"Надо, чтобы в сердце каждого из нас билась
       радость за наш техникум, его выпускников".
       Ю.А. Гагарин

Индустрики - особое племя

       Сентябрь 1963 года.
       Помню, как долго я стоял на противоположной стороне улицы Сакко и Ванцетти и с любопытством рассматривал трехэтажное здание Саратовского индустриального техникума с оригинальным парадным подъездом художественного литья. В дверь беспрерывно входили учащиеся в форменных черных костюмах, с тетрадями в руках. Они были веселы, независимы. И здание это, и этих ребят (их в городе - не знаю, с чьей легкой руки - называли индустриками) видел я не впервые. Но одно дело - видеть то, что не имеет к тебе прямого отношения, и совсем другое - понимать: с сегодняшнего дня, с этой минуты здесь - твоя жизнь. В этот подъезд будешь входить каждый день, здесь проверишь себя, на что способен...
       Рекомендовали меня сюда на должность замдиректора по культурно-воспитательной работе, замполита, как тогда говорили, из обкома комсомола, где я работал инструктором. Перейти в "техникум, где учился Гагарин", согласился с большой охотой. Хотя, конечно, слышал об индустриках всякое. И то, что техникум славился и гордился своими выпускниками, в первую очередь - Гагариным. И то, что знаменит был в городе массовыми драками со студентами других техникумов и вузов, военных училищ. (Позже мне говорили: вышедший на пенсию директор С.И. Родионов еще года два или три вздрагивал от телефонного звонка: что-то случилось в техникуме...).
       "Как же так, - думал я, - именно из такого неординарного коллектива вышел первый в мире космонавт? В этом сплаве настоящего мужского дела и особенного товарищества сформировалась личность Юрия Гагарина - он и сам писал об этом. Значит, и светлые и теневые стороны имеют свой смысл?"
       В этом требовалось разобраться.
       Вот так я впервые переступил порог главного учебного корпуса Саратовского индустриального техникума. Захожу в вестибюль, передо мной вырастает огромная фигура дежурного с красной повязкой на рукаве. Костюм, фуражка, ботинки и галстук на нем - черного цвета, рубашка белая, чистая. "Вот это индустрик!" - подумал я, чувствуя уважение к нему и даже какую-то робость.
       - Вам кого? - спросил он.
       - Директора.
       - Проходите, пожалуйста, вот сюда, по коридору налево первая дверь. Он там.
       Говорит дежурный четко, ясно, как в армии.
       Секретарь доложила директору обо мне. Он - Родионов Сергей Иванович - сам вышел и пригласил меня в кабинет. Мы не были знакомы, но я сразу почувствовал доброе отношение ко мне.
       Сергей Иванович задал несколько "дежурных" вопросов по биографии. Его насторожила моя молодость (мне было 28 лет):
       - У нас есть учащиеся старше вас по возрасту. Будет трудно. Может быть, подумаете, пока я не принял вас на работу. Хотя, мне рекомендовали вас как опытного работника. Знаете, Владимир Иванович, у нас замполиты долго не задерживаются: коллектив ребят уж очень непростой.
       - Нет, я уже решил.
       - Ну, хорошо. Тогда - за работу! Родионов повел меня в педкабинет.
       - Знакомьтесь! - сказал преподавателям Сергей Иванович, - Наш новый замполит - Россошанский Владимир Иванович.
       - Надолго к нам? - спросил меня кто-то. - У нас что-то замполиты не задерживаются.
       "Сговорились, что ли, или на самом деле здесь трудно работать?" - я был обескуражен прямым вопросом.
       - Не знаю, - сказал я. - Думаю работать серьезно.
       - Теперь разрешите и вас, присутствующих, представить. Начнем с ветеранов...
       Директор называл фамилии, имена, отчества, кто какой ведет предмет. Всех я тогда не запомнил, но троих выделил сразу: Анну Павловну Акулову - классного руководителя Гагарина, Нину Васильевну Рузанову - преподавателя русского языка и литературы и почему-то Анатолия Николаевича Дзяковича - преподавателя химии.
       После короткого разговора мы вышли из преподавательской.
       - Здание наше старинное. Раньше, до революции, здесь было ремесленное училище имени царя Александра Второго. Сегодня нам здесь тесно, контингент увеличивается, а площади остаются прежними. Вот смотрите, какие узкие коридоры, - Сергей Иванович раскинул в стороны руки и уперся ими в обе стены коридора. - Тесновато. Сейчас добиваемся, чтобы нам надстроили два этажа. Тогда будет полегче.
       Мы уже поднимались по чугунной лестнице.
       - Обратите внимание на эту лестницу, на ее рисунок. Нравится? Лестница действительно была интересна своим великолепным орнаментом.
       - Здесь делали. Раньше, когда еще было Александровское ремесленное училище, работала мастерская художественной ковки и литья. Вы и сейчас многие изделия можете увидеть в Саратове: подъезды, балконы, ограды... Ограда вокруг парка "Липки" - тоже работа учащихся. Украшение города. - Родионов остановился, осторожно провел ногой по ступеньке, будто стирая пыль. - Малость поизносилась. Уж сколько лет ее полируют ногами! Лет 70-80! Один Гагарин по ней пробежал... прошел.., - Сергей Иванович прикинул в уме - сколько.
       - Да за четыре года не менее четырех-пяти тысяч раз! - Директор дружески похлопал по перилам: - Ничего, старушка, ты еще крепкая, послужишь еще лет сто. Вот перила тебе заменить надо...
       Мы вошли в актовый зал.
       - Раньше здесь была домовая церковь. Молились учащиеся утром и вечером. Учились в основном дети рабочих и крестьян. Хотели их сделать преданными царю, престолу. Да видно, плохо воспитывали. Вот смотрите, - Сергей Иванович указал на мемориальную доску на противоположной стене.
       "Здесь в 1905 году был создан Товарищеский совет по принципу Советов рабочих депутатов".
       - Говорят, александровцы приняли активное участие в революционном движении. Городская дума была вынуждена закрывать это училище и распускать учащихся. Вот такие дела... А вообще-то, Владимир Иванович, если хорошо покопаться в истории этого учебного заведения, то можно столько найти интересного и полезного для вашей воспитательной работы. Вы ведь историк по образованию?
       - Историк.
       - Вам и карты в руки!
       Не думал я тогда, что мне действительно придется заняться историей Саратовского индустриального техникума и посвятить этому делу всю оставшуюся жизнь...
       Из актового зала прошли в небольшую темную комнату. Там сидел молодой человек.
       - Секретарь комитета ВЛКСМ. Вам придется с ним много работать. Тут будет и Ваш кабинет. Вы поговорите пока с ним, а у меня дела есть срочные. Потом зайдете ко мне.
       Парень встал и протянул мне руку:
       - Валентин Соловьев.- И посмотрел на меня испытывающим взглядом: - Хорошо, что вы пришли к нам работать. Я тут один уже устал. Вот план работы составляю. Поможете?
       Я кивнул в знак согласия и спросил его:
       - Вы - освобожденный секретарь?
       - Нет, я - учащийся. Тут надо бы учиться, а мне приходится всем заниматься: дисциплиной и успеваемостью, хозработами, вечерами отдыха...
       Валентин не пугал меня, было видно, что он очень рад, что пришел замполит. Ему будет легче.
       - Ну, ладно. Я побежал на урок, а то Анна Павловна не признает никакие причины. Математику надо знать.
       Валентин быстро ушел, а я сел за стол бывшего замполита и стал просматривать бумаги. Вскоре мне попалась папка с надписью "Письма и ответы". Я с интересом стал их читать, В основном это были письма родителей и выпускников. И вдруг попадается конверт с обратным адресом и фамилией "Гагарин". С волнением вскрываю конверт, там письмо директору техникума С.И. Родионову.
       "Здравствуйте, Сергей Иванович!
       В Москву прибыл по назначению 24 вечером в 10 часов, 25 и сегодня, т.е. 27, оформлялся работать на завод. На завод приняли как практиканта. Практику мою будет вести начальник отдела подготовки рабочих завода инженер Тарасов, Сегодня получил пропуск и завтра с 7 утра выхожу на работу. Был в заводе. Цеха хорошие. Обещают дать хорошую работу. Но когда Вы нас отсылали, то упустили один важный момент. Нам не дали программы. А тов. Тарасов требует, чтобы я ему представил, чем я должен заниматься на практике и какие выполнять работы. Прошу Вашего содействия в этом. Высылайте по адресу; Москва, Е-171, 1-я Радиаторная улица, дом 2, кв. 4, Гагарину.
       Москва живет весело и хорошо. Правда, погода стоит теплая. Кругом сыро. Все начинают подготовку к Новому году. Разрешите поздравить Вас, весь преподавательский состав и всех учащихся с наступающим Новым годом и пожелать дальнейших успехов в труде и учебе. Большой привет Г.Г. Соколову. До свидания, Ю. Гагарин. 27.12.54 г."
       На письме резолюция: "Т. Романцову. Выслать программу. С. Родионов".
       "Вот это да! - мысленно воскликнул я, - Неужели я нашел подлинный документ первого космонавта мира?! И в первый день работы?! Такая находка! Если здесь, в техникуме, копнуть поглубже, наверное, и не то найдешь!" - мелькнула мысль.
       Осторожно беру письмо, вкладываю его в конверт и иду, нет, бегу к директору: надо же срочно показать ему, обрадовать такой находкой. Но Сергея Ивановича на месте не было.
       - Его вызвали в управление на какое-то совещание, - сказала секретарь директора Надежда Ивановна Виноградова. - Это надолго. Приходите завтра к 9 часам утра. Сергей Иванович будет у себя.
       Я ушел домой. Показал письмо жене, она с интересом прочитала и заметила:
       - Надо его переписать. На всякий случай.
       Я его тут же переписал. И правильно сделал. Что с этим письмом произошло, я расскажу ещё.
       Утром захожу к директору и сразу показываю письмо Гагарина к нему, Сергею Ивановичу Родионову.
       - Где вы его взяли? - воскликнул он, еще не веря в такую удачу. У нас есть папка с "Личным делом" Гагарина. Я положу это письмо туда. Мы собираем все материалы о нем. Их надо сохранить для истории, - Сергей Иванович открыл сейф, достал пожелтевшую папку. - Вот тут все о нем. Как-нибудь на досуге я покажу вам содержимое. Таких подлинных документов о Юрии Алексеевиче Гагарине нет нигде в мире. Они есть только у нас! Одно время мы посылали их в Москву, там они пробыли два года и вот недавно вернулись к нам. Больше я их никому не дам. Особенно журналистам и всяким писателям. Знаете, Владимир Иванович, ничего нельзя давать. Говорят, клянутся: мы вернем, вот только перепишем, переснимем и... с концами. Документы я, конечно, им не давал с собой, а вот фотографии одалживал и теперь об этом очень сожалею, - Родионов осторожно положил письмо Гагарина в папку, убрал ее в сейф, закрыл его ключом: - Вот так будет надежнее.
       Сергей Иванович сел за стол, откинувшись на спинку стула, и назидательно сказал:
       - Надо воспитывать наших ребят на примере Юрия Гагарина. Учился он на "отлично", принимал активное участие в общественной жизни, спорте, художественной самодеятельности, предметных кружках. Да и вообще он был прекрасным парнем. Надо внушать нашим учащимся, что если будете жить и учиться по-гагарински, то в жизни достигнете много хорошего и для себя и для общества. Для этого у нас есть все условия: хорошая материальная база, бесплатное питание и обмундирование, то есть живут и учатся студенты на полном государственном обеспечении.
       И еще вот о чем хочу Вам сказать. Нас называют индустриками. Кто произносит это слово с восхищением, кто - с раздражением или даже с опаской. И на это есть причины. Я имею в виду массовые драки. Что бы мы хорошего ни делали, драки смазывают все хорошее. Сразу в техникум присылают разные комиссии, устраивают проверки, объявляют выговора...
       И все-таки я их - своих индустриков - люблю. Это особое племя. Знаете, мне пришлось работать во многих молодежных коллективах, и нигде я таких ребят, как наши, не встречал. В чем их особенность? Ну, во-первых, почти всех их жизнь научила трудом добывать себе все. Они рано стали взрослыми. Война их сделала такими. Многие были в фашистской оккупации, у многих погибли отцы. Они оставались за старших. На них держался тыл. А некоторые ведь были на фронте! Фронтовая дружба сплачивает людей. "Сам погибай, а товарища выручай!" - вот закон, который давно внедрили здесь фронтовики, А потом: послевоенная обстановка в стране была настолько трудной, что в одиночестве - не выживешь... Отсюда вытекает второй закон, который очень укрепился среди индустриков: "Один за всех и все за одного". Стоит только кого-либо тронуть из индустриков, как они все до единого бросаются на помощь.
       Дружные. Очень. Постоять за себя умеют. Этому они научились еще в ремесленных училищах. Злые языки говорят о них: бандиты. Неправда. Нам присылают на учебу лучших представителей "трудовых резервов"! Они просто держатся друг за друга. Есть среди них, как говорят, совсем отпетые, но их единицы. И случись что, сами же ребята с ними по-своему разбираются, устраивают нечто вроде суда чести. Вот был недавно случай, когда с одним воришкой разобрались. У нас ведь замков нет в общежитии, все открыто, никто ничего не прячет. А он взял деньги, украл. Теперь он у нас не учится. Мы тут планы составляем, беседы проводим, а они ночные собрания в общежитии устраивают. Как порешат, так и будет. Посвящать в "индустрики" первокурсников они умеют. Вот поработаете, убедитесь в этом. Я не хочу вас стращать, но с индустриками надо быть осторожным. Это мой вам совет. И еще учтите: справедливость, даже в наказаниях, они уважают. Но если вы где-то сделаете ошибку по отношению к ним, вы теряете их уважение, авторитет и как следствие этого - работу.

назад                            в начало                             вперед