде

9К58

9А52-2

МАЗ-543М

300

12

33700

43700

70

20

672

-12А-525А

525

до 60

650

4

12,4

3,1

3,1


7600

800

280

72


далее