Глава шестая

Версии о гибели Гагарина

"Я, кажется, никогда не умру..." - "Почему не уберегли?" - 27 марта 1968 года.Как это было. - "Почему нет официального заключения?" - "Им не хватило двух секунд". - "Гагарина убили?!" - "Смерть Гагарина была запрограммирована". - "ЭВМ: я твой двойник". - "Удар молнии". - "Что-то случилось с Серегиным". - "Потеря пространственного чувства". - "Они не могли катапультироваться". "Неоправданный риск". - "Они были пьяные". - "Сильное обледенение самолета". - "Ошибка в метеопрогнозе". - "Они столкнулись с шаром-зондом или птицей". - "Ударная волна другого самолета". - "Спутная струя". - "Взрыв кислородного баллона". - "Плохая организация полетов". - Пока только версии...

"Он жил, чтобы летать".
В.М.Песков


"Я, КАЖЕТСЯ, НИКОГДА НЕ УМРУ..."

       Никто не мог предвидеть близкой гибели Юрия Гагарина. Он был молод, полон планов, собирался еще слетать на орбиту, полетать по-настоящему. Юрий Алексеевич 17 февраля 1968 года окончил Военно-воздушную инженерную академию им. Н.Е. Жуковского и был рекомендован в адъюнктуру. Были заготовлены приказы о присвоении ему звания генерала и о назначении начальником Центра подготовки космонавтов...
       "Я, кажется, никогда не умру..." - сказал незадолго до гибели Юрий Алексеевич Б.В. Сильвестрову, председателю Рязанского комитета по телевидению и радиовещанию.
       28 марта 1968 года я вел урок по истории СССР в Саратовском индустриальном техникуме. Неожиданно вызывает директор. "Что-то случилось, - думаю, - обычно Родионов с урока не вызывает".
       - Вы знаете, что погиб Гагарин? - взволнованным голосом спросил Сергей Иванович.
       - Нет, - рассеяно обронил я и почувствовал, как внутри все оборвалось.
       - Вчера в авиационной катастрофе, - сказал Родионов. - Вы, пожалуйста, подумайте о проведении траурного митинга, составьте текст телеграммы соболезнования, а потом зайдите ко мне.
       Весть о том, что погиб Гагарин, быстро облетела учебные кабинеты, мастерские и служебные помещения техникума. Прекратились занятия и все работы. Плакали не только женщины. Говорили мало.
       Траурный митинг решили проводить 29 марта. Я пошел по книжным магазинам и киоскам, чтобы найти подходящий портрет Гагарина. Не нашел. Потом понял: в жизни он был всегда веселым, жизнерадостным человеком. Пусть останется таким в памяти навсегда!
       На следующий день все газеты сообщили о трагической гибели первого космонавта мира Юрия Алексеевича Гагарина и командира авиационной части, летчика-испытателя 1 -го класса Владимира Сергеевича Серегина, который летел вместе с ним в качестве инструктора. Газеты пестрели скорбными заголовками: "Советский народ скорбит о гибели героев", "Тяжелая утрата", "Он навсегда останется в наших сердцах", "Не хочется верить" и тому подобное.
       По всей стране проходили траурные митинги. До сих пор помню, как это было у нас в техникуме. В актовом зале собрались учащиеся, преподаватели, сотрудники техникума. На сцене - большой портрет Ю.А. Гагарина, обрамленный траурной лентой. Бывший классный руководитель Юрия Гагарина Анна Павловна Акулова и преподаватель русского языка и литературы Нина Васильевна Рузанова от выступления отказались, не могли говорить... От имени учащихся выступил Петр Лапенко, который сказал:
       - Перед светлой памятью героя мы торжественно клянемся нести дальше эстафету его подвига, упорно овладевать знаниями, беззаветно отдавать себя служению народу, чьим верным и достойным сыном был Юрий Алексеевич Гагарин.
       Через несколько дней в адрес коллектива техникума пришло соболезнование от О. Холопцевой и А. Суворова - членов совета дома-музея К.Э. Циолковского в Калуге. "Конечно, мы с вами знаем, что большинство великих свершений не обходятся без жертв, - писали они, - но гибель отважных и смелых всегда зовет вперед - к победе, и победа обязательно приходит, а они бесстрашные, ушедшие в бессмертие, всегда светят Человечеству, как яркие, зовущие маяки".
       Траурные митинги прошли в областном комитете ДОСААФ, в колхозах имени Т.Г. Шевченко и "Ленинский путь" Энгельсского района. Многолюдно было на месте приземления Ю.А. Гагарина. Здесь от имени многочисленных коллективов городов Саратова и Энгельса, а также близлежащих сел возлагали венки к основанию обелиска.
       Писатель К.А. Федин прислал телеграмму: "В эти дни глубочайшего траура по трагически погибшему первому в мире покорителю космоса, нашему любимому Герою Юрию Гагарину скорблю вместе с родным Саратовом, Почетным гражданином которого был славный космонавт. Космонавтика возвысила человечество, позволила заглянуть в будущее, приоткрыла завесы прошлого. Гагарин и его товарищи расширили понятие об идеале, дали писателям реалистические образы "великих человеков".
       Многолетняя практика работы в музее Ю.А. Гагарина показала, что нет равнодушных к его личности. Кто бы ни пришел - маленький ребенок, школьник, взрослый, наш или зарубежный посетитель - всех интересует его жизнь, со всеми мельчайшими подробностями. И все очень жалеют, что так рано погиб. Ю.А. Гагарину было 34 года. Он погиб молодым и таким останется навсегда в памяти человечества. И всех интересуют причины гибели Ю.А. Гагарина.
       30 марта Москва прощалась с двумя Героями Советского Союза. Хоронили их в день рождения отца Ю.А. Гагарина - Алексея Ивановича.
       От саратовцев официально в похоронах принимали участие секретарь обкома партии З.М. Бубнова, Герой Советского Союза, командир гагаринского звена в аэроклубе С.И. Сафронов и директор индустриально-педагогического техникума С.И. Родионов.
       Выпускник нашего техникума Л. Бегма, тоже побывавший на похоронах Гагарина и Серегина, сказал мне:
       - Таких похорон, говорят, не было со времен похорон Сталина.
       Нескончаемым потоком шли люди. Выступая на траурном митинге, президент Академии наук СССР М.В. Келдыш сказал:
       - Все, кто встречался с Юрием Алексеевичем, навсегда сохранят его образ - образ советского человека, вдумчивого, спокойного и скромного, бесстрашного героя, готового на величайшие подвиги во имя Родины.
       Многие прощались с Юрием Гагариным на аллее Героев, у бюста Гагарина выросла гора живых цветов.
       В Московском государственном университете шла комсомольская конференция физфака. И вдруг делегатам сообщают о гибели первого космонавта. Они тут же принимают решение: "В память о дорогом нам всем человеке взять шефство над его родными краями".
       Один из экскурсантов рассказал мне: Я был в пионерском лагере, в лесу. Нас по тревоге подняли в четыре часа утра и сообщили о гибели Гагарина. Мы взяли красное знамя своей школы и пошли в город Челябинск. У вечного огня зажгли факел и прошлись с ним по городу. Так мы почтили память Юрия Алексеевича.

"ПОЧЕМУ НЕ УБЕРЕГЛИ?"

       Этот вопрос тогда задавали все. Говорили, что ему не надо было летать. Хватит того, что уже сделал... В ответ слышали: "Нельзя было его держать под колпаком", "Гагарин - не тот человек, которому можно было бы запретить летать".
       Сразу же после полета в космос один иностранный журналист сказал первому космонавту о том, что ему, наверное, обеспечен отдых до конца жизни. Гагарин ответил, что после такой известности советские люди стараются работать еще больше, а не отдыхать.
       - Что касается меня, то полеты в космос - это моя работа. Она захватывает все мысли и душу. До тех пор, пока мне будут позволять здоровье и деловые качества, я буду стремиться в космос!
       Отвечая на вопрос журналиста В. Илык "Какому из летательных аппаратов вы теперь отдаете предпочтение?", Юрий Алексеевич ответил:
       - Человека, который любит летать, неудержимо тянет в небо. Запретят летчику "ходить" на сверхзвук - он стремится остаться в реактивной авиации, спишут с реактивного самолета - идет на тихоходные машины. Это власть высоты. Кто ее узнает, тот не сможет без крыльев. Летать - моя профессия. И хотя я стал космонавтом, реактивный МИГ мне по-прежнему дорог. Если мне дадут новое задание, я готов выполнить приказ. Пусть это будет самолет или космический корабль - лишь бы в полет.
       Выступая на встрече с коллективом индустриального техникума 5 января 1965 года, он заявил:
       - Моя мечта - слетать на Луну!
       В это время уже готовилась лунная программа высадки человека на соседнюю планету.
       И все-таки ему запрещали летать. После гибели космонавта В.М. Комарова, дублером у которого был Ю.А. Гагарин, ему запретили летать не только в космосе, но и на самолетах.
       27 марта 1967 года (надо же! Ровно за год до гибели Ю.А. Гагарина) представитель ЦК КПСС Л.В. Смирнов сказал маршалу Вершинину, генералам Пашкову и Каманину о том, что в ЦК КПСС и правительстве многие высказываются против повторных полетов Ю.А. Гагарина.
       - Гагариным мы рисковать не можем. Таково мнение руководства, - сказал он.
       Каманин и Вершинин категорически высказались против. Николай Петрович в "Дневнике" сделал следующую запись по этому поводу: "Я сказал, что рано Гагарина превращать в музейный экспонат, - если мы отнимем у Гагарина перспективу дальнейших полетов в космос, мы погубим его. Сейчас мы держим Гагарина на режиме (меньше встреч, приемов и выпивок и больше спорта, занятий техникой и полетов) и этим сохраняем его здоровье и работоспособность. Запретить космические полеты, полеты на самолетах, парашютные прыжки... так можно дойти до запрета заниматься спортом, автомобилем и даже ходьбой (умирают и на ходу). Выслушав такую взволнованную тираду в защиту жизненных интересов Гагарина, Смирнов и Пашков вынуждены были согласиться с моими аргументами. Смирнов сказал: "Пока объявлять что-либо Гагарину не нужно, но Министерство обороны должно высказать свою точку зрения и подготовить материалы по этому вопросу для Политбюро".
       Вроде бы те и другие правы.
       Юрий Алексеевич очень переживал из-за запрета на полеты.
       - Какой я заместитель по летной части, если сам не летаю?!
       Валентина Ивановна, видевшая эти переживания, однажды сказала:
       - Хочешь, я пойду к твоему начальству и уговорю, чтобы тебе разрешили полеты? Юрий Алексеевич вспылил:
       - Что, я сам не добьюсь этого?!
       Сохранился рапорт Ю.А. Гагарина начальнику Центра подготовки космонавтов, генерал-майору авиации Н.Ф. Кузнецову, где есть такие слова: "Считаю морально неоправданным находиться на должности заместителя начальника по летно-косми-ческой подготовке, не имея возможности летать самому и контролировать летную подготовку подчиненного состава".
       И он добился. Ему разрешили полеты на самолетах, но только с инструктором. После успешного окончания военно-воздушной академии в феврале 1968 года Ю.А. Гагарин приступил к активным полетам.
       Год назад, в марте 1967 года, для летной тренировки космонавтов был создан специальный космический полк, командиром которого был назначен Герой Советского Союза инженер-полковник В.С. Серегин.

27 МАРТА 1968 ГОДА. КАК ЭТО БЫЛО

       Этот день был расписан до мельчайших подробностей с утра до вечера. На 27 марта в настольном календаре Юрий Алексеевич крупно записал: "Полеты" и мелко "К Вале". Она лежала в больнице.
       Водитель Гагарина однажды мне рассказал, что решение свое Юрий Алексеевич изменил, и к Валентине Ивановне они поехали 26 марта. Разговаривали минут сорок... Потом сказал водителю, чтобы 27 марта он "повозился" с машиной.
       27 марта Юрий Алексеевич встал рано. Сделал зарядку, позвонил дежурному по части:
       - Я на полетах!
       Выйдя на площадку, он встретил подполковника Г. Добровольского, который спешил в ГАИ.
       - У меня сегодня нет полетов. Надо с ГАИ пообщаться.
       - Сдавай на права по-настоящему, а не как вчера в гараж въезжал, - шутливо заметил Гагарин.
       Подошел лифт, из него вышли жены космонавтов. Поздоровались.
       - Какие красивые наши женщины, - сказал Гагарин Добровольскому. - Как изящно идут!
       Тамара Вольтова быстро отреагировала:
       - Перед такими мальчиками иначе ходить нельзя.
       Вдруг Гагарин спохватился:
       - Я, кажется, пропуск забыл, - порылся в карманах. - Вернусь, надо взять пропуск.
       Юрия Алексеевича начали уговаривать, что на аэродроме его все знают, пропустят без пропуска.
       - Нет, - твердо сказал Гагарин. - Порядок есть порядок. Нехорошо часовому неудобство создавать. Пойду.
       Он вернулся за пропуском в квартиру.
       - Плохая примета, - скажет потом Анна Тимофеевна, мать Ю.А. Гагарина.
       Писатель Юрий Нагибин вспоминает еще об одной плохой примете в этот день. Гагарин зашел в столовую, позавтракал, потом заспешил в автобус. Официантка Настя догнала его:
       - Юрий Алексеевич, вы талон на обед забыли!
       Космонавт взял талончик, на котором было написано "Гагарин Ю.А."
       - Ну, а обед хоть стоящий? Беляши будут? Уговор - двойная порция...
       - Будет сделано, товарищ полковник!
       Юрий Алексеевич сунул талончик в карманчик летной куртки. Потом на месте катастрофы найдут этот талон.
       И еще. За три дня до гибели Гагарин пригласил журналистов к себе домой, чтобы они сфотографировали всю семью. Было воскресенье. Юрий Алексеевич привез жену из больницы. Когда журналисты отсняли пленки, он попросил всех не расходиться. Взял свой фотоаппарат и стал тоже "щелкать" - "на память".
       ...День начинался грустно. Юрия Алексеевича, да и других летчиков, которым предстояло сегодня летать, беспокоила погода. Тучи обложили все небо.
       Ю.А. Гагарин успешно прошел медицинскую комиссию. Поинтересовались, как спал космонавт.
       - Спал крепко, как убитый. Почти девять часов, - ответил он.
       И его допустили к полетам.
       Начальник Центра подготовки космонавтов Н.Ф. Кузнецов, принимая во внимание неустойчивый характер погоды, принял решение: выпустить Гагарина в полет без предварительного контрольного полета вместе с командиром полка В.С. Серегиным, который в качестве инструктора должен был решить: можно ли Гагарина выпускать в самостоятельный полет. Юрий Алексеевич уже восемнадцать раз вылетал с инструкторами. Они дали свое "добро" на самостоятельный полет Гагарина, но Серегин решил сам убедиться в этом.
       Генерал Кузнецов принимает решение: независимо от мнения Серегина самостоятельный вылет Гагарина, запланированный на сегодня, отложить на некоторое время, пока не установится погода.
       В классе предварительной подготовки все шло по штатному расписанию: все службы доложили о состоянии своих дел, В.С. Серегин и летчики сделали себе соответствующие записи и поправки. Владимир Сергеевич сказал Гагарину:
       - Часа через два погода может резко ухудшиться.
       Юрий Алексеевич молча кивнул головой.
       Командир полка сделал необходимые указания службам и вместе с Гагариным пошел к самолету. По пути его остановил генерал Н.Ф. Кузнецов, а Юрий Алексеевич продолжил путь к самолету. Некоторые очевидцы утверждают, что между генералом и полковником произошла какая-то ссора, Серегин нервничал. Перед полетом "заводиться" нельзя. О чем они говорили? Вероятно, о Гагарине: лететь ему сегодня самостоятельно или нет. Юрий Алексеевич был настроен на самостоятельный полет, это хорошо знали оба начальника, но генерал настаивал на отмене самостоятельного полета, а Серегин - за полет. Может быть, они спорили не об этом? Вполне возможно, но Владимир Сергеевич был "взвинчен". По некоторым сведениям он еще утром был так расстроен, что не стал завтракать в столовой.
       Ю.А. Гагарин занял свое место в самолете, провел самостоятельный тренаж. Серегин, жестикулируя, дал последние наставления Юрию Алексеевичу и сел во вторую кабину. К Гагарину поднялся генерал, пожал ему руку и пожелал успешного полета.
       Полетели они на 30 минут. Примерно через 12 минут Гагарин неожиданно сообщил, что задание выполнил и попросил разрешение вернуться на базу. Руководитель полета разрешил.
       Через минуту, как было установлено позже, их не стало, хотя диспетчер на локаторе вел 625-й. Оказалось, это был другой самолет. Стали ждать, когда Гагарин вновь заговорит. Но он молчал. В самолете 625-го по всем расчетам кончилось горючее. Появилась тревога. Что-то случилось? Отменили все полеты и парашютные прыжки. В районе города Киржач прыгали, тренировались в этот день космонавты гагаринского отряда.
       В небо подняли самолеты, вертолеты. Искали долго. Наконец, к вечеру поступило сразу несколько сообщений: в трех километрах от деревни Новоселове Киржачского района Владимирской области обнаружен разбитый самолет, который еще горит.
       К месту катастрофы направили поисковые группы. Местные жители видели, как падал самолет, туда направили совхозный трактор и несколько человек из деревни, которые и указали место падения самолета. Нашли человека, который успел унести чей-то парашют.
       Поисковики несколько дней прочесывали место катастрофы. Руководитель места поиска В.М. Щербаков на страницах газеты "Московский комсомолец" 28 марта 1998 года рассказывал: "Самолет лежал в небольшом углублении в земле, виднелось только хвостовое оперение, и вокруг него были разбросаны отдельные детали самолета и обшивки фюзеляжа. В результате падения оказались срезаны две березки - одна на высоте около четырех, а вторая на высоте около двух метров. На одной из березок справа по курсу падения самолета висел воротник кожаной летной куртки Юры. Резко ощущался запах авиационного керосина.
       Всех прибывших к месту падения самолета офицеров построили и приказали обследовать лес южнее села Новоселове на предмет обнаружения посторонних предметов, могущих являться причиной авиационной катастрофы. Было поручено искать трупы птиц, осколки фонаря кабины самолета и так далее... Поиск причин катастрофы не прекращался ни на один день (кроме дня похорон) вплоть до 15 мая 1968 года.
       Район прочесывали дважды. До 20 апреля обследовалось место катастрофы в районе падения самолета. Когда сошел снег, весь район, отмеченный на карте, обследовался вторично...
       Организация поиска производилась следующим образом: летный состав, прибывший на место поиска, выстраивался в одну линию. В первые дни район поиска обследовали около 600 человек, но потом численность личного состава сократилась до 200. Солдатам давались указания не пропускать ни одной металлической части, ни остекления кабины, ни погибших птиц. В результате поиска было найдено около 80 штук воздушных шаров диаметром от 8 до 16 м с передатчиками весом до 1 кг. Все найденные метеорологические шары доставлялись Правительственной комиссии с целью определить, не было ли столкновения их с самолетом... За 10 часов работы группа проходила участок около 8-10 км длиной и шириной порядка 2 км. После этого люди отдыхали и обедали. Далее участники поисковой группы возвращались по пройденному участку в обратном направлении. Таким образом, намечаемый для поиска участок прочесывался дважды. Но посторонних предметов, которые могли бы стать причиной катастрофы, группой поиска так и не было обнаружено".
       Поисковики нашли кусок верхней челюсти с золотыми зубами, принадлежащие В.С. Серегину, и другие части тел, принадлежность их определяли медики и космонавты по известным им приметам. В разорванной куртке Юрия Алексеевича нашли фотографию С.П. Королева.

"ПОЧЕМУ НЕТ ОФИЦИАЛЬНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ?"

       Сразу же была создана Правительственная комиссия по расследованию причин гибели Ю.А. Гагарина и В.С. Серегина. Были опрошены более тысячи человек, собрано до 95 процентов обломков и осколков самолета, письменные материалы едва уместились в 29 томах. Такого расследования в мировой практике еще не было. И тем не менее официального заключения до сих пор нет. Почему? Многие считают, что комиссия не хотела говорить правду: тогда бы многих людей, причастных к гибели Ю.А. Гагарина и В.С. Серегина, следовало отправить в тюрьму. А виновные стали сочинять и распространять различные версии, чтобы увести следствие в сторону от истины и тем самым спасти себя от наказания. Да так преуспели в этом, что папки с материалами о трагедии надолго легли в секретные архивы...
       В марте 1987 года мне удалось встретиться с одним из членов Правительственной комиссии, бывшим начальником Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского, генерал-лейтенантом С.М. Белоцерковским.
       - Меня трудно заподозрить в необъективности, - говорил он. - Ведь Гагарин проучился в нашем вузе семь лет. Я был руководителем его дипломной работы. Тогда же, 19 лет назад, мы действительно не могли найти убедительное объяснение случившемуся Сейчас вместе с космонавтом Леоновым и другими видными специалистами вновь вернулись к этому делу. Еще раз изучили и тщательно проанализировали все документы. С помощью новой техники установили скорость и угол падения самолета, положение рук на штурвале обоих летчиков, время падения и другие факты. Кстати, "черного ящика" на этом самолете тогда не было. Это усложнило расследование. Кроме того, из материалов следствия исчезли некоторые важные документы. Кому-то они явно вредили... И все-таки сейчас мы ближе к разгадке. Или нам так кажется...
       С.М. Белоцерковскому так и не удалось найти причину гибели самолета с Гагариным и Серегиным. Он умер...
       На экскурсиях в нашем музее мне постоянно задают вопросы: как и почему погиб Ю.А. Гагарин?
       - А вот я читала... - говорит смущенно экскурсантка. И ей надо отвечать, разъяснять.
       Газета "Вечерний Ленинград" 3 мая 1991 года опубликовала такое письмо: "Уважаемая редакция! Мне некуда и не к кому обратиться. Помогите! Рушатся жизнь, будущее, идеалы! Моя единственная и самая верная подруга, а дружим душевно мы с детского сада, наслушалась сплетен и утверждает, что Гагарин погиб по пьянке. Мы каждый день ругаемся и спорим. Я не могу, не хочу верить в этот бред! Юрий Алексеевич был и останется для меня святым человеком! Но ничего доказать подруге не могу. Ни в одной газете, ни в одном журнале не написано, как погиб наш первый космонавт! Не опубликовано даже заключение Государственной комиссии!.. Прошу вас, вы же журналисты, расскажите правду! Нельзя допустить, чтобы имя человека смешивалось с грязью!.. Галя Полушкина, 19 лет..."
       О гибели Ю.А. Гагарина существует много версий, одни - более правдивые, другие - менее, а третьи - просто бредовые.

назад                           в начало                             вперед