"Надо, чтобы в сердце каждого из нас билась
радость за наш техникум, его выпускников".
Ю.А. Гагарин
Индустрики - особое племя
Сентябрь 1963 года.
Помню, как долго я стоял на противоположной стороне
улицы Сакко и Ванцетти и с любопытством рассматривал трехэтажное здание
Саратовского индустриального техникума с оригинальным парадным подъездом
художественного литья. В дверь беспрерывно входили учащиеся в форменных черных
костюмах, с тетрадями в руках. Они были веселы, независимы. И здание это, и этих
ребят (их в городе - не знаю, с чьей легкой руки - называли индустриками) видел
я не впервые. Но одно дело - видеть то, что не имеет к тебе прямого отношения, и
совсем другое - понимать: с сегодняшнего дня, с этой минуты здесь - твоя жизнь.
В этот подъезд будешь входить каждый день, здесь проверишь себя, на что
способен...
Рекомендовали меня сюда на должность замдиректора по
культурно-воспитательной работе, замполита, как тогда говорили, из обкома
комсомола, где я работал инструктором. Перейти в "техникум, где учился Гагарин",
согласился с большой охотой. Хотя, конечно, слышал об индустриках всякое. И то,
что техникум славился и гордился своими выпускниками, в первую очередь -
Гагариным. И то, что знаменит был в городе массовыми драками со студентами
других техникумов и вузов, военных училищ. (Позже мне говорили: вышедший на
пенсию директор С.И. Родионов еще года два или три вздрагивал от телефонного
звонка: что-то случилось в техникуме...).
"Как же так, - думал я, - именно из такого
неординарного коллектива вышел первый в мире космонавт? В этом сплаве настоящего
мужского дела и особенного товарищества сформировалась личность Юрия Гагарина -
он и сам писал об этом. Значит, и светлые и теневые стороны имеют свой
смысл?"
В этом требовалось разобраться.
Вот так я впервые переступил порог главного учебного
корпуса Саратовского индустриального техникума. Захожу в вестибюль, передо мной
вырастает огромная фигура дежурного с красной повязкой на рукаве. Костюм,
фуражка, ботинки и галстук на нем - черного цвета, рубашка белая, чистая. "Вот
это индустрик!" - подумал я, чувствуя уважение к нему и даже какую-то
робость.
- Вам кого? - спросил он.
- Директора.
- Проходите, пожалуйста, вот сюда, по коридору налево
первая дверь. Он там.
Говорит дежурный четко, ясно, как в армии.
Секретарь доложила директору обо мне. Он - Родионов
Сергей Иванович - сам вышел и пригласил меня в кабинет. Мы не были знакомы, но я
сразу почувствовал доброе отношение ко мне.
Сергей Иванович задал несколько "дежурных" вопросов
по биографии. Его насторожила моя молодость (мне было 28 лет):
- У нас есть учащиеся старше вас по возрасту. Будет
трудно. Может быть, подумаете, пока я не принял вас на работу. Хотя, мне
рекомендовали вас как опытного работника. Знаете, Владимир Иванович, у нас
замполиты долго не задерживаются: коллектив ребят уж очень непростой.
- Нет, я уже решил.
- Ну, хорошо. Тогда - за работу! Родионов повел меня
в педкабинет.
- Знакомьтесь! - сказал преподавателям Сергей
Иванович, - Наш новый замполит - Россошанский Владимир Иванович.
- Надолго к нам? - спросил меня кто-то. - У нас
что-то замполиты не задерживаются.
"Сговорились, что ли, или на самом деле здесь трудно
работать?" - я был обескуражен прямым вопросом.
- Не знаю, - сказал я. - Думаю работать серьезно.
- Теперь разрешите и вас, присутствующих,
представить. Начнем с ветеранов...
Директор называл фамилии, имена, отчества, кто какой
ведет предмет. Всех я тогда не запомнил, но троих выделил сразу: Анну Павловну
Акулову - классного руководителя Гагарина, Нину Васильевну Рузанову -
преподавателя русского языка и литературы и почему-то Анатолия Николаевича
Дзяковича - преподавателя химии.
После короткого разговора мы вышли из
преподавательской.
- Здание наше старинное. Раньше, до революции, здесь
было ремесленное училище имени царя Александра Второго. Сегодня нам здесь тесно,
контингент увеличивается, а площади остаются прежними. Вот смотрите, какие узкие
коридоры, - Сергей Иванович раскинул в стороны руки и уперся ими в обе стены
коридора. - Тесновато. Сейчас добиваемся, чтобы нам надстроили два этажа. Тогда
будет полегче.
Мы уже поднимались по чугунной лестнице.
- Обратите внимание на эту лестницу, на ее рисунок.
Нравится? Лестница действительно была интересна своим великолепным
орнаментом.
- Здесь делали. Раньше, когда еще было
Александровское ремесленное училище, работала мастерская художественной ковки и
литья. Вы и сейчас многие изделия можете увидеть в Саратове: подъезды, балконы,
ограды... Ограда вокруг парка "Липки" - тоже работа учащихся. Украшение города.
- Родионов остановился, осторожно провел ногой по ступеньке, будто стирая пыль.
- Малость поизносилась. Уж сколько лет ее полируют ногами! Лет 70-80! Один
Гагарин по ней пробежал... прошел.., - Сергей Иванович прикинул в уме -
сколько.
- Да за четыре года не менее четырех-пяти тысяч раз!
- Директор дружески похлопал по перилам: - Ничего, старушка, ты еще крепкая,
послужишь еще лет сто. Вот перила тебе заменить надо...
Мы вошли в актовый зал.
- Раньше здесь была домовая церковь. Молились
учащиеся утром и вечером. Учились в основном дети рабочих и крестьян. Хотели их
сделать преданными царю, престолу. Да видно, плохо воспитывали. Вот смотрите, -
Сергей Иванович указал на мемориальную доску на противоположной стене.
"Здесь в 1905 году был создан Товарищеский совет по
принципу Советов рабочих депутатов".
- Говорят, александровцы приняли активное участие в
революционном движении. Городская дума была вынуждена закрывать это училище и
распускать учащихся. Вот такие дела... А вообще-то, Владимир Иванович, если
хорошо покопаться в истории этого учебного заведения, то можно столько найти
интересного и полезного для вашей воспитательной работы. Вы ведь историк по
образованию?
- Историк.
- Вам и карты в руки!
Не думал я тогда, что мне действительно придется
заняться историей Саратовского индустриального техникума и посвятить этому делу
всю оставшуюся жизнь...
Из актового зала прошли в небольшую темную комнату.
Там сидел молодой человек.
- Секретарь комитета ВЛКСМ. Вам придется с ним много
работать. Тут будет и Ваш кабинет. Вы поговорите пока с ним, а у меня дела есть
срочные. Потом зайдете ко мне.
Парень встал и протянул мне руку:
- Валентин Соловьев.- И посмотрел на меня
испытывающим взглядом: - Хорошо, что вы пришли к нам работать. Я тут один уже
устал. Вот план работы составляю. Поможете?
Я кивнул в знак согласия и спросил его:
- Вы - освобожденный секретарь?
- Нет, я - учащийся. Тут надо бы учиться, а мне
приходится всем заниматься: дисциплиной и успеваемостью, хозработами, вечерами
отдыха...
Валентин не пугал меня, было видно, что он очень рад,
что пришел замполит. Ему будет легче.
- Ну, ладно. Я побежал на урок, а то Анна Павловна не
признает никакие причины. Математику надо знать.
Валентин быстро ушел, а я сел за стол бывшего
замполита и стал просматривать бумаги. Вскоре мне попалась папка с надписью
"Письма и ответы". Я с интересом стал их читать, В основном это были письма
родителей и выпускников. И вдруг попадается конверт с обратным адресом и
фамилией "Гагарин". С волнением вскрываю конверт, там письмо директору техникума
С.И. Родионову.
"Здравствуйте, Сергей Иванович!
В Москву прибыл по назначению 24 вечером в 10 часов,
25 и сегодня, т.е. 27, оформлялся работать на завод. На завод приняли как
практиканта. Практику мою будет вести начальник отдела подготовки рабочих завода
инженер Тарасов, Сегодня получил пропуск и завтра с 7 утра выхожу на работу. Был
в заводе. Цеха хорошие. Обещают дать хорошую работу. Но когда Вы нас отсылали,
то упустили один важный момент. Нам не дали программы. А тов. Тарасов требует,
чтобы я ему представил, чем я должен заниматься на практике и какие выполнять
работы. Прошу Вашего содействия в этом. Высылайте по адресу; Москва, Е-171, 1-я
Радиаторная улица, дом 2, кв. 4, Гагарину.
Москва живет весело и хорошо. Правда, погода стоит
теплая. Кругом сыро. Все начинают подготовку к Новому году. Разрешите поздравить
Вас, весь преподавательский состав и всех учащихся с наступающим Новым годом и
пожелать дальнейших успехов в труде и учебе. Большой привет Г.Г. Соколову. До
свидания, Ю. Гагарин. 27.12.54 г."
На письме резолюция: "Т. Романцову. Выслать
программу. С. Родионов".
"Вот это да! - мысленно воскликнул я, - Неужели я
нашел подлинный документ первого космонавта мира?! И в первый день работы?!
Такая находка! Если здесь, в техникуме, копнуть поглубже, наверное, и не то
найдешь!" - мелькнула мысль.
Осторожно беру письмо, вкладываю его в конверт и иду,
нет, бегу к директору: надо же срочно показать ему, обрадовать такой находкой.
Но Сергея Ивановича на месте не было.
- Его вызвали в управление на какое-то совещание, -
сказала секретарь директора Надежда Ивановна Виноградова. - Это надолго.
Приходите завтра к 9 часам утра. Сергей Иванович будет у себя.
Я ушел домой. Показал письмо жене, она с интересом
прочитала и заметила:
- Надо его переписать. На всякий случай.
Я его тут же переписал. И правильно сделал. Что с
этим письмом произошло, я расскажу ещё.
Утром захожу к директору и сразу показываю письмо
Гагарина к нему, Сергею Ивановичу Родионову.
- Где вы его взяли? - воскликнул он, еще не веря в
такую удачу. У нас есть папка с "Личным делом" Гагарина. Я положу это письмо
туда. Мы собираем все материалы о нем. Их надо сохранить для истории, - Сергей
Иванович открыл сейф, достал пожелтевшую папку. - Вот тут все о нем. Как-нибудь
на досуге я покажу вам содержимое. Таких подлинных документов о Юрии Алексеевиче
Гагарине нет нигде в мире. Они есть только у нас! Одно время мы посылали их в
Москву, там они пробыли два года и вот недавно вернулись к нам. Больше я их
никому не дам. Особенно журналистам и всяким писателям. Знаете, Владимир
Иванович, ничего нельзя давать. Говорят, клянутся: мы вернем, вот только
перепишем, переснимем и... с концами. Документы я, конечно, им не давал с собой,
а вот фотографии одалживал и теперь об этом очень сожалею, - Родионов осторожно
положил письмо Гагарина в папку, убрал ее в сейф, закрыл его ключом: - Вот так
будет надежнее.
Сергей Иванович сел за стол, откинувшись на спинку
стула, и назидательно сказал:
- Надо воспитывать наших ребят на примере Юрия
Гагарина. Учился он на "отлично", принимал активное участие в общественной
жизни, спорте, художественной самодеятельности, предметных кружках. Да и вообще
он был прекрасным парнем. Надо внушать нашим учащимся, что если будете жить и
учиться по-гагарински, то в жизни достигнете много хорошего и для себя и для
общества. Для этого у нас есть все условия: хорошая материальная база,
бесплатное питание и обмундирование, то есть живут и учатся студенты на полном
государственном обеспечении.
И еще вот о чем хочу Вам сказать. Нас называют
индустриками. Кто произносит это слово с восхищением, кто - с раздражением или
даже с опаской. И на это есть причины. Я имею в виду массовые драки. Что бы мы
хорошего ни делали, драки смазывают все хорошее. Сразу в техникум присылают
разные комиссии, устраивают проверки, объявляют выговора...
И все-таки я их - своих индустриков - люблю. Это
особое племя. Знаете, мне пришлось работать во многих молодежных коллективах, и
нигде я таких ребят, как наши, не встречал. В чем их особенность? Ну, во-первых,
почти всех их жизнь научила трудом добывать себе все. Они рано стали взрослыми.
Война их сделала такими. Многие были в фашистской оккупации, у многих погибли
отцы. Они оставались за старших. На них держался тыл. А некоторые ведь были на
фронте! Фронтовая дружба сплачивает людей. "Сам погибай, а товарища выручай!" -
вот закон, который давно внедрили здесь фронтовики, А потом: послевоенная
обстановка в стране была настолько трудной, что в одиночестве - не выживешь...
Отсюда вытекает второй закон, который очень укрепился среди индустриков: "Один
за всех и все за одного". Стоит только кого-либо тронуть из индустриков, как они
все до единого бросаются на помощь.
Дружные. Очень. Постоять за себя умеют. Этому они
научились еще в ремесленных училищах. Злые языки говорят о них: бандиты.
Неправда. Нам присылают на учебу лучших представителей "трудовых резервов"! Они
просто держатся друг за друга. Есть среди них, как говорят, совсем отпетые, но
их единицы. И случись что, сами же ребята с ними по-своему разбираются,
устраивают нечто вроде суда чести. Вот был недавно случай, когда с одним
воришкой разобрались. У нас ведь замков нет в общежитии, все открыто, никто
ничего не прячет. А он взял деньги, украл. Теперь он у нас не учится. Мы тут
планы составляем, беседы проводим, а они ночные собрания в общежитии устраивают.
Как порешат, так и будет. Посвящать в "индустрики" первокурсников они умеют. Вот
поработаете, убедитесь в этом. Я не хочу вас стращать, но с индустриками надо
быть осторожным. Это мой вам совет. И еще учтите: справедливость, даже в
наказаниях, они уважают. Но если вы где-то сделаете ошибку по отношению к ним,
вы теряете их уважение, авторитет и как следствие этого - работу.
назад
в начало
вперед