вернёмся в библиотеку?
«Самолет» 1933 год №11

ПУТИ РАЗВИТИЯ РАКЕТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Статья И. ФОРТИКОВА

Если еще недавно, в период 1927-1930 гг., работы в области реактивного движения носили сугубо экспериментальный характер (ракетные авто и сани, ракетные дрезины и автомотриссы, ракетные мотоциклы и велосипеды, реактивные модели, планеры и самолеты), то в настоящее время, после многолетней лабораторной научно-исследовательской деятельности целых коллективов инженеров, конструкторов и техников, техника ракетного дела выступает в ряде стран уже с определенными достижениями и заслуживающим особого внимания опытом.

Теория реактивного движения в условиях реконструкции нашей Советской страны становится одной из наиболее увлекательных, наиболее существенных страниц современной техники, тем более, что по мере своего быстрого развития крепкими узами общего сотрудничества она связывает отдаленные отрасли науки и промышленности. В самом деле, ни одна научно-техническая область народного хозяйства и промышленности не контактирует и не сближает между собой столь разнообразные проблемы соцстроительства в единое целое, разрешая их, как открывающая неизмеримые перспективы проблема ракеты в транспорте, сельском хозяйстве, авиации, связи, фотографировании, метеорологии, обеззараживании местностей, исследовании стратосферы, планеризма, спасательном и сигнальном деле, изучении свойств космических лучей и т. д. и т. п.

Весьма целесообразно в связи с этим дать подробный обзор деятельности различных зарубежных организаций, обществ и групп, работающих над разрешением проблемы применения ракеты, с целью освещения наиболее интересных вопросов в реактивном деле в ряде западноевропейских и заатлантических стран капиталистического мира.

До самого последнего времени (едва ли не с основания практического фундамента идей реактивного дела) научно-исследовательская мысль Германии продолжает возглавлять мировые работы и достижения в этой области и не склонна кому бы то ни было передавать этой своеобразной пальмы первенства.

Еще 5 июля 1927 г. по инициативе известного пионера и одного из первых энтузиастов в области организации пропаганды работ с реактивными двигателями-ракетами покойного инженера-пилота и астронома Макса Вальера в Германии был впервые организован в окрестностях Бреслау под председательством дипломного инженера Рудольфа Небеля «Союз для полетов в безвоздушном пространстве» «Ferein für Baumschiffahrte».

Самолет с реактивным двигателем Опеля

Организация работ в этом «Союзе» была начата выпуском специального ежемесячного журнала «Ракета» («Die Rakete»), ставшего в скором времени единственным и наилучшим проводником идей членов «Союза» и едва ли не единственным в свое время в мире средством пропаганды проблемы реактивного движения.

Первые работы бреславльских членов «Союза» относятся к весьма примитивным опытам в области пиротехники и ракетного моделизма: пуск обыкновенных ракет фейерверка, запись на диаграммы их взлета, изучение динамики реактивного полета и т. д.

Неутомимый и энергичный Макс Вальер в это время объезжал Германию с докладами и лекциями, широко популяризируя ими проблему реактивного движения космического полета в межпланетные пространства.

Совершенно самостоятельную теорию реактивного движения и возможности космического полета в мировом пространстве при помощи реактивных аппаратов, как известно, преподал германской научно-исследовательской мысли молодой и талантливый, получивший мировую известность проф. Герман Оберт. Его замечательная теория со сложнейшими математическими выкладками и проверенными гипотезами была изложена им в объемистом труде «Wege zur Baumschiffahrte».

Работники «Союза» уже в самом начале своих работ не оказались одинокими. Другие ученые, исследователи и изобретатели, возглавляемые, главным образом, благодаря коммерческим соображениям главой известной германской автомобильной фирмы Фрицем фон Опелем при участии пироксилиновой фабрики «Сириус», начали самостоятельные работы и выпустили несколько реактивных пороховых машин на трек, рельсы, воду и в воздух. Работы шли различными руслами независимо друг от друга на нездоровой почве конкуренции и рекордсменства (попыток обогнать друг друга). В то время, когда «Союз», располагая крупными научными инженерно-техническими силами, крайне нуждался в средствах для осуществления своих научных исследований и, в основном, вынужден был рассчитывать едва ли не на пожертвования со стороны «разных лиц» и меценатов, группа Опеля, ставя во главу угла своих работ грубую коммерческую рекламу, выбрасывала на показательные, бьющие на эффект и сенсацию, опыты значительные суммы денег из капиталов фирмы, заканчивая во всех случаях свои работы почти всегда одной рекламой, девизом фирмы: «Покупайте автомобили Опеля». Между тем инженер «Союза» Иоганн Винклер производил упорную первую исследовательскую работу с так называемыми «холодными жидкостными ракетами», изучая испарение и истечение газов через специальные форсунки.

Отсутствие средств в «Союзе» привело Оберта к соглашению с киноконцерном «Уфа» о постановке фильмы по известному роману Теа фон Гарбу «Женщина на Луне». «Уфа» согласилась субсидировать опытные работы «Союза», рассчитывая на шумную коммерческую рекламу. Однако ракета Оберта для полета в стратосферу окончена не была вследствие внезапного отказа «Уфа» от благотворительного участия в этом деле и прекращения выдачи средств для работ «Союза». Перенеся нервное потрясение, Оберт временно вынужден был отойти от работ и покинул Берлин. Лишь спустя некоторое время, благодаря совместной работе и пропаганде Вилли Лея, Рудольфа Небеля и Лауса Риделя, удалось «Союзу» возрасти до 700 чел. и вновь возобновить работы по сборке неоконченной ракеты Оберта.

Первые опыты с процессом сгорания горючего ракеты на территории Государственного химико-технологического института дали безукоризненные результаты: конусная форсунка Оберта работала в течение 1½ мин., давая обратные толчки в 7 кг, расходуя при этом горючую смесь жидкого кислорода и бензина в соотношении 6 к 1 кг. Ассистенты Оберта — Небель, Ридель, Лей, Вурм, Вернер, Браун и другие -осуществляли идею Оберта безвозмездно.

После удачных испытаний «Союз» получил крупное пожертвование от одного из своих членов, некоего... шляпного фабриканта (!) Юкеля, благодаря чему и были начаты совместно с саксонской мастерской в Бернштадте новые работы с так называемыми «минимальными» ракетами (см. статью Н. А. Рынина «Новости ракетного полета», «Самолет» № 8).

С этих пор работы с так называемыми жидкостными ракетами являются основой всей научно-исследовательской работы в области ракетного движения.

Применение жидкого топлива в ракетах является одной из труднейших проблем, поставивших перед работниками реактивного дела труднейшие задачи для их разрешения.

Основным топливом в жидких ракетах является жидкий кислород. Обращение с ним представляется чрезвычайно трудным делом, тем более, что для нормального состояния его необходимо поддерживать критическую температуру в -183°С. При изменении температуры жидкий кислород представляет взрывчатое вещество огромной силы. Сохранение жидкого кислорода в безопасном состоянии, подача его в камеру сгорания, регулирование постоянного давления и тому подобная процедура ракетной техники превращает дело с питанием ракеты в одну из труднейших проблем горючего для ракеты. Чрезвычайно упростило бы сложность данного вопроса введение особых механических насосов. Однако последние едва ли применимы уже по той простой причине, что, увеличивая вес ракеты, они сведут этим к нулю все преимущества применения в ракетах жидкого горючего и замены им твердых сортов топлива — порохов.


Ракетный мотор в форме куриного яйца

Техника хранения кислорода была чрезвычайно громоздка, дорога и тяжела; металлические баллоны, содержащие жидкий кислород, должны были находиться под постоянным давлением в 150 ат.

Недавно, однако, в Германии открыт способ «консервирования» кислорода. Найденный химический состав позволяет держать большое количество кислорода и освобождает его только при нагревании. Состав консервированного кислорода представляется в виде небольшого брикета, который не взрывается, не принадлежит к числу легковоспламеняющихся материалов, при горении тлеет и легко может укладываться... в карман.

Нет сомнения, что «консервирование» кислорода в значительной мере облегчит работу конструкторов реактивного дела и откроет широкий простор для свободного и безопасного применения кислорода в этой области.

Проблема конструкции и условия постоянной работы ракет под большим давлением и при высокой температуре ставят вопрос об изыскании наивыгоднейшей формы ракеты и, в особенности, наиболее ответственной части ее — камеры сгорания, материала для корпуса ракеты, охлаждений ракетного мотора и устойчивости всего прибора во время полета. В этой работе немецкие пионеры-конструкторы остановились на совершенно новой форме камеры сгорания. Они придали ей внешнюю форму обыкновенного куриного яйца, оставив ее и во внутреннем содержании. При этом размеры яйцевидной камеры сгорания не превышают обыкновенного куриного яйца. При длине дюзы около 15 см она помещается на ладони. Предварительные опыты с подобного рода камерами показали чрезвычайную мощность ракетного мотора, несмотря на его сравнительно крохотные размеры. Теоретически подобный ракетный мотор может забросить 4-килограммовую ракету на высоту стратосферы в течение 1-2 мин. при весе самого мотора не более 100 г,

Подача топлива подобным ракетным моторам разрешена конструкторами путем устройства продольных цилиндрических стержней, скрепляющих головку ракеты — мотор — с хвостовой частью стабилизаторами. В опытных образцах количество стержней разнообразно и в зависимости от технических требований колеблется от 1 до 4. Таким образом отличительной чертой современных немецких ракетных моторов является количество продольных резервуаров для топлива.

Ракетный мотор с одним стержнем представляет собой сдвоенную в головной части камеру для горючего, подводки которой на манер клещевидных креплений схватывают яйцевидную камеру сгорания.

Германский ракетный мотор с 4 камерами для топлива

Впервые моторы с 2, 3 и 4 каналами для горючего не имеют существенных различий между собой и отличаются от сдвоенного типа уширенной хвостовой частью с плавниками, полезным грузом и парашютом для спуска ракеты и обхватом камеры сгорания коронообразными креплениями по количеству стержней. Горючим для ракетных моторов обыкновенно служат жидкий кислород и газолин, помещенные в отдельности и подаваемые в камеру сгорания раздельными путями. Испытания яйцевидной камеры сгорания производятся немцами на специальных станках. Станок снабжен предохранительным щитом под дюзой мотора. Ракетный мотор (камера в форме яйца) укрепляется дюзой вниз. Подача горючего производится из особых продольных резервуаров. Водяное охлаждение устанавливается путем верхней подводки трубки в рубашку мотора.

После успешных испытаний немецкие инженеры и конструкторы перешли к более серьезным конструкциям, взяв в основу принцип яйцевидной камеры сгорания как наивыгоднейшей формы, дающей необходимую тягу.

На берлинском ракетодроме уже приступили к постройке ракеты для подъема на высоту стратосферы (до 40 км) с целью исследования специальными измерительными приборами высших слоев атмосферы. Ракета должна будет иметь 3 мотора, каждый длиной до 45 см и общей грузоподъемностью свыше 200 кг. Теоретические расчеты конструкторов позволяют рассчитывать на начальную скорость ракеты 10 м/сек.

Одной из нерешенных еще проблем для работников ракетного дела является проблема управления ракетой в полете, придание ей правильного и необходимого конструктору направления и сокращения до минимума радиуса падения или спуска ракеты после выгорания всего запаса заряда горючего.

Ракетоплан Годдара смешанного типа

Существующий радиус падения ракеты теоретически сейчас не превышает... 75 км. Это ни в коей мере не может удовлетворить реактивных работников. Поэтому ряд конструкторов и специалистов усиленно работают в настоящее время над проблемой управления ракетой, изысканием легкого и надежного рулевого механизма. Уже производятся опыты с фотоэлектрическими элементами, применением инфракрасных лучей, использованием радиотехники и т. д. Если объединенными усилиями специалистов реактивного дела, радиотехники, электротехники и метеорологии удастся сконструировать для ракеты особенно чувствительный фотоэлектрический «глазок», регулирующий «путь» ракеты и ее «меткость» при наличии технически разработанной радиоаппаратуры, приемных станций и жироскопических устройств, то проблема ракетных сообщений между материками будет несомненно разрешена уже в самом непродолжительном времени.

Будут легко осуществимы для почтовой связи такие скорости: из Москвы -

в Ленинград

» Берлин

» Лондон

» Кабул

» Шпицберген

» Калькутту

» Шанхай

» Алдан

» Нью-Йорк

» Буэнос-Айрес (Южная Америка)

» Сидней (Австралия)

» Москву (вокруг света)

650 км

1 615 »

2 450 »

2 850 »

3 705 »

4 275 »

5 985 »

6 270 »

7 600 »

9 215 »

10 070 »

. . .

3,5 мин.

8,5 »

13,0 »

15,0 »

19,5 »

22,5 »

31,5 »

33,0 »

40,0 »

48,0 »

53,0 »

2 часа



Прогоревшая камера ракеты „Летающий станок" после испытаний

Перелетая, скажем, через Атлантический океан на высоте 35 км, почтовая ракета длиною (по теоретическим расчетам) около 15 м и снабженная 6 моторами реакции может быть (при помощи особых лучей с приемной станции в районе «приема» ракетной почты) «введена» в точку назначения с незначительным отклонением.

Первые опыты с пуском ракеты с находящимися в ней людьми предполагается провести уже весной будущего года в г. Магдебурге. Управляемая пилотом ракета названа первой авиаракетой. Она относится к новейшему разряду ракет, работающих на жидком горючем. Корпус ракеты конструируется из сплава алюминия и электрона. Ракетный мотор или двигатель ракеты помещен в головной носовой части ракеты. Подача горючего производится путем проводки его в камеру сгорания через целую систему агрегатов. Чрезвычайно высокая температура, развивающаяся во время горения ракеты, потребовала покрыть внутреннюю поверхность двигателя графитовым слоем и установить охлаждение дюз глицериновым составом. Под двигателем и баллонами для топлива помещена кабина для пилота. Отсюда будет производиться управление полетом ракеты при помощи установки особых регулирующих вентилей. Предполагается, что тяговое усилие ракетного мотора в этой конструкции будет настолько велико, что свободно можно будет поднять груз в 750 кг на высоту до 1 — 2 км. Начальная скорость, рассчитанная на 30 м/сек, будет доведена уже в полете постепенным легкопереносимым человеком ускорением до 300 м/сек каскадами по 10 — 20 м. В качестве топлива будет употреблен жидкий кислород в смеси со спиртом и водой. Длина ракеты равняется 8 м. Диаметр — 1 м. Горение ракеты происходит от электрического запала взрывами-толчками, развивающими энергию до 15 000 л. с. При этом скорость истечения газовой струи у дюзы должна будет доходить до 5600 м/сек. Управление ракетой (повороты, подъем, спуск) рассчитано на перемещение направления газовой струи, производимого изменением положения подвижного мотора.

Испытание ракеты с яйцевидной камерой сгорания в одном из оврагов германского ракетодрома

Предполагается, что авиаракета поднимается на высоту до 1-2 км, откуда пилот оставит ракету на парашюте, а ракета в свою очередь опустится на автоматически раскрывающемся парашюте.

Конструктором этой ракеты является инженер Рудольф Небель, первым «реактивным» пилотом — Курт Гайниш. Как известно финансирование данного предприятия взял на себя, с «благословения» официальных лиц и представителей правительства и буржуазной власти, Магдебургский городской банк в сумме 40 000 марок.

В случае удачного опыта с первой управляемой авиаракетой предполагается новую ракету подобного же типа, но более мощных размеров и тяги послать на высоту 20 и более км. Для спуска подобной ракеты будет повидимому применена целая система парашютов.

Огромное внимание и интерес к реактивной проблеме в конце прошлого года возбудили работы с высотными ракетами инж. Иоганна Винклера и Рейнгольда Тилинга.

Еще с октября 1931 г. Иоганн Винклер начал работы по конструированию 50-килограммовой ракеты, работающей на смеси жидкого кислорода и метана. Метановая ракета Винклера была неоднократно вслед за тем испытана в особых лабораторных условиях и давала желаемые результаты. Осенью 1932 г. Винклер построил опытную легкометаллическую ракету длиной до 2 м. Технические требования, предъявленные конструктором к этой ракете, были таковы:


Конструкция малой опытной ракеты Оберта (Германский союз звездоплавания)

Вес пустой ракеты

Вес горючего

Общий вес ракеты

Максимальная скорость движения

Потолок

Затрата времени для достижения потолка

10 кг

8 »

18 »

270 м/сек

5 000 м

45 сек.


Наблюдения за полетом и спуском этой ракеты на парашюте Винклер рассчитывал производить при помощи установленной на лодках радиостанции, особых пеленгаторных установок и зрительных труб.

Основной целью запуска ракеты Винклера являлась собственно проверка конструктивных расчетов в части, главным образом, поведения жидкого топлива, подбора горючей смеси и методов подачи горючих компонентов в камеру сгорания.

Особый интерес, проявленный печатью к работам Винклера, вынудил конструктора изменить впоследствии место старта и перенести его в Пиллау в Восточную Пруссию. 6 октября 1932 г. был дан старт ракете Винклера. Однако ракета после запала ее сразу же с места старта пошла через голову и взорвалась на высоте 16 метров от земли. Таким образом расчеты конструктора не оправдались и лишний раз подтвердили, насколько сложна и трудна проблема жидкого горючего для применения его и использования в ракетном деле.

Старт ракеты в момент взрыва запечатлены кинофабрикой на звуковом фильме, позволяющем изучить поведение ракеты в первые секунды подъема.

До того времени работающий самостоятельно инж. Тилинг с сентября 1932 г. повел переговоры о совместной работе с коллективом инженеров германского ракетодрома, расположенного в 9 км от Берлина.

Предложенная инж. Тилингом конструкция представляла крылатую ракету с пороховым зарядом. Технические требования соответствуют следующим данным:

Металл

Горючее

Время горения

Вес ракеты с зарядом

Длина ракеты

Размах крыльев для планирования

Нагрузка на крыло

Потолок

алюминий

медленно-горящий состав особой пороховой смеси.

2 мин.

22 кг

3 м

4 м

12 кг /м2

7 000 м


Пороховая почтовая ракета ТилингаНовая конструкция американской ракеты

Отличительной особенностью данной конструкции, как и всех других реактивных объектов инж. Тилинга, является то, что она снабжена для спуска крылатым приспособлением. Когда ракета достигает потолка, 2 удлиненных крыла, находящихся до того сложенными в двух пустотелых футлярах, раскрываются автоматическим приведением в действие гидравлического приспособления, и ракета начинает планирующий спуск по наклонной прямой или по спиралям большого или малого диаметра в зависимости от угловой установки крыльев.

23 октября и 13 ноября 1932 г. состоялись публичные демонстрационные испытания ракеты Тилинга. В обоих случаях при неоднократных стартах ракета зигзагообразно взлетала вертикально вверх, достигала высоты около 800 м и по крутым спиралям благополучно возвращалась в район посадочной площадки в радиусе 400-500 м, не только доставив в целости и сохранности приборы, в ней заключенные, но и нисколько не повредив собственного корпуса и не взрыв даже места спуска, которое никак нельзя было даже именовать местом падения.

Тилинг, специализировавшись на конструировании так называемых пороховых почтовых ракет, уже занялся в текущем году постройкой более мощной ракеты из дюралюминия с расчетом забросить ее либо до высоты 7 км, либо пустить по горизонтальной траектории на 20-30 км. При этом ракета Тилинга будет снабжена радиоустановкой и аппаратурой, позволяющей «вести» ракету в полете путем радиоуправления пилотом с земли. В дальнейшем конструктор проектирует разработку еще большей ракеты из наиболее легкого, но прочного металла — электрона.


Схема английской спасательной ракеты

Очевидно Тилинг, долгое время работающий исключительно с порохом, перейдет также в данных работах на жидкое горючее. Им начаты уже самостоятельные соответствующие изыскания и опыты над жидкими горючими смесями топлива.

Не менее важные работы научно-исследовательского опытно-экспериментального характера чрезвычайно интенсивно проводятся и за океаном. В Америке, руководя работами защищенной от «посторонних» взоров местности из Новой Мексики, бывший профессор, а ныне полковник американской службы Роберт Годдар, оставаясь до сего времени единственным идеологом работников реактивного дела, проделал огромную работу. Надо сказать, что уже в течение 12 лет помимо военного ведомства САСШ Смитсосианский институт поддерживает ежегодными дотациями Годдара в его исследованиях и опытах с ракетами.

Еще в 1929 г. Годдаром были произведены испытания его ракеты на жидком горючем. Сконструированный им прибор работал удовлетворительно как в смысле подачи горючего, так и подъема ракеты и ее движении в воздухе. Испытываемая конструкция ракеты управлялась только одной плоскостью, однако этого управления для полной устойчивости ракеты оказалось недостаточно: ракета описывала дугу и вместо вертикального подъема падала на землю.

Тогда Годдар применил автоматический стабилизатор. Очевидный успех Годдара вслед за тем вызвал поддержку более надежного источника, чем Смитсосианский институт. Военное ведомство САСШ приняло «шефство» над работами Годдара и по инициативе недавно посетившего СССР полковника Линдберга образовало даже специальный фонд в 100 000 долларов для отпуска средств Годдару и постановило учредить «наблюдательный комитет» под председательством д-ра Аббота. Работы Годдара с этих пор засекречены.

Однако несомненные успехи Годдара и его достижения, несмотря на неоднократно применяемую для «отвода глаз» инсценировку взрыва ракеты после последовавшего ряда особенно успешных стартов, продолжают возбуждать всеобщий интерес.

Совсем недавно, уже будучи директором физической лаборатории Клерского университета, Годдар вынужден был опубликовать в мартовском номере 1932 г. «Scientific American» свои работы.

Годдар провел большие работы над конструированием и постройкой реактивного самолета так называемого смешанного турбинного типа. Ракетоплан Годдара представляет собой мощный тип самолета. Вместо хвостового оперения самолет располагает мощным реактивным двигателем. Там же расположены сдвигающаяся и раздвигающаяся рамы 2-турбинного типа пропеллеров с заключенными в ободы лопастями. Пропеллеры также работают при помощи ракетного двигателя, выносят самолет до высших слоев атмосферы, затем раздвигается рама и начинает работать собственно ракета.

По расчетам, подтвержденным рядом испытаний, такой ракетостратоплан может легко достигнуть скорости полета в 1600 км/час, развивая при этом мощность в 300 000 л. с.

Помимо Годдара в Америке усиленно работают несколько самостоятельных групп по изучению реактивного движения.

В Сан-Франциско ученый Клиф Шэффер работает над новой своей, уже четвертой по счету, конструкцией ракетного двигателя.

В специальной лаборатории в Сиракузах X. Бэлл успешно проводит испытания с конькообразными ракетными санями.

Особая ракетная лаборатория Американского межпланетного общества в окрестностях Нью-Йорка под руководством Эдуарда Пендрея, президента общества Давида Лассера, Шелдона и Пирса также разработала ряд конструкций сверхвысотных регистрирующих реактивных приборов.

В Лос-Анжелосе (Калифорния) изобретателем Морисом Пайориром построена и подготовлена к старту 9-футовая ракета для подъема на высоту 150 км. Ракета имеет форму удобообтекаемого ядра, снабжена рядом автоматических, регистрирующих аппаратов для исследования строения высших ионизированных слоев стратосферы. В качестве горючего, по сообщениям газет, будет применен особый секретный огромной мощности «горючий объект».

Длительные работы проводятся также и в Италии.

Уже давно Каттанео и генерал Крокко конструируют стратопланы с герметическими кабинами, электрические ракеты и т. д.

Спиртовая двойная ракета Оберта

Не уступает в работах с реактивными двигателями и Англия. Недавно английский гонщик Хегдал на автомобильных состязаниях успешно демонстрировал особую новую конструкцию ракетного автомобиля. Автомобиль Хегдала отличается особым устройством мощных ракетных гнезд в форме крестовины, позволяющей путем самостоятельного так называемого бокового запала использовать ракеты в качестве рулевого механизма.

В Австрии изобретателем Фрицом Шмидлем с вершины горы Ох-Третш в Альпах испытана особая конструкция почтовой пакеты. Ракета, имея в запаянной коробке 333 «ракетных» письма, была выпущена под углом 65° и пролетела по горизонтали около 20 км.

Данные ракеты таковы:

Материал

Вес пустой ракеты

Горючее

Вес горючего

латунь

7 кг

смесь хлорного и нитратного порохов

21 кг


В будущем ракетной почты переброска почты реактивным способом из Ох-Третш в городок Семриач сыграет историческую роль как первый практический успех в этой области.

В Испании для применения двигательной силы в реактивных снарядах арт. полковником Морено изобретен новый состав пороха. Новый состав позволяет снаряду лететь на значительно большее расстояние, недосягаемое для обычных пороховых сортов. Успешные испытания проведены в Картагене.

Особый интерес к реактивному делу вызван в среде военных ведомств ряда капиталистических стран. Проблема сверхдальнобойной артиллерии наиболее отчетливо выступает в настоящее время за рубежом. Она разрешена в замкнутых кругах военных ведомств несомненно в пользу ракетных снарядов, возрождающих идеи незаурядного и дальновидного английского капитана Конгрева XVII-XVIII вв., старавшегося в свое время ввести ракетную артиллерию, как наиболее мощное боевое средство. В то время, когда теперь современная дальнобойная артиллерия необычайно громоздка, меткость ее маловероятна и недостаточно эффективна, оборудование особенно сложно, а изнашиваемость чрезвычайно велика, — реактивный снаряд нуждается лишь в самом примитивном летательном станке для того, чтобы снаряд-ракета, действуя реактивным способом при помощи, скажем, микрофонов, звукоулавливателей, радиоприемников, вспомогательных «выпрямителей» и т. д., явился несомненно мощным орудием неслыханной смертоносности.

Понятен поэтому интерес военных ведомств к ракетному делу и реактивной проблеме. Пока ракетные снаряды в настоящее время могут приобрести местное значение. Но почта в ракете в любой момент может быть заменена люизитом, 1/10000 которого в растворе воды является уже отравляющим средством для водоемных бассейнов. Боевой эффект ракетной, с позволения сказать, «почты» очевиден для всех.

И лишь в условиях Советского союза реактивная система находит подлинное отражение действительного научно-технического применения для соцстроительства, развития народного хозяйства и его отдельных отраслей.

В системе ЦС Осоавиахима СССР уже второй год работает над разрешением проблемы ракеты центральная группа энтузиастов инженеров общественников по изучению реактивного движения — ЦГИРД.

При полной поддержке всей советской общественности группа эта несомненно сумеет в кратчайший срок овладеть чрезвычайно сложными высотами техники реактивного дела, большевистскими темпами во второй пятилетке обеспечив всяческое форсирование работы на этом пока еще отстающем участке советской науки, советской техники пролетариата.

№3 за 1932 — Хл.