вернёмся в библиотеку?
«Самолет» 1933 год №11

Обзор книг по межпланетным сообщениям

Н. А. РЫНИН, Теория космического полета, изд. Акад. наук, 1932, стр. 358. Ц. 10 руб. Тир. 1000.

Н. А. РЫНИН, Астронавигация, изд. Акад. наук, 1932, стр. 218. Ц. 8 руб., Тир. 1 000.

Ф. ЦАНДЕР, Проблема полета при помощи реактивных аппаратов, Государственное авиационное и автотракторное изд., 1932, стр. 76. Ц. 1 руб. 25 коп. , Тир. 5000.

«Константин Эдуардович Циолковский», Государственное авиационное и автотракторное изд., 1932, стр. 80. Ц. 1 р. 80 коп. Тир. 2 500.

Я. И. ПЕРЕЛЬМАН, Циолковский, Государственное технико-теоретическое изд., 1932, стр. 64. Ц. 60 коп. Тир. 15 000.

Я. И. ПЕРЕЛЬМАН, Межпланетные путешествия, Государственное технико-теоретическое изд., 1932, изд. 7-61, стр. 174. Ц. 1 р. 30 коп. Тир. 15 000.

Одной из отличительных особенностей развития авиации и воздухоплавания в настоящее время является повышение внимания к разработке теоретических вопросов воздушного дела, в частности проблем летания в межпланетной сфере. Попытки осуществления межпланетных полетов стали наиболее заметными за последние 2-3 года; можно указать на издание в Германии специального журнала, посвященного межпланетным сообщениям («Ди Ракет»), на возникновение в разных странах научных и общественных организаций, занятых разрешением задач и способов реализации идей звездоплавания (астронавтики), как принято некоторыми авторами называть еще не покоренную человеком область заатмосферного летания. В СССР, помимо ранее имевших место неоднократных попыток объединения деятелей, отдавших свои труды и мысли проблемам этого летания, эти идеи заняли более прочное место после создания при Осоавиахиме (с конца 1931 г.) особых групп по исследованию вопросов реактивного движения (Гирды). Работы в этом направлении получают ныне наиболее ощутительное значение в свете ведущего пролетарского лозунга «догнать и перегнать в технико-экономическом отношении передовые капиталистические страны». Отсутствие за границей крупных и явно выраженных достижений реального характера ставит наших работников, исследующих и проводящих опыты с летательными аппаратами ракетно-реактивного типа, в особо выгодные условия, раскрывая возможности добиться на пути создания этих аппаратов и их практического применения определенных и самостоятельных успехов. Основной предпосылкой к выявлению этих успехов будет: привлечение внимания нашей изобретательской массы к постройке и усовершенствованию реактивных аппаратов, пропаганда идей звездоплавания в широких кругах работников нашей техники и агитации среди пролетарской молодежи важности и жизненности этих идей. Поэтому необходимо представить нашим читателям обзор книжных новинок, выпущенных по вопросам звездоплавания у нас. Фактом своего появления в относительно большом числе за 1931 и особенно за 1932 г. они свидетельствуют о распространенности интереса к реактивному двигателю и звездоплаванию.

Книга проф. Н. А. Рынина «Теория космического летания» вышла в серии «Межпланетные сообщения»; это капитальное сочинение, составленное в 9 выпусках, представляет своеобразную энциклопедию всех материалов, появившихся в русской и иностранной литературе о межпланетном летании. В качестве энциклопедии это сочинение должно быть использовано каждым, кто желает иметь нужные сведения, справки по тому или иному вопросу из области этих проблем или получить о них общие представления. Каждый из выпусков написан автором независимо от остальных и может быть проработан читателем самостоятельно. Автор учел не только материалы технико-теоретического порядка (опыты с постройками ракет, проекты, разработанные теории и проблемы и т. п.), но вообще всякого рода данные, определяющие работу человеческой мысли над преодолением межпланетного пространства вплоть до отражения этой работы в романах, стихах, фантазиях. Не представляя собой оригинального исследования астросферического летания, сочинение проф. Рынина является последовательно компилятивной работой, развертывающей перед читателем обзор всего, что имеется в печати о возможностях этого летания1. Выпуск «Теория космического полета» посвящен собранию переводов и изложений наиболее выдающихся классических работ по этому вопросу; в нем помещены: статьи французского ученого Эсно-Пельтри, давшего признанные теоретические заключения о межпланетном летании; далее следует теория полета ракеты американского проф. Годдара с описаниями взятых им патентов на новые типы ракет; работы широко известного своими опытами германского проф. Оберта, автора книги «Ракета в межпланетное пространство»; исследование германского инж. В. Гоммана «Досягаемость небесных тел» (приведено полностью) и др. Необходимо остановиться на малоизвестном труде советского исследователя Ю. Кондратюка «Завоевание межпланетных пространств» (Новосибирск, 1929, под ред. проф. Ветчинкина); отсылая читателей к самому оригиналу, проф. Рынин приводит оглавление этой книги и небезынтересное письмо к нему ее автора, давшего несколько новых идей и выводов о полетах ракет в межпланетное пространство. Труды каждого деятеля в области разработки теорий космического полета, помещенные в этой книге, снабжены биографиями этих деятелей, портретами, справочными данными об их сочинениях и т. п. сведениями.

1 Ранее вышедшие: 1) «Мечты, легенды и первые фантазии», 1928, изд. автора. 2) «Космические корабли», 1928, изд. Сойкина. 3) «Теория реактивного летания», 1929, изд. Ленинградского ин-та инженеров путей сообщения. 4) «Ракеты», 1929. изд. автора. 5) «Суперавиация и суперартиллерия», 1929, изд. автора, 6) «Лучистая энергия», 1930, изд. автора. 7) «К. Э. Циолковский», 1931, изд. автора.

Всего в 9 вып. более 1600 стр. (богато иллюстрированных).

Другая книга из числа выпусков сочинения проф. Рынина «Межпланетные сообщения» посвящена вопросам астронавигации. В ней дано «описание тех путей, по которым предстоит нестись будущим космическим кораблям», основные сведения по астрономии, ряд расчетов по ведению и скоростям кораблей (первые 106 стр.). Заключительную часть этой книги составляет «летопись и библиография по межпланетным сообщениям»; эта часть книги имеет важнейшее значение, поскольку в ней автором собраны подробнейшие указания о всех источниках по межпланетным сообщениям; приводятся не только работы современных авторов (книги, журнальные статьи, рецензии, заметки), но и всевозможные упоминания, какие только имелись в прошлом, начиная от полетов на реактивных приборах в Атлантиде (до 9546 г. до нашей эры), китайских сказаний и других сведений седой древности.

Невзирая на отдельные недостатки, обычно сопутствующие всякого рода компилятивным работам (повторения, некритическая оценка некоторых материалов, недостаточная увязка между отдельными источниками и т. п.), сочинение проф. Рынина имеет исключительную ценность. Вместе с его автором, закончившим предисловие ко всем 9 выпускам словами латинской пословицы «Пусть могущие сделают лучше», следует признать, что при всех недостатках, несовершенстве его работы им сделано крайне много. Книга будит интерес к проблемам межпланетного летания, вооружает его поборников и объединяет все то, что было известно до настоящего времени в деле разработки и осуществления этих проблем.

«Проблема полета при помощи реактивных аппаратов» Ф. Цандера принадлежит перу советского инженера, еще в 1908 г. сделавшего попытку работ в области преодолевания притяжения земли. В рецензируемой работе автор дает свои расчеты полета ракет во внеатмосферном пространстве. Работа носит популяризационный характер; в ней автор знакомит с данными о высоте атмосферы земли, о влиянии состава, плотности, давления и температуры атмосферы на мероприятия, предпринимаемые для обеспечения полетов, дает обзор методов достижения больших высот и больших скоростей полета, разбирает возможные системы реактивных и ракетных аппаратов, характер топлива для них и тому подобные вопросы. Книга рассчитана на читателей, владеющих математическими познаниями.

Основоположником реактивного летания является советский ученый и изобретатель К. Э. Циолковский, чья деятельность была отмечена советским правительством в связи с 75-летием со дня его рождения. Циолковский, уже в 1903 г. в журнале «Научное обозрение» опубликовал свою статью «Исследование мировых пространств реактивными приборами», причем одним из первых познакомил научно — изобретательские круги с условиями проникновения в мировое пространство при помощи ракеты. Позднее идеи Циолковского о полете в межпланетное пространство были развиты им в целом ряде брошюр и статей. Чтобы определить все большое значение, которое имеют труды К. Э. Циолковского по звездоплаванию среди других его работ, изобретений, предложений, и какое значение придает им сам автор, достаточно указать, что к заседанию в его честь 9 сентября 1932 г. в г. Калуге, на котором советская общественность чествовала маститого ученого-изобретателя, он подготовил лекцию на тему «Звездоплавание». Текст этой лекции полностью помещен в сборнике «К.Э.Циолковский», изданном Калужской юбилейной комиссией. В сборнике напечатаны черты из автобиографии изобретателя, очерки, характеризующие различные стороны его многогранной научно — изобретательской деятельности, его педагогическую практику, условия его работы в Калуге, отражение его идеи в печати и т. п. В конце сборника приложен перечень научных трудов Циолковского вместе со статьей, выявляющей научное значение его деятельности.

Другая работа о жизни, изобретениях и научных трудах К. Э. Циолковского принадлежит перу Я. И. Перельмана, неутомимого пропагандиста идей звездоплавания у нас в СССР. В этой брошюре автор очерчивает деятельность Циолковского как пионера заатмосферного транспорта, дает выдержки из его автобиографии, знакомит с проектами металлического дирижабля Циолковского и в специальной главе — с его теорией ракетного аэроплана, «самым смелым созданием творческого ума Циолковского»; лишь в 1932 г. им написана брошюра на тему «Стратоплан полуреактивный», в которой дана теория самолета, движущегося как силою воздушного винта, так и отдачей продуктов горения. Таким образом в своих трудах К. Э. Циолковский не только говорит о теоретически возможных летательных приборах, но делает попытку использования для реактивного летания и существующих летательных аппаратов. Так например в статье «От самолета к звездолету» (1930 г.) он пишет о преобразовании обыкновенного самолета в стратоплан, т. е. аэроплан больших высот (по терминологии Циолковского). Брошюра хорошо знакомит с деятельностью Циолковского, увлекает описанием неустанных и непрерывных его трудов над осуществлением заманчивых идей полета на другие планеты. Обе работы, посвященные К. Э. Циолковскому, снабжены многочисленными иллюстрациями — фотоснимками, чертежами и т. п.

Последняя в нашем обзоре книга того же т. Перельмана «Межпланетные путешествия» имеет в своем подзаголовке указание, что в ней рассмотрены основы ракетного летания и звездоплавания. Книга выходит в свет уже 7-м изданием (переработанным и дополненным), причем ее 1-е издании было еще в 1915 г. Лично автор проделал огромнейшую работу по распространению знаний и сведений о межпланетном летании, являясь поныне одним из наиболее ревностных и преданных сторонников повседневной и непрестанной разработки проблем этого летания. Написана книга чрезвычайно просто, увлекательно и легко, «чудесным языком, как отзывается о ней Циолковский. Эта книга является как бы первоначальным ознакомительным очерком со всем комплексом вопросов, составляющих, область идей звездоплавания, причем во всем своем содержании книга имеет уклон в сторону развития пытливости читателя, его заинтересованности в физической причинности и возможности возникновения звездоплавания. Рекомендуем эту книгу для общего предварительного ознакомительного чтения о межпланетном летании. В конце ее автор приводит список современных деятелей по звездоплаванию за границей и в СССР (Ветчинкин, Кондратюк, Перельман, Рынин, Родных, Цандер, Циолковский, Шерешевский, Лапиров-Скобло и др.), указывая важнейшие труды этих деятелей.

Революционный творческий размах изобретательской работы в СССР, выдающиеся возможности для научной разработки теоретических проблем воздушного дела советскими учеными, возбуждение интереса со стороны советской общественности к делу авиации, обеспеченные огромным вниманием, которое вождь партии т. Сталин проявляет к вопросам авиации (как это отмечалось в речи т. Куйбышева на торжественном заседании, посвященном десятилетию гражданского воздушного флота), — создают надежную и безусловную уверенность в том, что в освещении ракетно-реактивного летания в СССР будут сделаны со временем выдающиеся достижения. Представленные в этом обзоре книги раскрывают перед читательской массой пути к этим достижениям.

Н. М. Л.