вернёмся в библиотеку?
«Самолет» 1932 год №6 с. 7

На штурм стратосферы

Рекордные скорости, достигнутые на последних состязаниях гоночных самолетов, уже перешли тот предел, за которым дальнейшее повышение скорости на „нулевой высоте" становится бесцельным, не имеющим какого-либо практического значения при современной авиатехнике и технике управления самолетом. Наука и техника для достижения огромных скоростей, равных звукового скорости и превышающих ее, пошли в обход тех трудностей, какие ставит этому плотность воздушной среды на „нулевой высоте", приступив к систематическому изучению высоких слоев атмосферы — стратосферы. Первый полет Пиккара в стратосферу, прошедший под „знаменем чистого науки", явился в конечном счете первым практическим шагом к выполнению социального заказа империалистической буржуазии своей науке — открыть стратосферу для военной авиации. Научные институты, и авиационные лаборатории уже давно вели теоретическую разработку вопросов, связанных с полетом в стратосфере. Полет Пиккара перевел всю эту теоретическую разработку на практические рельсы. Условия полета в стратосфере открывают невиданные еще возможности для достижения огромных скоростей с моторами мощностью во много раз меньшей, чем это требуется в условиях полета на нулевой высоте. Вот почему во всех капиталистических странах разрабатывается и выполняется конструкция высотного мотора, вытаскивается из архива первая авиационная паровая машина, разрабатывается конструкция авиационной паровой турбины, мощность которой будет возрастать по мере увеличения высоты полета; разрабатывается конструкция реактивного двигателя, пока еще переживающего ,,детские болезни", наконец работа ведется по всему комплексу вопросов, связанных с полетом в стратосфере. Проблема завоевания стратосферы накануне разрешения — построены высотные самолеты (Юнкерс, Фарман) и повидимому уже в текущем году мы услышим о первых полетах самолетов в стратосфере. Завоевание стратосферы несет с собой технический переворот в военную и гражданскую авиацию.

Практической авиации с переводом воздушных рейсов в стратосферу предстоит совершить огромный скачок от достигнутых скоростей 300-400 км/ч до скорости, равной звуковой (1 000 км/ч) и превышающей ее. Нет сомнения, что в генштабах империалистических государств уже ставятся и решаются вопросы тактики и стратегии, связанные с стратосферным самолетом, этим новым видом оружия в руках империалистов, направленным против страны Советов.

Нельзя забывать, что с переходом военной авиации к полетам в стратосфере на много обесцениваются все применяемые до сих пор наземные мероприятия и техника противовоздушной вборсны, поэтому вопрос о полетах в стратосфере приобретает для нас огромное оборонное значение и должен привлечь к себе внимание всей нашей осоавиахимовской и советской общественности. Проблема завоевания стратосферы должна стать в порядок дня нашей авиации с практическим решением всего комплекса вопросов, связанных с этой проблемой. До сих пор этой проблемой занималась небольшая группа работников ГИРДа лишь с точки зрения применения реактивного двигателя. Кампания, поднятая газетой „Техника" за реактивный двигатель, привлекла внимание нашей общественности лишь к небольшой части этой проблемы, к проблеме реактивного двигателя, которая во всем комплексе вопросов, связанных со „штурмом стратосферы", не занимает ни очередного, ни первого места. Первоочередной задачей наших конструкторов должно стать создание высотного самолета, а это связано с созданием, высотного мотора, оборудования и снаряжения для полетов в стратосфере. Параллельно с этим должна вестись разработка конструкции, авиационной паровой турбины и реактивного двигателя. Наша осоавиахимовская общественность должна принять активное практическое участие в штурме стратосферы.