Константин Эдуардович Циолковский принадлежит к той редкой категории людей, которые свою жизнь отдают любимой идее и, невзирая на окружающие тяжелые материальные и моральные условия, не изменяют ей, перенося большие лишения, но продолжая работать в любимой области. Деятельность и работы К. Циолковского многогранны: он разрабатывал вопросы воздухоплавания, аэродинамики, физики, астрономии, межпланетных сообщений, естествознания, но в то же время он и философ и писатель.
Приходится удивляться его юношеской энергии, с которой он, будучи уже стариком, продолжает интересоваться и работать в различных областях науки. Жизнь и работа его могут служить прекрасным примером того, как много может изобрести и дать людям человек, несмотря на окружающие его самые неблагоприятные для его работы условия.
Главнейшими и повидимому наиболее интересовавшими К. Циолковского, в особенности за последнее время, работами были работы, относящиеся к металлическому дирижаблю и к межпланетному кораблю-ракете. Однако, нам кажется, что не менее, если даже не более, ценны его труды по теории авиации и экспериментальные работы в области аэродинамики. Он был, на наш взгляд, первым в России, который устроил аэродинамическую трубу и произвел с ней ряд интересных опытов по определению сопротивления воздуха для разных тел (в 1891 г.).
Его же сочинение „Аэроплан или птицеподобная, (авиационная) летательная машина“, изданное в 1895 г., т. е. за 8 лет до первых опытов Райт, показывает, насколько он предвидел значение и основные свойства авиации.
Его работы по расчету оболочек дирижаблей и проверке этого расчета методом гидростатического испытания в лаборатории (1893 г.) до сих пор являются классическими.
Везде, во всех своих работах, К. Циолковский проявляет оригинальность и самобытность, и, хотя условия работ в Калуге, городе, в котором он провел почти свою жизнь, не давали ему возможности следить за литературой интересовавших его вопросов, тем не менее, он по разным вопросам опережал многих европейских ученых, а по некоторым - независимо приходил к тем же выводам, которые получались за границей. Мы здесь не задаемся целью дать полную биографию К. Циолковского, - ему многое еще предстоит совершить, - а даем лишь ею биографию, которую он по нашей просьбе сообщил нам для этой книги. Перед автобиографией помещаем его сопроводительное к нам письмо.
Глубокоуважаемый
Николай Алексеевич. |
Посылаю Вам свои автобиографические сведения. Они, может быть, Вам не понравятся, но больше ничего не могу дать, и не спрашивайте.
Против Ваших добрых намерений1 я разумеется ничего не имею и благодарю за них. Фотографию свою высылаю. Она снята летом 1924 г. Это письмо может служить Вам и автографом к Вашей статье о моих трудах.
В Москве сделана по моему проекту латунная модель оболочки моего дирижабля. Она занимает большую мастерскую в коммунистическом университете. Производит глубокое впечатление и дает веру в осуществимость металлического дирижабля. Длина модели 10 метров, высота - 2 метра. Будут ли продолжаться работы, наверно не знаю.
С совершенным почтением остаюсь
К. Циолковский.
Родился я 5 сентября 1857 г.3 в селе Ижевском Спасского уезда, Рязанской губернии. Родители были бедны - отец - неудачник, изобретатель и философ4. Мать, как говаривал отец, таила в себе искру таланта. Между родными матери были большие искусники.
1 Сделать в этой книге изложение его работ о межпланетных сообщениях и дать его биографию.
2 Составлено на основании: а) личного его письма к нам от 11 июня 1926 г., б) автобиографического очерка, помещенного в его книге „Простое учение о воздушном корабле“, Калуга, 1904 г. в) предисловия к его книге „Вне земли“, Калуга, 1920 г. и г) биографии в книге „Космические ракетные корабли“, Калуга, 1929 стр., 3.
3Судя по надписи на присланной нам его фотографической карточке, годом его рождения следует считать 1857 (надпись на карточке: лето 1924 г. - 67 лет). Смотри также „Отклики литературные“, стр. 25.
4 Лесничий.
Мне было лет 8 - 9, когда моя мать показывала нам, детям, аэростат из коллодиума. Он был крохотный, надувался водородом и занимал меня тогда как игрушка.
На десятом году я оглох от скарлатины, и слух мой плохо восстановлялся. Со сверстниками и в обществе я часто попадался впросак и, конечно, был смешон со своей глухотою. Это удаляло меня от людей и заставляло от скуки читать, сосредоточиваться и мечтать. Оскорбленное самолюбие искало удовлетворения. Явилось желание подвигов, отличий, и в 11 лет я начал с писания нелепейших стихов.
Лет 14 я получил некоторое теоретическое понятие об аэростате из физики Гано. Попробовал было надуть водородом мешок из папиросной бумаги, но опыт не удался. Кажется, я тогда сильно увлекался механическим летанием с помощью крыльев. Я также делал плохие токарные станки, на которых все-таки можно было точить, устраивал разные машины и, между прочим, коляску, которая должна была ходить во все стороны с помощью ветра. Модель прекрасно удалась и ходила на крыше, по доске, против ветра. Отец был очень доволен, и изобретателя совлекли с крыши, чтобы показать машину гостям в комнате. Тут опыт также блестяще удавался. Ветер же я производил с помощью мехов.
Черт. 2. К. Э. Циолковский в 1862 г. |
Потом я уже начал строить коляску для собственных путешествий, отказывался от завтраков, чтобы тратить деньги на гвозди и на разную дрянь. Но подвиг сей не увенчайся успехом: отчасти нехватило терпения и материалов, отчасти надоело голодать, отчасти же я стал смекать, что это вещь непрактичная и не стоит выеденного яйца.
Одновременно у меня ходила по полу и другая модель: коляска, приводимая в движение паровой машиной турбинной системы.
Воздухоплаванием, в особенности газовым, я занимался тогда мало; лет 15 - 16 я познакомился с начальной математикой и тогда мог более серьезно заняться физикой. Более всего я увлекся аэростатом и уже имел достаточно данных, чтобы решить вопрос: каких размеров должен быть воздушный шар, чтобы подниматься на воздух с людьми, будучи сделан из металлической оболочки определенной толщины. Мне было ясно, что толщина оболочки может возрастать беспредельно при увеличении размеров аэростата. С этих пор мысль о металлическом аэростате засела у меня в мозгу. Иногда она меня утомляла, и тогда я по месяцам занимался другим, но в конце концов я возвращался к ней опять. Систематически я учился мало, в особенности впоследствии: я читал только то, что могло мне решить интересующие меня вопросы, которые я считал важными. Так, учение о центробежной силе меня интересовало потому, что я думал применить ее к поднятию в космические пространства. Был момент, когда мне показалось, что я решил этот вопрос (16 лет). Я был так взволнован, даже потрясен, что не спал целую ночь - бродил по Москве и все думал о великих следствиях моего открытия. Но уже к утру я убедился в ложности моего изобретения. Разочарование было так же сильно, как и очарование. Эта ночь оставила след на всю мою жизнь, через 30 лет я еще вижу иногда во сне, что поднимаюсь к звездам на моей машине и чувствую такой же восторг, как в ту незапамятную ночь.
Малую дань отдал я и „Perpetuum mobile“, но, слава богу, заблуждение продолжалось лишь несколько часов, и причиной его был неправильно понятый магнетизм.
Мысль о сообщении с мировым пространством не оставляла меня никогда. Она побудила меня заниматься высшей математикой. Потом - в 1895 г. я осторожно высказал разные мои соображения по этому поводу в сочинении „Грезы о земле и небе“ и далее (1898 г.) в труде „Исследование мировых пространств реактивными приборами“, напечатанном в „Научном Обозрении“ (№ 5, 1903 г.).
Астрономия увлекала меня потому, что я считал и считаю до сего времени не только землю, но отчасти и вселенную достоянием человеческого потомства. Мой рассказ „На луне“ и статьи „Тяготение как источник мировой энергии“ и другие доказывают мой неослабный интерес к астрономии.
Книг было тогда, вообще, мало, и у меня в особенности. Поэтому приходилось больше мыслить самостоятельно и часто итти по ложному пути. Нередко я изобретал и открывал давно известное. Я учился, творя, хотя часто неудачно и с опозданием. Так, даже в 1881 году я разработал теорию газов, не зная того, что я опоздал на 24 года. Зато я привык мыслить и относиться ко всему критически. Впрочем, самобытность, я думаю, была в моей природе. Глухота же и невольное удаление от общества только расширили мою самодеятельность.
Черт. 3. К. Э. Циолковский в 1903 г. |
Неимение книг и учителей делали то же; глухота лишила меня школы, хотя мне и пришлось потом сдавать экзамены и получать права. Я был учителем математики и физики чуть не сорок лет (с 1871 г.). Через мои руки прошло около 500 человек учеников и 2000 девиц, окончивших среднюю школу1. Все же учителей, кроме ограниченного количества и сомнительного качества книг, у меня не было, и меня можно считать самоучкой чистой крови.
В 1882 г. - учитель уездного училища в городе Боровске, Калужской губернии, с 1892 г. - учитель женского епархиального училища в Калуге.
Я так привык к самостоятельной работе, что, читая учебники, считал более легким для себя доказать теорему без книги, чем вычитывать из нее доказательство. Лишь не всегда это удавалось.
Лет 23- 24, будучи уже учителем, я представил ряд своих работ - „Теорию газов“, „Механику животного организма“, „Продолжительность лучеиспускания звезд“ - в С.-Петербургское Физико-Химическое Общество. Содержимое их несколько запоздало, т. е. я сделал самостоятельно открытия, уже сделанные ранее другими.
Тем не менее Общество отнеслось ко мне с большим вниманием, чем поддержало мои силы. Быть может, оно и забыло меня, но я не забыл Боргмана, Менделеева, Фандер Флита, Бобылева и в особенности Сеченова.
Лет 25 - 28 я очень увлекся усовершенствованием паровых машин. У меня была металлическая и даже деревянная (цилиндр был действительно деревянный) паровые машины, обе дрянные, но все-таки действующие.
Попутно я делал недурные воздуходувки и разные насосы, которые я никуда не сбывал, а делал только из любознательности и в виде опыта, а также для паяния и кования.
Через несколько лет я все это бросил, потому что ясно увидел, как я бессилен в техническом отношении и по части реализования моих идей; поэтому в 1885 году, имея 28 лет, я твердо решился отдаться воздухоплаванию и теоретически разработать металлический управляемый аэростат. Работал я два года почти непрерывно. Я был всегда страстным учителем и приходил из училища сильно утомленным, так как большую часть сил оставлял там. Только к вечеру я мог приняться за свои вычисления и опыты. Как же быть? Времени было мало, да и сил также, которые я отдавал ученикам; и я придумал вставать чуть свет и, уже поработавши над своим сочинением, отправляться в училище.
После этого двухлетнего напряжения сил у меня целый год чувствовалась тяжесть в голове. Как бы то ни было, но весною 1887 года я делал первое публичное сообщение о металлическом управляемом аэростате в Москве в Обществе любителей естествознания. Отнеслись ко мне довольно добродушно, сочувственно, в особенности Як. Игн. Вейнберг. Делали незначительные возражения, на которые легко было отвечать. Могли бы сделать и более серьезные возражения, но их не делали благодаря малому знакомству с делом воздухоплавания и недостатком моей рукописи. Она содержала около 120 писчих листов (480 стр.) и 800 формул (цела и теперь). Профессор Столетов передал ее на рассмотрение профессору Жуковскому. Я не считал свою работу полной и даже просил не делать о ней отзыва, а только для пользы моего дела перевести меня в Москву.
Мне это обещали, но перевод по разным обстоятельствам все-таки не состоялся. Я был совсем болен, потерял голос, пожар уничтожил мою библиотечку и мои модели, но рукопись находилась тогда у проф. Жуковского и хранится у меня до сих пор. Называется она „Теория аэростата“. Через год я немного оправился и опять принялся за работу.
Осенью 1890 года через посредство Д. И. Менделеева я послал в имп. Р. Техническое Общество мой новый труд: „О возможности построения металлического аэростата“. Вместе с тем я выслал модель аэростата, складывающегося в плоскость, в
Черт. 4. К. Э. Циолковский в 1913 г. |
Труд о летании посредством крыльев показал мне, что этот способ требует далеко не такой малой энергии, как кажется с поверхностного взгляда, что впоследствии и подтвердилось на практике. Вследствие этого меня опять стало клонить к аэростату. Помню, очень напряженные занятия привели меня к новому труду, называвшемуся „Аэростат металлический, управляемый“. Один из моих братьев и мои знакомые помогли мне издать его в 1892 г. Кажется никогда я не испытывал такого блаженства, как при получении (уже в Калуге) корректуры этого труда.
В 1894 году я отдал последнюю дань увлечения аэропланом, напечатав в журнале „Наука и Жизнь“ теоретическое исследование „Аэроплан“, но и в этом труде я указал на преимущество газовых, металлических, воздушных кораблей.
Споры об аэростате и аэроплане снова натолкнули меня на мысли заняться опытами по сопротивлению воздуха. Г. Поморцев и другие теоретики находили сопротивление аэростатов громадным. Мои опыты показали, что оно далеко не так значительно и коэффициент сопротивления уменьшается с увеличением скорости движения аэростата. Опыты производились отчасти в комнате, отчасти на крыше, в сильный ветер. Помню, как я был радостно взволнован, когда коэффициент сопротивления при сильном ветре оказался мал; я чуть кубарем не скатился с крыши, и земли под собой не чувствовал.
Сочувствие прессы к моим трудам сопровождалось пожертвованиями от разных лиц на дело воздухоплавания. Всего получено было мною 55 рублей, которые я и употребил на производство новых опытов по сопротивлению воздуха. Принимал я эти деньги со скрежетом зубов и затаенной душевной болью, так как некоторые, не поняв статьи Голубицкого, помещенной о моих работах в „Калужском Вестнике“ (1897 г.), прямо жертвовали на бедность. Я даже заболел, но все-таки терпел, надеясь на возможность дальнейших работ. Но, увы, несмотря на порядочный шум газет, сумма оказалась чересчур незначительной. Так, Питер выслал 4 рубля, но утешил меня тем, что своими лептами не оскорбил меня, жертвуя только на воздухоплавание. Как бы то ни было, спасибо Обществу и за то, так как я многое разъяснил себе произведенными опытами, которые описал, так же, как и устроенные мною приборы, в „Вестнике опытной физики“, в статье „Давление воздуха на поверхности, введенные в искусственный воздушный поток“ (1899 г.). Работа эта была представлена мною в имп. Академию Наук. Академик Рыкачев сделал о ней благоприятный доклад Академии, которая, благодаря этому, выдала мне, по моей просьбе, 470 рублей на продолжение опытов.
Года через полтора мною был послан в Академию подробный доклад об опытах, состоящий из 80 писчих листов текста и 58 таблиц-чертежей. Краткое извлечение из этого доклада было поздней напечатано под заглавием: „Сопротивление воздуха и воздухоплавание“. После этой работы я некоторое время продолжал свои опыты, которые, связанные отчасти с разными вычислениями, постепенно выясняли мне истину сопротивления воздуха. Каждый трудовой шаг приближал меня к ней и был вернее предшествующего, но и последний мой шаг не донес меня, конечно, до истины абсолютной.
Я бы желал еще предпринять это путешествие по стезям истины, но где взять силы, где взять средства и поддержку? При своих опытах я сделал много новых выводов, но новые выводы встречаются учеными недоверчиво. Эти выводы могут подтвердиться повторением моих трудов каким-нибудь экспериментатором, но когда же это будет?
Тяжело работать в одиночку многие годы, при неблагоприятных условиях, и не видеть ниоткуда ни просвета, ни поддержки» Правда, изредка я встречал и сочувствие. Например, в Калуге целая группа техников-практиков признала мой проект воздушного корабля осуществимым. Почему же после этого не надеяться, что он будет признан таким же и всеми мыслящими и знающими людьми. А тогда и до осуществления недалеко.
В двадцатых годах по слабости здоровья, я оставил учительский труд. Хотя на лекциях мне приходилось больше говорить, чем слушать, хотя мне не нравились ученические экзамены, но это не мешало мне любить свою учительскую деятельность. Только она отнимала у меня все силы и оставляла очень немного для пополнения знаний и самостоятельных трудов. Писал, вычислял и работал руками я больше всего на праздники и каникулы.
Я разработал некоторые стороны вопроса о поднятии в пространство с помощью реактивного прибора, подобного ракете. Математические выводы, основанные на научных данных и много раз проверенные, указывают на возможность с помощью таких приборов подниматься в небесное пространство и, может быть, основывать поселения за пределами земной атмосферы. Пройдут, вероятно, сотни лет, прежде чем высказанные мною взгляды найдут применение, и люди воспользуются ими, чтобы рассеяться не только по лицу земли, но и по лицу всей вселенной.
Почти вся энергия солнца пропадает в настоящее время бесполезно для человечества. (Земля получает в два миллиарда раз менее, чем испускает солнце). Что странного в идее воспользоваться этой энергией? Что странного в мысли воспользоваться и окружающим земной шар беспредельным пространством? Во всяком случае, неужели грешно высказывать подобные идеи, раз они являются плодом серьезного труда.
Тугой слух с детства, разумеется, сказался в полном незнании жизни и в отсутствии связей. Может быть это послужило и причиною того, что даже к 68 годам моей жизни я не выдвинулся и не имел серьезного успеха.
Вся моя жизнь состояла из размышлений, вычислений, практических работ (две грыжи нажил) и опытов. Меня всегда сопровождала домашняя мастерская. Если она разрушалась, например, на пожаре или наводнении, то я снова ее заводил или пополнял.
Скучно говорить о себе и мелочах жизни, когда так много осталось еще нерешенных вопросов, незаконченных или неизданных трудов. Самое главное еще впереди. Хватит ли сил, умею ли осуществить эти задуманные работы? 1
Константин Ц и о л к о в с к и й.
Заметим, что с К. Э. живет семья из 11 человек: жена 72 лет, дочь-девушка 48 лет, другая дочь с 6-ю детьми и еще сирота от третьей умершей дочери.
1891 г. „Давление жидкости на равномерно движующуюся в ней плоскость“, Москва. (Тр. О. Л. Е. Физ. Отд. Т, IV).
„Как предохранить нежные вещи от толчков“. Москва. (Тр. О-во Люб. Ест.),
1892 г. „Аэростат металлический, управляемый“. Москва.
1893 г. „ Аэростат металлический управляемый“. Вып. 2-й. Калуга.
„Возможен ли металлический аэростат“. Москва („Наука и Жизнь“ № 51-52).
„Тяготение как источник мировой энергии“. Москва. („Наука и Жизнь“).
„На луне“.(Фантастическая повесть). Москва. (Отдельная книжка, а также журнал „Вокруг света“).
1895 г. „Аэроплан или птицеподобная (авиационная) летательная машина“. Москва. („Наука и Жизнь“).
„Грезы о земле и небе“. (Москва. Изд. А. Гончарова.) и „Эффекты всемирного тяготения“.
1896 г. „Может ли Земля заявить жителям иных планет о существовании на ней разумных существ“. Калуга. („Калужский Вестник“ № 68).
Железный управляемый аэростат на 200 человек“. Калуга.
1897 г. „Продолжительность лучеиспускания звезд“. С. П. Б. („Научное Обозрение“).
1989 г. „Самостоятельное горизонтальное движение управляемого аэростата“ (новые формулы сопротивления воздуха и движения аэростата). Одесса. („Вест. Оп. Физики“).
„Простое учение о воздушном корабле“. Москва. („Общедоступная техника“). (повторение с предисловием). Калуга.
1899 г. „Сопротивление воздуха“. Москва („Научн. Обозрение“).
„Давление воздуха на поверхности, введенные в искусственный поток“. Одесса („Вестник Опытной Физики“).
1900 г. „Успехи воздухоплавания в XIX веке“. („Научн. Обозрение“). СПБ.
1901 г. „Успехи воздухоплавания в XIX веке“. Калуга, (Оттиск предыдущего сочин.)
„Вопросы воздухоплавания“. (По поводу трудов по воздухоплаванию VII Отдела имп. Русск. Техн. О-ва за период 1895-1900 гг.). Калуга („Научн. Обозрение“, отд. оттиск),
1903 г. „Исследование мировых пространств реактивными приборами“. Москва („Научное Обозрение“).
„Сопротивление воздуха и воздухоплавание“. Калуга (оттиск из „Научн. Обозрения“).
1904 г. „Простое учение о воздушном корабле и его построении“ (2-е изд.). Калуга.
1905 г. „Металлический воздушный корабль“. СПБ. („Знание и Искусство“ № 9).
1906-1908 г. „Аэростат и аэроплан“. СПБ. („Воздухоплаватель“).
1910 г. „Металлический мешок, изменяющий свой объем и форму в применении к управляемому аэростату и другим телам“. СПБ. („Всемирное Техн. Обозрение“, № 3). (Отд. оттиск). Калуга.
„Металлический аэростат. Его выгоды и преимущества“. СПБ. („Воздухоплаватель“, № 11, и „Аэро“).
„Реактивный прибор“. („Воздухоплаватель“, № 2).
1911 г. „Защита азроната“. Калуга.
„Устройство летательного аппарата насекомых и птиц и способы их полета“ СПБ. („Техника воздухоплавания“).
1911 - 1912 г. „Исследование мировых пространств реактивными приборами“. СПБ („Вестник Воздухоплавания“, № № 18-22 и 2-9).
1913 г. „Первая модель чисто металлического аэроната из волнистого железа“. Калуга,
1914 г. „Исследование мировых пространств реактивными приборами“. (Дополнение к I и II частям труда того же названия). Калуга.
„Простейший проект чисто-металлического аэроната из волнистого железа“, Калуга.
„Первая модель чисто-металлического аэроната“. Калуга.
1914 г. „Второе начало термодинамики“. Калуга (Изд. Калужск. О-ва „Изучение Природы Местного Края“),
„Нирвана“. Калуга.
„Без тяжести“, (научно-фантастический рассказ). Журн. „Природа и Люди“. 1914 г., стр. 577 (см. также выше „Грезы“, стр. 25)
1915 г. „Таблица дирижаблей из волнистого металла“. Калуга.
1. „Дополнительные технические данные к построению металлической оболочки дирижабля без дорогой верфи“. Калуга.
1915 г. 2. „Отзыв Леденцовского Общества о моем дирижабле“. Калуга,
„Образование земли и солнечных систем“. Калуга.
„Общий алфавит и язык“. Калуга.
„Знание и его распространение“. Калуга.
1916 г. „Горе и гений“. Калуга.
1918 г. „Воздушный транспорт“. Калуга.
„Гондола металлического дирижабля и органы его управления“. Калуга.
1918 г. „Вне земли“. Фантастическая повесть. (Журнал „Природа и Люди“ 1918 г., № 2-14. В предисловии к этой повести автор сообщает, что первые главы ее были написаны в 1896 г.).
1919 г. „Кинетическая теория света“. „Плотность эфира и его свойства“. Калуга.
1920 г. „Богатства вселенной“. Калуга.
„Вне Земли“ (Повесть). Калуга.
1924 г. „История моего дирижабля“. Калуга.
„Ракета в космическое пространство“ (2-ое издание).
„Четыре способа носиться над сушей и водой“. (Журнал „Воздухоплавание“. 1924 г. № 6 - 7, стр. 10). Калуга.
1925 г. „Монизм вселенной“. (Конспект. Март 1925 г). Калуга.
„Образование солнечных систем (извлечение из большой рукописи 1924 - 1925 г. Ноябрь 1925 г.) и Споры о причине космоса.“ Калуга.
„Причина космоса“. Калуга 1925 г.
1926 г. „Исследование мировых пространств реактивными приборами“. (Переиздание работ 1903 и 1911 г. с некоторыми изменениями и дополнениями). Калуга 1926 г.
1927 г. „Сопротивление воздуха и скорый поезд“. Калуга. 1927 г.
„Общечеловеческая азбука, правописание и язык“.
„Космическая ракета“. „Опытная подготовка“. Калуга. 1927 г.1
„Изданные труды К. Э. Циолковского“. Калуга.
1928 г. „Отклики литературные“. Калуга. 1928 г. (Отзывы о работах К. Ц.).
„Дополнение к „Образованию солнечных систем“. Калуга. 1928 г.
„Моя пишущая машинка“. „Двигатели прогресса“. „Новое о моем дирижабле последние о нем отзывы“. Мелочи. Калуга. 1928 г.
„Любовь к самому себе или истинное себялюбие“. Калуга. 1928 г.
„Ум и страсти“. Калуга. 1928 г.
„Будущее земли и человечества“. Калуга. 1928 г.
„Прошедшее земли“. Калуга. 1928 г.
„Воля вселенной“.
„Неизвестные разумные силы“. Калуга.
„Общественная организация человечества“. (Вычисления и таблицы). Калуга. 1928 г.
„Дирижабль из волнистой стали“. Калуга.
1929 г. „Растение будущего“. „Животное космоса“. „Самозарождение“. Калуга. 1929 г.
„На луне“. Фантастическая повесть. 2-ое изд. Лгр. Москва. Госиздат. Ц. 35 к
„Космические ракетные поезда“. (С биографией К. Э. Циолковского. С. В. Безсонова). Калуга. Изд. Коллектив. Секции научных работников.
Рецензия об его книге „Fernflug und Mehrfahraketen“, 1929 г. (38 стр.). R. Lademann'а Z. F. M. 1930 г.St. 310.
„Цели звездоплавания“. Калуга (Отзыв. См. журнал „Авиация и Химия". 1930 г., № 4, стр. 3-я, обложка).
„Новый аэроплан“. Калуга. :
„За атмосферой земли“. Приложение № 1 к книге „Новый аэроплан“, 9 стр.
„Реактивный двигатель“. Приложение № 2 к книге „Новый аэроплан“. (3 стр.).
1929 г. „Современное состояние земли“. Калуга.
1930 г. „Давление на плоскость при нормальном движении в воздухе“, Калуга.
„Стальной дирижабль“. (Авиация и химия, 1930 г. № 4, стр. 11).
„Научная этика“. Калуга.
„Звездоплавателям“. Калуга 1930 г. (Отзыв см. журнал Z. F. M. 1930г. St, 534).
«Проект металлического дирижабля на 40 человек“. Калуга.
Реактивный аэроплан. Калуга. 1930 г.
„От самолета к звездолету“. („Искры Науки“, № 2 стр. 55, Москва).
1 Реферат об этой работе см. журнал Z. F. M. 1927 г. Siete 482.
Кроме упомянутых работ К. Э. Циолковским печатались еще и другие, мелкие, в журналах „В мастерской природы“, „Техника и Жизнь“, „Воздухоплавание“, „Связь“, „Огонек“, именно: „Биология карликов и великанов“, „Зарождение жизни на земле“, „Тяжесть и жизнь“, „О дирижабле“ и пр.
1883 г. „Теория Газа“.
„Подобные организмы“
„Изменения силы тяжести“.
1886 г. „Теория аэростата“.
1890 г. „К вопросу о летании посредством крыльев“.
„О возможности построения металлического аэростата“.
1893 г. „Подобные организмы“.
1894 г. Свободное от тяжести пространство“.
1896 г. „На планетах“.
1901 г. „Отчет для Академии Наук о сделанных мною опытах по сопротивлению воздуха“.
1903 г. „Естественные основы нравственности“.
1908 г. „Аэростат и аэроплан“ (продолжение напечатанной работы под таким же заглавием).
1915 г. „Выделение человека из царства животных“.
1916 г. „Развитие души и тела“.
„Свободное от тяжести пространство“.
„Образование простейших живых существ“.
„Условия жизни в иных мирах“.
1917 г. „Разговоры о металлическом дирижабле“.
„Идеальный строй жизни“.
1918 г. „Механика и биология“.
„Свойства человека“.
„Современные общественные установления“
„Как устроить общество и создать благосостояние“
„Общественный строй“.
г, „Приключение атома“ (121 стр.).
г. „Первопричина“.
„На Весте“ (5 стр.). „Мысль“ (5 стр.). „Общественные установления“ (33 стр.). „Начало растений на земном шаре“ (46 стр.).
1920 г. „Путешествие земли и солнца“ (29 стр.).
„Воображение“ (10 стр.).
1921 г. „Мировые катастрофы“ (30 стр.).
„Из прошлого земли“ (6 стр.).
1923 г. „Энергия солнечного лучеиспускания“ (по отношению к движению неб. тел) (28 стр., 6 фиг.).
1924 г. „Вода в безводных и безоблачных пустынях“ (8 стр. и 1).
„Почему трудно осуществлять мой дирижабль“.
„Устройство жилищ в сухих и жарких пустынях“ (11 стр. и 7 фиг.).
1926 г. „Простой солнечный нагреватель“.
„Галилейский мыслитель“.
1927 г. Условия биологической жизни во вселенной“ (9 стр.).
1928 г. «Образование солнечной системы“ (выводы) (3 стр.).
„Совершенство вселенной“ (7 стр.).
«Эфирный остров“ (13 стр.).
„Странный случай в 85 - 86 году“. (2 стр.)
1929 г. „Теоремы жизни“. „Служат пояснением к Монизму и Этике“. (12 стр)
„Что делать на земле“. (27 стр.).
1930 г. Главные выводы из „Нового аэроплана“ (4 стр.)
„Доступны ли планеты?“ (ответ) (3 стр.)
„Картина вселенной“ (28 стр.).
„Общественное устройство“ (отрывок, 9 стр.)
„Реактивный аэроплан“ (11 стр.).
„Труды о космической ракете“ (8 стр.)
„Руководители“ (11 стр.).