Е. Сашенков
ВО ВСЕМИРНОМ АТЛАСЕ ФИЛАТЕЛИИ

© Е. Сашенков, 1969
Сашенков Е. Почтовые сувениры космической эры. - М.: Связь, 1969. - С. 187-208.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2007

Назад   В начало   Вперёд

          Во всемирном атласе филателии непрерывно расширяются владения космической темы. С 1957 г. постоянно наблюдается тенденция нарастания космических выпусков (см. табл. в конце главы).

          Если за первые пять лет спутникам и космонавтам Советского Союза и США посвятили почтовые выпуски 25 стран, то в 1963 г. на арену «космической» филателии вышло в общей сложности уже более 40 государств Европы, Азии, Африки и Америки. Три года спустя это число удвоилось: к середине 1966 г. общее количество стран, выпускающих космические почтовые марки, составило 86. А число марок и блоков, не считая беззубцовых вариантов, составило к этому времени уже около 1200.

          Какое же место заняла наша отечественная почтовая документация во всемирном атласе филателии? В чем ее принципиальное отличие?

          ...Ни одна другая страна – из числа участвующих в космических полетах – не могла так демонстрировать с помощью почтовых марок свой приоритет в исследовании космоса. Именно за советской космической маркой стояла история такого величественного прогресса, который на протяжении десятилетий потрясал мир. Прежде чем русское слово «спутник» стало утверждаться на марках разных стран на исходе 1957 г., потребовалось социалистическое сорокалетие. «Сорокалетие борьбы, строительства, учебы, творчества, сорокалетие все более смелых планов и все более умелых действий – и свободный советский народ первым шагнул за пределы Земли, чтобы раскрыть тайны Вселенной», – писала Вера Кетлинская (журнал «Знамя», № 5, 1961 г.).

          Отечественная почтовая документация завоевала во всемирной филателии заслуженный авторитет. Коллекционер, вдумчиво анализирующий природу каждой новинки, имеет все основания радоваться приобретению почтового сувенира космической эры, выпущенного в Советском Союзе; он знает, что здесь почтовая интерпретация космического запуска свободна от рыночных и конъюнктурных расчетов, которыми – увы! – грешат еще во многих странах...

          Если сопоставить годовые комплекты советских космических марок за десятилетие, то нетрудно убедиться в том, как активно отмечает почта успехи космонавтики. Вот как выглядит график выпуска марок и блоков СССР, посвященных непосредственно космическим полетам, юбилеям, праздникам (в таблице учтены беззубцовые выпуски):

 

 Годы 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967
Количество выпусков 9 2 7 5 19 24 26 26 12 15 11

 

          Советский Союз стал родоначальником космической темы в филателии, утвердил ее право на жизнь, а Европейский континент фактически оставался до конца 1957 г. единственным районом земного шара, где выпускались марки космической тематики. И все они посвящались, успехам страны, научный гений которой открыл эру космических полетов, – Советскому Союзу.

          Популярность космической темы постепенно распространялась с континента на континент. В марте 1958 г. она отпраздновала новоселье в Азии, в октябре 1958 г. поселилась на американской земле, в феврале 1962 г. – на африканском континенте. Приобщается к теме и австралийский континент. Первый робкий шаг – спецгашение – сделан в связи с событием, произошедшим на австралийском космическом полигоне Вумера: в мае 1966 г. здесь состоялся первый запуск европейской космической ракеты «Европа–1». В 1968 г. вышла космическая серия.

          Космические марки, заговорившие сначала по-русски, теперь говорят на всех основных языках мира. Они выпускаются многочисленными республиками, королевствами, султанатами, княжествами. Выпускаются карликовыми государствами, гордящимися «самостоятельностью». Выпускаются, наконец, частными островными владениями, существующими ради того, чтобы выпускать «марки»... Менее всего – увы! – они выпускаются в этих странах для того, чтобы порадовать коллекционеров. Правда, иной коллекционер, довольный своим приобретением, к сожалению, редко задумывается о природе той или иной новинки.

          Оказывается, космические марки – это не только выражение признательности таланту ученых и героизму космонавтов... Космические марки могут выпускаться и как доказательство спорного суверенитета, и как дань моде, и как средство для пополнения опустевшей казны, и как заметная визитная карточка вновь образованного государства с трудно произносимым названием. Разные бывают причины. Какими мотивами, например, руководствуется тот невидимый дирижер, который регулярно включает в число выпускающих космические марки маленькое французское владение Сен-Пьер и Микелон, расположенное на одноименных островах в северо-западной части Атлантического океана? Ясно, что только не потребностями пятитысячного населения в знаках почтовой оплаты.

          Своими выпусками внесли вклад в космическую филателию большинство стран Азии. На первом месте идет почта Демократической Республики Вьетнам. Выпустив свою первую серию вскоре после полета Юрия Гагарина, она затем отмечала все запуски советских пилотируемых кораблей и многие полеты межпланетных станций. Немало космических марок выходит в Монголии. 1 июля 1957 г., в первый день МГГ, почтовое ведомство Японии выпустило марку со схематичным изображением искусственного спутника в виде точки на околоземной орбите, символизирующую как космическую, так и полярную программу исследований.

          Еще две страны отметили вскоре своими марками Международный геофизический год – на этот раз как мероприятие, основное направление которого космические исследования. Это Корейская Народно-Демократическая Республика и Индонезия. Серией марок КНДР, вышедшей в обращение в 1958 г., и было положено фактически начало участия стран Азии и Ближнего Востока в почтовой интерпретации космических полетов. Эти марки посвящались запуску в Советском Союзе первого в мире спутника Земли.

          С волной выпусков, отметивших на всех континентах 100-летие Международного союза электросвязи в 1965–1966 г., одним из последних вошел в космофилателию Бутан – феодальное княжество под протекторатом Индии в Центральной Азии.

          Своеобразно прокладывала себе путь тема космических полетов на марках стран Африки. Исторический экскурс может рассказать о многом...

          В 1955 г., когда на огромной территории Африканского континента было только четыре суверенных государства – Египет, Эфиопия, Либерия и Ливия, – тематика большинства африканских марок ограничивалась, как правило, узким кругом национальных проблем. 1960 г. стал историческим в летописи Африки. На карте континента появились семнадцать новых независимых государств. Африка входила в большой мир: международные дела становились и темой ее марок.

          Первооткрывателем космической темы стала почта республики Того: 24 февраля 1962 г. она выпустила серию из четырех: марок. Посвященные первому советскому гражданину и первому американцу, побывавшим в космосе, и отпечатанные в виде оригинальных кляйнбогенов, они сразу привлекли внимание филателистов разных стран.

          В ноябре того же года вышли космические марки в Гвинее. Это были надпечатки, провозглашавшие лозунг мирного использования космического пространства. А к концу года еще четыре африканских государства отметили своими марками участие французского приемного центра в установлении прямой телевизионной связи Америка – Европа через спутник «Телстар».

          В 1963 г. к ним присоединилось одиннадцать государств, в 1964 г. – пять, в 1965 г. – шесть... Поводом для выпуска космических марок стало, главным образом, успешное осуществление связи с помощью спутников. Эти серии марок так же, как и отмечающие запуск «Телстара», издавались в едином оформлении.

          Ныне, когда число независимых африканских стран приближается к сорока, целый альбом космических марок и блоков – более 200 выпусков, не считая беззубцовых разновидностей – представлен Африкой! Поучительно перелистать этот альбом. Просматривая его страницу за страницей, видишь, что «африканская ветвь» космической филателии самая быстрорастущая.

          Для некоторых молодых стран Африки, вступавших в лоно космофилателии на пятом году космической эры, издание своих марок на эту тему явилось в какой-то мере актом государственного значения. Это страны, продолжающие ощущать экономическую зависимость от бывших метрополий. Вчера не имевшие своего названия, они, став свободными, с гордостью помещали его на марках рядом с благородными лозунгами во имя мирного использования космического пространства – общего достояния государств.

          Но нелегок путь к подлинной самостоятельности. Из государственных учреждений уходят прежние хозяева, а к делам почтовым уже примазываются новые «друзья»... Вот почему, говоря о всемирном атласе филателии, придется все чаще отвлекаться от славных дел человеческого подвига. Придется говорить о другой стороне дела.

          ...Первого августа 1966 г. прекратило свое существование британское министерство колоний – ведомство, двести лет служившее жизненным потребностям империи. А несколькими днями раньше начались торжества на покрытых кокосовыми пальмами коралловых островах в экваториальных водах Индийского океана. Султанат Мальдивские острова, в прошлом британский протекторат, праздновал годовщину своей независимости.

          Появились новые почтовые марки: одна серия отмечала национальный юбилей, другая – последние сенсационные достижения космической науки. Впервые за шестидесятилетнюю историю мальдивских марок на них почти одновременно, почти в один и тот же день, появился и национальный флаг, и изображение невиданного предмета на поверхности Луны – советской автоматической станции, совершившей мягкую посадку. Остальные пять марок космической серии и блок посвящены встрече в космосе кораблей «Джемини–6» и «Джемини–7».

          Чем объяснить, однако, столь явную диспропорцию в почтовых чествованиях двух событий? Объяснение следует искать не на Мальдивах... Нити тянутся далеко за океан. Еще за несколько лет до провозглашения независимости островов осведомленный западногерманский филателистический журнал «Михель-рундшау» (№ 10, 1960 г.) информировал читателей о том, что «и этот султанат» взят под защиту «одним нью-йоркским агентством». Журнал пророчески предсказывал, что в результате этого «мы в самое ближайшее время наверняка получим целую галерею ярких и в то же время ненужных марок!».

          И действительно, с 1960 г. Мальдивы вынуждены регулировать свою деятельность в области издания почтовых марок не без опеки со стороны оборотистого агентства в Нью-Йорке. «Рука» этого агентства сразу почувствовалась в почтовой эмиссии Мальдивских островов: только за два года здесь вышло в обращение больше новых марок, чем за предшествующие 50 лет! Не без подсказки со стороны агентства выпускалась, по-видимому, и первая космическая серия на Мальдивах. Не здесь ли кроется объяснение того, почему США довольствуются лишь очень скупыми выпусками космических марок? Как видно, США предпочитают прославлять свои космические дела руками агентов.

          Особенно крепко связаны обязательствами с нью-йоркским марочным агентством почтовые ведомства Того и Гвинеи.

          Первая серия космических марок, вышедшая в феврале 1962 г. в ознаменование полетов Гагарина и Шепарда, принесла филателистам немало забот: обе пары марок выпущены, помимо листов, в виде кляйнбогенов – миниатюрных листков по двенадцать марок. Кляйнбогены своим оригинальным оформлением привлекали коллекционеров, которым приходилось – из стремления к полноте – охотиться за вариантами. Хочешь не хочешь, а бери вместо одной марки двенадцать, а точнее, вместо серии из двух марок надобно брать четыре кляйнбогена по двенадцать марок каждый!

          Три года спустя история повторилась: почтовое ведомство Того выпустило серию марок, посвященную первым космонавтам, совершившим свободный полет вне кабины корабля, Леонову и Уайту. И снова – кляйнбогены по двенадцать штук... В общей сложности семь раз обращалась тоголезская почта к космической теме с 1962 по 1967 гг. Итог – тридцать три выпуска с применением всех возможных на сегодняшний день вариаций марки: кляйнбогены, блоки, надпечатки, беззубцовки...

          Космические марки Того и большинства других молодых государств лишены национального колорита. Они еще носят «европейские одежды».

          Формой художественной подачи темы отличаются три первые космические серии Нигерии. Раскрывая в марках смысл того или иного спутника, автор пытается не абстрагироваться от национальной почвы. Первый выпуск Нигерии – серия из двух марок, выпущенных (июнь 1963 г.) в виде живописных кляйнбогенов, задуман как издание в честь станций слежения за спутниками, расположенными на территории страны. Одна марка показывает космическую капсулу над станцией слежения и храмом в Кано, другая – спутник «Синком» над кораблем слежения «Кингспорт» в порту Лагоса – столицы Нигерии.

          Вторая серия с космическими мотивами выпущена в Нигерии в ознаменование Международного года спокойного Солнца.

          Сюжет первой марки – спутник «Телстар» над африканским континентом. Вторая марка обозначила месторасположение Нигерии на континенте.

          Стремясь рассредоточить свои станции слежения за спутниками на разных меридианах, американцы арендуют территорию в наиболее удобных географических пунктах. Вот почему их взор постоянно обращен к Африке. Карликовый островок Вознесения – британское владение недалеко от берегов Африки, использовавшееся американцами для испытаний баллистических ракет, – с 1922 г. время от времени выпускает свои марки (вернее, для него выпускаются марки в Лондоне). В 1966 г. выпущена серия из четырех марок в ознаменование открытия на острове американской станции слежения за полетами по проекту «Аполлон». Какими нуждами населения острова Вознесения, состоящего лишь из служащих телеграфной и радиостанции да двух полицейских, вызвано появление этой серии почтовых марок – ответить трудно...

          Вообще, если внимательно проанализировать, как определяется тематика и складывается рыночная стоимость марок-новинок, то обнаружится искусно завуалированная деятельность всевозможных агентств. Они обосновались преимущественно в США и Англии. Активность многих из них особенно возросла за последние годы. Агентства взяли на себя далеко не бескорыстную заботу по марочной опеке молодых государств, вступивших на путь независимого развития. Эти государства, еще не располагающие достаточными техническими возможностями, вынуждены прибегать к услугам дельцов, представляющих указанные агентства. Тут-то и организуются одна серия за другой, нарядные и привлекательные, специально рассчитанные на любящих экзотику коллекционеров. И лишь небольшая доля попадает в казну государства-издателя. Главная же выручка течет в карман дельцов из ловких западных агентств.

          Казалось бы, можно понять восторги даже самого маленького почтового ведомства, решившего отдать должное мужеству космонавтов. Но ведь по сути дела, они очень часто облачаются в тогу увлеченных почитателей космонавтики ради прозаического бизнеса. Только за два года (1964–1965) почта Иордании, вступив на стезю космофилателии, буквально обрушила на головы любителей популярной темы космические марки и блоки, а также блоки с надпечатками и марки без зубцов. Треугольной и ромбовидной формы, отпечатанные с золотой и серебряной краской, они производили «неотразимое» впечатление, однако на пожелавшего достать в свою коллекцию весь этот «шикарный» гарнитур отрезвляюще действуют цены, проставленные в каталогах напротив всех 46 (!) номеров.

          Королевская почта Иордании не упускает случая отметить и успехи советской космонавтики. В 1965 г. она посвятила марки и блоки девяти советским космонавтам.

          С 1963 г. выпускает космические марки Йеменская Арабская Республика. Первая серия из пяти зубцовых, пяти беззубцовых марок и блока, к сожалению, выпущена очень небольшим тиражом и расценивается как спекулятивное издание.

          Время от времени филателисту попадают вдруг марки, заявляющие о себе как об изданиях Йемена – не республиканского, а королевского. Народ сверг монархию, но марки имама, в том числе и космические, сыплются как из рога изобилия. Первая серия на космическую тему выпущена от имени «Йеменского Мутавакелийского королевства» в 1964 г. Затем марки и блоки со спутниками и космонавтами стали выпускаться по нескольку раз в год... Однажды вдохновители выпусков имама сумели сделать то, что мало кому удавалось: продать трижды одну и ту же «лошадку»... Осенью 1965 г. появилась серия марок «100 лет Международного союза электросвязи» как сплошь космическая. Вместе с тем она предназначалась и собирателям олимпийских марок: на рисунке воспроизводилась трансляция спортивных состязаний Токийской олимпиады через спутник «Синком». Нашлось, конечно, место и для обязательного аксессуара олимпийских марок – пяти переплетенных колец. Тут же на этом выпуске сделали и третий бизнес: все три марки и блок появились с надпечаткой в честь «Джемини–5». Только ли финансовые надежды согревают инициаторов бурной почтовой деятельности несуществующего королевства?

          Космическим маркам обязан своей известностью целый конгломерат микроскопических княжеств, прилепившихся на берегу Персидского залива. Бесполезно искать их на карте, если эта карта не учитывает мельчайшие границы административного деления мира.

          ...До начала 60-х годов, пока семь крошечных территорий на восточном побережье Аравийского полуострова пользовались для оплаты почтовой связи (в тех редких случаях, когда в этом возникала потребность) английскими марками с соответствующими надпечатками, этот район был в полном забвении у филателистов. Не удивительно, что почти все эти территории обходились вообще без почтовой администрации, а скромные почтовые нужды удовлетворялись одним почтамтом.

          Но в один прекрасный день в рекламах торговых фирм, помещенных в крупнейших филателистических журналах Европы и Америки, коллекционерам были предложены серии марок шейханатов (княжеств) Дибаи, Абу-Даби, Аджман, Фуджейра, Рас-аль-Хайма, Умм-аль-Кувайн, Шарджа. Княжества, представляющие собой всего лишь небольшие рыбацкие поселки и полузанесенные песком оазисы, отныне обрели почтовую «самостоятельность».

          В 1968 г. началось создание Федерации арабских княжеств, расположенных на побережье Персидского залива. В нее, помимо вышеназванных, вошли еще два эмирата – Бахрейн и Катар. Им предстоит упорная борьба за обеспечение независимости нового государственного объединения. Красноречивую характеристику положения, в котором находятся эти страны, дала «Правда»: «Каждый эмират выпускает сейчас свои почтовые марки, имеет свои паспорта, но не каждый из них имеет свой государственный флаг или герб»... 1.

          Почтовая «самостоятельность» началась с выпуска Дибаи... У первой космической серии, выпущенной в январе 1964 г., не было недостатка в опекунах. Няньки находились тут же: известно, что Дибаи, многие годы являлось резиденцией британского политического советника в Договорном Омане. Серия состояла из восьми марок без зубцов и блока. Космические выпуски Дибаи трижды последовали один за другим в 1964 г. На востоке Аравийского полуострова с той поры пахнет не только нефтью, но и марочными аферами.

          «Почтовому гению» Дибаи принадлежит идея единственных в своем роде марок. Речь идет об одной из серий 1964 г., состоящей из трех марок в зубцовом и беззубцовом вариантах. Это два сильно вытянутых вертикальных прямоугольника и один прямоугольник наполовину укороченный. В отличие от обычных арабских марок эти три выделяются схематичностью и некоторой условностью космического рисунка, а также отсутствием параллельного текста на английском языке.

          Марки не сразу были пущены в продажу. В декабре 1964 г. на марках сделали надпечатку новых номиналов, и они вышли в обращение. Тираж серии точно не известен. Известно другое: существуют многочисленные, специально организованные варианты, которые следует рассматривать как обыкновенное мошенничество издателей.

          Вслед за первым выпуском Дибаи появилась на свет и космическая серия Шарджи, рыбацкой деревушки, расположенной в 20 км к востоку от Дибаи. Это княжество часто упоминается в донесениях английских и американских эмиссаров: ведь как на территории его, так и в море обнаружены богатые запасы нефти... Серия состояла из семи зубцовых, семи беззубцовых марок и блока, воспроизводящего целую космическую панораму с пятью спутниками различного назначения, и тут же последовали за первенцем новые космические серии...

          С марками Шарджи приключались всякие истории. Одна из них любопытна: свидетельствуя о беде, постигшей местного владыку, она в то же время служит доказательством обогащения марочных дельцов. 24 июня 1965 г. был свергнут старый шейх и на его место водворился новый. Незадолго до переворота власти затеяли очередной выпуск космических марок. На этот раз поводом послужило 100-летие Международного союза электросвязи. Но как быть с тиражом, если на всех марках помещен портрет старого шейха? Конечно же – выпустить новый тираж! И вот появилась серия из восьми марок, на которых рядом с портретом нового правителя замелькали «Синком», «Телстар», «Эрли берд».

          Об изобретательности почтовых воротил крошечного княжества говорит и другой пример. В 1965 г. в большую серию «Развитие средств связи» впихнули две космические марки. Трудно сказать, сколько жителей крошечной Шарджи является владельцами телефонов, но зато на почтовой серии-гиганте, состоящей из 20 марок (!), есть все средства связи, известные цивилизованному обществу. В том числе, разумеется, и средства связи в космосе, без которых туго пришлось бы, наверное, бедным рыбакам Шарджи...

          Для спекуляции на космической тематике использовалась даже серия марок, «Борьба с голодом». После полета «Джемини–6» и «Джемини–7» на этих марках сделали надпечатку «15–12–1965 г. Встреча в космосе». Так в мгновенье ока родилась еще одна космическая серия из восьми марок.

          В июле 1965 г. появились почтовые марки с наименованием еще одного княжества – Рас-аль-Хайма. С первых же выпусков оно стало «обогащать» космическую филателию. Одна из марок первой серии (повторенная в блоке) показывает президента США за осмотром капсулы корабля «Джемини» в сопровождении американского космонавта. Затем последовала серия в ознаменование 100-летия Международного союза электросвязи. Все шесть марок и блок – космические. Наконец, в июне 1966 г. последовала и чисто космическая серия. Восемь марок и блок – портретные, с изображением улыбающихся американских космонавтов и их космических кораблей на втором плане.

          В 1966 г. потянулись за соседями и другие княжества. Так, Фуджейра выпустила серию марок со спутниками связи, Аджман – с космическими кораблями, осуществляющими программу «Джемини». В начале 1967 г. к ним присоединилось маленькое княжество Кэтри стейт оф Сайджан, входящее в состав британского протектората Аден на юге Аравийского полуострова. Были сделаны надпечатки на шести старых марках. Эти надпечатки обозначали фамилию одного из космонавтов США и изображали кабину космического корабля.

          Как правило, космические выпуски всех этих княжеств выполнены с расчетом максимально привлечь внимание филателиста. Изготовленные с большой претензией, они блещут великолепием, дорогой, даже изысканной полиграфической отделкой. Они выделяются броскими формами: то это крупноформатные квадраты, то треугольники, то вытянутые в столбик прямоугольники. В общем, все богатство красок и многие возможности геометрии направлены в одно русло...

          Чем же объясняется популярность космического мотива на марках Аравийского полуострова, да и вообще некоторых государств Азии и Африки?

          Ответ на первую часть вопроса дает филателистический комментатор австрийской газеты «Фольксштимме» 2: «Шейхи нуждаются в деньгах, – отмечает он, – хотя многие из них купаются в нефти. Находчивые американские спекулянты пробудили эти кочующие племена к почтовой жизни. Они выбирают тему, заказывают печатание в Нью-Йорке, а затем продают эти марки во всем мире». В дополнение к словам «Фольксштимме» следует сказать, что семь аравийских княжеств с их безудержной страстью к маркам на популярные темы вовсе не исключение, а естественный продукт капиталистического мира наживы. «Аравийский вариант» – это просто наиболее откровенное проявление спекуляции на филателистическом увлечении.

          Так, символический почтовый рожок стал служить на Аравийском полуострове... рогом изобилия. Прибыль потекла в карманы феодальной знати и тех, кто получил полномочия на ведение эмиссионных дел. Таково происхождение космических марок княжеств зоны Персидского залива. Не удивительно, что эти марки, украшенные замысловатой арабской вязью, выдержаны в духе столетней британской традиции: треть марки нередко занимает портрет владыки – очередного шейха, а оставшаяся площадь распределена между непременными почтовыми обозначениями и рисунками ракет или спутников.

          Итак, обилие марок, разнообразие блоков и кляйнбогенов на космическую тему в странах Африки и Ближнего Востока вызвано, как видно, не только преклонением перед сенсационными научными достижениями, хотя значительные слои местного населения, которые в наше время сбрасывают оцепенение прошлых веков и переносятся в двадцатый век с его стремительно прогрессирующей наукой и техникой, проявляют особый интерес к волнующим весь мир полетам космических кораблей и межпланетных станций.

          В октябре 1958 г. космическая филателия поселилась на американской земле. Начало положила новая серия «Международный геофизический год», появившаяся 8 октября 1958 г. в почтовых окошках Порт-о-Пренса, столицы Гаити. Две марки серии относились непосредственно к теме космических полетов. Но и этого было достаточно, чтобы пример почтового ведомства Гаити оказался заразительным.

          Эстафету у Гаити приняли соседи – почтовое ведомство Доминиканской Республики. Здесь, в апреле 1959 г., филателистам был преподнесен сюрприз. Нашлась «умная голова», сумевшая изобрести кое-что невиданное: на свет появился – впервые в мировой почтовой практике – безвкусный симбиоз двух популярных видов тематики – спорта и космоса. Посвящавшаяся МГГ надпечатка космического мотива на олимпийских марках означала нарушение общепринятых норм почтовой этики... На надпечатке, теряющейся на пестром фоне рисунков, не без труда различима экваториальная орбита второго американского спутника. «Изобретательность» государственной почты, пренебрегшей нормами приличия, объясняется просто: основная статья доходов в бюджете – таможенные пошлины – не давала шансов на обогащение, тогда как почти вся выручка от реализации выпущенных марок ручьем текла в личную казну семьи диктатора Трухильо. Из этого не делали тайны даже такие буржуазные исследователи, как Г. Шмидт и Г. Шнейдер. Они писали в изданной в ФРГ книжке «Спорт и почтовые марки»: «Выручка от продажи марок служит преимущественно целям организации развлечений для правящей верхушки».

          Пробный камень, брошенный в «пруд» космофилателии доминиканской почтой, дал большие круги... Ближе к эпицентру падения камня оказались Парагвай и Панама.

          Но вначале – несколько слов о делах почтового ведомства другой латиноамериканской страны Гвианы Нидерландской (Суринама). В июле 1961 г. ее почтовые чиновники повернулись «лицом к космосу». Определить истинных вершителей почтовых судеб Суринама в то время было не так-то просто. Дело в том, что Суринам – колония. Типичным для нашего времени было и ее положение двойной зависимости: с одной стороны, она находилась в кабале у Голландии, с другой, – ее подлинными хозяевами были монополисты США, выкачивавшие отсюда немалые богатства.

          ...После баллистического полета Алана Шепарда появились марки, отмечавшие полеты Юрия Гагарина и Алана Шепарда. В продажу поступили марки, отпечатанные небольшими листочками – кляйнбогенами. Марки с капсулой «Меркурия» и портретом американца, побывавшего на «почти» космической высоте, сгруппированы в 12 штук. По краям листка они окружены привлекательными рисунками и надписями: захочет покупатель иметь вещь в лучшем виде – возьмет не одну марчонку, не серию, а весь листик!

          Но дело этим не ограничилось. Суринамский кляйнбоген, как оказалось, вышел двумя тиражами: первый с темным фоном (3 июля 1961 г.), второй – со светлым фоном (26 июля 1961 г.). А затем филателистам было преподнесено еще два сюрприза: во-первых, появились разновидности второго тиража по перфорации на полях, во-вторых, оба тиража, как оказалось, продавались и в виде беззубцовых выпусков. Где продавались? В магазинах богатых нью-йоркских фирм. Не удивительно, что даже обычная серия, прошедшая почту на конверте из г. Парамарибо – столицы Суринама – стала редкостью.

          Суринамский комплект положил начало коммерческим операциям международного масштаба. Для ряда стран космофилателия начала превращаться в средство наживы. Сомнительная слава пионеров космофилателистического бизнеса принадлежит с этой поры почте латиноамериканских стран.

          На карте космической филателии Западного полушария Панама и Парагвай – «великие» державы. Правда, населения в каждой из этих латиноамериканских республик не больше, чем у нас в Новосибирске. Но, если судить по содержанию местных марок, все только и бредят полетами в космос...

          Как выстрел стартера для спортсмена, так и полет Шепарда послужил сигналом для почты Панамы и Парагвая. За первые два года и четыре месяца своей «космической деятельности» почтовое ведомство Панамы пять раз показывало, на что оно способно. «Демонстрация возможностей» в области издания марок вылилась в 42 (включая беззубцовые) почтовых знака: появились яркие марки и блоки с американскими спутниками всех назначений, с улыбающимися космонавтами и с космодромными сооружениями на мысе Кеннеди и в других местах.

          Любопытно, что Панама избрала для своих космических серий (не считая только серии-первенца) исключительно броскую форму треугольника. Новичков сразу ошеломили столь выделяющиеся марки, смело отметающие старые европейские трафареты – прямоугольники... И вдруг ФИП – Международная филателистическая федерация – большую часть космических марок Панамы включает в индекс вредных выпусков. Эта «дисквалификация» означала, что панамские марки не могут быть представлены на международных выставках, проводимых под патронатом ФИП. Федерации стало известно, что почтовое ведомство Панамы на корню запродало (на 95%) все свои новинки одному нью-йоркскому торговцу марками. По этому поводу на конгрессе ФИП в Вене в 1965 г. был обнародован один документ. Имеет смысл воспроизвести его полностью:

          «Комиссия ФИП по борьбе с нежелательными выпусками ознакомилась с контрактом, опубликованным в «Gazeta Oficia de Panama» (№ 10). Этот контракт заключен между представителями правительства Панамской Республики, министром Аросемена и представителем американской филателистической фирмы, которая находится в Нью-Йорке.

          На основании этого договора правительство Панамы выпустит в ближайшее время 10 специальных серий, составленных из 5–8 почтовых марок и к каждой серии блок. Выпуски будут приурочены к таким событиям, как: почтение памяти президента Кеннеди, завоевание космоса, выставка в Нью-Йорке, кинозвезды и т. п.

          Две первые марки в сериях будут печататься тиражом в 300 тыс. штук. Остальные должны выпускаться в таких количествах, чтобы общий тираж не превышал 14 тыс. перфорированных и 6 тыс. беззубцовых серий. 1000 серий предусмотрена для внутреннего употребления, 500 серий предназначается для Всемирного почтового союза.

          Остальная часть тиража принадлежит американской фирме, которая получает 25-процентную скидку от номинала марок. Расходы, связанные с изготовлением марок, принимает на себя американская фирма».

          Стоит ли говорить, какой прецедент создает такой контракт. Впрочем, в той или иной форме подобные государственные акции стали уже обычным явлением в практике латиноамериканских стран. Да и только ли латиноамериканских?

          После полета Шепарда лихо принялась за выпуск космических марок другая республика – Парагвай. Первый решительный шаг по тропе космофилателии парагвайская почта сделала на исходе 1961 г. Вся ее последующая деятельность стала вскоре притчей во языцах. Побиты все рекорды. Доминиканская Республика и Гвиана Нидерландская не смеют даже тягаться с Парагваем... Померкла и «слава» почтовых фокусников из Панамы... Только за пять лет в Парагвае выброшено на филателистический рынок около 150 космических марок и блоков (учитывая и беззубцовые, отличающиеся цветом)!

          Но уже первенец парагвайской почты – серия, посвященная Шепарду, всего лишь варьировавшая профиль космонавта на протяжении всех восьми зубцовых, восьми беззубцовых марок и двух блоков – встретил решительное осуждение в филателистических изданиях. «Речь идет об откровенно спекулятивном выпуске, – отмечал каталог Зигера «Космические полеты», – выпуске, с помощью которого эксплуатируется интерес коллекционеров к космическим сериям».

          В дальнейшем уже не пропускался ни один космический запуск США. Но ведь аппетит приходит во время еды. Вскоре и этих поводов стало мало. И вот начали пользоваться любой лазейкой, чтобы «пропихнуть» космический мотив в серии, не имеющие ничего общего с темой полетов во Вселенную. Вот, например, выпуск серии к 100-летию Международного Красного Креста в феврале 1964 г. В нее включены две марки с космическими кораблями, имеющими на борту... опознавательные знаки Красного Креста. Верная своей традиции, парагвайская почта и эти марки выпустила смехотворными тиражами, в зубцовом и беззубцовом исполнении.

          Парагвайские выпуски объединяет с панамскими много общего. Во-первых – это общие принципы построения серий: беззубцовые марки и блоки выходят в другой цветовой гамме, расходясь с зубцовыми в полутонах. Блоки обычно нумеруются. Тиражи зубцовых блоков колеблются от 5 до 8 тыс. экземпляров, а беззубцовые бывают не больше 3 тыс. Во-вторых общность выпусков Парагвая и Панамы распространяется и на их содержание. Если сравнить некоторые выпуски, то невольно напрашивается вывод о координации в планировании или, по меньшей мере, о заимствовании.

          В августе – сентябре 1965 г. Панама и Парагвай выпустили с интервалом в 11 дней большие серии, посвященные памяти Кеннеди и Черчилля. В обоих случаях не обошлось без космических марок, причем один из сюжетов «случайно» совпал: американский президент запечатлен в момент осмотра капсулы космического корабля.

          В ноябре 1965 г. парагвайская почта, отмечая специальной серией визит папы Павла VI в Организацию Объединенных Наций, включила в нее две марки и блок с космическим сюжетом. Единый рисунок изображает на фоне земного шара американский спутник связи «Эрли берд» (с его помощью католический мир следил за тем, как проходит визит). Примеру Парагвая последовала Панама. В апреле 1966 г. ею выпущена серия о поездке папы. И здесь тоже предусмотрена марка – авиапочтовая, концевая, тиражом в 22 тыс. экземпляров, посвященная трансляции телевизионных изображений о встрече папы через спутник «Эрли берд».

          «Вдохновившись» космической тематикой сверх всякой меры, почта Парагвая унаследовала одно характерное пристрастие своих латиноамериканских соседок. Известен своеобразный рекорд, установленный почтовыми администрациями трех стран в выпуске марок авиапочты. Колумбия произвела на свет примерно 250 экземпляров, Никарагуа – около 450, Венесуэла – чуть более 550... Не лишне вспомнить в этой связи слова английских журналистов Л. и М. Уильяме, писавших в своей книжке 3, что, пожалуй, больше других стран марки авиапочты выпускали страны, для которых собственные самолеты – недосягаемая мечта. То же самое можно сказать и о пристрастии почты Парагвая к космическим маркам.

          Пожалуй, если парагвайского коллекционера, даже проживающего в столице, оставить один на один с почтовым ведомством его страны, то и тогда он не поспеет за ним и не сможет собрать полной коллекции. Вот график выпуска серий, состоявших Зеликом или частично из космических марок, на протяжении одного только 1966 г.: 19 февраля – «Космические корабли «Джемини–6» и «Джемини–7»; 19 марта – «Важнейшие события 1965 года»; 16 мая – «Немецкий вклад в космонавтику»: 11 июля – «Вклад Италии в космические исследования»; 25 августа – «Исследования Луны»; 7 ноября – «Американская космическая техника».

          Почему филателисту трудно идти в ногу с парагвайской почтой? В стране невозможно приобрести только что выпущенную серию нормальным путем. Ее не купишь по номинальной стоимости. Едва появившись, космические серии из-за малых тиражей становятся предметом спекуляции. Характерно, что печатаемые максимальным тиражом в 500 тыс. экземпляров марки низких номиналов продаются в почтовых отделениях периферии, а марки концевые, авиапочтовые, беззубцовые и блоки поступают в розничную продажу в столице – городе Асунсьон. Лишь осведомленные почтовые клерки успевают скупить полные комплекты, чтобы вскоре пустить их в продажу перекупщикам. Филателисты же вынуждены платить последним баснословные цены. Пресса давно заклеймила Парагвай как «ведущего мирового спекулянта марками», 4 однако «парагвайское Эльдорадо» продолжает опустошать карманы тысяч филателистов.

          Известно, как далеко зашли в своей антинародной политике правители этой страны. Деньги, которые тратит существующий режим на свои цели, берутся не из воздуха, а изымаются из народного хозяйства, оставляя в нем пустые места. Этот вакуум стараются заполнять разными путями, в том числе и эмиссионной политикой: правящие круги то отдают предпочтение выпуску дополнительных денежных ассигнаций, не обеспеченных товарными запасами, то выпускают все новые и новые, абсолютно не вызванные государственными потребностями марки. Последний путь апробирован как наиболее выгодный хотя бы потому, что внутри страны последствия подобных манипуляций не очень заметны. Так, откачивая средства из карманов филателистов, парагвайское почтовое ведомство бросает гирю на весы, уравновешивающие дефицит правительственного бюджета.

          С 1870 г. выходят марки в этой латиноамериканской стране. И, пожалуй, доходы почтового ведомства за всю без малого столетнюю историю парагвайских марок еще никогда не были такими, как с открытием «золотоносной жилы» – космической филателии.

          Вот почему на одном из конгрессов ФИП принято решение о «вредных, неуместных и нежелательных выпусках» почтовых марок, которые не могут быть экспонированы на филателистических выставках, проходящих под патронатом ФИП. К числу таких выпусков отнесены, в частности, марки и блоки, продаваемые в больших количествах отдельным лицам, которые могут потом устанавливать на них свои цены. Сюда отнесены также чересчур длинные серии, блоки больших размеров, марки, умышленно выпускаемые малым тиражом.

          Выражение «Руки прочь от Парагвая», ставшее крылатой фразой у филателистов разных стран еще в начале 60-х годов, говорит само за себя. Коллекционеры пытаются бойкотировать выпуски этой страны.

          Выпускающее тематический альбом «Космос», издательство «Пауль Кох-ферлаг» (ФРГ) приняло решение с 1966 г. не включать в свой альбом марки, попавшие в индекс ФИП как нежелательные.

          Итак, практика почты некоторых латиноамериканских государств значительно осложнила коллекционирование космических марок. Их выпуски легли тяжелым бременем на плечи филателистов. Государства передоверили в отдельных случаях планирование выпуска марок дельцам, греющим руки на филателии. Люди с международным опытом марочных операций работают в тесном контакте с типографиями...

          Естественно, коллекционеров настораживает не юридический казус. Вопрос о том, любая ли космическая марка представляет стопроцентный интерес – это не риторический вопрос. Если собиратель ценит в новом приобретении не только «картинку», но и полноценность знака почтовой оплаты, ему не безразлично происхождение марки. Так же, как не может быть безразлично кредо почтового ведомства, мерой которого стала прибыль.

          Какие еще открытия можно совершить, путешествуя по всемирному атласу филателии?

          Немаловажным открытием следует считать огромные резервы и возможности космической темы. Она еще далеко не исчерпала возможности расширения своих географических границ. В Европе, Азии, Африке и Америке еще есть немало стран, для почты которых космофилателия пока остается нетронутой целиной. За первое десятилетие космической эры эти страны так и не выпустили ни одной космической марки. Особенно сдержанно относились к космической тематике на марках такие страны: в Европе – Англия, Австрия, Португалия, Голландия и Скандинавские страны; в Азии – Индия, Пакистан, Бирма, Иран, Ирак, Турция и др.; в Африке – Алжир, Тунис, ОАР, Эфиопия и др.; в Америке – Венесуэла, Чили и др.

          Однако следует отличать, как мы уже говорили, выпуски почтовых марок, посвященных космическим темам, как серьезное выражение признательности любого народа таланту ученых и героизму космонавтов, осваивающих Вселенную на благо всему человечеству, от всякого рода сомнительных выпусков в спекулятивных целях.

          Истинную ценность имеют не пестрые картинки эфемерных почтовых администраций, а высококачественные, содержательные марки СССР и других стран, участвующих в космических исследованиях. На переднюю линию космической филателии выходят марки страны-первооткрывательницы, т. е. марки, документирующие историю советской космонавтики. И вот с этой точки зрения простая, скромная марка советского стандартного выпуска, погашенная, к примеру, штемпелем Байконура, несравненно интереснее и ценнее ярких картинок...

 

Выпуск космических марок и блоков 1957–1967 гг. (беззубцовых и кляйнбогенов) различными странами

 

Страны 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 * Всего
Аден 5 (территория Хадрамаут)                   5 8 13
Аден (территория Кэтри стейт оф Сайджан)                   8 6 14
Албания           11 15 6 5 4   41
Андорра           1     1 1   3
Аргентина                 1     1
Афганистан           3 5         8
Аджман                   11   11
Болгария   1 1 2 6 5 10 2 10 9 6 52
Бразилия             1         1
Бурунди             2   11     13
Бельгия                   1   1
Бутан                   4 15 19
Венгрия     3   7 11 13 11 16 12 3 76
Валлис и Футуна           1     1 3   5
Верхняя Вольта                 1 2 4 7
о. Вознесения                   4   4
Габон             2     2   4
Гаити   3       4 8     7 1 23
Гана               7     7 14
Гвинея           6     30 12   48
ГДР 1   1   9 9 6 3 5 1   35
Греция                 3     3
Дагомея               2     1 3
Дибаи               16   7 7 30
Доминиканская Республика     12         7       19
ДРВ         4 6 7 3 6 2   28
Индонезия   5                   5
Иордания               12 21 15   48
Испания                   1   1
Йемен             6   19 34 9 68
Камерун             5   1 4 4 14
Канада                   1   1
Катар                 9 34   43
Китай   3 1 2               6
КНДР   4 2 2 3 3       3   17
Коморские о-ва           1     1 3   5
Конго (Браззавиль)             2   1 1 4 8
Конго (Киншаса)                 8     8
Кор Факкан                 4     4
Коста-Рика         3         1   4
Куба             3 30 8 11 12 64
Либерия             4 4   1 2 11
Ливан               2       2
Ливия                   3   3
Мавритания             3 1 1 7   12
Мали           2       3 3 8
Мальгашская Республика               1       1
Мальдивские о-ва                 4 7   11
Марокко                 1     1
Мексика                     1 1
Монако             1 1 5     7
Монголия     2   4   5 8 3 9   31
Нигер               4   8   12
Нигерия             2   3   2 7
Нидерландская Вест-Индия 1                     1
Никарагуа                     8 8
Новые Гебриды                   2   2
Новая Каледония           1     2 3   6
Панама           5 3 14 14 19 4 59
Парагвай         8 18 18 33 16 46 10 149
Перу         1             1
Полинезия Французская           1     1 3   5
Польша   1 3   4 3 17 10   8 1 47
Рас-аль-Хайма                 2 17 8 27
Реюньон             2     2   4
Руанда                 11     11
Румыния 6 1 5 1 5 8 8 11 15 4 9 73
Сен-Пьер и Микелон           1     1 3   5
Сенегал               1   4   5
СССР 9 2 7 5 19 24 26 26 12 15 11 156
Суринам         2     5       7
США       1   1   1     2 5
Того           6   7 7 4 9 33
Франция           2     3 1 1 7
Франция (Антарктический выпуск)             1   1 3   5
Франц. Сомали             1   1 3   5
Фуджейра                   9   9
Умм-аль-Кувайн                   10   10
Центр.-Афр. Республика             2   2 7   11
Чад             2         2
Чехословакия 1 1 2   10 8 9 9 9 6 6 61
Шарджа               8 9 9   26
Эквадор   1               22 7 30
Югославия   1                 7 8
Южная Корея                     2 2
Япония   1                   1

 

 

          1. «Правда» от 20 марта 1968 г.

          2. «Фольксштимме». Вена, 19 февраля 1966 г.

          3. Л. и М. Уильяме. «История почтовой марки». Изд. «Связь», М., 1964, стр. 99.

          4. Журнал «Заммлер-Динст» № 20, 1964.

          5. Сведения о выпуске марок до образования на территории Адена Народной Республики Южного Йемена в ноябре 1967 г.

          *. По выпускам 1967 г. данные по некоторым странам были к моменту сдачи книги в набор не окончательные.

Назад   В начало   Вперёд