„Наши способы восприятия очень ограничены и несовершенны. Но наука расширяет их, открывая нашему уму мир незримый, безгранично обширный, в сравнении с которым видимый нами мир - простой, легкий мыльный пузырь".
К. Фламмарион.
|
Успехи физики за последние годы в области исследования строения атомов окрылили фантазии романистов, и они начали создавать романы, где описываются полеты в межпланетное пространство, при чем энергия для этого передвижения должна доставляться разложением атомов.
Рис. 74. Атомо - аппарат селенитов (по Гончарову). |
В. Гончаров в своем фантастическом романе «Психо - машина» (1924г.) описывает корабль, на котором жители Луны летают в лунной атмосфере. Энергия для него доставляется разложением атомов. Высота его подъема не свыше 10км. В нем устроены крылья (рис. 74) и вооружение.
Английские романисты Т. Уигнал и Г. Нокс в своем романе «Атомы» описывают, как англичанин Грант открыл новое вещество «сублимий», которое может превращать непосредственно, путем быстрого разложения атома, материю в энергию. Если смочить им вещество, которое необходимо разложить, то электроны его быстро начинают отделять энергию. Сохранять сублимий можно лишь в сосудах из нового вещества «рефрактина», не поддающегося его действию.
Австрийский ученый Ф. А. Улинский предложил два типа межпланетных кораблей, приводимых в движение силою реакции электронов, извергающихся из ряда эжекторов, расположенных вокруг кораблей. В корабле 1 - го типа эти электроны получаются при помощи энергии Солнца, улавливаемой большими щитами - термоэлементами, окружающими корабль, и превращаемой в электрическую. В корабле 2 - го типа эти электроны являются, как продукты распада атомов материи.
Рис. 75. Корабль Улинского. |
Разные ученые пытались определить энергию электронов, например, Макс Абрагам определяет энергию «Электронов» в 1 г материи в 6 · 1013 - джаулей или 8 миллионов лошадиных сил.
При таких условиях, для путешествия на Венеру было бы достаточно использования нескольких граммов меди. Задача заключается в том, чтобы потенциальную энергию атома превратить всецело или частью в кинетическую.
Задача заключается в превращении солнечной энергии в электрическую. Для решения ее можно представить себе термоэлемент, состоящий из различных, налегающих друг на друга, металлических дисков и образующих термопары. Если диски будут испытывать разные температуры, то между ними возникают токи, например, по опытам инж. Privigei, при ряде висмут - сернистая медь - при разнице температур в 100° получается ток напряжением 0,8 вольт
Можно принять, что за пределами земной атмосферы каждый квадратный метр поверхности, обращенной к лучам Солнца, получает 20 единиц тепла в минуту, т. е. около 1½ kw или 2 HP.
Учитывая охлаждение через лучеиспускание в холодное (около - 273°) мировое пространство, можно, на основании опытов, произведенных на Земле (при +30° с одной стороны дисков и - 70° с другой) принять, что использовано будет лишь 25% солнечной энергии, т. е. по ½ HP с каждого м2. При таких условиях межпланетный корабль может иметь поверхности 500 - 1 000 м2. Термоэлементы образуют плоский большой диск, в центре которого помещается сам корабль с кабинами. Если подобный корабль применить для полета над Землей, то излишек энергии можно излучать через антенны. Наоборот, в случае недостатка, ее можно получать с земных станций при помощи тех же антенн.
При разложении атома освобождается громадное количество энергии, и частицы распада, выделяющиеся и несущиеся из атома, могут быть направлены по определенному направлению. Тогда они создадут реакцию в противоположном направлении, которою можно воспользоваться для передвижения. Экспериментально это доказывается следующим прибором (рис. 76). В колбе выкачен воздух, и от катода к аноду излучаются электроны при сильном напряжении; при известных условиях можно достичь реакций 2 - 3 кг/см2, что уже является достаточным для преодоления силы притяжения небольшой планеты. При таких условиях уже нет нужды в уменьшении массы межпланетного или мирового корабля. Необходимая энергия может быть получена в достаточном количестве из материи. Расход для перелета на Венеру или Марс, несмотря на дорогие устройства и громадные расстояния, будет не выше, чем, например, переход из Гамбурга в Нью - Йорк.
Рис.76. Реакция электронов. |
Д - ра Роhl и Pringsheim, изучая свето - электрические явления, нашли, что один электрон дает энергию -10 -11 куломбов. Так как один куломб соответствует одной ампер - секунде, то величина энергии равна около 0,102·10 -12 м кг/сек.
При электролизе воды один грамм водорода получает электрический заряд в 96 000 куломбов.
Небольшой шарик, заряженный одним куломбом и удаленный на 1 см от такого же шарика с таким же зарядом, будет отталкиваться или притягиваться к нему с силою 918 дин. По Милликэну, величина атомного веса е равна 4.774·10 -10 ESE; если число электронов в грамме массы равно 1020, тогда вес одного электрона - 5·10 - 30.
Энергия, излучаемая материей 1 г при помощи электронов, равна около 5·106 w.
При излучении плотных тел начальная скорость доходит лишь до 30 000 км/сек. и излучаемая энергия равна лишь 5·104w.
Для реактивного движения мирового корабля, емкостью в 20 вагонов, со скоростью лишь км/сек., теоретически достаточно 10 000 kw, что при коэффициенте полезного действия в 20%, потребует около - 50 000 kw или 60 000 HP, т. е. мощность, которая теперь применяется на океанских пароходах.
Для первых опытов следует строить небольшие планетные корабли на малое число людей и на небольшие расстояния; поэтому и мощность их не будет велика.
Рис. 77. Электро - эжектор Улинского. |
Пусть масса корабля соответствует 200 000 кг веса. Тогда, при нормальной земной скорости полета в 180 км/час, потребуется расход в секунду 5 г реактивного вещества. Это потребовало бы такого громадного количества вещества, например, вроде ртути, что возможность полета осталась бы под сомнением, если бы этому не помогли условия космического полета. Скорость движения Земли 29,5 км/сек; таковую скорость мы имеем в момент отлета и с нею мы полетим в мировом пространстве, пока не достигнем границы действия Венеры, скорость которой равна около 34,8 км/сек. Тем не менее, для противодействия притяжению других планет и для изменения направления полета понадобится еще много материи. Итак, можно сказать, что без силы тяготения полет был бы невозможен и облегчается он благодаря закону энерции.
Необходимое количество энергии в полном размере придется тратить лишь при отправлении или при прибытии на планеты. При удалении же от них расход энергии уменьшается пропорционально массам планет и ограничивается лишь условиями изменения направлений при изменении скорости около 5,3 км/сек, что достаточно для преодоления силы притяжения Солнца при полете на Венеру.
Устройство реактивного электрического аппарата (электро - эжектора) в общих чертах следующее (рис. 77):
Главную часть прибора составляет параболический анод, в фокусе которого расположен катод, посылающий токи большого напряжения на анод, а последний отбрасывает их в параллельных направлениях, противоположных направлению полета.
Для охлаждения стенок аппарата от получающегося при этом тепла, предвидена система радиаторных трубок.
1 - й тип - Межпланетный корабль (рис. 78), приводимый в движение солнечной энергией. Он имеет большой диск из термоэлементов, в центре которого подвешен сам корабль на кардане, чтобы можно было изменять направление реакции. В остальном оба корабля подобны один другому и могут быть небольшой величины. Навигация солнечного корабля труднее и зависит всецело от излучения Солнца, если только не будет предусмотрена аккумуляторная батарея. Подъем и спуск возможны лишь на ближайшие планеты, так как при значительном удалении от Солнца получается мало световой энергии.
2 - й тип (рис. 79) - мировой корабль. Этот тип является более удобным. Форму ему
Рис. 79. Мировой корабль Улинского. |
Оболочка корабля должна состоять из следующих частей: внешняя: - стальная, пропаянная медью, изнутри усиленная распорками, является проводником тепла; распорки обложены асбестовыми листами. С внутренней стороны она обложена тонкими деревянными фанерами с прокладкой между ними прорезиненой ткани. Пробоины, которые могут подучиться в наружной оболочке во время мирового пути, находятся при noмощи зеркал и чинятся при помощи автогенной сварки. Детали конструкции и расположение помещений видны на чертеже 80. Отдельные этажи соединены друг с другом при помощи лестницы. Нижний этаж занят под машинное отделение. В нем находятся все тяжелые аппараты. Во 2 - м этаже - трюм для груза. Эти этажи должны быть расположены возможно дальше от центра шара. В 3 - м этаже располагается кухня, уборные, ванны, в 4 - м - пассажирские каюты, в 5 - м - служебные помещения и палуба для прогулок, в 6 - м - верхний салон. Пассажирам предоставляется большой простор для движения.
Рис. 80. |
Пилот помещается в верху шара, у его полюса. Корабль снабжается запасами кислорода, топлива, провизии, оборудован телефонами, инструментами и т. п.
Внутри шар наполнен обыкновенным воздухом при нормальном атмосферном давлении. Негодный для дыхания воздух поглощается и очищается аппаратами в особом помещении, где производится исследование состава и давление наружной среды. Рубка пилота снабжена необходимыми инструментами: указателем скорости (эфиро - тахометром), указателем масс, станцией радио - телеграфа, указателем уровня. Пилот может перемещаться при помощи лифта в нижний полюс шара, например, для наблюдений за звездами и Солнцем. При ориентировании необходима также карта звездного неба. Старт и спуск должны производиться на воде и, по возможности, ближе к полночи. При весе в 200 000 кг и диаметре 20 м, корабль погрузится в воду на 2,5 м.
Ориентировка может быть произведена при помощи засечек в начале пути на Солнце, Меркурий, Марс, Венеру и Полярную звезду, а по мере приближения, например, к Венере и на Землю (рис. 81).
В Австрии Франц Улинский взял патент на устройство нового межпланетного корабля, в котором не требуется делать колоссальных запасов горючего, а используется энергия лучей Солнца.
Рис. 82. Проект нового электронно - реак - тивного корабля Улинского. |
Устройство корабля заключается в следующем (рис. 82). Окружающий каюту корабля диск служит термоэлементом и превращает солнечную энергию в электрическую. Полученная электромоторная сила может служить как для полета в атмосфере, так и в пустоте между планетами. В первом случае соответственно преобразованная электрическая энергия приводит в действие турбо - компрессор, работающий на реактивную установку с дюзой. Во втором - она заставляет работать электронные эжекторы.
Реактивная установка с дюзой состоит из котла, вверху которого подхорубы с газом высокого давления. Внизу же котла отходит труба низкого давления, направляясь к турбо - компрессору, который вновь доводит давление до требуемой величины и гонит газ в трубу к дюзе вверху котла. Благодаря вырыванию газа из дюзы, в котле происходит реакция, служащая движущей силой корабля, как это бывает у ракет, с тою лишь разницей, что, благодаря круговому процессу, не происходит траты вещества (правильность этой идеи лежит на совести автора проекта).
Противоречие этой идеи законам механики, однако, не лишает интереса второй идеи Улинского, именно, устройства электронных эжекторов, которые своим реактивным действием уподобляют корабль ракете, но вместо газов, продуктов взрыва горючего вещества, из дюз вырываются электроны, извергающиеся из катодных отправителей и являющиеся результатом действия солнечной энергии, превращенной в электрическую, на малые количества вещества.
Для приведения в действие эжекторов необходимо напряжение в 250 000 вольт. Ток прерывистый, при чем, чем меньше время действия тока по сравнению с паузой, тем лучше. Первичный постоянный ток превращается в ток высокого напряжения требуемой частоты при помощи газового центробежного прерывателя.
Соленоид трансформатора занимает половину помещения для ранее описанного котла. Ось соленоида направлена вдоль корабля; благодаря соленоиду образуется сильное магнитное поле, и в результате появляются катодные лучи.
Каждый из эжекторов, расположенный вокруг корабля, состоит из трех частей. Катод всунут в соленоид и при помощи особого нагревающего диска сильно раскален. Соленоид, при помощи второй батареи, производит электро - магнитное поле. Когда между обоими возникает ток требуемого напряжения, то от раскаленного катода вылетают электроны по силовым линиям анодного соленоида и достигают важнейшей части устройства - главного катода. Между ним и анодом проходит ток, напряжением 250 000 вольт, который гонит электроны из вольфрамовой спирали, наполненной амальгамой бария. Эти электроны в громадном количестве и с громадным ускорением вылетают из эжекторов.
Чтобы преодолеть вес подобного корабля в 3 000 кг вблизи Земли, достаточно расхода на электроны 5 г материи (ртутный препарат) в секунду. Этот расход уменьшается по мере удаления корабля от Земли.
Рис. 83. Ф. А. Улинский. |
Если корабль поднимается с ускорением 15 м в сек2., то по истечении 1 800 сек. он достигнет параболической скорости, достаточной, чтобы покинуть Землю. Для этого достаточно израсходовать 15 кг материи, тогда как в обычной ракете в 3 т полезного веса потребуется горючего 150 т.
Если такой корабль будет построен, то при помощи электронных эжекторов он сможет лететь только в безвоздушном пространстве. Пролететь же сквозь земную атмосферу он должен при помощи реактивной установки с дюзой (что, несмотря на уверения автора, невозможно).
Ф. Улинский (рис. 83) родился в 1890 г., в Блосдорфе (Меран) и принадлежит к старинному польскому знатному роду. Учился он в гимназии в Велльсе и сдал экзамен на аттестат зрелости в Линце. В 1910 году он поступил, как доброволец, на военную службу и пробыл год офицером, служа в продовольственной части. Одновременно он самоучкой знакомился с техникой. Во время войны, благодаря своим работам по конструированию газовой турбины, он был переведен в австро - венгерский авиоотряд и командирован в высшую техническую школу в Вене.
Рис. 84. Модель корабля Улинского. |
Улинский, повидимому, начал работать над созданием проекта ракетного корабля еще в 1901 году. По крайней мере, на выставке межпланетных аппаратов в Москве в 1927 г. были выставлены модель и схема его аппарата, отнесенная к 1901 году, с указанием, что в качестве горючего, он применяет полезную пыль. (рис. 84). Подробности расчета кораблей Улинского см. в статье Tuida von Picquet „Die sendabaren Wege zur Realisierung der Weltraumfahrt". Leipzig. 1928.
Под влиянием идей Улинского, Рокенфеллер опубликовал в Германии в 1926 г. свой проект шарообразного ракетного корабля, по внешней форме и по устройству похожего на таковой же Улинского.
На рис. 85 и 86 изображены разрез и наружный вид корабля. Хотя описания его автором не дается, но можно думать, что потоки извергающихся продуктов горения выступают из отверсгий, расположенных в экваториальном поясе корабля. Три отростка снизу служат опорами.
Рис. 85 Ракетный корабль Рокенфеллера: разрез. |
Полеты в ракетах, движущихся силою реакции электронов, извергающихся из них послужили темою для романа Г. Доминика «Наследие уранидов». Автор описывает три ракеты такого типа:
1. Ракету гениального изобретателя Горма.
2. Ракету американца Роберта Ли.
3. Ракету американца Гаррода.
Основной принцип устройства был открыт Гормом, которому удалось сконструировать двигатель, из которого извергались электроны со скоростью света.
Все три корабля летят на Венеру, куда благополучно и прибывают. Скорость полета достигала одного - 600 км, а другого -1200 км в секунду.
На Венере путешественники находят покинутый обитателями неизвестный другой космический корабль, принадлежавший уранидам - жителям планет другой солнечной системы. Этот корабль отличался от вышеупомянутых земных кораблей размерами (в 2 раза больше) простотой устройства и большею скоростью. Кроме того, он был выстроен из необычайно прочного и легкого материала, повидимому, соединения двух газов.
Рис. 86. Ракетный корабль Рокенфеллера: наружный вид. |
Известный деятель по авиации и воздухоплаванию Г. А. Крокко представил в апреле 1923г. в итальянскую Академию наук доклад в котором он исследует возможность полетов вне атмосферы.
Главнейшими положениями его доклада являются следующие (цитируем по отчету, помещенному в «Atti dell'associazione Italiana di Aerotecnica 1923 Vol.III).
Для полетов вне атмосферы необходим реактивный аппарат, для которого минимальные скорости извержения взрывчатых веществ (v) и передвижения (V) аппарата должны быть
Пока человек не имеет в своем распоряжении вещества, дающего при взрыве указанное v. Для того, чтобы 1 кг вещества, при условии извлечения из него энергии v2/2, мог давать такую скорость, он должен давать 15 миллионов больших калорий. Между тем, пока наиболее энергичные химические реакции не дают и тысячной доли этой величины.
При полете же по принципу аэроплана в атмосфере, хотя и сильно разреженной, эта величина значительно уменьшится. Например, предполагая, что скорость полета обратно пропорциональна квадрату плотности воздуха, получим скорость полета в 5 000 м/сек. и скорость извержения 75 000 м/сек.
Однако, и эти величины нельзя получить при известных нам видах горючего, которые дают энергию в 50 раз меньшую. Задача будет разрешена при использовании таких веществ, которые разлагались бы со скоростью, соответствующей радиоактивности.
Как утилизировать и управлять полученной при этом силой? Это также сложный вопрос. Однако, предполагая, что она находится в нашем распоряжении, рассмотрим два случая ее применения: прямой и непрямой.
Прямой способ предполагает непрерывное извержение частиц α, как в радиоактивных веществах, со скоростью от 10 до 20 миллионов метров в секунду, но без перехода энергии в теплоту. Этого можно достичь при действии сильных электрических разрядов на центры атомов, производя кинетическую энергию. В этом случае можно направлять поток по одному направлению, как это имеет место в круксовых трубках, и это было бы наилучшим решением вопроса.
Если же истечение происходит в разные стороны, то необходимо изменять направление движения частиц, заставляя главную массу их двигаться в желаемом направлении. При этом часть энергии неизбежно превратится в тепловую, которую отчасти можно использовать дпя образования необходимого электромагнитного поля, часть тепла будет унесена продуктами взрыва и, наконец, часть его будет потеряна через лучеиспускание.
Непрямой способ предполагает, что вся развиваемая энергия, или часть ее, превращается в тепловую, и поэтому она должна быть преобразована для извержения некоторой другой инертной материи. При этом, конечно, часть энергии будет рассеиваться бесполезно. Однако, раз будет открыт вышеупомянутый источник энергии, можно было бы воспользоваться хотя бы частью ее, например, если v = 20 миллионам м в сек., то можно получить максимум v = 60 000 м в сек. или, в среднем, v = 30 км/сек.
Управляемость аппарата достигается вращением генератора скорости извержения вокруг центра массы. Для такового поворота можно применять реактивные двигатели, образующие пару сил, вращающую аппарат.
Для удобства путешественников, можно внутри аппарата создавать искусственную тяжесть при помощи ускорения или прямолинейного или криволинейного движения корабля. Возможно было бы перелететь с Земли на Луну в 4 часа и с Земли на Венеру - в 8 дней.
Заметим еще, что в 1913 году во Франции появилась работа инженера Эсно - Пельтри, в которой он также указывает на желательность использования междуатомной энергии для межпланетных путешествий.
Когда человек найдет способ пользоваться междуатомной энергией, тогда откроется широкое поле для новых исследований. Пока же приходится использовать средства получения энергии, находящейся в распоряжении человека. На это указывает и Годдар в своем сочинении «Метод достижения больших высот», говоря: «Пока нам недоступна междуатомная энергия, мы должны пользоваться энергией вырывающихся газов».
Немецкий романист Р. Эйхакер в своем романе «Нигилий» (Die Fahrt ins Nichts" Munchen, 1924) (Мир Приключений 1926 г., №№ 6 - 9) описывает полет герметически закрытого снаряда с людьми в мировое пространство при помощи метеорита.
Дело происходило следующим образом:
В Тихий океан упал из мирового пространства странный метеорит и ушел на дно на глубину 10 000 м. Два обломка от этого метеорита упали на Землю. Ученому Верндту удалось открыть состав и удивительные свойства неизвестного на Земле вещества этого метеорита, названного «нигилием», которое обладает громадной энергией.
Для извлечения упавшего на дно океана метеорита организуются две экспедиции. Одна погибает, ударившись о метеорит. Под влиянием удара, метеорит стремительно летит вверх, увлекая за собой снаряд со второй экспедицией, где был и ученый Верндт, и уносится с ним в мировое пространство. Позднее же на Земле были получены радиосигналы, как - будто от Верндта, корабль которого затем бесследно исчез.
А. Бобрищев - Пушкин в своем рассказе «Залетный гость» (Мир Приключений 1927 г., № 1) описывает, как на Землю залетел житель иного мира, похожий несколько на человека.
Передвижение свое в мировом пространстве он совершал без особого корабля, а просто из своего тела выделял нечто вроде непроницаемых для внешних воздействий (холода, ударов) флюидов. Двигателем же служил небольшой карманный аппарат, содержавший громадные запасы сконцентрированной энергии.
На Землю он попал благодаря остановке своего двигателя. Когда же один из любопытных отвернул какую - то гайку этого двигателя, силою вырвавшейся струи залетный гость был унесен в мировое пространство.
Инженер В. Д. Никольский в своем научно - фантастическом романе «Через тысячу лет»1описывает, как люди в 3000 - м году изобрели корабль, который мог двигаться в воздухе силою реакции извергающихся из него продуктов распада атомов. Самый корабль был длиною около 30 м и своей формой напоминал рыбу с двумя толстыми короткими крыльями по бокам. Нижняя ее часть, равно как и крылья, была сделана из какого - то серебристо - белого металла, а верхняя половина состояла, главным образом, из прозрачного материала, сквозь который были видны внутренние крепления остова (рис. 87 и 88). По бокам корабля находились овальные отверстия газовых эжекторов реактивного двигателя.
1Приложение к журн. "Вестник Знания" за 1927 год, серия „Природа и Люди".
Переднюю часть корабля занимала кабина пилота с многочисленными автоматическими приборами и указателем скорости, наклона и направления, близости Земли и т. п. Кабина была покрыта каким - то очень прозрачным материалом, так что создавалось впечатление, что находишься на открытом воздухе. Рядом было помещение для газовых реактивных двигателей, управление которыми было настолько просто, что даже не требовало присутствия механика на борту корабля. Дальше шли четыре пассажирских каюты, уборная, ванна и помещение для багажа. Корабль мог развивать скорость до 10 км в сек. и превращаться в спутника Земли.
Английский беллетрист Ф. А. Ридлей в своем рассказе «Зеленая машина» дает описание способа полета одного жителя Земли на Марс при помощи особой «зеленой» машины и кометы. Устройство машины и полет были следующие.
Машина напоминала обыкновенный мотоциклет, была ярко - зеленого цвета и блестела на солнце. У ней имелась добавочная пара педалей, сделанных из какого - то оригинального металлического сплава; они служили для торможения при спуске на Марс; над нею возвышалось приспособление из того - же металла, напоминающее зонтик и прикрепленное к рулю. Сила машины - колоссальна, и изобретатель близко подошел к разрешению проблемы вечного движения. Приводимая в движение какою - то внутреннею силою, эта машина может пролететь сотни миллионов миль. Скорость ее феноменальна.
Рис. 87. Общий вид корабля Никольского. |
Костюм пассажира был сделан из какого - то упругого материала, напоминавшего каучук, и имел шлем с подобием противогазовой маски. Этот костюм предохранял путешественника от холода межпланетного пространства.
Полет человека с Земли на Марс происходил следующим образом: он поднялся на машине с Земли на большую высоту, выбрав момент, когда комета Филипса в своем полете должна была коснуться орбит Земли и Марса. Далее аппарат попал в сферу притяжения кометы и вместе с ней совершил перелет от Земли до Марса.
На Марсе оказалась атмосфера, и путешественник, освободившись силою своей машины от кометы, благополучно опустился на поверхность Марса. Скорость полета вместе с кометой была около 1 000 миль в секунду.
В 1922 году во Франции появился роман Мараля - Виже «Огненное кольцо». Автор описывает полет в ракете четырех человек с Земли на Марс и на Сатурн и обратно на Землю.
Техническая фабула романа основана на расчетах и идеях французского инженера Эсно - Пельтри, который в 1913 году напечатал свою статью, по вопросу о возможности полета на Луну. В качестве взрывчатого вещества он намечает Радий, который, при разложении, дает необходимую для полета реакцию.
Автор романа сообщает, что «1 г радия в течение часа развивает количество энергии, способное поднять этот вес на высоту 34 км. Эта энергия - в несколько миллиардов лошадиных сил. 1 кг его содержит энергии в 5 670 раз больше того, которое необходимо для полета на Луну. При полете ускорение движения предполагается равным - 11/10земного. Поэтому увеличение веса пассажиров будет незначительным.»
Фабула романа. Трое французских ученых открывают новое вещество «вириум», во много раз более сильное, чем радий. Несмотря на интриги немцев, они улетают со своим слугой на ракете, движущейся силою реакции вириума в космическое пространство, имея целью путешествия - Сатурн. Пролетают мимо Луны. Когда они хотели миновать Марс, то заметили, что их ракета притягивается этой планетой. Им приходится на нее спуститься.
Рис. 88. Hoc корабля Никольского. |
Далее герои романа летят на Сатурн, спускаются на него, находят на нем первобытных людей, но встречают и врагов, немцев, которые украли еще на Земле их секрет, построили подобную же ракету и улетели на Сатурн. Происходит стычка, в результате которой все немцы погибают, за исключением одного, взятого в плен.
В конце концов путешественники благополучно возвращаются на Землю.
Переходим теперь к изложению главнейших технических деталей романа.
Вириум.Герои романа, инженеры Эсперэ и Генри Валсор, открывают способ получить из радиевых солей тело в 60 000 раз более активное, чем радий, и называют его «вириум». Для получения его в большом количестве они едут в Тихий океан и находят на одном острове вулканического происхождения радиоактивную руду, из которой и добывают впоследствии вириум. Трех килограммов этого вещества достаточно, чтобы долететь с Земли до Сатурна и вернуться обратно.
Так как разложение вириума происходит медленно, то для ускорения процесса был изобретен способ «физической катализации». Пучёк катодных лучей направлялся на вириум, и под действием их происходило бурное разложение последнего, с выделением требуемой энергии.
Ракета (рис.89) имела овальную форму и была построена из никкелевой стали.
Рис. 89. Ракета Мараля - Виже. |
1 - й (нижний) этаж занимает камера сгорания, из которой по трем стальным трубам (рис. 90) вырываются продукты разложения вириума.
Вверху этой камеры находятся запасы этого вещества в свинцовом ящике.
2 - й этаж занимает пассажирская каюта, высотою 4,5 м, со всем оборудованием. В этом помещении 4 окна.
3 - й и 4 - й этажи (оба высотою 4 м) - кладовые.
Вверху шахта выходит в небольшое помещение иллюминатором (окном).
В ракете помещаются телескопы, инструменты, поглотители испорченного воздуха и шлюзы для выхода наружу. Провизия была взята из расчета на 1 человека в сутки 1 кг пищи и 2 л воды (всего на 4 человека с запасом на 4 месяца 2 000 т пищи и 2 500 л воды).
Для поворота ракеты вокруг ее продольной оси, по бокам ее, перпендикулярно к оси, были устроены еще три выхлопных трубы под углом 120° друг к другу. Важным свойством выхлопных труб является сопротивление их металла (молибденовская сталь) плавке под влиянием вириума.
Отлет происходил при вертикальном положении ракеты, силою реакции извергавшихся газов.
Рис. 90. Деталь ракеты Мараль - Виже. |
При подъеме ракете было придано несколько наклонное положение, и она, постепенно увеличивая скорость унеслась в межпланетное пространство.
Пройденный путь измерялся оптически, путем измерения видимого диаметра светил.
До Луны полет происходил со скоростью 60 км в сек., до Марса - 800 км/сек., до Сатурна - сначала 1 000, а затем 1 200 км/сек.
При полете мимо Марса путешественники вынуждены были спуститься на нем, несмотря на то, что эта остановка не входила в их планы. Оказалось, что жители Марса, при помощи «лучей тяготения», преодолели реакцию ракеты и притянули ее к себе. После остановки на Марсе, путешественники летят на Сатурн, где спускаются при помощи обратной реакции газов. Обратно на Землю полет происходит тем же порядком и они спускаются во Франции вполне благополучно.
Федоров выставил модель и описание своего космического корабля на выставке межпланетных аппаратов в Москве в 1927 г. В описании, приложенном к отчетному альбому выставки, читаем следующее:
Федоров в своем проекте предлагает достичь движения ракеты при помощи электрохимической энергии, представляющей собою результат
Рис. 93. Машинное отделение корабля Федорова. |
На рис. 91 изображен общий вид аппарата Федорова. Здесь заметны вверху 2 пропеллера для подъема, передний пропеллер, главная дюза на корме, второстепенные дюзы с боков, откидные крылья вверху сбоку. Такой вид имеет ракета при взлете. При полете же в мировом пространстве винты и крылья убираются. На рис. 92, 93, 94 изображены: продольный разрез ракеты, механизм машинного отделения и регулятор температуры. Описания этих устройств не дано.
На выставке межпланетных аппаратов в Москве в 1927 году был выставлен проект Г. Крейна с весьма кратким описанием. В аппарате применяется электрическая энергия. Для спуска имеются парашюты; схема аппарата показана на рис. 95.
И. Окстон в своем научно - фантастическом рассказе «Междупланетные Колумбы» дает описание полета с Земли на Марс в «уранокорабле» - реактивном аппарате, энергия которого получается путем разложения атомов. Общий вид корабля изображен на рис. 96.
Путешественники, отправившиеся с Земли, удобно размещаются в корабле, слушают радиоконцерты, получаемые с Земли, Марса и Венеры.
Во время полета корабль встречает погибший подобный ему корабль, несущийся с трупами людей по орбите кометы Галлея.
Рис. 94. Регулятор температуры корабля Федорова. |
Далее он попадает в поток метеоров, которые бомбардируют его стенки, сбивается с пути, и опаздывает на Марс на 10 часов.
Вопрос о применении внутриатомной энергии к движению космических кораблей пока остается открытым, так как мы еще не можем получить эту энергию. Однако, наука стремится разрешить этот вопрос, ставя сначала обратную задачу, - как разложить атом. Для этого нужна энергия колоссальной напряженности. В этом направлении давно уже ведутся опыты, например, Пиком в С. - А. С. Ш., в Англии, Германии, Италии и в других странах. Упомянутую энергию надеются получить наиболее дешевым способом из атмосферного электричества. Удачные опыты получения напряжения в 2 600 000 вольт были сделаны тремя немецкими учеными в Альпах, при чем ими были получены искры длиною около 2 м путем извлечения электричества из воздуха при спокойной погоде. Для этой цели они перекидывали через ущелье в Альпах кабель длиною 6,70 м и к нему подвешивали шелковую сеть. Эта сеть собирала электричество и направляла его по изолированным проводам к месту, где случалась искра, а затем в лабораторию. В близком будущем экспериментаторы надеются получить напряжение уже в 10 000 000 вольт.